Приём «фишбоун» на уроках в школе

Формы работы на уроке

Учитель может использовать данную схему в качестве одного из этапов на уроке, а может и вовсе сделать стратегией на протяжении всего учебного процесса. Способы составления скелета рыбы также могут быть разнообразными:

  • ученик работает над схемой самостоятельно в строго отведенное время, после чего обсуждает и сравнивает схему с одноклассниками, а те также демонстрируют свою схему;
  • в данной работе может принимать участие отдельная группа, которая получает необходимый материал, а после также обсуждает свою работу с другими учениками;
  • делать фишбоун класс может вместе с учителем на доске.

Составление

Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант.

Также существуют разные варианты расположения самого «скелета»:

  • прием фишбоун в начальной школе удобнее использовать в игровой форме в горизонтальном расположении, т.к. оно больше напоминает форму рыбы;
  • со старшеклассниками можно пользоваться вертикальным расположением – так в схему получится уместить больше информации.

Важное значение имеет каждая часть «скелета рыбы»:

  • голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;
  • на косточках с одной стороны (сверху или справа) отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы;
  • косточки с другой стороны (снизу или слева) подтверждают информацию соответствующими фактами;
  • хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме.

Самые важные понятия и факты обычно располагаются ближе к голове, т.е

начинают всегда с самого важного. Фишбоун помогает не только систематизировать информацию, но и учит четко и лаконично выражать свои мысли – для длинных записей на скелете рыбы просто не хватит места

Техника «фишбоун» как педагогический инструмент

Современное образование стремится к формированию универсальных компетенций, которые бы позволили ученику в будущем осуществлять различные виды деятельности, используя общие алгоритмы обработки информации. Поэтому учителю русского языка необходимо формировать компетенции, отвечающие за умение работать с информацией любого типа, вычленять из нее главное и второстепенное, структурировать полученные данные и использовать их в дальнейшем обучении.

Существующие приемы и технологии, применяемые на уроке русского языка, не способны сформировать эти компетенции в полной мере, поэтому педагогу необходимы новые инструменты развивающего обучения. К одним из таких инновационных приемов относится техника «фишбоун», которая носит междисциплинарный характер и может использоваться на уроках по любым предметам.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Определение 1

Фишбоун – английский термин, буквальный перевод которого – «рыбий скелет». Это педагогический прием, позволяющий визуализировать информацию и одновременно выделить в ней существенные признаки.

Техника «фишбоун» применяется также как инструмент решения проблемных ситуаций, поскольку она позволяет проанализировать сущность проблемы, фактическую сторону ситуации, причины, лежащие в ее основе, и сделать выводы.

«Фишбоун» представляет собой графическое изображение рыбьего скелета, в котором обязательными компонентами являются:

  1. Голова (изображается в форме треугольника): эта часть рисунка соответствует проблемной ситуации. При ее обсуждении сущность учебной проблемы формулируется и записывается в этом элементе рисунка.
  2. Туловище в виде двух рядов костей – верхних и нижних. Верхний ряд содержит причины, лежащие в основе проблемной ситуации, нижний ряд – факты, касающиеся ситуации. Чем больше причин и фактов, тем больше «косточек» в скелете. При этом каждой причине соответствует свой факт и наоборот.
  3. Хвост (изображается в виде треугольника): здесь содержится вывод, который должны получить ученики в ходе обсуждения и решения проблемной задачи.

Техника «фишбоун» помогает не только визуализировать информацию, но и помогает ученикам проанализировать проблему, установить причинно-следственные связи и самостоятельно выработать алгоритмы действий в той или иной учебой ситуации.

Техника «фишбоун» как прием языкового обучения

Рассмотрим применение техники «фишбоун» на уроках русского языка. Прием можно использовать в следующих учебных ситуациях:

  1. При обобщении учебной информации, структурировании материала для его лучшего запоминания.
  2. Как средство организации проблемно-поисковой деятельности при решении учебных задач.
  3. В качестве схематического опорного конспекта к теме.
  4. В качестве домашнего задания для закрепления материала, изученного на уроке.

Темы, к которым применяется прием, разнообразны и практически не знают ограничений. Например, пред учениками пятого класса стоит задача систематизировать сведения о правописании приставок. При этом дети уже изучили ряд правил, которых достаточно много, поэтому ученикам сложно быстро ориентироваться в этой информации и сразу же находить нужный алгоритм действия. Помочь структурировать материал поможет прием «фишбоун». Материал о правописании приставок располагается следующим образом:

  1. «Голова»: дети формулируют вопрос «Как правильно написать в слове приставку?».
  2. «Туловище» (верхний ряд – причины): здесь перечисляются все виды орфограмм в приставках, которые дети вспомнят. Это неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, пре- и при-, написание букв «ы» / «и» после приставок, употребление разделительного твердого знака и проч.
  3. «Туловище» (нижний ряд – факты): в этом ряду под каждой причиной указывается конкретное условие написания: вид приставки, качество последующего согласного, значение приставки и т.п.
  4. «Хвост»: дети формулируют вывод о том, что правописание приставок зависит от их типа, поэтому для верного написания надо знать типы приставок.

Техника «фишбоун» с успехом применяется в старших классах, даже при подготовке к экзаменам. Выполнение экзаменационного задания на поиск и опознание грамматических ошибок вызывает у выпускников значительные сложности, поэтому прием может помочь структурировать материал и сделать его более доступным. В этом случае «фишбоун» выглядит так:

  1. «Голова»: как опознать грамматическую ошибку?
  2. «Туловище» (верхний ряд): перечисляются все типы грамматических ошибок, встречающихся в задании.
  3. «Туловище» (нижний ряд): указываются признаки (разновидности) каждой ошибки, случаи, в которых она встречается.
  4. «Вывод»: формулируется общие принципы поиска грамматических ошибок.

Используя технику «фишбоун» на уроке, учитель стимулирует критическое мышление, вооружает детей навыками работы с учебной информацией, а также обеспечивает наглядность и доступность учебного материала.

Дистанционные курсы для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Фишбоун – это прием методики обучения, который широко используется на многих уроках. Его ценность в том, что он помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна ребенок научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности.

Способы и формы применения такого метода в школе

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

  • индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);
  • групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов

Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления

Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Приём Фишбоун в начальной школе

Организация: МБОУ Школа №32

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Задача каждого учителя вооружить учащихся не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.

В своей практике, на любом уроке в начальной школе, я использую такой приём, как «Фишбоун» (Fishbone), что означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». «Фишбоун» – это упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы.

Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Это графическая техника представления информации, что позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления (правила) через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов, формулировку вывода по вопросу.

Именно через зрительные образы ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Этот приём позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблему.

Приём «Фишбоун» может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приёма для анализа какой – либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Я считаю, что эффективнее её применять в начале изучаемой темы или во время обобщения и систематизации знаний, когда материал уже пройден. Этим приёмом можно воспользоваться при индивидуальной или групповой форме работы.

«Фишбоун» состоит из 4 блоков:

1) «Голова».

2) «Верхние косточки».

3) «Нижние косточки».

4) «Хвост».

Алгоритм действий приёма «Фишбоун»:

  • помещаем проблемную ситуацию в «голову»;
  • на «верхних косточках» записываются причины, которые привели к возникновению проблемы;
  • на «нижних косточках» записываются факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют;
  • «хвост рыбы»-это вывод.

Главное при решении проблемы ответить на вопрос: «Почему?», «Зачем?»

К примеру, на уроке русского языка во 2 классе, при изучении «Безударных проверяемых гласных в корне слова», я использовала приём «Фишбоун».

Учащимся было дано задание: списать текст, в котором были слова с пропущенными гласными буквами. Но в работе они столкнулись с трудностями: какую букву надо написать, чтобы не ошибиться. Итак, возникла проблема: «Какую гласную мне написать?»

У каждого из них на столе были карточки со «скелетом рыбки», прочитав текст, ребята обнаружили однокоренные слова.

При составлении «Рыбного скелета», на верхних строчках, мы записали слова из текста, где гласная находится в безударном положении. Именно безударное положение гласных приводит к тому, что ребёнок может ошибиться. (Возникает причина – ошибиться).

На нижних строчках слова, где гласные оказались в ударном положении, а мы увидели, что это родственные слова.

Таким образом: ребята приходят к выводу, что в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением.

Этот приём позволяет учителю «разбить» проблему на ряд причин и аргументов. «Рыбную кость» можно использовать, как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Таким образом, я считаю, приём «Фишбоун» даёт возможность:

1) развитию критического мышления;

2) развитию умения анализировать текст;

3) умению обобщать, делать выводы;

3) работать в команде.

Приложения:

  1. file1.doc.. 62,0 КБ

  2. file0.docx.. 651,6 КБ

Опубликовано: 28.04.2020

Примеры использования технологии на различных уроках

Литература

Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:

  • «Голова»: трудно ли совершить геройский поступок?
  • «Верхние кости»: желание жить, ответственность за свою Родину, смелость.
  • «Нижние косточки»: профессионализм пилота, выдержка характера, любовь к своей стране.
  • «Хвост»: героем может быть каждый, кто любит Родину.

Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).

История

Таким может быть «рыбий скелет», составленный на уроке истории

Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.

  • «Голова»: причины раздробленности.
  • «Верхние кости»: сложная социальная структура общества, желание феодалов обогатиться, внешнеполитическая обстановка.
  • «Нижние косточки»: не делились с Киевом, появление дворянства, отсутствие войн.
  • «Хвост»: раздробленность территории Руси была неизбежной.

Обществознание

Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.

«Голова»: что значит быть гражданином?
«Верхние кости»: ответственность, труд, отношения с другими людьми.
«Нижние косточки»: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать окружающих.
«Хвост»: чувствовать свою важность и ответственность перед будущим своим и потомков.

Биология

Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.

  • «Голова»: взаимодействие природы и общества.
  • «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
  • «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
  • «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.

География

Используя этот пример, можно организовать работу на уроке географии с применением метода «фишбоун»

Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:

  • «Голова»: экологические проблемы.
  • «Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
  • «Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
  • «Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.

Английский язык

Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:

  • «Голова»: can we live without hi-tech?
  • «Верхние кости»: comfort, communication, knowledge.
  • «Нижние косточки»: work at home, lots of friends, information.
  • «Хвост»: our lives depend on inventions.

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод

Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Нажмите для увеличения

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Формы работы на уроке

Технология фишбоун может занимать различное место в уроке: быть одним из его этапов (как закрепление или индивидуальная работа детей) или стать стратегией на протяжении всего урока (хорошо вписывается в уроки литературы для анализа произведений).

Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:

  • индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);
  • в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);
  • фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).

Эта технология может применяться также в качестве:

  • домашней работы;
  • опорного конспекта;
  • зачетной работы по проверке усвоения темы;
  • проектной работы.

Метод фишбоун можно применять в различных вариациях, меняя сложность работы и подстраивая его под уровень класса. Можно делать следующее:

  • указать проблему, все верхние и одну нижнюю косточку (в качестве примера);
  • оставить заполненными проблему и лишь верхние косточки;
  • прописать только проблемный вопрос;
  • предложить детям самим поставить вопрос и заполнить всю схему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация “Технология фишбоун”
Схема “Фишбоун”

Данный материал прознакомит с приём технологии критического мышления “Фишбоун” (“Рыбий скелет”).

Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по.

Приложение к уроку.

Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по.

Метод ФИШБОУН
  • Новогодний сценарий для школы чудесный легкий с волшебными героями

      

  • 1 апреля в школе сценарии

      

  • Вмо цели и задачи кратко

      

  • Балочные системы определение реакций опор и моментов защемления кратко

      

  • Отчет по акции письмо водителю в школе

Примеры использования технологии фишбоун на уроке

Использование технологии фишбоун на уроке позволяет развивать умение анализировать информацию, выделять главное, искать причины явлений, устанавливать связи между ними, а также работать в парах и группах.

Наиболее успешным будет использование «скелета рыбы» на уроках истории и литературы. В творческой форме можно разобрать самые сложные темы. Чтобы лучше разобраться с тем, что такое фишбоун, рассмотрим примеры.

На уроке истории

В 6 классе на уроке истории ученики разбирают сложную тему: «Феодальная раздробленность на Руси». Чтобы лучше разобраться в понятии и причинах распада Древней Руси, дети составляют фишбоун.

Голова (явление) – причины распада Древней Руси.

Верхние косточки (причины) – не было порядка наследования престола; территории сильно отличались по природно-хозяйственным условиям; натуральное хозяйство; рост и развитие городов.

Нижние косточки (факты) – междоусобные войны и борьба за престол; усиление экономики отдельных земель; отсутствие постоянных торговых связей между княжествами; города хотят самостоятельности.

Хвост (вывод) – раздробленности на Руси избежать было невозможно.

На уроке литературы

В 5 классе при анализе произведения И. С. Тургенева «Муму» детям предлагается заполнить фишбоун, который поможет проанализировать главного героя. Ученики должны разобраться со сложным вопросом: «Что может толкнуть покорного человека на бунт?»

Голова (проблема) – Герасим – покорный бунтарь.

Верхние косточки (причины) – он хозяйственный; крепостной крестьянин; бунтарь (освобождающийся).
Нижние косточки (факты) – любит порядок, хорошо исполняет свои обязанности; топит Муму, потому что обязан это сделать; самовольно уходит от барыни.

Хвост (вывод) – если постоянно унижать человека, то даже самый покорный рано или поздно взбунтуется.

https://youtube.com/watch?v=ug3sntOXiAs

Использование метода на уроке

Прием фишбоун является универсальным, поэтому его с легкостью можно использовать в школе на любом уроке, как на математике, так и на русском языке, литературе и даже биологии. Главной задачей учителя является научить детей проделывать данную работу и уметь объяснить собственную точку зрения. Обычно самым легким моментом для учеников считается озвучивание предложений. Однако когда речь заходит об аргументах и фактах, некоторые начинают теряться. Даже если внизу рыбий скелет остался пустой, ничего страшного в этом нет, ведь в реальной жизни тоже не всегда удается найти подтверждение всему.

Очень важной частью является хвост, ведь вся работа проделывалась именно для вывода. Если ребенок по какой-то причине не может сделать вывод самостоятельно, в этом ему должен помочь учитель

В начальных классах чаще всего хвост является уже полностью готовым, чтобы дети могли понять суть данной схемы.

Преимущество фишбоун схемы

На сегодня фишбоун схему можно считать профессиональным методом преподнесения сложной информации, ведь именно с помощью нее учитель может научить детей анализировать информацию. Дети учатся воспринимать позицию автора и делать собственные выводы.

Фишбоун технология является очень популярной в профессии педагога, делая процесс обучения гораздо интересней и понятней. Ведь иногда ребенок просто не в состоянии в силу возраста понять некоторый материал, который необходимо проходить в школе. Но если ученика знакомят со схемой фишбоун, он понимает, что все гораздо проще, и прекрасно демонстрирует свои знания в разных областях.

Любой процесс обучения сложен и требует высокой активности и продуктивности мозга. Для развития когнитивных функций как у детей, так и взрослых, подходят тренажеры Викиум

Они помогают улучшить память, внимание, концентрацию и скорость реакции

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий