НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Ход занятия

1.Организационный момент:

Звучит музыка с записью воя вьюги и шума ветра.

Воспитатель читает стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкина

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, которая вступила уже в свои права. Вы вспомните всё, что знаете об этом времени года, о характерных признаках зимы. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали в музыке?

Дети: Шум ветра, вой вьюги.

Воспитатель: Какая вьюга?

Дети: Вьюга холодная, злая, колючая.

Воспитатель: Какой ветер?

Дети: Ветер зимний, колючий, злой.

Воспитатель: Какие характерные признаки зимы знаете?

Назовите зимние месяцы?

Воспитатель: Молодцы!

2. Упражнение «Сравни и расскажи»

Воспитатель: А сейчас рассмотрим лёд и снег, их появление связано с наступлением зимы, сравните и расскажите о них.

Дети: Снег мягкий, а лёд твёрдый.

Снег пушистый, а лёд гладкий.

Снег белый, а лёд прозрачный.

Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

Воспитатель: Очень хорошо. Молодцы!

3. Упражнение «Доскажи словечко»

Воспитатель: Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег»,доскажите словечко:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки)

На посёлки, на лужок

Опускается. (Снежок)

Вот веселье для ребят —

Все сильнее. (Снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег)

Воспитатель:

Посмотрите сколько родственных слов есть у слова СНЕГ.

А теперь половим с вами снежинки и полепим снежки.

4. Физминутка «Снежная»

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

И лепить снежки начнём!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе.

5. Беседа о зиме и её приметах

Воспитатель: Мы с вами видим, что происходит в природе с наступлением зимы. Художники И. Грабарь на картине «Зимний вечер» и И. Шишкин на своей картине «Зима» изобразили русскую зиму.Рассмотрим картины и попробуем ответить на вопросы:

Какое время года наступило?

Что лежит на земле и деревьях?

Какие деревья зимой?

Какое небо?

Какой воздух?

Слышится ли что-то в лесу?

Воспитатель: Молодцы!

6. Пальчиковая гимнастика «Зима»

7. Составление рассказа по картинам И. Грабаря и И. Шишкина.

Воспитатель: А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима».Используйте такой план:

Что изображено на картине?

Какое время года изображено на картине?

Что лежит на земле и деревьях?

Какие деревья зимой?

Какое небо?

Какой воздух?

Слышится ли что-то в лесу?

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то интересное.

Дети: (Рассказывают)

Воспитатель: Молодцы!

8. Загадки

Воспитатель: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений. Я загадаю загадки о зимних развлечениях у вас на столах картинки с ответами,слушаем внимательно и нужные ответы приклеиваем на наш коллаж:

Дождались зимы друзья:

По реке бегут, скользя.

Лёд срезают, как ножу,

Выполняя виражи. (Коньки)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе…

Кто помог мне в этом… (Лыжи)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры —

Помчались с горы. (Санки)

Круглый маленький комочек я из снега соберу,

Брошу в друга, брошу в брата,

Мы играем, все в снегу. (Снежки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Дети приклеивают картинки с отгадками на подготовленную основу для коллажа.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают.

Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями. Спасибо.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

– С какого звука начинается слово «слон»? (с)

– А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

– Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

– Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

– А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

– С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

– Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

– На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

– Давайте все пострекочем, как кузнечики.

– Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

– А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

– С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

– С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

– Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

– Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».

– Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки

– В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

– Ребята,отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

– В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек».

– А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц – слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

– Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

– Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

– Громко.

– Тихо.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

– Громко.

– Тихо.

12.Подведение итогов:

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Основная часть

а) Повторить игровое упражнение «Пила»

Запилила пила, отпилила кусок

Наскочила на сучок, лопнула и стала

Начинай сначала (сочетание движений рук со словами)повторить2-3 раза

-Как называется игра?

-Сколько слогов в слове пила? (2)

– Назовите первый слог? (пи)

-Второй слог? (ла)

-Первый звук в слове? (п)

-Какой это звук? (согласный, мягкий, глухой)

-Второй звук? («и» – гласный звук)

-Почему, как ты думаешь?

-Третий звук? («л» – согласный, твёрдый)

-И четвёртый звук? («а» – гласный)

-Молодцы!

Б) – Сегодня мы будем работать со звуком «Р», но вначале проведём артикуляционную гимнастику.

Наш язычок любит гулять и петь разные песенки

1)Упражнения : «Лопаточка»

2)- «Забор» -губы в улыбке, язык книзу повторим песню «водички», «комарика»

3) «Калитка»– губы вытягиваем трубочкой, язык кверху («змея», «жук»)

4) Упр. «Чашечка» края языка загнуты кверху.

5) «Заводим моторчик»: кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит, голосовые связки вибрируют, с сильным выдохом заводим моторчик, язычок бьется о верхние зубы д-д- д-д др- р-р.

В)Дыхательное упражнение «Ветерок»

Мы с вами сделали кораблики. Поставьте их перед собой на стол, дуем на них, чем дальше уплывет кораблик, сильнее выдох, быстрее научимся говорить звук «Р».

Г)- А теперь ещё попробуем завести моторчик «т- т –т –тр – р – р»

Порычите, как большие тигры (сильно, громко)

Как маленький тигренок.

Физминутка «Самолёты»

Д) Сказка «Трудный звук» – чтение

Найдите в рассказе и запомните слова со звуком «Р»

-Порычи как пес Барбос,

-Каркни, словно ты ворона Варя,

-Хрюкни, как свинья Хавронья,

-А теперь помурлычь как котенок,

-Вот и научилась звук «Р» выговаривать.

Физминутка

У Матрены, у старушки, жили в маленькой избушке

7 сыновей, 7 дочерей, все без бровей

Вот с такими вот глазами, вот с такими вот ушами,

Вот с такой головой, вот с такой бородой,

Не пили не ели, на неё глядели, делали вот так (колечки, ушки, коза) –пальчиковая гимнастика.

Е)Чистоговорки:

Ра- ра- ра- за горой стоит гора

Ру – ру – ру – мышка спряталась в нору

Ри – ри – ри – горят фонари.

Рю – рю – рю – репу я варю

Ё)- А сейчас я прочитаю считалку – задачку, вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком «р»

Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря

5 карасиков в ведерке и 4 пескаря,

Но смотрите у ведёрка, появился хитрый кот

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт? (Егорка, реки, зря, карасики, ведёрко, 4,пескаря, смотрите, хитрый, рыб, принесёт)

ж) -Теперь сами придумайте слова со звуком «р»

з) -Поиграем в игру «Слова»

-Звук «Л» нужно заменить на звук «р» (лак – рак, игла- игра, булки – бурки, жалко – жарко)

И) -Игра «Прочитай по первым буквам»

-Какое слово получилось?

3) Итог

-Какой звук учились говорить?

-Какой это звук?

-Чем отличается звук и буква?

Погладьте себя по головке, вы все большие умнички.

Методические приемы

На практике рассматриваются следующие методы и приемы:

  • наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация);
  • словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
  • практические (игровые).

В первом варианте педагог демонстрирует различных сказочных героев, животных, насекомых. Малыши внимательно рассматривают иллюстрации, изучают их.

Методический прием на практике

К словесному относится рассказ стихотворения либо интересной истории. Ребенок может поделиться впечатлениями или рассказать о любимом герое из мультфильма.

Практические задания помогают детям развивать активность. Они могут выполнять упражнения в игровой форме.

Обратите внимание! Если возникает проблемная ситуация в группе, тогда воспитатель проводит беседу с ребятами. Далее готовится музыкальная презентация

В конце подводятся итоги выполненной работы.

Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе

Совместная деятельность педагога и детей

В совместной деятельности мною были реализованы следующие задачи:

  • обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в совместной деятельности обеспечивает психолого-педагогические условия.

Для успешной реализации совместной деятельности обеспечены следующие психолого-педагогические условия, которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие.

Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Обратите внимание! Характер общения между взрослыми и детьми должен был доверительным, партнёрским, основан на активном взаимодействии, а стиль общения, эмоциональным, демократическим

Доскажи словечко (совместное составление рассказа)

Педагог готовит интересное игровое упражнение, которое называется «Закончи предложение».

  • когда наступает осень, птицы улетают, а весной (прилетают);
  • с дерева кошка слезает, а на дерево (залезает);
  • лось через канаву перепрыгивает, а через реку (переплывает);
  • змея под камень заползает, а из-под камня (выползает);
  • воробьи дорогу перелетают, а змеи (переползают).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прошу к партам пройти тем детям, имена которых начинаются на гласные звуки, а потом те дети,имена которых начинаются на согласные буквы.

Дети называют свои имена и по очереди садятся за парты.

Беседа по пройденному материалу.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним!

– Что можно составить из звуков?

Дети: Из звуков можно составлять слоги, слова.

Воспитатель: Что можно составить из слогов?

Дети: Из слогов можно составлять слова.

Воспитатель: Что можно составить из слов?

Дети: Из слов можно составлять предложения.

Воспитатель : А из предложений?

Дети: Из предложений можно составлять текст.

Воспитатель: Звуки бывают разные- гласные и согласные.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

Воспитатель: Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Дети: О, У, Ы, А, И. Это гласные звуки!

Определение начального и конечного гласного звука.

Воспитатель: Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

аист (А, ухо (У, ослик (О, астра (А, иней (И, эхо (Э).

б) которым заканчивается слово…

игла (А, шары (Ы, сова (А, кино (О, огни (И).

Выделение гласного звука из середины слова.

Воспитатель: Называйте гласный звук,который находится в середине слова:

Сын (Ы, мак (А, ком (О, дуб (У, мэр (Э).

Воспитатель: А сейчас поднимите карточки с буквами, которые соответствует названным звукам.

Воспитатель: Что вы называли?

Дети :Называли звуки.

Воспитатель: Что показывали?

Дети: Показывали буквы.

Работа на индивидуальных листах.

Воспитатель: Перед вами слова, из которых убежали гласные. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

– Какие слова получились?

– Что они обозначают?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

Дети: Изменится значение слова.

Деление слов на слоги

Воспитатель: Ребята, с помощью гласных, мы можем определить, сколько слогов в слове. (Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных).

Воспитатель: Я назову слова, которые нужно разделть на слоги. Кубики (3, лапа (2, духи (2), нога(2, машина (3), улица (3, дыня (2), молоко (3), сапоги (3), дорога (3).

Дети делят на слоги предложенные слова.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в этих словах?

Дети называют количество гласных в слове.

Дети:

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель : Итак, мы с вами узнали, что слова делятся на части -слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

В слове важен гласный звук –

Это знают все вокруг.

Он с согласными играет,

В слоги их объединяет.

Слова делим мы на слоги

По дорожкам дружно ходим!

Работа на индивидуальных листах.

Воспитатель: Ребята перед вами слова, в которых нужно найти гласные.

Упражнение “Где стоит нужный звук?”

• “А” – Автобус, рукА

• “О” – мОст, ОкнО

• “И” – Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

• “Э” – Эхо, поЭт

• “У” – Утка, рУка

• “Ы” – мЫло. столЫ

Воспитатель :Следующее задание для “внимательных глазок”. Зачеркните на карточек гласные звуки, а гласные подчеркните красным карандашом.

Работа у доски

(Задание на внимание). Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией

Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией.

Итог.

Воспитатель: Давайте повторим! Какие звуки называются гласными?

Дети :гласные поются, нет преграды при их произношении.

Воспитатель: Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

Дети : Если в слове поменять букву,изменится значение слова.

Воспитатель: Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня с вами интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» и я, ведущая игры, Сергеева Тамара Викторовна.

Позвольте представить команды наших игроков.

Слева от меня команда девочек: Лиза, Полина, Маша и капитан команды Ира. Команда называется – Маргаритки.

Справа команда мальчиков: Даниил, Руслан, Никита и капитан – Костя.

Команда называется: «Бойцы»

Тема нашей игры – звук. Нашу жизнь окружают разные звуки. Музыка, голоса птиц и животных, шум ветра и моря, шорох листьев. И, конечно, звуки нашей с вами речи. Если вы хорошо различаете звуки и чисто произносите их, то в школе вам будет легче учиться. А мы сейчас проверим, насколько вы готовы к учёбе в школе.

Мы начинаем игру.Вот вопросы первого этапа:

1. На каком инструменте играет музыкант? (скрипка, гитара)

2. Голос какой птицы вы слышите? (кукушка, воробей)

3. Какой согласный звук повторяется во всех словах?

а) рама, корабль, ворона, рыба;

б) рельс, пряник, речка, рифма.

Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием и заслужили переменку!

Речевая разминка «Закончи слово»: воспитатель говорит первый слог, дети договаривают слово.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру!

Руку к другу тянет друг, встали все в широкий круг!

Слова для игры: рубашка, рубанок, ручей, русалка, рука, рубин, румба, рукав, ручка, руна, русак, руль, рулон, рупор, Русь, Руслан, рулет.

Наша переменка закончилась, а игра продолжается. Мы отправляемся в страну «Рычандию». Команды, определитесь, на чём вы поедете. Но помните, что в названии транспорта должны быть звуки Р или РЬ.

Вертолёт, метро, трамвай, ракета, троллейбус.

Занимаем места, закрыли глаза,заводим мотор: р-р-р-р-р, поехали.

Открываем глаза – приехали. Перед вами дом, но у него не хватает некоторых деталей. Добавьте эти детали.

(на фланелеграфе макет дома,дети по очереди добавляют: раму, крышу, чердак, трубу)

Дом построен, нас встречает хозяйка. Как вы думаете, какое имя у нашей хозяйки? (дети называют имена: Роза, Рая, Римма, выбираем – Роза)

Конкурс «Кто больше назовёт»

Что растёт у Розы в саду? (черешня, смородина, груша, виноград, гранат, крыжовник)

Что растёт в огороде? (помидоры, морковь, редис, репа, редька, огурцы, картофель)

Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Поэтому я объявляю переменку.

Вот задание,которое вы должны выполнить на переменке: из множества кубиков найдите кубики с буквами, затем сложите из этих букв слова. Та команда, которая выполнит задание первой, получит поощрительный приз.

Складываем слова: МИР и РАК.

Начинаем третий этап нашего соревнования. У каждой команды конверт с картинками. Составьте из этих картинок цепочку слов, то есть каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова.

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Подводим итог соревнования. Победила ДРУЖБА.

Ещё раз, молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями нашего конкурса. Я с уверенностью могу сказать, что вы прекрасно слышите и различаете звуки. Вы можете выделить их из слов, знаете написание букв, которые обозначают эти звуки. К обучению в школе вы готовы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий