Введение
Обучение,
воспитание и развитие – это основные педагогические процессы. К управлению
этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс
обучения является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса
обучения выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя. Тема “Сущность
процесса обучения” – одна из самых важных и сложных в курсе педагогики.
При первом
поверхностном взгляде на процесс обучения мы наблюдаем три его компонента:
обучаемые;
педагог
(компьютер);
содержание
обучения (обучаемые что-то пишут, говорят, читают).
Однако такой
поверхностный взгляд не дает представление о сущности процесса обучения.
Сущность
изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на
поверхности. Сущность не поддается непосредственному наблюдению. В то же время
современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов
окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и
признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики.
Для
выявления сущности любого процесса или явления необходимо:
1) проанализировать
связи данного процесса или явления с другими и тем самым выявить его специфику;
2) определить
функции данного процесса или явления;
3) раскрыть
структуру изучаемого процесса или явления;
4) рассмотреть
анализируемый процесс или явление в динамике, развитии.
Таким
образом, целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение сущности
процесса обучения и его структурных компонентов.
Актуальность
работы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе.
Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с
осуществлением процесса обучения, его предметом характеристика основ
структурного процесса обучения.
Обучение
Обучение — это педагогический процесс по овладению учеником системы знаний, умений, навыков.
В узком смысле под обучением понимаются конкретные виды учебной деятельности.
В развитых странах в наши дни доминирует концепция непрерывного обучения. Она популярна в связи с тем, что мы живем в эпоху информационного или постиндустриального общества. Это означает, что тех знаний, которые человек получил в школе и институте, уже оказывается недостаточно, для того чтобы успешно функционировать в социуме и достигать поставленных целей. Необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные и личностные качества, для того чтобы уметь адаптироваться в быстро меняющихся условиях современного мира.
Еще несколько десятилетий тому назад человек мог получить профессию и работать на одном месте всю свою трудовую жизнь. В настоящее время полученные навыки и знания очень быстро устаревают. Целые отрасли и профессии отмирают, им на смену приходят другие, которые требуют совершенно другого уровня подготовки и квалификации.
Пример 4
Например, практически исчезли такие профессии, как стенографистка и секретарь-машинистка, лифтер и телефонист. В результате автоматизации в магазинах всё чаще появляются кассы самообслуживания, что значительно сокращает потребность в кассирах.
Существуют разные формы обучения, которые можно сгруппировать по двум категориям:
- Обучение в образовательных учреждениях: школы, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии.
- Обучение вне образовательных организаций: семейное обучение, самообразование.
Сущность обучения раскрывается с помощью различных педагогических концепций. Они по-разному смотрят на теорию и практику образовательного процесса, разрабатывая собственные педагогические принципы, методы и приемы.
Классические концепции обучения:
Бихевиоризм. Название произошло от английского слова «behavior», что означает «поведение»
Сторонники данного подхода концентрируют внимание не на сложном внутреннем мире человека, а на его поведенческих реакциях. Процесс обучения сводится к искусству управления стимулами для создания и закрепления желательных реакций.
Когнитивизм
Название восходит к латинскому слову «cognito» — познание. В данной концепции процесс обучения строится с учетом особенностей когнитивных способностей человека — его мышления, внимания, памяти, воображения. Роль педагога заключается не в механической передаче суммы знаний, а в развитии ментальных структур учеников.
Прагматизм. Последователи данного подхода стремятся обеспечить учащихся максимально полезными знаниями, которые пригодятся им в реальной жизни. Обучение реализуется через «делание», то есть разнообразные формы практической деятельности.
Конструктивизм. При данном подходе ученики не получают знания в готовом виде, а самостоятельно конструируют их. Задача педагога заключается в создании условий для активизации познавательной активности учащихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность.
При всем различии в данных подходах все они направлены на усвоение учащимися общественного опыта, формирование у них интеллектуальных, информационных, трудовых и иных компетенций.
Основные психические процессы и их развитие
Психические
процессы – динамическое отражение действительности в различных формах
психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления,
имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно
иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового
процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии
бодрствования человека.
Психические
процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной
системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы
обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности
человека.
Под
психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время
относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно
испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии
умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно
и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают
под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и
словесных воздействий.
Психические
свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования,
обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и
поведения, типичный для данного человека.
Каждое
психическое свойство формируется постепенно и является результатом
отражательной и практической деятельности.
Объект и предмет педагогики как основа формирования базовых категорий науки
Основные категории педагогики выводятся из объекта и предмета науки.
Определение 1
Под объектом педагогики в современной научной литературе понимается область действительности, объективной реальности, изучению которой посвящена наука; под предметом – способ видения объекта с позиций указанной научной области
Другими словами, объект – это тот, кого изучает педагогика, субъект, на который направлено педагогическое воздействие, воспитанник, ученик, студент, личность, которая находится в перманентном процессе своего развития, совершенствования. Предметом педагогики выступает совокупность процессов педагогического воздействия, направленная на созидательное личностное совершенствование.
Подобная интерпретация объекта и предмета педагогики позволяет выделить в качестве основных базовых категорий науки процессы личностного развития – воспитание, образование и обучение.
Ключевые понятия педагогики
Ведущая категория педагогики это обучение. Под обучением принято понимать целевой, систематический процесс согласованной взаимной работы учащегося и учителя, нацеленный на формирование, развитие у учащегося комплексной системы познаний, навыков, способностей, улучшение их персонально-психологической специфики.
Под воспитанием понимают процедуру целенаправленного развития, становления индивидуума в условиях умышленно разработанной системы, гарантирующей взаимную работу учащихся и педагогов.
Под развитием понимают процесс качественных, количественных преобразований унаследованных, а также приобретенных характеристик индивида.
Под формированием понимают процедуру, результат преобразования индивидуума под влиянием внутренних, внешних условий.
Понятийный аппарат педагогики условно разделяют на такие категории:
- Понятия философского характера. Такие категории представляют самые безусловные характеристики, взаимосвязи, свойства, черты действительности, которые ориентируют на понимание, отображение тенденций, закономерности усовершенствование самой науки педагогики, а также той сферы жизни, которую она анализирует. Невозможно вести речь о предмете педагогика, без применения таких понятий как: практика, сознание, количество, реальность, следствие, первопричина, единичное, общее явление, теория, закономерность, закон, бытие, качество, возможность, противоречие, сущность, социализация и прочие.
- Категории общенаучного характера – являются общими для большинства самостоятельных дисциплин, и все же отличимы от философских понятий. Реализуя педагогический анализ, достаточно непросто обойтись без следующих терминов: уровень, гипотеза, модель, концепция, формирование, состояние, приемлемость, составляющая, функция, структура, комплексность и прочие.
- Частно-научные – являются персональными категориями педагогики. В их числе: учащиеся, педагог, студент, учитель, академическая обстановка, научный материал, методика воспитания (обучения), доктрина, преподавание, самостоятельное воспитание, самостоятельное обучение, воспитание, образование, педагогика и прочие.
- Понятия, взятые из прочих дисциплин: из кибернетики – динамическая система, обратная связь; из психологии – способность, умение, подготовка, интеллектуальное развитие, постижение, восприятие. Благодаря восприятию общенаучных категорий, используемых в педагогической дисциплине выполняется ее обогащение персональными понятиями, к примеру: взаимная педагогическая работа, педагогический процесс (процесс образования), педагогическая реальность, педагогическая работа, система педагогики.
Воспитание
Существуют разные подходы к определению содержания понятия «воспитание». В узком смысле под ним понимается процесс формирования определенных качеств у воспитанника в результате целенаправленного педагогического воздействия. В более широком значении — это вся сумма воздействий на сознание человека, в конечном итоге определяющая формирование его личности.
Воспитание — это целостный и всесторонний процесс становления и развития личности человека, подготовка его к жизни в социуме и самореализации.
Существуют различные социальные институты, которые оказывают значительное влияние на воспитание человека. В первую очередь, это семья с ее традициями и устоями, моральными нормами и ценностными установками. Для ребенка поведение его родителей и ближайшего семейного окружения является тем самым образцом, которое не только в значительной мере формирует его поведенческие шаблоны и стереотипы восприятия, но и влияет на всю его дальнейшую судьбу.
Пример 1
Учеными установлено, что в семье, где курит один и особенно оба родителя, риск стать курильщиком для ребенка повышается в несколько раз.
Помимо семьи на воспитание оказывают влияние следующие социальные институты:
- образовательные учреждения (детский сад, школа, кружки, секции);
- социальная среда (друзья, знакомые, соседи);
- средства массовой информации;
- литература;
- искусство.
В некоторых случаях в воспитание приходится вмешиваться органам правопорядка, комиссиям по делам несовершеннолетних и т.д.
Пример 2
Для малолетних правонарушителей существуют так называемые «детские комнаты полиции», главной целью которых является перевоспитание детей и профилактика девиантных форм поведения.
По содержанию основной деятельности выделяют самые разнообразные виды воспитания:
- физическое;
- экологическое;
- патриотическое;
- эстетическое;
- нравственное;
- трудовое и др.
Пример 3
Например, в результате эстетического воспитания у учащихся формируется умение воспринимать красоту окружающего мира и осмысливать ее в категориях эстетики. Благодаря экологическому воспитанию дети учатся гармоничному взаимодействию с природой.
Одной из главных функций воспитания является передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. В ходе воспитательного процесса дети усваивают систему норм и ценностей, впитывают моральные установки и духовно-нравственные ориентиры. Это оказывает решающую роль в формировании мировоззрения и общей направленности личности.
Самовоспитание
Самовоспитание — это акт работы над собственной личностью, выработкой физических, моральных и эстетических качеств, а также привычек поведения в соответствии со стандартами, обусловленными социумом. В то же время это не есть совершенствование. Подавление в себе отрицательных, по мнению общества, черт и привычек и формирование положительных – это самовоспитание. Переход на новый уровень в мышлении за счет развития новых положительных черт – это самосовершенствование. Самовоспитание – не совершенствование, но первый шаг к нему. На самовоспитание способна не всякая личность, потому что это трудоемкий процесс. Развитие интереса и потребности в самовоспитании зависит от воспитателя или педагога.
Категориальный аппарат педагогики: базовые принципы
Под педагогическими категориями принято понимать базовые педагогические термины, которые воспроизводят научные дефиниции. В целом, категориальный аппарат это наиболее фундаментальные, общие категории, которые представляют первооснову дисциплины, ее конкретные характерные черты. В любой науке понятия осуществляют значимую роль, они охватывают все теоретические познания, интегрируют их в единую систему.
Педагогика – наука, имеющая огромное количество принципов характеристики понятийно-категориального аппарата
Важно отметить, центр познания в педагогике составляет индивидуум, либо те процедуры, которые способны оказывать воздействие на его становление. Следовательно, принято определять следующие задачи педагогики, как науки:
- развитие;
- обучение;
- формирование личности;
- воспитание;
- образование.
Взаимосвязь категорий
Все педагогические категории неразрывно связаны между собой и должны рассматриваться как целостная система.
Традиционно в обучении выделяют три главных функции:
- Образовательная — заключается в усвоении знаний, приобретении умений и навыков, формировании компетенций.
- Воспитательная — выражается в создании благоприятных условий для развития желаемых свойств и качеств личности.
- Развивающая — направлена на развитие психомоторных, физических, мыслительных, творческих и иных способностей учащихся.
При составлении плана-конспекта урока или внешкольного мероприятия педагог всегда обращает внимание на эти функции. На их основе формулируется цель и задачи занятия
Например, на уроке истории по теме «Восстание декабристов» задачи могут быть сформулированы следующим образом:
Развитие
Развитие — в педагогике под развитием понимают процесс и результат количественных и качественных изменений, которые происходят в личности ученика.
Развитие происходит в разных сферах:
Физическое — это совокупность морфологических и функциональных показателей организма, которые определяют здоровье человека, его активность, выносливость, дееспособность.
Психическое — это изменения, которые происходят в психике человека под влиянием наследственных, социальных и иных факторов
В результате психического развития у ребенка формируются и совершенствуются память, речь, мышление, воображение, внимание.
Интеллектуальное — выражается в овладении учащимся разными видами мышления, усвоении им совокупности знаний по разным предметам, приобретении умений решать поставленные вопросы и задачи. В западных странах широко распространенной является методика определения уровня развития интеллекта по шкале IQ.
Социальное — характеризуется в выстраивании ребенком определенной системы взаимоотношений с миром, овладении им набором определенных социальных ролей, усвоении правил и образцов коммуникации.
Духовно-нравственное — проявляется в глубоком и прочном усвоении ценностных установок, моральных норм, мировоззренческих ориентиров.
Очень важно, чтобы все сферы развивались гармонично и не вступали в противоречие друг с другом. Пример 6
Пример 6
Например, даже если ребенок будет интеллектуально развит, но не усвоит правил и норм коммуникации, то в будущем его могут ожидать большие проблемы в самореализации.
Что относится к основным категориям педагогики
Овладение любой научной дисциплиной в первую очередь требует усвоения ее базовых категорий.
Категории — это наиболее общие понятия, вокруг которых строится система научных знаний в какой-либо области.
Процесс воспитания подрастающего поколения возник в глубокой древности, при этом появление педагогики как самостоятельной науки относят только к началу XVII века. Именно в это время начали разрабатываться методологические основы педагогики, был заложен фундамент ее понятийного аппарата. С тех пор в ней возникло огромное количество школ, направлений, течений. У специалистов в данной области нет единого мнения по поводу классификации ее главных научных категорий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Современные педагоги чаще всего в качестве основных категорий выделяют три понятия:
- воспитание;
- обучение;
- образование.
Также к ним добавляется общенаучная категория «развитие», которая в педагогике приобретает особый смысл.
Образование
Образование — это результаты обучения и воспитания, выражающиеся в определенном уровне развития личности.
В России выделяют следующие ступени образования:
- дошкольное;
- общее среднее;
- профессионально-техническое;
- высшее;
- послевузовское.
Кроме основных учреждений образования существуют также дополнительные. К основным относятся детские сады, школы, колледжи, техникумы, институты, университеты. К дополнительным — дворцы творчества детей и молодежи, спортивные и художественные школы, танцевальные и театральные студии.
По форме получения знаний образование делится на два вида:
- Формальное — это образование, которое обучающиеся получают в основных учреждениях образования. Его основными характеристиками являются структурированность, организованность, систематичность, последовательность. Итогом формального образования становится получение официального диплома. В этом документе отражается прохождение определенной образовательной ступени или указывается присвоение конкретной профессиональной квалификации. Например, документами о формальном образовании будут являться школьные аттестаты и вузовские дипломы.
- Неформальное — это все виды образования, которые не попадают под категорию формального. Как правило, для них характерно отсутствие последовательности в ступенях обучения и широкое использование альтернативных методов, форм и приемов обучения. Например, неформальным образованием занимаются общественные организации, творческие студии, клубы по интересам. Неформальное образование часто основано на принципах интерактивности, что делает его привлекательным и интересным. Интерактивность подразумевает постоянное активное взаимодейстивие между всеми участниками образовательного процесса и наличие хорошо налаженной обратной связи между педагогом и учениками. Дипломы, полученные в процессе неформального образования, не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер.
Иногда как отдельный вид также выделяют информальное образование. Под ним понимается спонтанная образовательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека — например, посещение театров и выставок, чтение статей и просмотр документальных фильмов.
Огромную роль для современного человека играет самообразование.
Самообразование — это целенаправленное самостоятельное приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Для того чтобы самообразование было эффективным, оно должно быть систематичным, последовательным, целенаправленным и осуществляться на регулярной основе.
Пример 5
Чтение всех книг подряд нельзя отнести к эффективному самообразованию, поскольку оно не имеет четко поставленной и достигнутой цели. Пример успешного самообразования — совершенствование владения английским языком до уровня «Advanced» («Продвинутый»).
Социализация
Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией. Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни. Поскольку социализация неотрывно связана с факторами окружающей среды, логично будет назвать их. Согласно систематизации А.В.Мудрика, факторы социализации делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, мир, планета, страна, государство и общество. Мезофакторы включают в себя место и тип поселения, этнос, региональные условия и средства массовой информации (СМИ). И, наконец, микрофакторы – это институты воспитания, семья, микросоциум и религиозные организации. Управляет процессами социализации воспитание.
Педагогическая деятельность – это деятельность, в процессе которой происходит образование, то есть передача и усвоение ЗУН и формирование многих социальных, нравственных и других взглядов. Педагогическая деятельность бывает двух направлений: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность имеет целью приобретение новых знаний о педагогических взаимоотношениях детей и взрослых и их развитие. В свою очередь, научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную. Именно благодаря научной педагогической деятельности совершенствуются педагогические процессы взаимодействия учителей и учащихся. Практическая педагогическая деятельность есть непосредственно процесс, цель которого – передача культуры и опыта от старшего поколения младшему.
Персональные термины педагогики
В целом, система развивается как целостный комплекс составляющих компонентов, таким образом связанных, что с перемена одного изменяет прочие. Под педагогической системой понимают значительное число взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены общей образовательной целью – формированием индивидуума.
С позиции философии деятельность – это определенная человеческая форма инициативных связей с окружающей действительностью, содержание которой формирует его действенную трансформацию, перемену. В целом, педагогическая активность – совместимость разновидностей деятельности, реализующих функцию вовлечения индивида к участию в социальной жизни.
Под педагогической действительностью необходимо понимать такую часть фактической действительности, которая была взята с целью научного наблюдения с точки зрения педагогической активности.
Педагогический процесс (процесс образования) – перемена положений образовательной системы с позиции деятельности.
Под педагогическим взаимодействием понимают анализ педагогической процедуры, демонстрирующий умышленный контакт (мимолетный либо продолжительный) учащегося и педагога, результатом которого является взаимная перемена в отношениях, активности, модели поведения.
Базовые категории педагогики
По сути, педагогическое взаимодействие охватывает целостность педагогического воздействия, его динамичность восприятия, а также познание учащимся, личную инициативность последнего, которая проявляется в ответных прямых либо непрямых влияниях на учителя и на себя (посредством самовоспитания).
Данное представление педагогического взаимодействия определяет в общей структуре процесса обучения такие ключевые элементы – воспитанники и педагоги, которые являются их самыми эффективными составляющими. Продуктивность членов педагогического процесса позволяет рассматривать их с точки зрения субъектов образовательного процесса, влияющих на развитие, результаты обучения.
Однако такой подход противоречит общепринятому пониманию педагогического процесса, в соответствии с которым это умышленно сформированное, целенаправленное, логичное, комплексное, обобщенное воздействие на ученика для последующего развития индивида с конкретными способностями, характерными чертами. Общепринятая концепция сопоставляет педагогический процесс с педагогической работой, активностью преподавателя – специфической разновидностью социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию учебного плана: процедура передачи опыта от старшего поколения к младшему, формирование особенных условий для индивидуального развития, становления, а также подготовка к выполнению конкретных социальных ролей в жизни.
Благодаря такому подходу в педагогическом процессе упрочняются субъект-объектные связи. Следовательно, для педагогики характерен следующий тезис: если существует управленческий субъект, значит обязательно должен присутствовать объект управления. В результате, в дисциплине педагогика в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – учащийся, студент либо же взрослый индивид, который проходит обучение под контролем другого человека. Понимание педагогического процесса с точки зрения субъект-объектных отношений закрепилось после того, как в образовательной системе был установлен авторитаризм как общественное явление.