Придворный этикет

Этикет испанского двора

Но более всего придворный этикет усложнял жизнь королям и королевам Испании. Так, к приехавшей из заграницы невесте правителя сразу приставлялась строгая дуэнья, которая знакомила девушку с основами здешнего этикета, наводившего тоску на юных принцесс. Порой они просто ненавидели своих наставниц. Примером тому стала молодая супруга Филиппа IV Марианна Австрийская, которая настолько устала от нравоучений вроде: «Королева Испании не имеет права смеяться и выглядывать в окно», — что с трудом дождалась своей первой беременности. Дело в том, что во время вынашивания ребёнка правительницам разрешались определённые послабления, чем и воспользовалась Её величество. Марианна отхлестала по лицу надоевшую дуэнью, после чего невинно заявила супругу: «Мне почему-то захотелось это сделать». А вот прикасаться к телу владычицы Испании не мог никто, кроме её мужа и нескольких приближённых дам, и нарушителей этого требования этикета ждала неминуемая казнь. И однажды строжайший запрет чуть не обернулся настоящей трагедией. Так, Мария Луиза, жена Карла II, во время верховой прогулки выпала из седла, а её нога запуталась в стремени. Перепуганная лошадь понесла, и, казалось, несчастную женщину ждёт верная смерть. К счастью, рядом находились два отчаянных гвардейских офицера. Они, презрев этикет, быстро остановили несущееся животное и помогли королеве выбраться из ловушки. Убедившись, что её жизнь в безопасности, спасители тут же вскочили на коней и поспешили покинуть пределы Испании. И только спустя некоторое время, когда Мария Луиза все же смогла уговорить мужа простить храбрецов, те вернулись на родину. Однако иногда «королевские» трагедии заканчивались не столь благополучно. Так, жертвой этикета стал Филипп III. В 1621 году этот правитель Испании заболел лихорадкой. Чтобы спастись от страшного озноба, монарх приказал растопить камин и удобно устроился в кресле возле самого огня. И вдруг обессилевший от недуга король потерял сознание. Пока переполошившиеся придворные искали гранда, имевшего право двигать кресло правителя, несчастный Филипп угорел насмерть.

Вглубь веков

Прежде чем подробно говорить о русском этикете, предлагаем проследить историю этикета мирового. Учёные склонны считать временем зарождения хороших манер 500 год до н.э. Именно тогда древнекитайский философ Конфуций систематизировал правила поведения, которые считались приличными в его время. Не быть многословным, беседу вести спокойным тоном, внимательно слушать собеседника, быть преданным своему государству.

Родиной делового этикета в Европе считается Древняя Греция. На фоне своих коллег из других стран древнегреческие послы отличались кристальной честностью, деликатностью, сдержанностью и неподкупностью. А история светского этикета ведёт свой отсчет со второго десятилетия нашей эры, когда Римская империя находилась на пике своего развития. Именно тогда римская знать стала задумываться не только о необходимости соблюдения личной гигиены: умывании, удалении лишней растительности на лице, чистке зубов… Но и о совершенствовании внутреннего мира. Появились правила общения с женщинами и даже робкие высказывания о необходимости укрощать свою жестокость и гуманно относиться к врагам.

Новый важный виток в развитии этикета происходит уже в Средние века с выходом в XIII веке в Англии «Книги культурного человека». Основные напутствия книги касались поведения людей в аристократических кругах. Не рекомендовалось пристально смотреть на женщин, долго разглядывать одежду других людей, и, наконец, строго-настрого запрещалось прилюдно очищать свой нос, рот и уши от чего бы то ни было. Следовать правилам этикета в те времена должны были только аристократы, жизнь простолюдинов регулировалась лишь церковными догмами.

Следующую лепту в становление этикета внесли рыцари. В свободное от войн время они участвовали в светской жизни, которая контролировалась «рыцарским кодексом». Он базировался на храбрости рыцаря в битвах и на турнирах, честности с окружающими, самоотречении в общении с дамой сердца и преданности своему сеньору. Ах да, внешность рыцаря должна была быть не менее привлекательна, чем его моральные принципы.

Никола де Ларжильер «Портрет Людовика XIV и его наследников» (1710)

Понятие этикета — что это такое

Этикет является предметом изучения науки этики. Данный термин имеет французские корни (étiquette — этикетка, надпись) и в разных формулировках означает следующее:

  1. свод норм и правил поведения человека в обществе;
  2. нормы тактичности и вежливости;
  3. форму поведения, регламентирующую отношения между членами социума.

Как уже было сказано, термин пришел к нам из Франции. При дворе короля Франции Людовика XIV всем приглашенным гостям раздавали карточки (называемые этикетками), где были описаны правила поведения за столом и как нужно держаться с другими гостями.

В современном обществе этикету учатся с самого детства: эта задача лежит на родителях и других значимых взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка. Во взрослой жизни эти правила становятся негласными – предполагается, что каждый хорошо воспитанный, культурный человек должен соблюдать их везде, где бы он ни находился: дома, на работе или в гостях.

В противном случае индивид может быть осужден и исключен из определенной группы. Например, если вы придете на день рождения и положите ноги на стол, будете громко материться и лазить по чужим шкафам, то вряд ли это понравится хозяевам: вас сразу выставят за дверь.

Если говорить простыми словами, то этикет — это правила игры, которые люди соглашаются соблюдать, чтобы облегчить свою жизнь в обществе.

Понятие это довольно широкое и включает в себя не только нормы поведения, но и одежду, отношение к людям, манеры и многое другое.

Почему люди соблюдают этикетные правила

Что такое этикет, и для чего он нужен? Можно выделить несколько его значений для человечества:

  1. этикет содержит положения о приемлемом поведении, которые передаются из поколения в поколение, сохраняя культурные ценности отдельного этноса;
  2. является отображением особенностей конкретной нации и страны. Например, в России мужчины должны привстать, когда в помещение входит женщина. А в некоторых странах Востока женская половина человечества должна стоять в углу кухни и ждать, пока мужчины закончат трапезу;
  3. правила этикета содержат определенные слова, жесты, манеры, знаки, которые, в свою очередь, позволяют нам «читать» друг друга, распознавать кто есть кто. Если мужчина открывает дверь перед женщиной, подает ей руку, можно сказать, что он хорошо воспитан и демонстрирует свое уважение. С такой личностью будет приятно общаться и иметь дела.
  4. выполнение этикетных правил (например, речевых — здороваться, прощаться, извиняться) говорит о том, что человек не собирается быть агрессивным и готов играть по правилам.

Что хорошо для народов одной страны, то кажется неприемлемым для других наций. Одни при встрече рьяно обнимаются и целуются, другие воспримут это за вторжение в личные границы и оскорбление.

Этикет и его нормы различны в разных точках земного шара. Поэтому неплохо было бы узнать о них, собираясь посетить незнакомое государство или континент.

Правила поведения в кафе и ресторане

Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:

  • За одежду спутницы отвечает мужчина – помогает снять шубу или пальто и сдает верхнюю одежды спутницы в гардероб.
  • В зале мужчина помогает сесть спутнице, отодвинув стул, и только после этого садится сам.
  • Во время трапезы или ожидания заказа не следует ставить локти на стол. Как исключение, локти на стол может ненадолго поставить дама, но не джентльмен.
  • Нельзя класть на стол посторонние предметы, не имеющие отношения к трапезе.
  • При необходимости показать какой-либо предмет – телефон, книгу, что-то еще – просто передайте его из рук в руки.
  • Пользоваться косметикой, причесываться, наводить прочий марафет следует исключительно в уборной.
  • Не разговаривать по телефону за столом.
  • При необходимости позвонить или принять звонок – извиниться и отлучиться из-за стола.
  • Откашляться или чихнуть допустимо в сгиб локтя.
  • Не следует брать прозрачный фужер или бокал жирными руками.

На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.

Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).

Всё по-новому: эпоха Петра Великого

Дорогу мировому этикету в России стал прокладывать Петр I. Путь этот был тернист и труден: подавляющее большинство русских бояр не понимали и не хотели принимать какие-либо новшества. Но хотели они того или нет, а в эпоху Петра Великого светский этикет ворвался в их размеренную жизнь.

Сначала изменения коснулись внешнего вида. Как известно, боярам повелевалось брить бороды, носить короткий кафтан и парики. Женщины должны были появляться в обществе в платьях на европейский манер: с открытыми руками, плечами и зоной декольте. Затем у мужчин принялись оттачивать умение быть деликатным и обходительным. Теперь на пирах кавалеры должны были проявлять участие по отношению к дамам: провожать их к столу и помогать сесть.

С 1718 года в культурной жизни русского дворянства появилось новое понятие — «ассамблеи». По сути это были такие же званые обеды, только перед посещением ассамблей обязательно предписывалось мыться и надевать чистую одежду, а на самих празднествах веселиться, танцевать и играть в игры.

Не забыл Петр I и о подрастающем поколении — будущем любого государства. Для молодых дворян был разработан сборник «Юности честное зерцало», в котором давались следующие советы: в обществе опрятно выглядеть, заниматься обучением, ухаживать за ногтями, не плеваться прилюдно, не указывать на что-либо перстом, громко не кашлять и не чихать, а при необходимости удаляться в уединённое место.

С. Хлебовский «Ассамблея при Петре І» (1858)

Этикет в Древнем Египте

Египетская цивилизация была пронизана правилами поведения. Здесь считали, что манеры могут сделать из любого человека короля и потому неукоснительно им следовали. Определенные нормы были во время трапезы, в одежде, в уходе за собой, во всех церемониях и при переписке. Известно, что египтяне имели строгие представления об этикете за столом и придавали большое значение внешнему виду.

На застольях принято было встречать гостей у входа. Обычно это делал сам хозяин, но иногда и его слуги. Гости должны были хорошо выглядеть и поприветствовать хозяина. За трапезой каждому отводилось определенное место: знатные люди рассаживались на богато убранные стулья с высокими спинками, а остальным доставались табуреты. Было принято использовать нож для разделки мяса, но остальную еду ели руками. После приема жирной пищи, гостям давали чаши для омовения рук.

Первые сборники правил поведения на Руси

Впервые на Руси «правила хорошего тона» были описаны в «Поучении Владимира Мономаха» в XII веке. Затем — в сборнике наставлений «Домострой», созданном в XVI веке протопопом Сильвестром. Эти письменные источники касались многих сфер жизни, а также рассказывали, как «должно вести себя добропорядочному человеку», чтобы прослыть мудрым и воспитанным. В целом древние наставления были схожи между собой. Условно их можно разделить на несколько категорий.

 1 / нормы поведения для «юных особ»

Что предписывал этикет молодым девушкам и юношам на Руси? «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт».

Также в молодых людях старались взрастить милосердие, доброту и сострадание. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

2 / гостевой этикет

Он базировался на социальном положении людей. Именитых и богатых гостей хозяин дома выходил встречать чуть ли не к самому крыльцу, усаживал их рядом с собой за столом, а иногда и в самый центр. Менее богатых встречали уже в доме и никогда не сажали во главу стола.

В общении богатого гостя было принято называть «благодетелем», «кормильцем»; с равными по статусу — держаться уважительно и быть любезными. Проявлять участие, встречать добрым словом, накормить и напоить полагалось любого гостя. «Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьём…»

От еды в гостях отказываться было нельзя, это могло оскорбить хозяев дома, которые в свою очередь настойчиво «потчивали приглашённых разными кушаньями». И даже отправляли угощение тем, кто по какой-то причине не смог прийти на «званый ужин». На сегодняшний день хлебосольство и щедрость по-прежнему очень важны в русском гостевом этикете.

Подача блюд на трапезах кардинально отличалась от современных застолий. Сначала подавали пироги, затем мясные или рыбные блюда, дичь. А завершалась трапеза супами. Затем следовал перерыв, после которого гости снова приглашались к столу на «заедки»: различные сладости в виде сушёных фруктов, ягод и мёда.

3 / деловой этикет

В целом он сводился к двум важным аспектам: строжайшая субординация на государственной/частной службе и доверительные отношения между компаньонами.

Служащий более низкого ранга почитал своего начальника и боялся его, как огня. Купцы старались наладить со своими партнёрами приятельские отношения, чтобы побольше о них узнать. Для этих целей средневековые бизнесмены приглашали друг друга в гости, ходили вместе на охоту и в баню. Редкая сделка обходилась без посещения парной — так дельцы проверяли своих партнёров на стойкость и крепость.

4 / семейные правила

Мужчина — глава семьи. Он пользуется безоговорочным авторитетом, его слово почти закон. И «Поучение…», и «Домострой» в этом вопросе дают мужчинам следующее наставление: «Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой».

Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов (1717)

3.

Мария Луиза Орлеанская — королева-консорт Испании, жена короля Карла II
Кстати, в похожей ситуации из-за таких же правил этикета уже в 1880 году на глазах у многочисленной свиты погибла молодая жена короля Сиама Сунанда Кумарираттана. Она каталась по озеру вместе с новорожденной дочкой, но случайно лодка перевернулась, и королева с ребенком оказались в воде. Помочь им многочисленные свидетели не смогли, так как многовековой этикет не позволял прикасаться к монаршим особам. Король Рама V после этого происшествия старинное правило отменил.

Самый известный из подобных исторических анекдотов (впрочем, его чаще называют мифом), касается испанского короля Филиппа III, который то ли чуть не умер от ожогов, то ли задохнулся, сидя у камина, пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло. Сын этого монарха, Филипп IV, тоже отличался особой строгостью в вопросе выполнения правил этикета. Говорили, что он улыбался не больше трех раз в жизни и требовал того же от своих близких. Французский посланник Берто писал:

«Король действовал и ходил с видом ожившей статуи… Он принимал приближенных, выслушивал и отвечал им с одним и тем же выражением лица, и из всех частей его тела шевелились только губы».

Этикет

Слово «этикет» позаимствовано из французского языка. Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.

Но зачем в обществе существуют правила этикета? — спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:

  1. В домашней обстановке;
  2. В общественных местах;
  3. На работе или службе;
  4. В гостях;
  5. Во время делового общения;
  6. На официальных приемах и церемониях.

Поведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.

К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?

Это интересно:   Тушить Капусту в Мультиварке

С раннего возраста

Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых — своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.

Как было принято у наших бабушек и дедушек:

  1. Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям;
  2. С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя;
  3. Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.

В подростковый период

Что происходит сейчас: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.

Вряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.

По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет — им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.

Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:

  1. Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями;
  2. Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается;
  3. Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.

Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.

Взрослые люди

И вот малыши становятся взрослыми. И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:

  1. Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
  2. Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
  3. А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими — хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.

А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?

А что же в Древней Руси?

Всё, что знали о правилах поведения в Древней Руси, было результатом коллективного опыта и представлений об окружающем мире. Можно сказать, что древнерусский этикет — это пазл, который складывался из исконно русских традиций, языческих, а позже и христианских верований. Несколько деталей в нём позаимствованы из передового государства ХI века — Византии.

До появления письменности на Руси народная мудрость выливалась в многочисленные пословицы и поговорки на тему нравственности, которые известны и по сей день.

— Береги платье снову, а честь смолоду. — Скромность каждому к лицу. — Кто правдой живёт, тот добра наживёт. — Кто любит труд, того люди чтут. — Не дал слово — крепись, а давши — держись. — Нет большего позора, чем не выполнить уговора. — Красна птица перьями, а человек — умом.

Ещё один источник знаний о хороших манерах того времени — народные сказки. Помните «Репку» или «Курочку-рябу»? Ещё бы! Сейчас это классика, которую мы знаем практически наизусть с самого детства, но редко задумываемся о смысле этих сказок.

А вот для наших предков было совершенно очевидно, что «Репка» показывает ценность семьи и близких людей, что «один человек не сдюжит в трудностях». Семейная поддержка крайне важна. Русский человек с пелёнок слышал подобные сказки, поучительные выражения и, можно сказать, с молоком матери впитывал «азы нравственности».

В. Г. Шварц «Угощение боярина» (1865)

Поцелуй компромисса

Откажись леди Джейн Каткарт целовать руку императрицы — и вся дипмиссия ее мужа могла пойти прахом. Чтобы прояснить, что в этом ритуале нет ничего унизительного ни для «посольши», ни для Британии, понадобились многочасовые усилия Каткарта и Панина, а также их секретарей, курьеров, возивших депеши между Петербургом и Лондоном, британского государственного секретаря лорда Уэймута и пр. Каткарт хотел оказать любезность русской государыне, заручившись официальным разрешением на это. В конце концов, его дальнейшее пребывание в России зависело от скромного женского поцелуя.

На следующий день после аудиенции у императрицы Каткарт и Панин долго беседовали. Лорду указали на церемониал 1744 года — с тем, чтобы он понял, что своим отказом соблюдать важные детали «заслужил бы осуждение» за то, что привез жену. Речь шла даже о том, что на будущее королю придется «предписывать своим послам оставлять жен в Англии <…> если им не понравится это условие» и пр. В таком контексте все ссылки лорда на родовитость его жены звучали довольно слабо.

Словом, Каткарта, по-видимому, убедили. На следующий день он сообщил в Лондон, что склонен следовать церемонии, и привел несколько аргументов. Во-первых, это древний обычай. Во-вторых, у него особая, связанная с православием семантика. В-третьих, у российского этикета — свои особенности.

Британский посол пояснял: «Целование руки составляет обычай, утвердившийся здесь с незапамятных времен, и вовсе не рассматривается в том смысле, который придается ему у нас, так как я видел, что императрица целовала руку всему духовенству, целовавшему ея руку в прошлую пятницу, и все придворные дамы сначала целуют друг другу руку и уже после того раскланиваются, и, следовательно, это принадлежность этикета».

Далее Каткарт упоминал прецеденты, когда шведская «посольша» поцеловала руку Екатерине II, а супруга испанского посла — нет, «из желания ее двора оскорбить императрицу». Наконец, он сообщал, что, хотя от послов требуется целовать руку монархини только единожды — при представлении, те охотно делают это всякий раз, когда Екатерина II выходит в приемные залы. В следующих донесениях в Лондон о писал, что императрица, как ему показалось, и не предлагала руку для поцелуя и даже как будто не ждала его. Словом, нашлось множество оправданий необычной церемониальной детали.

«Эти замечания посла должны были подготовить адресата его депеши, государственного секретаря лорда Уэймута к признанию незначительности этой статьи церемониала, которую, отметим, в разговоре с Никитой Паниным сам Каткарт назвал «важным и щекотливым вопросом»», — пишет Елена Смилянская.

Другие виды этикета

  1. Свадебный этикет прописывает «инструкцию» поведения жениха и невесты, свидетелей, гостей на церемонии бракосочетания и его праздновании;
  2. Придворный этикет – порядки, которые необходимо соблюдать, если вы попадете на монаршеский двор;
  3. Воинский этикет – обязателен для военнослужащих в армии и других жизненных сферах;
  4. Дипломатический – порядок общения между собой дипломатов и других представителей своих стран на международных встречах и приемах.
  5. Праздничный этикет – это то, как нужно вести себя на праздничных мероприятиях: какой костюм подойдет для званого ужина или детского дня рождения, во сколько нужно уехать и в каком состоянии. Например, если взрослый человек напьется на детском празднике и будет вести себя непристойно, кричать, снимать одежду – общественное порицание не заставит себя ждать;
  6. Религиозный – предполагает соблюдение и почитание церковных законов: крещение справа налево, покрытая голова у женщин при нахождении в церкви и т. д.;
  7. Общегражданский – это те нормы, которых мы придерживаемся ежедневно, находясь среди других людей. Если вы воспитанный человек, то не можете подойти на улице к незнакомцу, начать его обнимать, хватать за руки и другие части тела. Вы всегда здороваетесь с теми, кого знаете, а подходя к кассе в супермаркете, встанете в конец очереди;
  8. Профессиональный – свод правил, на который при взаимодействии опираются участники рабочего коллектива, нормы общения между коллегами, начальником и подчиненным;
  9. Этикет «выходного дня» – рамки приличия, соблюдаемые в местах отдыха: кинотеатр, бассейн, театр, художественная галерея и т. д.;
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий