Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе

Польза индивидуальной работы с детьми

Как правило, при планировании педагог прописывает, какая именно работа с конкретным ребёнком будет проводиться. Это зависит от потребностей каждого малыша.

Такая форма работы педагога с воспитанником – одна из самых эффективных

Ведь в тот период, пока проводится занятие или игра, внимание специалиста полностью отдано этому малышу, а значит, педагог может вовремя заметить какие-то затруднения, направить ребёнка, подсказать и скорректировать

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе, как уже было сказано, должна быть спланирована. Часто дать рекомендации по её организации может педагог-психолог (по результатам диагностики). И, конечно же, такая работа будет в разы эффективнее, если привлекать к ней родителей. Работа с детьми в ДОУ ведётся по каждому разделу программы и в разных формах. Такое планирование позволяет охватить все сферы развития малыша и не допустить пробелов, что впоследствии облегчит ему адаптацию к школе и обеспечит эффективное усвоение материала.

Учебно методический материал (старшая группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут

Учебно методический материал (старшая группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут

Воспитатель дошкольной группы МОУ «Райконкосская ООШ» Смирнова Маргарита Сергеевна.

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в контексте ФГОС ДО» (72 часа)

Мини-проект на тему: «Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника»

Дошкольная группа МОУ «Райконкосская ООШ» осуществляет свою работу по образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Индивидуальный образовательный маршрут составлен на мальчика старшей дошкольной группы Арсения Ш., 5,5 лет. Арсений воспитывается в полной семье, второй ребенок по счету. Также есть старшая и младшая сестры. Большую часть времени проводит с бабушкой и дедушкой.

Для педагогической диагностики были использованы следующие методы: • наблюдение за поведением ребенка в разных видах деятельности (общение со взрослыми и со сверстниками, игра, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность) • изучение продуктов деятельности детей • свободная беседами с детьми • оценка агрессивности ребенка (Бейкер, М. Алворд) • методика «Кактус» (М.А.Панфилова) • анкетирование родителей

Наблюдение осуществлялось повседневно, во всех образовательных ситуациях, в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, общения ребенка с родителями.

Педагогическая диагностика показала, что у Арсения имеются небольшие проблемы в речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии. Наиболее существенные проблемы ребенок имеет в социально-коммуникативном развитии, большинство критериев имеет низкий уровень педагогических воздействий. Шесть критериев оценки выявления агрессивности (П.Бейкер, М.Алворд) имеют место у Арсения на протяжении 6 месяцев, что говорит о наличии агрессивности. Также была проведена графическая методика «Кактус», цель которой выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Данная методика показала наличие агрессии, а также такие черты как импульсивность, неуверенность, стремление ребенка к одиночеству.

Анкетирование родителей с целью выявления особенностей поведения ребенка дома, взаимоотношений с близкими людьми также показало, что ребенок имеет трудности в общении с отцом, часто конфликтует с сестрами. Более комфортно чувствует себя вне дома.

ИОМ будет осуществляться два месяца (март, апрель) в виде групповых форм и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия по развитию речи, физическому развитию будут проходить ежедневно в ходе режимных моментов и специально организованной деятельности.

Интеграция с другими специалистами

В дошкольных группах МОУ «Райконкосская ООШ» нет музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, психолога, логопеда. Дети, имеющие низкий уровень эффективности педагогических воздействий, направляются на ПМПК в г. Петрозаводск.

Способы оценивания знаний

Повторная диагностика (Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа), наблюдение.

Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы. — «Дошколенок.ру»

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация

Воспитатель:   Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие . Оно будет увлекательным и вам предстоит проявить смекалку и воображение.

Послушайте загадку:   

              Легенда, предание народное,Ребята ее обожают.           Родители, если свободные,                   Ее тебе на ночь читают. (сказка)

   Воспитатель: Правильно это сказка. Я предлагаю показать сказку «Колобок»

Обсуждает,  с помощью загадки настроить детей на творческую работу.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Мотивационная готовность детей к совместной деятельности, общению друг с другом.

Планирование

      А помогут нам, в показе сказки, наши необычные гости – пчелки Би-боты.

— Что надо сделать, чтобы наши Би-боты стали похожи на героев сказки?

— Нам нужно их переодеть. Что нам для этого понадобиться?  Маски.

Педагог вовлекает детей в планирование предстоящей деятельности, создаёт настрой на творческую работу, которую будут выполнять дети.

Планируют свою деятельность.

Распределяют  роли.

Умение работать в группе.

Практические действия

— Посмотрим, что  у нас получилось, готовы наши пчелы к показу сказки?

— Наши пчелы превратились в героев, приступим к самому интересному?

— Чтобы наша пчелка-герой побежала  мы должны ее запрограммировать. Нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево»  и стрелочку «вперед». После того как мы задали нужную программу нажимаем «Go» (старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно мы должны нажать на «сброс» иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую.  

— Как должны разместиться пчёлки ?  У каждого героя есть свое место.

Напоминает правила программирования  пчел.

Дает задания.

Самостоятельно определяют маршрут пчелки, программируют пчел.

Принимают участие в сказке «Колобок».

Закрепляют умение считать в пределах десятка.

Закрепляют умение ориентироваться в пространстве.

Формируются  основы программирования.

Сотрудничают друг с другом.

*Используя это поле меняя только атрибуты и героев можно показать и много других сказок .

                      -Теремок (ставим дом из лего)

                      -Маша и медведь ( в этом случае сказка настольная, а вот где медведь несёт короб с Машей….)

                     — Гуси лебеди ( ставим объёмные фигуры)

Всё зависит и от вашей фантазии.

 Такая форма работы  очень объединяет детей,  учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение, создаёт психологический климат в группе.

 Практическая работа по схеме

-А сейчас я предлагаю поработать индивидуально с задачами для мини-робота.

     Первый вариант.

 — Вам нужно стрелочками  изобразить      проложенный маршрут от пчелы до цветка, стрелочки  рисуем в  пустых клетках внизу листа.

-Внимание на экран. Проверим работу

   Второй вариант.

— Как вы думаете, что нужно сделать на этой схеме? Правильно по стрелкам проложить маршрут пчелы.

— Проверяем выполненную вами работу на экране.

    Третий вариант.

— Как вы видите на этой схеме нет маршрута и нет стрелочек. Я предлагаю творческое задание. Проложить маршрут и стрелочками изобразить этот маршрут.

Даёт задание в двух вариантах.  Педагог вовлекает детей в планирование предстоящей деятельности.

Проверяет выполнение задания на мультимедийной установке через камеру Ken-a-vision.

Предлагает работу

Самостоятельно определяют маршрут пчелки

Дети работают парами . Самостоятельно выполняют задание, меняются листами .

Программируют пчелу по заданному маршруту.

 Учатся структурированной деятельности,

Закрепляют умение ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов.

Закрепляют умение ориентироваться на плоскости

Умение работать  в паре.

Мотивация ребёнка

— Перед нами лабиринт.

Зайка под кустом сидит

и от страха весь дрожит .

 Надо бедному помочь

 убежать от  волков прочь.

В домик зайку проводи

только волков обходи.

— Стрелочками нужно проложить безопасный путь и запрограммировать пчёлку.

Организует постановку практических и проблемных задач

Включается в поиск решения проблемы

Предпосылки для дальнейшей

конструктивной деятельности

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста | Педагогический опыт

Индивидуальная работа
по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста

Организация: МБДОУ № 207

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». 

Мониторинг проводится 3 раза: в начале года, в середине (промежуточный) и в конце года.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют

Карта индивидуального развития воспитанника подготовительной группы

Новый стандарт образования ставит задачу индивидуализации воспитательного процесса. Каждому ребёнку необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития его способностей и раскрытия творческого потенциала. Чтобы решить эту задачу, необходимо знать личностные и психофизические особенности каждого ребёнка. Для систематизации сведений предлагается использовать «Индивидуальную карту развития ребёнка», в которой будут отражаться сведения о дошкольнике, характеризующие особенности его развития на протяжении всего периода пребывания в ДОУ.

Таблица: составление карты индивидуального развития дошкольника

Разделы картыВносимая информацияПримечание
Общая информация о дошкольникеВ этот раздел заносится следующая информация:

  • дата зачисления в ДОУ;
  • откуда прибыл;
  • психофизические особенности (какая рука рабочая, речевые навыки, характер и темперамент, работоспособность, умение воспринимать и запоминать информацию, какой вид памяти преобладает, умение анализировать и логически мыслить);
  • состоит ли на учёте по медицинским показаниям;
  • степень адаптации к нахождению в ДОУ;
  • характеристика семьи.
Эти сведения могут изменяться.
Диагностика развития ребёнкаВ этот раздел заносится оценочная информация по каждой образовательной области, в том числе:

  • степень грамотности речи, умение ребёнка правильно выполнять словообразование, составлять предложения;
  • ориентация дошкольника в математических понятиях, умение считать, сравнивать, выполнять вычисления и решать задачи;
  • развитие кругозора, представлений об окружающем мире, роли человека в природе, что такое семья.
Оценивание проводится воспитателем на основе наблюдений за поведением ребёнка в различных ситуациях.Можно разработать балльную систему, например:

  1. Низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется.
  2. Достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации.
  3. Оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.
Диагностика планируемых целевых ориентировВ качестве целевых ориентиров можно использовать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, взятые из Стандарта образования.При проведении диагностики можно воспользоваться приведённой выше трёхбалльной системой.

В настоящее время принцип индивидуализации образовательно-воспитательного процесса является одним из важнейших направлений развития педагогики ДОУ. Личностный подход позволяет поднять качество воспитания на новый уровень. Организация индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы даёт возможность педагогическому коллективу ДОУ подготовить каждого выпускника детского сада к дальнейшей учебной деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий