Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Преимущества разновозрастных дошкольных групп

Но давайте договоримся сразу: единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива выигрышнее, нет. Просто нет. Под руководством чуткого и вдумчивого преподавателя в одновозрастной группе дошколята могут получить максимум и даже больше. При этом взрослому очевидно легче выстроить работу именно в такой группе: в помощь и одинаковый уровень развития детей, и мировой педагогический опыт, описанный во многих книгах. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но и преимуществ у этого формата – вагон и маленькая тележка. Например:

  • В разновозрастной группе младшие дети будут развиваться быстрее, ориентируясь на успехи старших участников.
  • Старшие дети в разновозрастной группе могут учиться ответственности, помогая младшим.
  • Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
  • Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.

Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое. Вот только по-настоящему справляются далеко не все.

Занятия на бизиборде

Воспитатели вместе с родителями младшей группы школы № 2065 смастерили бизиборд. Это развивающая доска, на которой закреплены различные предметы. Например, с помощью тактильного восприятие предметов из фетра – дорожных знаков и элементов уличного ландшафта – дети делают первые шаги в изучении правил дорожного движения. На доске расположены бытовые предметы, которые малыши определяют на ощупь с закрытыми глазами и пытаются догадаться, из чего сделан телефон или счёты, какие они выполняют функции. Игровой стенд можно создать самим, пофантазировать на любую тему и дать малышам представление о мире, а с помощью сенсорного восприятия развить образное и логическое мышление.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков. 
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Психология старшего дошкольника: переходный возраст

Психологи утверждают, что на рубеже 5-6 лет человек начинает осознавать себя как личность. Он уже кажется себе достаточно взрослым, учится общаться со сверстниками, заводит постоянных друзей. И в то же время начинает проявляться готовность чему-то осознанно учиться

Именно в этот период важно начать воспитывать в нем привычку к продолжительным занятиям, которая очень пригодится в школе

Маленькие непоседы не хотят подолгу сидеть за партами, раздумывая над логическими задачами, и это естественно. Ребенок в 5 лет гораздо больше, чем взрослый, нуждается в регулярном выбросе энергии

Чтобы удержать внимание детей и направить его в нужное русло, обучение нужно проводить в игровой форме, причем игры могут быть и подвижными

Педагогам приходит на помощь другая особенность рассматриваемого возраста — психические функции ребенка созревают достаточно, чтобы позволить ему концентрироваться на каком-то занятии довольно продолжительное время. Интересные задания для детей, связанные с раскрашиванием, собиранием головоломки или конструктора, упорядочиванием чисел способны увлечь их надолго. Такое возможно и в более раннем возрасте, однако, как правило, случается эпизодически. Старший дошкольный возраст — время, когда такие занятия должны стать систематическими.

Симметрия и баланс: принципы формирования и требования к организации разновозрастных групп

Педагогу, который только начинает работать с разновозрастной группой дошколят, предстоит хорошенько подумать об обустройстве среды, в которой проходят занятия, и о режиме дня. Впрочем, второе относится только к детским садам и другим местам, в которых дети проводят большую часть дня. С первым пунктом все понятно: в комнате для занятий должна быть мебель, которая подходит детям разных представленных в группе возрастов. Необходима комфортная и безопасная среда. Но что делать, если в одной детсадовской группе находятся дети с разными потребностями, которые привыкли к разному распорядку дня? Что если младшим детям требуется больше времени на еду и сон? В продумывании расписания внутригрупповых активностей нужно соблюдать баланс затраченного времени. Если младшим детям требуется больше времени на прием пищи, пусть они первыми отправляются на обед, в то время как старшие, обладая большими ресурсами усидчивости и внимательности, могут задержаться на 10-15 минут и продолжить заниматься. Если младшим детям нужно больше времени на дневной сон, возможно, первыми будить стоит старших.

Дети 5-6 лет впитывают знания как губка

Переход ребенка на следующую ступень физического и психического развития обусловливает новую волну интереса к окружающему миру. Он начинает задавать вопросы глобального характера — об устройстве мира, например. Взрослый должен отвечать обстоятельно, но в то же время доступно, желательно с примерами. Если в данный момент отвечать некогда, следует запомнить вопрос и пообещать маленькому почемучке ответить потом (и обязательно выполнить обещание).

Вместе с возросшим интересом к окружающему миру у детей растет и интерес к чтению. Детские познавательные энциклопедии, посвященные различным разделам знаний, стимулируют развитие этого навыка: если 5-летний ребенок еще не умеет читать, у него возникнет желание поскорее научиться. Благодаря таким красочным энциклопедиям формируются первые представления о географии, истории, культуре, пополняются знания о животном мире и о явлениях природы.

Именно этот возраст педагоги считают наиболее благоприятным для запоминания большого количества информации, а это значит, что развитие ребенка 5-6 лет окажет влияние на его способности к обучению в старшем возрасте. Даже из увлечения компьютерными играми можно извлечь пользу: дошкольники с удовольствием играют в «развивалки», направленные на обучение счету, чтению, иностранным языкам, тренировку памяти, внимания и логического мышления.

Индивидуальные занятия на открытом уроке

Если в группе есть дети, к которым нужен индивидуальный подход, например, часто пропускающие занятия по тем или иным причинам, медленно работающие, излишне застенчивые, педагогически запущенные, это должно быть учтено при подготовке к занятию. Для этой категории воспитанников педагогом разрабатываются задания, учитывающие особенности их психофизического развития, соответствующие теме урока. При этом часть заданий такие дети выполняют совместно со всей группой, чтобы они не чувствовали себя оторванными от коллектива.

Индивидуальные занятия подразумевают также предварительное заучивание стихотворений конкретными воспитанниками, а затем выступление этих детей на открытом занятии.

Приемы повышения мотивации детей к занятию

Старшие дошкольники, находясь в центре внимания незнакомых людей, также как и маленькие дети, могут чувствовать себя некомфортно. Разрабатывая занятия необходимо помнить это, уделяя больше внимания стимулированию мотивации детей на выполнение заданий. В деле мотивации многое зависит от увлеченности темой самого педагога и его умения создавать рабочую атмосферу на занятии.

Повышает мотивацию воспитанников также формирование во время урока обстановки необычности и неожиданности, красочность оформления, использование сюжетно-ролевых игр, театрализация урока, пробуждение сопереживания детей героям сценария, создание ситуации соревнования между командами и между отдельными детьми.

Для детей в возрасте 5-6 лет очень важно получить оценку своих действий и правильности выполнения работы со стороны взрослых. Это способствует повышению самооценки ребенка и повышению интереса к уроку

Выделяют несколько приемов, применяемых на практике:

  • словесная похвала детей-дошкольников;
  • награда за правильный ответ: наклейка, фишка, смайлик, конфетка. Подводя итоги урока, воспитатель это учтет и похвалит детей по-разному, в зависимости от количества у них фишек или наклеек;
  • использование значков «за правильное решение», «за быстрое решение», «за аккуратную работу» и пр.;
  • организация переходящего приза «Лучший ученик дня».

В деле мотивации важное значение имеет вводный этап занятия

Нужно суметь провести его таким образом, чтобы привлечь внимание детей. Приход в группу сказочного персонажа всегда интересует детей

Обычно эта роль отводится кукле, но и сам педагог может перевоплотиться в героя волшебной истории.

Также можно начинать занятие интересной игрой, которая сразу привлечет и сосредоточит внимание всех воспитанников, или демонстрацией плаката, который разрабатывается таким образом, чтобы соответствовать структуре занятия. Такой плакат становится опорой для воспитателя при проведении занятия и помогает дошкольникам лучше усваивать новую информацию

Планирование открытого занятия начинается выбором темы и постановки целей. Далее нужно продумать логику организации занятия, взаимосвязь и последовательность отдельных частей урока, завершенность всех этапов и учет времени, отведенного на их выполнение. Структура занятия должна быть четко продумана, должна иметь занимательный сюжет, отдельные составляющие урока пластично сменяют друг друга, чем гарантируется успех открытого занятия.

Продолжительность открытого занятия в старшей группе, как и обычного, составляет 25-30 минут, но темп работы в этом случае может быть существенно выше.

Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада

Основные цели программы для разновозрастной группы:

  • Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
  • Воспитание культурно-нравственных основ личности.
  • Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
  • Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.

Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:

  • Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
  • Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.

Виды открытых занятий в старшей группе ДОУ

При выборе темы открытого мероприятия, педагог стремится к максимальному раскрытию новизны и особенностей каждой конкретной темы. Им могут быть организованы занятия с использованием инновационных методов и приемов обучения, например, с применением мультимедийной техники, использованием логоритмики, проведением фитбол-гимнастики. Помимо того, открытый урок моет быть наполнен необычным содержанием – это может быть занятие по здоровому образу жизни, нравственному воспитанию детей и пр.

Выделяют следующие виды открытых занятий в старшей группе ДОУ:

  • музыкальные занятия – «Путешествие в страну музыкальных инструментов»;
  • занятия по патриотическому воспитанию – «Нет ничего на свете краше, чем Россия наша»;
  • занятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни – «Мое здоровье в моих руках»;
  • занятия по развитию логики – «Путешествие в страну Логику»;
  • занятия по бисероплетению – «Разноцветные фантазии»;
  • психологические занятия – «Сказочное путешествие в волшебный мир Эмоций»;
  • хореографические занятия – «Путешествие по танцевальным станциям»;
  • фитбол-гимнастика – «Соревнование прыгунов»;
  • занятия по этикету – «Путешествие по острову вежливости»;
  • занятия театрализованной деятельностью – «Учимся быть артистами».

Пальчиковая гимнастика

Для речевого развития ребенка в школе №1391 используется пальчиковая гимнастика. Занятия для дошколят проходят в виде короткой разминки. Упражнения для пальчиков сопровождаются четверостишьями, связывающими движение с речью. «Помимо того, что пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, координации движения, она развивает и творческие способности детей. На кончиках пальцев, как и на языке, находится огромное количество нервных окончаний. Чем лучше работают пальчики, тем раньше и лучше ребенок начинает говорить», – рассказала старший воспитатель дошкольной образовательной площадки №3 школы № 1391 Ольга Никитина. Такая форма работы с ребёнком подтверждает слова педагога Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

Что такое разновозрастная группа?

Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп один педагог отдельно работал с каждой мини-группой, происходило разновозрастное общение, но не было разновозрастного обучения.

Связь поколений

Объединение детей в разновозрастные группы развивает социализацию и коммуникацию. Так, например, по инициативе педагогов начальных классов школы № 1788 дети младших классов проводят занятия с дошколятами. Система преемственности возобновляет утраченные связи поколений, которые были в прошлом веке, когда дети разного возраста вместе проводили время во дворах. Ученики младшей школы приходят в детсад, читают малышам сказки и играют с ними. «Дети начальной школы готовят будущих первоклашек переступить порог школы, они проявляют простые, но важные чувства заботы и опеки: преемственность помогает развивать навыки общения, которые необходимы человеку с юного возраста», – сказала учитель начальных классов школы № 1788 Анна Дынкина. Приходят в детский сад третьеклассники и рассказывают, кто такие школьники, чем они занимаются, спрашивают у малышей, какие буквы и цифры они знают. Школьники охотно выступают в роли учителей. Кроме того, дошколята и ученики школы №1788 вместе готовят творческие проекты для школьных праздников. В прошлом году на День рождение школы детсадовцы сделали для младших школьников выставку детских книг и создали Мойдодыра, первоклашки, в свою очередь, поставили и показали театрализованный номер.

Музыкальные викторины

В дошкольном отделении школы № 1368 открылся «Музей грампластинок», где дети сами включают ретро аппаратуру, соревнуются в знании мотивов популярных детских песен и слушают лекции об истории звукозаписи. В музее собрано более 30 пластинок со сказками Андерсена, Чуковского, Барто, с песнями из советских мультфильмов – «Два веселых гуся», «Пусть бегут неуклюже», «Антошка». По словам методиста дошкольного отделения школы №1368 Татьяны Рябцевой, экспозиция музея родилась благодаря участию педагогов и родителей. У многих дома сохранились пластинки, которые они принесли в музей. «Мы хотим сохранить связь поколений и хрупкий мир детства, который может уйти безвозвратно», – рассказала Татьяна Рябцева. В ретро-музее дошкольники организуют развлекательные викторины, на лекциях им рассказывают об истории появления винилового проигрывателя, различиях жестких и гибких грампластинок, которые когда-то вкладывали в музыкальные журналы.

Теоретические основы проведения открытого занятия в старшей группе ДОУ

Определение 1

Открытое занятие – это урок, на котором присутствуют родители, педагоги, представители администрации ДОУ. Эти уроки включены в систему работы методических объединений, их проводят, чтобы обменяться опытом с воспитателями других детских учреждений образования.

Если занятие проводят в одном образовательном учреждении, то на нем могут присутствовать представители родительского комитета. Если открытое занятие проводится на уровне района, то число гостей может быть существенно больше.

Открытые занятия проводятся для коллег педагогами с высоким уровнем квалификации и большим опытом работы. Их задача – продемонстрировать на практике новые технологии, а также методы организации образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ, поделиться своим личным опытом работы и наработками. Открытые уроки, помимо обмена опытом, проводят при аттестации на более высокую квалификационную категорию, а также если педагог принимает участие в профессиональном конкурсе. Также проводят открытые занятие для родителей воспитанников, чтобы ознакомить членов семьи с особенностями образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ и продемонстрировать достижения детей.

Открытый урок входит в общее планирование работы группы. По своей продолжительности и объему материала, это занятие не отличается от любого другого. Предпочтительная форма проведения – игровая, или со включение в его структуру игровых элементов. В игре дошкольники легче получают знания и закрепляют их на практике.

Открытому занятию характерна частая смена видов деятельности детей. Разные виды упражнений, заданий, игр и загадок, а также физкультурные паузы должны чередоваться друг с другом.

Песочная арт-терапия

Песочная арт-терапия Sand Art для дошколят проходит в школе № 2117 под спокойную музыку. Контакт с песком развивает у детей мелкую моторику, память и воображение. Основная цель таких занятий – высвободить творческую энергию, помочь детям расслабиться и получить эмоциональную разрядку. Изначально методика была разработана для детей с социальной девиацией в качестве психотерапии, затем получила мировое признание как инструмент развития памяти и воображения. На мастер-классах дошколята работают с цветным песком. «Во время занятий арт-терапией дети находятся в спокойной обстановке, – сказала помощник воспитателя дошкольного отделения №3 школы № 2117 Валентина Егорова. – Взаимодействие с песком развивает мелкую моторику и воображение. Ребята сочиняют сказки или истории, которые раскрывают воображаемые песочные композиции. Расслабляющие занятия обладают терапевтическим эффектом: помогают ребенку вербализовать свои эмоции и учат коммуникативности».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий