Изучаем с ребенком безударные и ударные звуки, учимся проверять орфограммы

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук , в других школьных программах встречается обозначение , в институтской программе — (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Орфографический словарь

Таких слов в русском языке очень много, все они собраны в специальных орфографических словарях. Если ты не знаешь, как пишется безударная гласная, а проверить ее нельзя, то загляни в этот словарь.

Посмотри, как выглядят его странички:

Все слова в нем расположены по алфавиту, это помогает быстрее находить нужное слово.

Чем больше ты будешь изучать русский язык, тем больше словарных слов сможешь запомнить. А, значит, и писать будешь более грамотно.

Сегодня ты тренировал умение верно писать букву безударного гласного звука в корне слова.

Давай проверим, насколько хорошо ты этому научился. Для этого выполни тест, выбрав правильный ответ.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки,
  • находить гласные в сильной и слабой позиции,
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую,
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук,
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Как определить безударный гласный звук?

Первое, что нам важно сделать, — это определить сильную позицию в слове, поставив ударение. Теперь у нас есть ударный и безударные слоги. 

Безударный гласный звук

Проверка безударного гласного

Безударный гласный звук. Проверка безударного гласного

 Безударный гласный может находиться в любой части слова.  Например:

в начале слова:

р_ка́ — рЕ́к;

в середине слова:

уч_ни́к — учЕ́ние;

в конце слова. В этом случае мы задаём вопрос, чтобы проверить безударный гласные:

высо́к_го — какого?

Безударные гласные делятся на:

  • проверяемые;
  • непроверяемые. 

Проверяемые гласные — это гласные звуки, написание которых мы можем проверить. 

Как это сделать? 

Произнести слово в уменьшительно-ласкательной форме. 

Гнездо́ — гнёздышко, зима́ — зи́мушка.

Использовать слово в форме множественного или единственного числа. 

Волна́ — во́лны, дожди́ — до́ждь.

Подобрать родственное слово, где безударный гласный будет стоять под ударением.

Речно́й — ре́чка, варе́нье — ва́рим.

Проверку безударных гласных мы можем отработать на тренажёре iSmart в разделе «Безударные гласные. Проверяемое и проверочное слово». Ребёнку будет легко работать с подсказками, простыми примерами и разнообразными заданиями, выполняя которые он будет учиться правильно ставить ударения, находить в словах ударные и безударные гласные, получая поощрения.

Давайте попробуем.

Распредели слова:

Если ребёнок затрудняется в правильной постановке ударения, то ему будет сложно увидеть орфограмму и он чаще других может допускать ошибки даже в понятных по значению простых словах. 

Закрепить умение правильно ставить ударение в словах можно также, работая на тренажёре iSmart. Как это работает?

Тренажёры — это интерактивные упражнения, рассортированные по классам, предметам и темам. Их на платформе около 300 тысяч. 

Все упражнения размещены на образовательной онлайн-платформе iSmart. 

У платформы есть ряд полезных функций:

  • Диагностика знаний. Диагностика помогает определить уровень знаний ребёнка. После её прохождения станут очевидны темы, которые даются школьнику с трудом.
  • Ступенчатая система подсказок. Система умных подсказок корректирует ошибки, даёт подробную обратную связь с правилами и примерами.
  • Автоматическая проверка решений. Платформа проверит работу автоматически. А учителю остаётся только взглянуть на результат.
  • Система поощрений. Если ребёнок выполнил задание сам и правильно, получил «смарткойн». Нет — остался без награды. Это отлично мотивирует!

А есть в русском языке слова, в которых нельзя проверить букву, обозначающую безударный гласный звук. Найдите это слово: гора́, молоко́ 

Теперь вы понимаете, что не ко всем словам с безударным гласным можно подобрать проверочное слово. Написание таких слов нужно запомнить или проверять по орфографическому словарю.

Например: пена́л   пальто́   я́года

Непроверяемые гласные — это гласные, к которым невозможно подобрать проверочное слово. 

Эти слова можно найти в орфографическом словаре, запомнить и отработать на тренажёре iSmart. 

Например: ваго́н сини́ца

Расширять словарный запас можно, работая регулярно с орфографическим словарём. Это нужно для того, чтобы запомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками (орфограммами). А что же такое орфографический словарь? 

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок

Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку

Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе

Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как : “вода” – .

Э без ударения всегда обозначает : “весна” – , “пепел” – . Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.

И, Ы, У не меняются.

Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – , племя – .

Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.

Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?

Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Безударная чередующаяся гласная корня: как определить?

Корни и правила для чередующихся гласных нужно запоминать дословно, чтобы не допускать ошибок при написании тех или иных слов. Подробно об этом мы уже рассказывали в этом материале.

Вот эти чередующиеся корни: 

Кас-кос; Бер-бир; Тер-тир;Дер-дир;Чет-чит;Раст-рост-ращ;Стел-стил;Мер-мир; Скач-скоч; Гар-гор и так далее. 

Написание буквы в корне здесь тоже зависит от наличия ударения или последующего суффикса:

КореньПравило
гар-горПод ударением — А;Без ударения — О.
ПримерИсключения
уга́рный, зага́р, загоре́лый, погоре́лец.вы́гарки, и́згарь, при́гарь.
КореньПравило
Клан-клонБез ударения – О;Под ударением – что слышится.
ПримерИсключения
Кла́няться, склоне́ние, укло́н, наклони́ться.Нет
КореньПравило
твар- твор-Без ударения – О;под ударением – А.
ПримерИсключения
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р.У́тварь.
КореньПравило
Зар-зор-Без ударения — А,под ударением — О.
ПримерИсключения
зарни́ца, за́рево, зо́ри, зо́ренька.Зорева́ть.
КореньПравило
кас-кос-За корнем суффикс «А» — пишем А,Нет – О.
ПримерИсключения
касание, касательная, коснись, прикосновениеНет
КореньПравило
мак-мок-А – значение «погружать в жидкость»;О — «пропускать, впитывать жидкость»
ПримерИсключения
Макать, вымокнуть, намокнутьНет
КореньПравило
равн- ровнА — в корне со значением «одинаковый, равный»;О — «ровный, прямой»
ПримерИсключения
Равноправие, сравнять, подровнятьравнина, уровень, поравняться, поровну.
КореньПравило
раст- ращ- рос-А — перед ст;О – в других случаях.
ПримерИсключения
отрасти, наращённый, поросльотрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Если Вы видите, что в слове есть эти корни, то лучше всего обратиться к правилу, чтобы не допустить ошибку и не получить двойку. 

Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Только безударные проверяемые. Непроверяемые безударные гласные, так как слова с проверяемой гласной в корне нуждаются в уточнении из-за размытого ударения, а слова с непроверяемой почти всегда относятся к словарным. 

Другие примеры подбора подходящих корней и слов для проверки

Для проверки безударной гласной в суффиксе придётся подобрать точно такое же слово, в котором ударение будет падать точно на суффикс.

  • Умник, сверстник, бездельник — ученик;
  • говядина — осетрина;
  • платьишко — домишко;
  • смелость, храбрость, воспитанность, радость, совесть — злость;
  • громко — хорошо;
  • апельсиновый, резиновый — дубовый;
  • медведица — сестрица;
  • царапина – морщина.

А если нужно проверить безударную проверяемую гласную в окончании (если это прилагательное), то используем классические вопросы и проверяем окончание именно по нему. 

При проверке безударной гласной в окончании существительного, подбираем существительное того же рода и склонения, но уже с ударным окончанием. Это позволит проверить ударение. 

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • синим (проверяем по вопросу каким?);
  • высокого (по вопросу какого?);
  • озеро (село);
  • колено (окно);
  • кони (пони);
  • поле (ружье).

Обратим внимание на смысловые различия. Корни таких слов будут отличаться по смыслу: 

  • посидела (сидеть) и поседела (седина);
  • отварить (варить) и отворить (открыть);
  • полоскать (полощет) и поласкать (ласка);
  • примирять (мирить людей) и примерять (мерять одежду);
  • спешите (спешить) и спишите (списать);
  • обежать (беш) и обижать (обида);
  • слезать (слезь) и слизать (облизывать);
  • запивать (пить) и запевать (петь);
  • посветить (свет) и посвятить (святость);
  • разредить (редкость) и разрядить (разряд);
  • развевается (развеять) и развивается (развитие). 

Запоминая такие слова, Вы сможете быстро освоить программу и разобраться с особенностями разбора тех или иных слов с безударными гласными в корне, суффиксе или предлоге. Знание правила позволит быстро определять, какие слова можно проверить с помощью словарика, а какие — строго с использованием изменения слова, ударения, словоформы или звуковки. 

Упражнения по теме

1. Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) гонять +б) заниматьв) сложить

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) предлагали +в) выхватил

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) блокнотыб) невероятнов) по касательной +

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) занимательный +б) приходитев) растерянность

5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) покосилсяб) броненосцыв) резиновые +

6. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) трагическийб) с дипломом +в) предполагал

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) косоглазыйб) директорв) собирались +

8. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне:а) по долинам +б) в адмиралыв) к матросам

9. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:а) молоденькаяб) обижатьсяв) бояре +

10. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова:а) занимаешьсяб) терпения +в) абсолютные

11. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила:а) ростовщик +б) озарятьв) безотлагательно

12. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила:а) изгарьб) скакать +в) равнина

13. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А-:а) застелить +б) скакалкав) загорать

14. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения:а) выраститьб) положениев) макать +

15. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения:а) пригореть +б) придиратьсяв) выскочить

16. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня:а) равнениеб) подросли +в) касательная

17. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) оживленноб) удивительнов) натирает +

18

Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) положитьб) держащий +в) внимание. 19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +

Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +

19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +

20. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) подписатьб) умирал +в) толкнуть

21. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) положили +б) заплесневеетв) голодала

22. Укажите слово с удвоенной согласной в корне:а) рассмешитьб) колоссальный +в) бессильный

23. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обращениеб) выжидатьв) расстилаться +

24. Укажите слово с проверяемой гласной в корне:а) метафораб) опоздание +в) равняться

25. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) подстилатьб) озарениев) репутация +

26. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатертьб) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел +в) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти

27. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) перег..родкаб) заг..ратьи+в) г..рный

28. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) к..ситьб) к..стныйв) прик..сновение +

29. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) прик..снуться +б) к..солапыйв) к..стрище

30. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одеждуб) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины+в) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение

Проверочные и проверяемые слова

Внимательно посмотри на две группы слов. Что объединяет каждую из них?

Проверь себя:

В первом столбике находятся формы слова, а во втором – однокоренные слова.

Обрати внимание, что формы слова – это слова с одинаковым лексическим значением, отличаются они лишь окончанием. Окончание меняется для того, чтобы можно было составить разные предложения

Сравни:

В лес ведет извилистая тропа.

Тропы в поле заросли травой.

Прочитай цепочку слов. Есть ли в ней однокоренные слова? А формы слова? Какая буква пропущена?

Сн_г – сн_га – сн_говик – сн_гурочка

Посмотри на запись. Расскажи, что обозначает каждое из слов. Что можно сказать про первое слово в паре, а что – про второе?

В этой записи на первом месте в паре записаны слова с орфограммами, гласный звук в них слышен не четко, его нужно проверять. На втором месте записаны слова, в которых гласный слышен четко и ясно, с их помощью можно проверить написание орфограммы.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

Ударные гласные звуки

Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул – слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • частота́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный;
  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;
  • шаловли́вый — ша́лость;
  • начала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла;
  • топта́ть  — то́пчет;
  • опоздать — по́здно;
  • угостить — гость;
  • угомони́ть — го́мон.

3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:

  • навева́ть раздумья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посевы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • серьга́ — се́рьги;
  • освеще́ние — свет.

В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;
  • весна́ — вёсны;
  • ведро́ — вёдра;
  • о́зеро — озёра;
  • по́черк — зачёркнутый;
  • подвести́ — подвёл.

4. Буква «и» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;
  • примири́ть недругов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чистота́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть слова — пи́шет;
  • едине́ние — еди́нство.

5. Проверим букву «я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;
  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
  • иссяка́ть — исся́кнуть;
  • посвятить  поэму — свя́тость;
  • мячи́ — мяч;
  • увяда́ть от жары —  вя́лый.

Дополнительный материал
Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий