Предмет педагогической науки – педагогическая деятельность

Введение

Слово «педагогика» употребляется в двух значениях: первое – это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Это отражает проблему: является ли педагогика самостоятельной полноценной наукой или это обобщенный опыт людей в воспитании, на основе которого каждый педагог строит свою практику, свое искусство?

Принято отличать научные знания от обыденных, мифологических, религиозных. Педагогическая наука, в отличие от обыденных, житейских знаний в области воспитания и обучения, обобщает разрозненные факты, устанавливает между ними связи, выявляет характер педагогических явлений, процессов. Она не только описывает их, но и объясняет, как и почему происходят те или иные изменения в развитии личности под влиянием воспитания и обучения.

В течение веков преимущественно опытным путем накапливались педагогические знания, но становление педагогики как самостоятельной области научного знания связано с именем чешского просветителя Яна Амоса Коменского (1592-1670), давшего научное описание целей и содержания образования, сущности и принципов обучения, методов обучения и воспитания, системы организации обучения.

Объект педагогики

Следующее определение говорит о том, что такое объект педагогической науки.

Определение

Объект педагогики – это одна из разновидностей общественных связей людей, которые способствуют формированию и развитию личности человека.

Объект в педагогике является одним из ключевых терминов. Педагогика изучает процесс развития личности на основе накопленного ими социального опыта людей, без которого нельзя осуществлять любое обучение, как физическое, так духовное, в силу того, что человек является субъектом любого возможного социального взаимодействия. Взаимодействуя параллельно человеку и обществу человека, сфера педагогических отношений, а также другие сферы общественной деятельности, проявила свою способность усовершенствовать содержание и формы. Если раньше ее можно было рассматривать только как часть сферы производства или услуг (как это было ранее), то вместе с развитием форм активности человека и раскрытия его знаний – переходя от собирательной к производительной экономике – возникновение земледелия, ремесла, торговля, образование становится специальной деятельностью и занимает особую нишу в общей системе.

С одной стороны, ребенок – это объект множества наук, с другой – каждая из них создает в процессе его изучения свой особый предмет исследований. Закономерностям развития детского организма и протекания физиологических реакций посвящены анатомия и физиология. Педиатрия занимается изучением особенностей и закономерностей состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогический психологии – закономерности становления и развития психических функции у ребенка на разных возрастных этапах, под воздействием целенаправленного воздействия.

Педагогика объединяется и синтезирует в себе данные всех естественно-научных дисциплин о ребенке в целом, о закономерностях развития воспитательных общественных отношений, которые оказывают влияние на социальное становление личности. Педагогика – это высшая ступень развития наук о ребенке, становления его личности в системе общественных отношений, воспитания.

Педагогика – это наука о воспитании человека. Исследование направлено на изучение особенностей успешного прохождения социального опыта старших поколений младшим, а также выявление закономерностей в передаче социального опыта. На практике это означает указание самых легких путей к достижению поставленных педагогических целей или задач, путей реализации законов воспитания и методов обучения.

С точки зрения данного определения педагогики, это — одна из наук о законах и закономерностях воспитательного процесса, образования, обучения и развития личности; она занимается изучением закономерностей воспитания, образования, обучения и развития личности.

Важно

Изучение данной области науки о воспитании и обучении имеет целью раскрытие закономерностей педагогического процесса и становления и развития личности в педагогическом процесс. Педагогика изучает предмет – растущий, развивающийся человек – в неразрывном единстве природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности, становлении, свойствам и деятельности. В современной педагогике эти проблемы решаются с помощью философских концепций человека, данных социально — психологических, психологических и психофизиологических исследовании.

Целью исследования педагогики является целостная система воспитательного процесса, образования, обучения и социализации человека. Это общая теория педагогического процесса, его возможности, необходимость и пути реализации составляют предмет общепедагогической науки, а также философии педагогики.

Педагогика не имеет взаимно противоречивого отношения к теории и методам науки; она, скорее, их дополняет. И в теории, и в практике педагогическое мышление – это особый вид осуществления диагностики и профилактики нарушений и терапевтической тактики;

Сущность педагогического мышления заключается в том, что любые педагогические приемы могут изменяться под воздействием общепедагогических принципов. Подразумевается, что теоретическое знание адаптируется к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно изменяется, перестраивается, видоизменяется.

Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.

Педагогика 
как наука. Педагогика исследует и совершенствует
способы управления развитием человека
в единстве природного, общественного
и индивидуального. Поэтому педагогические
теории, концепции, модели, методики и
технологии строятся только на фундаменте
целостного и системного знания о развивающейся
личности, которое «добывается» психологией,
философией, историей, социологией и другими
науками о человеке.

Педагогика 
как учебная дисциплина включает в себя теоретические
и практические аспекты обучения и воспитания
человека на всех возрастных этапах его
личностного и профессионального развития
и которую изучают студенты, обучающиеся
как по педагогическим, так и непедагогическим
специальностям.

Практическое 
значение педагогики. Ее рассматривают как одну из
сфер человеческой деятельности, связанную
с передачей культурно-исторического
опыта от старшего поколения к младшему
с целью подготовкиего к самостоятельной
жизни и труду. При этом важна взаимосвязь
народной (житейской) педагогики с педагогическим
мастерством и искусством воспитания.
Не случайно высшее проявление педагогической
деятельности называют искусством.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело – предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы – это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам спланировать и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и делаете конспект, а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день самопроверке (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

Билет 4. Категории педагогики и их характеристика.

 Основными категориями педагогики
выступают: воспитание,
обучение, образование, развитие.

1) Развитие – обусловленный внешними и
внутренними факторами процесс накопления
количественных изменений, обеспечивающих
качественный скачок в функционировании
личности.

2) Воспитание – понимается в 2х смыслах:
социальный – общая вечная категория,
имеющая конкретный исторический характер;
межпоколенная передача культуры, подготовка
человека в данном конкретном обществе.
Педагогический – целенаправленно организованная
деятельность воспитательных учреждений
по формированию мировоззрения, системы
отношений и модели поведения личности.

3) Обучение – взаимосвязанный процесс,
состоящий из преподавания и учения, в
результате которого обеспечивается усвоение
определенной системы ЗУН (знания, умения,
навыки).

4) Образование – процесс обучения и воспитания
в интересах личности, общества, государства
с целью передачи социального опыта, удовлетворения
потребностей личности в развитии, повышения
благосостояния личности.

Педагогика как самостоятельное научное знание

Определение 1

Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением закономерностей и особенностей осуществления процессов обучения, воспитания и развития.

Педагогика занимается исследование следующих процессов, которые лежат в основе данной науки и определяют направления ее развития:

Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личностное развитие индивида, ориентированный на привитие системы ценностных ориентаций, нравственных ориентиров деятельности, освоение опыта поколений в области реализации различных направлений деятельности и закономерностей их совершения, формирование взглядов, убеждений, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Воспитание охватывает определенный временной промежуток: с рождения ребенка по достижении им совершеннолетия. В это время, происходит воздействие на формирование психических процессов, обеспечивающих полноценное развитие организма и усвоение норм социального поведения. Также, воспитание ориентировано на осуществление личностной социализации т.е. адаптации человека к социальной среде и формированию навыков социального взаимодействия.

Обучение – это целенаправленный процесс по развитию интеллекта учащегося, способствующий формированию системы знаний и навыков в различных видах и направлениях деятельности, развитию умственных способностей и раскрытию интеллектуального потенциала личности

Обучение акцентирует свое внимание на активизации познавательной заинтересованности учащихся.

Развитие – это направленный процесс преобразований личности, связанный с раскрытием ее природного потенциала, качественными изменениями свойств и способностей, а также приобретение новых знаний и навыков деятельности

Замечание 1

Все эти компоненты неразрывно связаны между собой. Образование невозможно без воспитания, а воспитание без обучения и развития.

Как наука, педагогика занимается исследованием сущности, закономерностей, тенденций и перспектив развития образовательной системы, педагогического процесса и его участников.

Данные исследования формируют теорию педагогики, включающую методы, формы и технологии реализации образовательного процесса на всех уровнях и стадиях его реализации.

Педагогика занимается изучением следующих направлений:

  1. Целевое назначение обучения, воспитания и развития т.е. педагогика определяет для его необходимо давать детям образование, воспитание и способствовать их личностному развитию.
  2. Содержание обучения, воспитания и развития. Педагогика определяет, что должно входить в программу обучения, воспитания и, что поможет личностному развитию учащихся.
  3. Определение форм и методов, технологий обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Педагогика определяет каким образом реализовывать эти процессы, чтобы достичь максимального эффекта, реализовать целевое назначение обучения, воспитания и развития.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию

Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом

И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Билет 5. Ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик.

Педагогический 
процесс – это процесс, в котором социальный
опыт трансформируется в качества формируемого
человека (личности). Данный процесс представляет
собой не механическое соединение процессов
воспитания, обучения и развития, а новое
качественное образование. Целостность,
общность и единство, – главные характеристики
педагогического процесса.

В педагогической
науке, пока нет однозначной трактовки 
этого понятия. В общефилософском 
понимании целостность трактуется
как внутреннее единство объекта, его
относительная автономность, независимость
от окружающей среды; с другой стороны
под целостностью понимают единство всех
составляющих, входящих в педагогический
процесс.

Структура
целостного педагогического процесса:

Педагогический 
процесс считают системой наук и 
выделяют следующие основные части:

– общие основы;

– теория воспитания;

– дидактика – 
теория обучения;

– школоведение.

Каждая из них решает свои
собственные задачи, результат которых 
часто накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов
в системе. Только зная, что и с чем связано
в целостном педагогическом процессе,
можно решить проблему улучшения организации,
управления и качества данного процесса.

Взаимная активность педагога
и воспитуемого в педагогическом
процессе наиболее полно отражается
термином “педагогическое взаимодействие”,
которое включает в себя в единстве педагогическое
влияние, его активное восприятие, усвоение
объектом, собственную активность воспитуемого,
проявляющуюся в воздействии на самого
себя (самовоспитание). В ходе педагогического
взаимодействия проявляются разнообразные
связи между субъектами и объектами воспитания.

Развитие человека требует 
организации двух взаимосвязанных 
процессов – обучения и воспитания.
Эти два процесса имеют различные задачи
и потому, пересекаясь, друг с другом, а
иногда даже совпадая во времени, принципиально
отличаются друг от друга методами и формами
организации. Рассмотрим основные теоретические
проблемы воспитания и образования.

Этапы целостного
педагогического подхода

В развитии всех педагогических
процессов можно легко обнаружить
одни и те же этапы. Этапы – это не составные
части, а последовательности развития
процесса. Главными этапами можно назвать
подготовительный, основной и заключительный.
Рассмотрим их подробнее.

На этапе подготовки
педагогического процесса создаются надлежащие
условия для его протекания в заданном
направлении и с заданной скоростью. На
этом этапе решаются следующие важные
задачи: обоснование и постановка цели,
диагностика условий, прогнозирование,
проектирование и планирование развития
процесса. Сущность первой, состоит в том,
чтобы трансформировать общую педагогическую
цель, стоящую перед системой народного
образования в целом, в конкретные задачи,
достижимые на заданном отрезке педагогического
процесса.

Этап осуществления 
педагогического процесса – основной
этап. Его можно рассматривать как
относительно обособленную систему, включающую
в себя важные взаимосвязанные элементы:

– постановка 
и разъяснение целей и задач 
предстоящей деятельности;

– взаимодействие 
педагогов и учеников;

– использование намеченных методов,
средств и форм педагогического процесса;

– создание 
благоприятных условий; 

– осуществление 
разнообразных мер стимулирования 
деятельности школьников;

– обеспечение 
связи педагогического процесса 
с другими процессами.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа
достигнутых результатов

Важно еще раз
внимательно проанализировать ход и результаты
педагогического процесса после его завершения,
чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно
возникающих в любом, даже очень хорошо
спланированном и организованном процессе,
чтобы в следующем цикле учесть неэффективные
моменты предыдущего

Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики выступают:

  1. Процесс обучения, как целенаправленная и осознанная деятельность, охватывающая педагога и учащегося, ориентированная на интеллектуальное развитие обоих субъектов;
  2. Процесс воспитания, как целенаправленная и осознанная деятельность по формированию социальных и нравственных ориентиров деятельности;
  3. Процесс развития, как двусторонний процесс создания новых личностных качеств и преобразование старых всех участников образовательного пространства.

предмет педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ” />Рисунок 1. Объект и предмет педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если объединить все эти компоненты в единое целое, то можно сказать, что объектом педагогики выступают процессы и явления окружающей действительности, в ходе которых осуществляется определенная социальная деятельность и реализуется личностное развитие каждого индивида, участвующего в ней.

Предметом педагогики выступает разнообразие факторов и условий личностного развития учащихся, технологий осуществления реализации учебно-воспитательной работы и закономерностей всестороннего личностного развития субъектов образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает процесс образования, воспитания и развития учащихся, как единый целенаправленный системный процесс, организуемый в конкретных институтах, с конкретными целями и, наполненный определенным содержанием.

Общие понятия

В буквальном смысле «пайдагогос» в переводе с греческого означает «детоводитель». Данное слово произошло от существительного «пайдос» или же «дитя» и «ara», то есть «вести».

В древней Греции слово учитель означало раба, занимающегося тем, что он проводил ребенка в школу своего владельца. Впоследствии значение «педагогики» стало более широким и стало использоваться как определение способности «вести ребенка в жизнь», а иными словами, всячески воспитывать и учить его. В процессе приобретения знаний появилась специальная дисциплина, связанная с образованием детей. С течением времени педагогическая наука официально была признана наукой о воспитании и обучении детей. В теоретической части произошло перемещение от отдельного факта к более полному случаю. Такое понимание педагогической науки актуально было практически до середины ХХ в.

Только последние десятки лет привели людей к пониманию того, что для детей и для взрослых необходимо высококвалифицированное педагогическое управление. Самое краткое и полное объяснение новейшей педагогики формулируется так:

Определение

Педагогика – это учение по воспитанию человека.

Термин «воспитание» в нем применяется в самом широком значении, включая в себя понятия образования, обучения, а также развития.

Педагогику можно определить, как учение о подготовке детей и контроле пути их развития в соответствии с потребностями общественности.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний

Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта – теоретический и практический:

Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг – теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить

Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни

Практика является залогом успеха в любом деле

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике

Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Список литературы

1.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

3.Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.

4.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009.

5.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2007.

6.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.

7.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.

  • Личность, как субъект поведения, деятельности и социального взаимодействия
  • Психические процессы (Психологические процессы человека)
  • Психологические особенности подросткового возраста
  • Общая характеристика административно-командной экономической системы.
  • ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ (по гражданскому процессу)
  • Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Основные способы и средства электрозащиты
  • Цифровая трансформация бизнес-процессов
  • Информатика и кибернетика (Информационные технологии в экономике)
  • Элементы теории алгоритмов
  • Общая характеристика договора аренды зданий и сооружений
  • Три волны эмиграции русских писателей
  • Образование как феномен, процесс, система

Вывод

Педагогическая наука находится в тесной связи с практикой, с педагогическим опытом. Живой педагогический опыт, практическая работа учителей является источником научно-теоретического знания. Стремясь получить фундаментальные знания о воспитании, обучении, ученые изучают опыт учителей, педагогов. В свою очередь наука оказывает влияние на педагогическую практику, помогает её совершенствовать, разрабатывая новые методики, технологии, учебные пособия.

В англоязычной традиции педагогику считают наукой, изучающей искусство преподавания, поведение, технику и методику работы учителя в классе, а общие вопросы образования относят к компетенции других наук: теории познания, философии, антропологии, эргономике и пр. Предмет педагогики в этом случае суживается до искусства преподавания, её значение как науки теряется.

Согласно другим утверждениям, педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, в которой собираются сведения из разных наук, имеющие отношение к обучению и воспитанию людей. В этом случае педагогика тоже теряет самостоятельность.

В отечественной науке считается, что педагогика – это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект, предмет, раскрывающая закономерности воспитательного процесса (В.В.Краевский и др.). Педагогика исследует воспитание как в широком плане, философском, социальном, культурном, так и конкретные вопросы обучения, воспитания, практическую работу, стиль, методы работы с учащимися, взаимоотношения участников педагогического процесса и пр.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий