Пояснительная записка
Рабочая программа подготовительной группы ДОУ разработана на основании следующих документов и правовых актов РФ:
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДОО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об организации и осуществлении образовательных программ дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Программа состоит из обязательной части и вариативной, которая формируется участниками образовательных отношений. Обе части – взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации ФГОС ДОО.
Вариативная часть включает региональную парциальную программу гражданско-патриотического воспитания дошкольников, раскрывающую региональный компонент, проблематику воспитания гражданина, формирования навыков межличностного общения, взаимоуважения и толерантности.
Рабочая программа подготовительной группы направлена на разностороннее развитие детей подготовительных к школе групп 6-7 летнего возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная программа базируется на личностно-ориентированном, развивающем и гуманистическом взаимодействии взрослого с детьми.
Рабочая программа представляет собой комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми на учебный год по пяти основным образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Рабочая программа составлена в виде законченной системы деятельности детей, рассчитанной на 1 год и распределенной по месяцам и неделям.
Программа для дошкольников по подготовке к школе
Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.
Программы подготовки
Задачи и структура занятий
Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.
Основными задачами программы считаются:
- Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
- Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
- Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.
Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое. Структура программы включает в себя несколько предметов:
Структура программы включает в себя несколько предметов:
- Занимательная математика — ребенок знакомится с цифрами и арифметическими знаками, учится распознавать и соотносить цвета, сопоставлять формы и размеры. Формируются базовые умения, которые лежат в основе математических понятий.
- Большая роль на занятиях отводится изучениям слов, звуков, навыков словоизменения. Ребенок учится осваивать структуру предложений, развивается умение слушать и говорить. В процессе занятий обогащается активный и пассивный словарный запас.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей. Этот раздел наиболее важен для «домашних» детей, которые редко посещают детский сад. В основу программы входит принцип развития умения вести себя в обществе, работать в группах. В качестве творческих навыков дети учатся развивать фантазию, умение пользоваться подручными материалами (ножницами, клеем, декоративными предметами).
Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина
Игровая деятельность
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:
- Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
- Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
- Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.
Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.
Проверка знаний дошкольников
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Цели и задачи реализации рабочей программы
Ведущая цель рабочей программы – создать благоприятные условия для полноценного проживания детьми периода дошкольного детства, формировать у них личностную культуру, всесторонне развивать физические и психические качества, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям, подготовить к жизни в современном обществе, школьному обучению, обеспечить безопасность жизни ребенка дошкольного возраста.
Обозначенные цели могут реализовываться в разных видах деятельности, таких как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, художественная, двигательная, чтение книг.
Особое внимание программа уделяет процессу развития детской личности, сохранению и укреплению детского здоровья, а также воспитанию у детей дошкольного возраста различных социально значимых качества. Вариативная часть программы имеет цель воспитать в детях уважение к родителям, их культуре, языку и ценностям народа, к культуре любой страны, подготовить ребенка к сознательной жизни в обществе, основанной на понимании, терпимости, дружбе народов и пр
Вариативная часть программы имеет цель воспитать в детях уважение к родителям, их культуре, языку и ценностям народа, к культуре любой страны, подготовить ребенка к сознательной жизни в обществе, основанной на понимании, терпимости, дружбе народов и пр.
Чтобы достичь эту большую цель, необходимо решить ряд задач:
- воспитать начала духовной культуры, сформировать духовно-нравственное отношение к семье, своему дому, Родине, при роде, культурному наследию того народа, где проживает ребенок;
- взращивать в ребенке сострадание, заботливость, внимательность к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, включая представителей разных религий и национальностей, а также к тем, кто заботится о ребенке в ДОУ, дома и сам нуждается в его заботе;
- воспитывать уважительное отношения к окружающим людям и результатам их деятельности, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, а также к государственным и религиозным праздникам;
- воспитывать любовь, уважение к своей этнической группе, понимать свои национальные особенности, чувство собственного достоинства и толерантность;
- знакомить с особенностями языка, быта и традициями людей, живущих в родном регионе, включая семейные и религиозные обычаи, народный этикет, традиции гостеприимства;
- воспитывать уважение, симпатию, добрые чувства в людям всех национальностей, обучать этике межнационального общения и культуре мира;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство национальной гордости, позитивное отношение к разнообразным культурам.
Методическое обеспечение программы
Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:
- учебно-тематические конспекты, планы;
- рабочие тетради;
- прописи;
- наглядные пособия, таблица, схемы;
- счетный материал;
- мультимедийные презентации.
Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно. Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний
Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний
Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.
Цели и задачи занятий по рабочей программе в подготовительной группе
В основе любой рабочей программы лежит ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Опираясь на него, любой педагог и воспитатель сможет грамотно расписать содержание образовательной деятельности и все организационные моменты. Примерные цели, которым должна соответствовать любая рабочая программа:
- Всестороннее развитие личности ребёнка в подходящих условиях с учётом его возраста, физических и психологических особенностей. Главными средствами в достижении этой цели выступают общение и совместная игровая и учебная деятельность с другими детьми и педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
- Развитие самостоятельности ребёнка в стремлении к новым начинаниям, его творческих способностей. Это значит, что все занятия должны быть выстроены с максимальной пользой для детей, быть интересными и познавательными.
- Создание атмосферы комфорта и безопасности, которая сможет обеспечить социализацию детей, а также раскрытие их индивидуальности. Находясь в стенах ДОУ, ребёнок должен чувствовать моральную поддержку, не стесняется обращаться за помощью.
Более подробно посмотреть цели можно в п.2.4 стандарта. Программу разрабатывает воспитатель, опираясь на ФГОС ДО (дошкольного образования), а утверждает администрация учреждения. Что нужно учесть при разработке:
- сколько часов дошкольники находятся в детском саду;
- сколько детей в группе и можно ли разделить её на подгруппы;
- национальные праздники и традиции края;
- возрастные особенности обучающихся;
- другие особенности группы (например, необходимость коррекции).
Игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, что следует учитывать педагогу при составлении программы
Основные задачи, которые решаются педагогами в подготовительной группе (дети 6–7 лет):
- сохранять и укреплять здоровье, способствовать физическому развитию;
- создавать условия для реализации всех видов игры;
- внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
- формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
- во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
- развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
- поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
- продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.
Рабочая программа образования детей подготовительной группы в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО.
Рабочая программа образования — один из основных документов педагога. Рабочая программа образования детей обеспечивает разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Составленная на основе ФОП ДО рабочая программа образования детей 6-7 лет направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Структура рабочей программы образования детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
1. Целевой раздел.1.1. Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы образования.1.3. Принципы реализации рабочей программы и организации образовательного процесса.1.4. Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного возраста).1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
2. Содержательный раздел.2.1. Содержание образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательным областям.2.2. Содержание образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы образования детей 6-7 лет.2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
3. Организационный раздел.3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы.3.2. Режим дня, планирование образовательной деятельности (сетка занятий).3.3. Примерное распределение тем в течение года в подготовительной к школе группе.3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.3.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в подготовительной к школе группе.3.6. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Красным цветом в тексте выделены разделы, которые педагоги заполняют самостоятельно, опираясь на анализ результатов предшествующей педагогической деятельности, потребности детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
rpo-podg-fop Переходя к оплате товара Вы принимаете условия Пользовательского соглашения