Основные категории педагогики

Введение

Обучение,
воспитание и развитие – это основные педагогические процессы. К управлению
этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс
обучения является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса
обучения выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя. Тема “Сущность
процесса обучения” – одна из самых важных и сложных в курсе педагогики.

При первом
поверхностном взгляде на процесс обучения мы наблюдаем три его компонента:

обучаемые;

педагог
(компьютер);

содержание
обучения (обучаемые что-то пишут, говорят, читают).

Однако такой
поверхностный взгляд не дает представление о сущности процесса обучения.

Сущность
изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на
поверхности. Сущность не поддается непосредственному наблюдению. В то же время
современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов
окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и
признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики.

Для
выявления сущности любого процесса или явления необходимо:

1) проанализировать
связи данного процесса или явления с другими и тем самым выявить его специфику;

2) определить
функции данного процесса или явления;

3) раскрыть
структуру изучаемого процесса или явления;

4) рассмотреть
анализируемый процесс или явление в динамике, развитии.

Таким
образом, целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение сущности
процесса обучения и его структурных компонентов.

Актуальность
работы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе.

Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с
осуществлением процесса обучения, его предметом характеристика основ
структурного процесса обучения.

Обучение

Обучение — это педагогический процесс по овладению учеником системы знаний, умений, навыков.

В узком смысле под обучением понимаются конкретные виды учебной деятельности.

В развитых странах в наши дни доминирует концепция непрерывного обучения. Она популярна в связи с тем, что мы живем в эпоху информационного или постиндустриального общества. Это означает, что тех знаний, которые человек получил в школе и институте, уже оказывается недостаточно, для того чтобы успешно функционировать в социуме и достигать поставленных целей. Необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные и личностные качества, для того чтобы уметь адаптироваться в быстро меняющихся условиях современного мира.

Еще несколько десятилетий тому назад человек мог получить профессию и работать на одном месте всю свою трудовую жизнь. В настоящее время полученные навыки и знания очень быстро устаревают. Целые отрасли и профессии отмирают, им на смену приходят другие, которые требуют совершенно другого уровня подготовки и квалификации.

Пример 4

Например, практически исчезли такие профессии, как стенографистка и секретарь-машинистка, лифтер и телефонист. В результате автоматизации в магазинах всё чаще появляются кассы самообслуживания, что значительно сокращает потребность в кассирах.

Существуют разные формы обучения, которые можно сгруппировать по двум категориям:

  1. Обучение в образовательных учреждениях: школы, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии.
  2. Обучение вне образовательных организаций: семейное обучение, самообразование.

Сущность обучения раскрывается с помощью различных педагогических концепций. Они по-разному смотрят на теорию и практику образовательного процесса, разрабатывая собственные педагогические принципы, методы и приемы.

Классические концепции обучения:

Бихевиоризм. Название произошло от английского слова «behavior», что означает «поведение»

Сторонники данного подхода концентрируют внимание не на сложном внутреннем мире человека, а на его поведенческих реакциях. Процесс обучения сводится к искусству управления стимулами для создания и закрепления желательных реакций.

Когнитивизм

Название восходит к латинскому слову «cognito» — познание. В данной концепции процесс обучения строится с учетом особенностей когнитивных способностей человека — его мышления, внимания, памяти, воображения. Роль педагога заключается не в механической передаче суммы знаний, а в развитии ментальных структур учеников.

Прагматизм. Последователи данного подхода стремятся обеспечить учащихся максимально полезными знаниями, которые пригодятся им в реальной жизни. Обучение реализуется через «делание», то есть разнообразные формы практической деятельности.

Конструктивизм. При данном подходе ученики не получают знания в готовом виде, а самостоятельно конструируют их. Задача педагога заключается в создании условий для активизации познавательной активности учащихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность.

При всем различии в данных подходах все они направлены на усвоение учащимися общественного опыта, формирование у них интеллектуальных, информационных, трудовых и иных компетенций.

Основные психические процессы и их развитие

Психические
процессы – динамическое отражение действительности в различных формах
психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления,
имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно
иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового
процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии
бодрствования человека.

Психические
процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной
системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы
обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности
человека.

Под
психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время
относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно
испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии
умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно
и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают
под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и
словесных воздействий.

Психические
свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования,
обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и
поведения, типичный для данного человека.

Каждое
психическое свойство формируется постепенно и является результатом
отражательной и практической деятельности.

Объект и предмет педагогики как основа формирования базовых категорий науки

Основные категории педагогики выводятся из объекта и предмета науки.

Определение 1

Под объектом педагогики в современной научной литературе понимается область действительности, объективной реальности, изучению которой посвящена наука; под предметом – способ видения объекта с позиций указанной научной области

Другими словами, объект – это тот, кого изучает педагогика, субъект, на который направлено педагогическое воздействие, воспитанник, ученик, студент, личность, которая находится в перманентном процессе своего развития, совершенствования. Предметом педагогики выступает совокупность процессов педагогического воздействия, направленная на созидательное личностное совершенствование.

Подобная интерпретация объекта и предмета педагогики позволяет выделить в качестве основных базовых категорий науки процессы личностного развития – воспитание, образование и обучение.

Ключевые понятия педагогики

Ведущая категория педагогики это обучение. Под обучением принято понимать целевой, систематический процесс согласованной взаимной работы учащегося и учителя, нацеленный на формирование, развитие у учащегося комплексной системы познаний, навыков, способностей, улучшение их персонально-психологической специфики.

Под воспитанием понимают процедуру целенаправленного развития, становления индивидуума в условиях умышленно разработанной системы, гарантирующей взаимную работу учащихся и педагогов.

Под развитием понимают процесс качественных, количественных преобразований унаследованных, а также приобретенных характеристик индивида.

Под формированием понимают процедуру, результат преобразования индивидуума под влиянием внутренних, внешних условий.

Понятийный аппарат педагогики условно разделяют на такие категории:

  • Понятия философского характера. Такие категории представляют самые безусловные характеристики, взаимосвязи, свойства, черты действительности, которые ориентируют на понимание, отображение тенденций, закономерности усовершенствование самой науки педагогики, а также той сферы жизни, которую она анализирует. Невозможно вести речь о предмете педагогика, без применения таких понятий как: практика, сознание, количество, реальность, следствие, первопричина, единичное, общее явление, теория, закономерность, закон, бытие, качество, возможность, противоречие, сущность, социализация и прочие.
  • Категории общенаучного характера – являются общими для большинства самостоятельных дисциплин, и все же отличимы от философских понятий. Реализуя педагогический анализ, достаточно непросто обойтись без следующих терминов: уровень, гипотеза, модель, концепция, формирование, состояние, приемлемость, составляющая, функция, структура, комплексность и прочие.
  • Частно-научные – являются персональными категориями педагогики. В их числе: учащиеся, педагог, студент, учитель, академическая обстановка, научный материал, методика воспитания (обучения), доктрина, преподавание, самостоятельное воспитание, самостоятельное обучение, воспитание, образование, педагогика и прочие.
  • Понятия, взятые из прочих дисциплин: из кибернетики – динамическая система, обратная связь; из психологии – способность, умение, подготовка, интеллектуальное развитие, постижение, восприятие. Благодаря восприятию общенаучных категорий, используемых в педагогической дисциплине выполняется ее обогащение персональными понятиями, к примеру: взаимная педагогическая работа, педагогический процесс (процесс образования), педагогическая реальность, педагогическая работа, система педагогики.

Воспитание

Существуют разные подходы к определению содержания понятия «воспитание». В узком смысле под ним понимается процесс формирования определенных качеств у воспитанника в результате целенаправленного педагогического воздействия. В более широком значении — это вся сумма воздействий на сознание человека, в конечном итоге определяющая формирование его личности.

Воспитание — это целостный и всесторонний процесс становления и развития личности человека, подготовка его к жизни в социуме и самореализации.

Существуют различные социальные институты, которые оказывают значительное влияние на воспитание человека. В первую очередь, это семья с ее традициями и устоями, моральными нормами и ценностными установками. Для ребенка поведение его родителей и ближайшего семейного окружения является тем самым образцом, которое не только в значительной мере формирует его поведенческие шаблоны и стереотипы восприятия, но и влияет на всю его дальнейшую судьбу.

Пример 1

Учеными установлено, что в семье, где курит один и особенно оба родителя, риск стать курильщиком для ребенка повышается в несколько раз.

Помимо семьи на воспитание оказывают влияние следующие социальные институты:

  • образовательные учреждения (детский сад, школа, кружки, секции);
  • социальная среда (друзья, знакомые, соседи);
  • средства массовой информации;
  • литература;
  • искусство.

В некоторых случаях в воспитание приходится вмешиваться органам правопорядка, комиссиям по делам несовершеннолетних и т.д.

Пример 2

Для малолетних правонарушителей существуют так называемые «детские комнаты полиции», главной целью которых является перевоспитание детей и профилактика девиантных форм поведения.

По содержанию основной деятельности выделяют самые разнообразные виды воспитания:

  • физическое;
  • экологическое;
  • патриотическое;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • трудовое и др.

Пример 3

Например, в результате эстетического воспитания у учащихся формируется умение воспринимать красоту окружающего мира и осмысливать ее в категориях эстетики. Благодаря экологическому воспитанию дети учатся гармоничному взаимодействию с природой.

Одной из главных функций воспитания является передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. В ходе воспитательного процесса дети усваивают систему норм и ценностей, впитывают моральные установки и духовно-нравственные ориентиры. Это оказывает решающую роль в формировании мировоззрения и общей направленности личности.

Самовоспитание

Самовоспитание — это акт работы над собственной личностью, выработкой физических, моральных и эстетических качеств, а также  привычек поведения в соответствии со стандартами, обусловленными социумом. В то же время это не есть совершенствование. Подавление в себе отрицательных, по мнению общества, черт и привычек и формирование положительных – это самовоспитание. Переход на новый уровень в мышлении за счет развития новых положительных черт – это самосовершенствование. Самовоспитание – не совершенствование, но первый шаг к нему. На самовоспитание способна не всякая личность, потому что это трудоемкий процесс. Развитие интереса и потребности в самовоспитании зависит от воспитателя или педагога.

Категориальный аппарат педагогики: базовые принципы

Под педагогическими категориями принято понимать базовые педагогические термины, которые воспроизводят научные дефиниции. В целом, категориальный аппарат это наиболее фундаментальные, общие категории, которые представляют первооснову дисциплины, ее конкретные характерные черты. В любой науке понятия осуществляют значимую роль, они охватывают все теоретические познания, интегрируют их в единую систему.

Педагогика – наука, имеющая огромное количество принципов характеристики понятийно-категориального аппарата

Важно отметить, центр познания в педагогике составляет индивидуум, либо те процедуры, которые способны оказывать воздействие на его становление. Следовательно, принято определять следующие задачи педагогики, как науки:

  • развитие;
  • обучение;
  • формирование личности;
  • воспитание;
  • образование.

Взаимосвязь категорий

Все педагогические категории неразрывно связаны между собой и должны рассматриваться как целостная система.

Традиционно в обучении выделяют три главных функции:

  1. Образовательная — заключается в усвоении знаний, приобретении умений и навыков, формировании компетенций.
  2. Воспитательная — выражается в создании благоприятных условий для развития желаемых свойств и качеств личности.
  3. Развивающая — направлена на развитие психомоторных, физических, мыслительных, творческих и иных способностей учащихся.

При составлении плана-конспекта урока или внешкольного мероприятия педагог всегда обращает внимание на эти функции. На их основе формулируется цель и задачи занятия

Например, на уроке истории по теме «Восстание декабристов» задачи могут быть сформулированы следующим образом:

Развитие

Развитие — в педагогике под развитием понимают процесс и результат количественных и качественных изменений, которые происходят в личности ученика.

Развитие происходит в разных сферах:

Физическое — это совокупность морфологических и функциональных показателей организма, которые определяют здоровье человека, его активность, выносливость, дееспособность.

Психическое — это изменения, которые происходят в психике человека под влиянием наследственных, социальных и иных факторов

В результате психического развития у ребенка формируются и совершенствуются память, речь, мышление, воображение, внимание.

Интеллектуальное — выражается в овладении учащимся разными видами мышления, усвоении им совокупности знаний по разным предметам, приобретении умений решать поставленные вопросы и задачи. В западных странах широко распространенной является методика определения уровня развития интеллекта по шкале IQ.

Социальное — характеризуется в выстраивании ребенком определенной системы взаимоотношений с миром, овладении им набором определенных социальных ролей, усвоении правил и образцов коммуникации.

Духовно-нравственное — проявляется в глубоком и прочном усвоении ценностных установок, моральных норм, мировоззренческих ориентиров.

Очень важно, чтобы все сферы развивались гармонично и не вступали в противоречие друг с другом. Пример 6

Пример 6

Например, даже если ребенок будет интеллектуально развит, но не усвоит правил и норм коммуникации, то в будущем его могут ожидать большие проблемы в самореализации.

Что относится к основным категориям педагогики

Овладение любой научной дисциплиной в первую очередь требует усвоения ее базовых категорий.

Категории — это наиболее общие понятия, вокруг которых строится система научных знаний в какой-либо области.

Процесс воспитания подрастающего поколения возник в глубокой древности, при этом появление педагогики как самостоятельной науки относят только к началу XVII века. Именно в это время начали разрабатываться методологические основы педагогики, был заложен фундамент ее понятийного аппарата. С тех пор в ней возникло огромное количество школ, направлений, течений. У специалистов в данной области нет единого мнения по поводу классификации ее главных научных категорий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Современные педагоги чаще всего в качестве основных категорий выделяют три понятия:

  • воспитание;
  • обучение;
  • образование.

Также к ним добавляется общенаучная категория «развитие», которая в педагогике приобретает особый смысл.

Образование

Образование — это результаты обучения и воспитания, выражающиеся в определенном уровне развития личности.

В России выделяют следующие ступени образования:

  • дошкольное;
  • общее среднее;
  • профессионально-техническое;
  • высшее;
  • послевузовское.

Кроме основных учреждений образования существуют также дополнительные. К основным относятся детские сады, школы, колледжи, техникумы, институты, университеты. К дополнительным — дворцы творчества детей и молодежи, спортивные и художественные школы, танцевальные и театральные студии.

По форме получения знаний образование делится на два вида:

  1. Формальное — это образование, которое обучающиеся получают в основных учреждениях образования. Его основными характеристиками являются структурированность, организованность, систематичность, последовательность. Итогом формального образования становится получение официального диплома. В этом документе отражается прохождение определенной образовательной ступени или указывается присвоение конкретной профессиональной квалификации. Например, документами о формальном образовании будут являться школьные аттестаты и вузовские дипломы.
  2. Неформальное — это все виды образования, которые не попадают под категорию формального. Как правило, для них характерно отсутствие последовательности в ступенях обучения и широкое использование альтернативных методов, форм и приемов обучения. Например, неформальным образованием занимаются общественные организации, творческие студии, клубы по интересам. Неформальное образование часто основано на принципах интерактивности, что делает его привлекательным и интересным. Интерактивность подразумевает постоянное активное взаимодейстивие между всеми участниками образовательного процесса и наличие хорошо налаженной обратной связи между педагогом и учениками. Дипломы, полученные в процессе неформального образования, не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер.

Иногда как отдельный вид также выделяют информальное образование. Под ним понимается спонтанная образовательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека — например, посещение театров и выставок, чтение статей и просмотр документальных фильмов.

Огромную роль для современного человека играет самообразование.

Самообразование — это целенаправленное самостоятельное приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Для того чтобы самообразование было эффективным, оно должно быть систематичным, последовательным, целенаправленным и осуществляться на регулярной основе.

Пример 5

Чтение всех книг подряд нельзя отнести к эффективному самообразованию, поскольку оно не имеет четко поставленной и достигнутой цели. Пример успешного самообразования — совершенствование владения английским языком до уровня «Advanced» («Продвинутый»).

Социализация

Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией. Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни. Поскольку социализация неотрывно связана с факторами окружающей среды, логично будет назвать их. Согласно систематизации А.В.Мудрика, факторы социализации делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, мир, планета, страна, государство и общество. Мезофакторы включают в себя место и тип поселения, этнос, региональные условия и средства массовой информации (СМИ). И, наконец, микрофакторы – это институты воспитания, семья, микросоциум и религиозные организации. Управляет процессами социализации воспитание.
Педагогическая деятельность – это деятельность, в процессе которой происходит образование, то есть передача и усвоение ЗУН и формирование многих социальных, нравственных и других взглядов. Педагогическая деятельность бывает двух направлений: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность имеет целью приобретение новых знаний о педагогических взаимоотношениях детей и взрослых и их развитие. В свою очередь, научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную. Именно благодаря научной педагогической деятельности совершенствуются педагогические процессы взаимодействия учителей и учащихся. Практическая педагогическая деятельность есть непосредственно процесс, цель которого – передача культуры и опыта от старшего поколения младшему.

Персональные термины педагогики

В целом, система развивается как целостный комплекс составляющих компонентов, таким образом связанных, что с перемена одного изменяет прочие. Под педагогической системой понимают значительное число взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены общей образовательной целью – формированием индивидуума.

С позиции философии деятельность – это определенная человеческая форма инициативных связей с окружающей действительностью, содержание которой формирует его действенную трансформацию, перемену. В целом, педагогическая активность – совместимость разновидностей деятельности, реализующих функцию вовлечения индивида к участию в социальной жизни.

Под педагогической действительностью необходимо понимать такую часть фактической действительности, которая была взята с целью научного наблюдения с точки зрения педагогической активности.

Педагогический процесс (процесс образования) – перемена положений образовательной системы с позиции деятельности.

Под педагогическим взаимодействием понимают анализ педагогической процедуры, демонстрирующий умышленный контакт (мимолетный либо продолжительный) учащегося и педагога, результатом которого является взаимная перемена в отношениях, активности, модели поведения.

Базовые категории педагогики

По сути, педагогическое взаимодействие охватывает целостность педагогического воздействия, его динамичность восприятия, а также познание учащимся, личную инициативность последнего, которая проявляется в ответных прямых либо непрямых влияниях на учителя и на себя (посредством самовоспитания).

Данное представление педагогического взаимодействия определяет в общей структуре процесса обучения такие ключевые элементы – воспитанники и педагоги, которые являются их самыми эффективными составляющими. Продуктивность членов педагогического процесса позволяет рассматривать их с точки зрения субъектов образовательного процесса, влияющих на развитие, результаты обучения.

Однако такой подход противоречит общепринятому пониманию педагогического процесса, в соответствии с которым это умышленно сформированное, целенаправленное, логичное, комплексное, обобщенное воздействие на ученика для последующего развития индивида с конкретными способностями, характерными чертами. Общепринятая концепция сопоставляет педагогический процесс с педагогической работой, активностью преподавателя – специфической разновидностью социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию учебного плана: процедура передачи опыта от старшего поколения к младшему, формирование особенных условий для индивидуального развития, становления, а также подготовка к выполнению конкретных социальных ролей в жизни.

Благодаря такому подходу в педагогическом процессе упрочняются субъект-объектные связи. Следовательно, для педагогики характерен следующий тезис: если существует управленческий субъект, значит обязательно должен присутствовать объект управления. В результате, в дисциплине педагогика в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – учащийся, студент либо же взрослый индивид, который проходит обучение под контролем другого человека. Понимание педагогического процесса с точки зрения субъект-объектных отношений закрепилось после того, как в образовательной системе был установлен авторитаризм как общественное явление.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий