Восприятие, что это такое
В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.
Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.
Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.
Сенсорное восприятие у детей младшего возраста
Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.
Значение восприятия
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти
Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии
Познание мира ребенком начинается с восприятия
Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза
- Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
- Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
- «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
- Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
- «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).
Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи
По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания
Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.
Формирование фонематического слуха в онтогенезе
Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.
Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие
Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше
Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.
Этапы развития фонематического слуха:
- Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
- Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
- Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
- К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.
Таблица развития фонематического слуха у детей
Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!
Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет
В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи
Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:
Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу
Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь
Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность
Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.
Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.
Восприятие картинки
Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями изображения требуется осмысливание этих связей, поэтому картинки традиционно используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А. Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.
- Первая стадия перечисления (или предметная) характерна для 2-5-летних детей.
- На второй описательной или стадии действия находятся дети возрастом 6-10 лет.
- Для детей старше 9-10 лет наступает третья стадия отношений (или истолкования).
Очень важен сам вопрос, с которым к ребёнку обращается взрослый. Когда воспитатель спрашивает, что дети видят на картинке, то он ориентирует их на перечисление всех подряд предметов (второстепенных и важных) в произвольном порядке. А вопрос «Что на этой картинке делают?» подталкивает малыша к раскрытию функциональных связей, иными словами, действия. При просьбе рассказать об изображённых событиях малыш пытается именно понять изображённое, то есть поднимается на уровень истолкования. То есть, ребёнок во время эксперимента может одновременно продемонстрировать все три уровня своего восприятия картинки.
С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание и фиксации данной информации в виде образа восприятия
Затем зрительная информация переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения, ориентации и действий в окружающей обстановке.Зрительное восприятие относится к важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным значением. Оно участвует в удержании равновесия, ориентировки в пространстве, регуляции позы и контроле поведения. Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания
Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания.
Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста
В дошкольный период главной деятельностью малыша, через которую он познает окружающий мир, является игра. Именно поэтому такое огромное значение имеют упражнения на развитие восприятия.
Эффективные методики развития восприятия:
Сортировка предметов по величине, форме, цвету. В качестве материала могут выступать любые вещи из домашнего обихода. Например, пуговицы, кубики, детали конструктора, мозаики, карандаши, крупы и т.д. организовать игру можно любыми способами: раскладывать предметы по кучкам, мисочкам, в мешочки.
Игра «Чего не хватает»
Упражнение хорошо развивает зрительное восприятие, внимание к деталям, мышление. На листе бумаги нарисуйте несколько животных или предметов и попросите ребенка дорисовать их до конца. «Путаница»
Покажите малышу рисунок, на котором изображены несколько наложенных друг на друга предметов. Попросите его найти и нарисовать каждый из предметов. Это могут быть геометрические фигуры, контуры цветов, фруктов, животных.
Разрезанные картинки и пазлы. Отлично развивают зрительное восприятие игры, в которых требуется собрать и восстановить целостность картинки.
«Угадай по запаху». Из имеющихся в доме продуктов можно создать радугу ароматов. Например, лимон, огурец, кофе, корица, шоколад, лук, чеснок, ягоды и т.д. попросите малыша с закрытыми глазами угадать что это за предмет и попросите нарисовать его.
«Чей звук?». Можно с помощью предметов воспроизводить различные звуки и просить малыша угадать их. Например, стук ложками, звон колокольчика, шуршание пакетом, переливание воды.
«Волшебный мешочек». В большой мешок складываются все игрушки, взрослый предлагает малышу с закрытыми глазами на ощупь вытащить тот или иной предмет
«Путаница». Покажите малышу рисунок, на котором изображены несколько наложенных друг на друга предметов. Попросите его найти и нарисовать каждый из предметов. Это могут быть геометрические фигуры, контуры цветов, фруктов, животных.
Разрезанные картинки и пазлы. Отлично развивают зрительное восприятие игры, в которых требуется собрать и восстановить целостность картинки.
«Угадай по запаху». Из имеющихся в доме продуктов можно создать радугу ароматов. Например, лимон, огурец, кофе, корица, шоколад, лук, чеснок, ягоды и т.д. попросите малыша с закрытыми глазами угадать что это за предмет и попросите нарисовать его.
«Чей звук?». Можно с помощью предметов воспроизводить различные звуки и просить малыша угадать их. Например, стук ложками, звон колокольчика, шуршание пакетом, переливание воды.
«Волшебный мешочек». В большой мешок складываются все игрушки, взрослый предлагает малышу с закрытыми глазами на ощупь вытащить тот или иной предмет.
Необходимо регулярно уделять внимание на развитие восприятия, ведь от уровня его развития зависит способность ребенка к обучению. Центр раннего развития «УмНяша» в Солнцево приглашает малышей и их родителей на творческие занятия, которые способствуют развитию восприятия у дошкольников. Центр раннего развития «УмНяша» в Солнцево приглашает малышей и их родителей на творческие занятия, которые способствуют развитию восприятия у дошкольников
Центр раннего развития «УмНяша» в Солнцево приглашает малышей и их родителей на творческие занятия, которые способствуют развитию восприятия у дошкольников.
Этапы фонематического восприятия
В развитии фонематических процессов выделяют этапы, которые направлены на развитие умения:
— слышать и выделять звуки,
— выделять и объединять звуки в нужной последовательности,
— различать слова паронимы и т.д.
Работа с неречевыми звуками
Она включает в себя умение различать и узнавать неречевые звуки, с которых начинается формирование фонематического восприятия.
Занятие желательно проводить в игровой форме, ниже приведено описание игр, которые можно использовать на данном этапе.
«Угадаешь, что звучит!»
Можно послушать с ребенком звуки дома, например, как шумит вода, шуршит газета, звенят ложки и стаканы, гудит пылесос, а затем произвести их и предложить ребенку определить, что это звучало.
Ребенку предлагается послушать и произвести при помощи хлопков, предложенный ритмический рисунок.
«Пожмурим»
Аналогия игры в прятки, когда малышу закрывают глаза, а затем водят при помощи колокольчика, погремушки, а он должен вас поймать.
Обучение навыку различать высоту, тембр голоса
Ребенку предлагается к различению одинаковые по звуковому составу слоги, слова или фразы, но громкость и тембр голоса членов семьи или хороших знакомых, ему нужно угадать, кто говорит.
«Скажи, как медведь из сказки»
Перед выполнением задания нужно прочитать ребенку сказку «Три медведя». Желательно показать разницу произнесении фраз между медведями. При следующем прочтении предложите ему самому озвучить всех медведей, контролируя громкость и тембр голоса.
Тренировка в различении слов-паронимов
Паронимы являются словами, которые отличаются в звуковом составе одним звуком, например, рак-лак. Для начала необходимо научить малыша слышать отдельные звуки, например, или . Для этого взрослый их говорит несколько протяжно «Ш-ш-ш», давая перед этим картинку для каждого звука, например, шипящую змею. Малышу нужно поднять картинку, когда он услышит нужный звук.
Можно произнести фразу, а ребенок поднимет карточку и изображением картинки того звука, который встречается чаще, например, для скороговорки «Ехал Грека через реку» нужна картинка рычащего тигра.
«Послушай и выбери»
Ребенку предъявляются схожие слова, которые отличаются одним звуком. Он должен выбрать слово заданного предмета, рисунок которого вы ему покажете, например, «уточка-удочка-дочка» или «роза-роса-коса-оса», «сок-сом-сон».
«Верное слово»
Взрослый, предлагает ребенку послушать слова, где один звук произноситься неправильно и определить верное слово, показав его хлопком, например, «крава, мрава, крава, трава, фрава».
Различение звуков на уровне слогов, слов
«Прохлопай слоги»
Перед упражнением ребенку необходимо разъяснить, что есть слова короткие и длинные, предлагая ребенку отхлопать слоги. Взрослый проговаривает слоги с интонационным выделением, ребенок при этом хлопает на каждый слог, затем ему можно предложить посчитать их, например, «ру-ка, ма-ши-на»
«Найди лишнее!»
Взрослый проговаривает ребенку цепочку слогов, один из которых ошибочный, лучше, если это будут парные согласные, например, «та-та-да-та-та». Ребенок прохлопывает ошибочный слог.
«Будь внимателен!»
Для игры ребенку предлагают прослушать слоги или слова с различными парами звуков, например, и . На ребенку предлагается топать ногами, а на махать руками. Сначала предъявляются слоги, затем односложные слова, далее простые слова из двух слогов, лишь потом слова со стечением согласных, например, «ат-да-дом-кот-дары-драка-торт».
Формирование навыка анализа звукового состава слова
«Угадай число»
Взрослый предлагает ребенку угадать число, в качестве подсказки он произносит количество звуков, соответствующих его загадке, ребенок определяет количество звуков.
«Что хочу сказать?»
Ребенку произноситься слово с пропущенным звуком, он должен определить звук и дополнить им слово.
Как вы видите, предложенные упражнения простые и не требуют специальных условий и навыков. Нужно лишь немного терпения и внимания, которые так необходимы вашему ребенку.
Для того, чтобы сделать общение с ребенком еще полезнее и эффективнее стоит познакомиться с советами логопеда, в которых вы узнаете, как родитель может помочь своему малышу.
Виды и механизм восприятия
Восприятие – это основа для других познавательных процессов (речи, памяти, мышления, внимания, воображения).
Как происходит процесс восприятия:
- окружающий малыша мир состоит из предметов, которые можно потрогать, увидеть, послушать, понюхать, попробовать на вкус;
- при помощи органов чувств мы узнаем характеристики предмета и складываем целую картинку;
- от органов чувств информация поступает в мозг, где в симбиозе восприятия органов чувств формируется целостная картина мира;
- на восприятие также влияет жизненный опыт, если ребенок уже знаком с яблоком, ему необязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.
Обратите внимание, в какой форме ваш ребенок лучше всего усваивает информацию – именно она является основополагающей при обучении
Что такое фонетический слух
Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют
Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т
е. звуков. Это умение представляет собой навыки:
- узнавания;
- сравнения;
- повторения элементов, из которых состоят слова.
Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.
Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)
Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе — «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» — «зигизин», вместо «трамвай» — «транвай» и т. п.
Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.
Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.
Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем
Основные виды восприятия у дошкольников развиваются на базе различных анализаторов:
- зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
- слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
- осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.
Слуховое
При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.
Развитие слухового восприятия наиболее эффективно во время прогулок, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.
Зрительное
Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте по отношению к другим видам. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность
Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали
Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.
Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.
По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.
С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения. Рисование с детьми 3 4 лет может включать как традиционное использование карандашей и красок, так и оригинальные техники.
Тактильное
Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало.
Детальнее: Как развивать тактильное восприятие в дошкольном возрасте.
Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.
Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Восприятие имеет основные для обучения в школе виды:
- Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
- Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
- Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.
Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает.
Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.
Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами.
В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.
Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность. Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп.
Тактильная чувствительность у старших дошкольников развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.
При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.
Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер.
Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.
Что касается восприятия маленькими детьми других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся люди, обладающие привлекательными качествами, взрослые и дети, которые легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия.
В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.
Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, необходима целенаправленная работа.
Свойства восприятия
Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:
- Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
- Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
- Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
- Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
- Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
- Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.
Причины и механизмы возникновения нарушений
Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.
Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.
К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:
- Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
- Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
- Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
- Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.
Выявив причинно-следственные связи, специалисты смогут назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. В некоторых случаях, например, детям с заячьей губой или волчьим небом, будет рекомендовано хирургическое вмешательство. Все эти меры помогут избавиться от проблем с речью.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Под фонематическим восприятием понимают процесс распознавания звуков речи. Это самый высокий уровень слухового восприятия, позволяющий дифференцировать фонемы (звуковые сочетания в речи).
С чисто физиологической точки зрения, процесс, нацеленный на восприятие речи, производит анализ и синтез звуковой структуры слова. Специальные приборы фиксируют эти молниеносно сменяющие друг друга сенсорные и мыслительные операции. Но при обычном наблюдении без всяких приборов кажется, что понимание речи строится не на анализе ее фонематического состава, а на основе общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы.
Процесс опознавания слышимых звуковых сочетаний лежит и в основе фонематического слуха
Поэтому ученые достаточно долго и пристально уделяли внимание вопросу, различаются ли понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический слух». В конце концов, в подавляющем большинстве согласились с тождественностью данных понятий
Поскольку нет четкого различения этих двух терминов, мы также будем свободно использовать их в качестве взаимозаменяемых понятий. Определяющим является то, что и фонематический слух, и восприятие нацелены на распознавание фонем и выделение звуковой структуры слов.
Особенности восприятия дошкольника
Организация: ГБДОУ д/с №19
Населенный пункт: Санкт-Петербург, гор. Петергоф
Восприятие ребенка очень важно на каждом этапе его развития. Ведь восприятие – это целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействие на органы чувств
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Но у ребенка может сложиться ошибочное восприятие, если ему не расскажут почему так, а не иначе. Это зависит от окружающих условий, педагогов и родителей. Сначала ребенок познает мир с помощью ведущих анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и т.д.). Бывают дефекты в развитии органов чувств, тогда надо создавать специальные условия для доступного развития детей с ограниченными возможностями.
Дети дошкольного возраста должны научиться воспринимать учебную информацию, суметь её осознать, обработать и оценить
Поэтому в дошкольном возрасте очень важно заложить основу правильного восприятия окружающего мира. Большую роль работе я отвожу центрам развития, где ребёнок мог бы расширить свои познания
В работе с детьми я заметила, что детям очень сложно дается восприятие времени. В моей практике было такое, ребенок думал, что после тихого часа уже наступил другой день. И какое было его удивление, что это был один и тот же день. Вот почему дети сильно обижаются на своих родителей, когда те приводят их в сад и оставляют. Ведь дошкольники плохо ориентируются во времени, и поэтому, когда чего-то ждут, им это время кажется вечным. У взрослых чувство времени сформировано, если нас просят подождать 5 минут, мы понимаем что это недолго, а ребенку 5 минут покажется, что прошел «целый час». Для развития восприятия времени у детей я использую следующие игры:
- Игра «Что было, а что будет».
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится.
- Дидактическая игра “Сначала и потом”.
Перед ребенком лежат карточки с изображениями, и ему предлагается заполнить свободные окошки, подумав, что получилось из того, что было. Например: сначала был маленький ребенок, а потом стал взрослым.
- Дидактическая игра «Части суток».
Взрослый раскладывает на столе 4 картинки, каждая соответствует одной из части суток. После читает стихотворение о разных частях суток, а ребенок выбирает нужную картинку и ставит на нее фишку.
- Игра с мячом «Вчера. Сегодня. Завтра»
Ход игры: Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня).
- Дидактическая игра «Дни недели»
Взрослый показывает ребенку круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название
Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:
Понедельник – первый день, он начинает неделю и т.д.
Затем предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Ребенок называют цифру и соответствующий день недели.
Для того, чтобы у ребенка восприятие было не ошибочным, а правильным, очень важно показывать яркий, качественный демонстрационный материал и не забывать сравнивать его с реальностью. Очень важно играть с детьми в различные дидактические игры, такие как «Подбери пару», «Цветная карусель», «Живое домино», «Составь картинку», «Найди игрушку», «Найди по описанию», «Узнай по голосу» и т.д.
Игр великое множество на различные виды восприятия, главное подобрать по индивидуальным особенностям ребенка и самое главное, знать как ребенок лучше усваивает информацию: зрительно, на слух или осязательно. Поэтому, рассказывая о новом объекте, предмете или явлении, я стараюсь подобрать такой материал, который можно было бы показать, дать потрогать, а может и понюхать. Восприятие играет важную роль в развитие ребенка и от того, как ребенок будет воспринимать информацию, окружающий мир, будет зависеть его будущее!
Приложения:
file0.docx.. 18,9 КБ
Опубликовано: 30.04.2019
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством