Классный час для 1 класса. Разработка
Цели и задачи
— повторить правила поведения в театре.
Предварительная работа
Детям предлагается посетить театр и составить об этом небольшой рассказ, прочитать рассказ Н. Носова «Замазка».
Ход классного часа
Учитель.
Внимание! Внимание!
Театр открывается!
К началу все готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Игра «Собираем «вежливые» слова»
Дети по очереди называют вежливые слова. Побеждает тот, кто назовет слово последним.
Беседа о театре
Учитель. Ты пришел в театр. Каждый день театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению. Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и, хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь говорить как можно тише и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.
Вы проходите в дверь театра, и перед вами открывается особый мир — мир искусства. К спектаклю надо готовиться: узнать, какой спектакль вы будете смотреть, кто автор, о чем он писал.
В театре вы увидите сцену, занавес. Занавес отделяет сцену от зрительного зала. Занавес поднимается. Тихо! Начинается встреча с искусством.
Вежливые мальчики и девочки знают правила поведения в театре, а невежи ведут себя так, как в стихотворении А. Барто «В театре».
Обсуждение стихотворения
Когда мне было Восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки,
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы вот с моей подругой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажегся свет
И все ушли из зала.
«Мне очень нравится балет», —
Ребятам я сказала.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать про поведение девочки?
— Как нужно поступить, если потеряли номерок?
— Почему нельзя вести себя так, как повела себя героиня стихотворения?
Вот и в рассказе Я. Носова «Замазка» мальчикам тоже не повезло. Как бы вы поступили в этом случае?
Дети обсуждают рассказ и поведение героев.
Учитель. Есть в театральном языке такое слово — антракт. Это перерыв между действиями, отделениями концерта. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декорации.
Чтение и обсуждение стихотворения Я. Козловского «Ни бельмеса»
Раз в театре детском пьесу
Довелось смотреть балбесу.
Он сидел, ушами хлопал,
Он смотрел, конфеты лопал,
А в антрактах, говорят,
Пил шипучий лимонад.
Кто-то ради интереса
Через день спросил балбеса:
— Ты в театре был, не так ли?
И сказал балбес в ответ:
— Мне понравился буфет! —
Хороша была ли пьеса,
Зря расспрашивать балбеса,
Что узнаешь от него:
Он не понял ни бельмеса,
Это значит — ничего!
Вопросы для обсуждения:
— Почему героя стихотворения называют «балбес»?
— Почему балбес не понял ничего?
— Какое правило он нарушил?
— А как в театре говорят «спасибо» актерам?
Учитель. Дарить цветы актерам — один из самых древних обычаев. Если вы хотите поблагодарить артиста — подарите ему цветы.
Спектакль закончился. Все идут в гардероб. Какие правила нужно знать в этом случае? (Дети отвечают.)
Итак, давайте составим правила вежливого зрителя.
1. Не опаздывай на спектакль.
2. Одевайся красиво.
3. Займи свое место. По ряду иди лицом к сидящим.
4. Веди себя в зрительном зале прилично: не шуми, не вертись, извинись, если кого-нибудь нечаянно задел.
5. Не ешь в зрительном зале.
6. После окончания спектакля поблагодари артистов, подари цветы.
7. Не толкайся в гардеробе.
Я думаю, что при посещении театра вы всегда будете помнить эти правила, и тогда встреча с искусством станет для вас незабываемым праздником.
Подведение итогов
Желающие рассказывают о походе в театр, обсуждают поведение зрителей, анализируют собственное поведение.
Подготовка к посещению театра. Простые правила для культурного похода
Прежде чем отправится в театр стоит провести подготовительную работу с ребенком. Это необходимо для создания правильного настроя, обучения правилам поведения, избежания неприятных ситуаций.
Чтобы поход на спектакль был удачным, необходимо:
рассказать, куда вы идете. Поясните, что такое театр, какой он бывает, прочитайте сюжет постановки;
объясните правила поведения в театре, во время спектакля
Малыш должен понимать важность соблюдения общепринятых норм, чтобы вести себя правильно и не доставлять окружающим неудобств;
вспомните и расскажите крохе о своем первом визите в театр. Поделитесь своими приятными воспоминаниями и настройте карапуза на позитив;
при посещении оперы и балета поясните, чем эти виды отличаются от уже знакомых малышу
Обязательно ознакомьтесь с сюжетом;
создайте в доме атмосферу праздника и предвкушения чего-то волшебного. Подготовьте праздничную одежду.
Правила поведения в театре для ребенка
Перед выходом в театр напомните малышу правила поведения в театре. Среди них он должен помнить:
нужно выглядеть опрятно. В театр принято одевать праздничную классическую одежду
Предметы верхней одежды обязательно нужно сдать в гардероб;
важно приходить заранее и занять свое место до начала спектакля. Знание этого правила поможет вам преодолеть желание крохи зазеваться или задержаться где-нибудь по дороге;
по рядам в зале передвигаются лицом к сидящим, благодаря за возможность пройти;
во время спектакля нельзя шуметь, пользоваться телефоном, есть, передвигаться, громко обсуждать сюжет.
Если эти правила кроха запомнит в детстве, то во взрослой жизни всегда будет вести себя соответствующим образом.
Правила для родителей
Кроме общепринятых правил поведения взрослым нужно помнить некоторые особенности посещения детьми театра:
длительность выбранной постановки
Обратите внимание на время спектакля. Малыш не должен устать от просмотра
Для детей от 3 до 5 лет подойдут небольшие сюжеты по 30-40 мин, от 5 до 7 лет до полутора часов;
старайтесь брать билеты на места ближе к краю ряда, чтобы в любой момент можно было выйти и не помешать другим зрителям;
если во время спектакля крохе очень скучно, то не стоит его заставлять досматривать спектакль;
знакомство с классическими видами театрального искусства можно проводить порционно. Можно начинать с того, что привести не на начало спектакля, а к его окончанию. Пусть он посмотрит финал постановки и увидит, как зрители хлопают. Следующий раз можно привести ребенка на второе отделение и постепенно дойти до полного просмотра постановки;
не стоит пытаться научить понимать язык тела в балете. Этот вид театральной деятельности направлен на понимание на уровне чувств. Если ребенок будет смотреть балет, пользуясь своими ощущениями, и ему это понравится, то он навсегда полюбит его. В случае, если он будет пытаться понять суть движений, а не чувствовать музыку и танец, то вероятнее всего ему быстро надоест, и он устанет. Это приведет к отторжению этого вида театрального искусства;
первый поход в оперу требует объяснения того, что будет представлено. Расскажите ему, что это театр голосов, в котором сюжет рассказывается эмоциями и изменениями тембра и силы голоса. Основная эмоция возникает от того, что человек слушает, как сочетается человеческий голос и музыка, как они доносят образы, характеры персонажей. Лучшим вариантом для знакомства с оперой будут сказки «12 месяцев», «Снегурочка» и др. Обратите внимание на афишу выбранного оперного театра, там будет указан возраст.
Приобщение ребенка к театру − важная задача для взрослых. Не стоит ее перекладывать на плечи педагогов и воспитателей. Конечно, его поведут на спектакль с классом, но лучшим вариантом будет полноценное знакомство с этим видом деятельности вместе с близкими людьми, которые смогут пояснить все нюансы, донести необходимую информацию и обсудить все детали полученных эмоций. Знакомство с театром вместе с родителями позволяет привить любовь к театральной деятельности на всю жизнь.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Как правильно уйти?
Завершая обзор правил поведения в театре для взрослых, целесообразным будет сказать о том, как правильно его покинуть. Если человек покидает зал во время действия, он тем самым демонстрирует плохое воспитание. Даже если спектакль совсем не нравится, нужно дождаться антракта, чтобы уйти.
Но даже когда спектакль уже окончен, не следует стремглав нестись в гардероб за одеждой. Ведь нередко артисты выходят на поклон неоднократно, поэтому нужно дождаться, когда занавес будет опущен, и не спеша направиться к выходу. Если есть уважительные причины, по которым зрителю нужно уйти из театра пораньше, то на этот счет также существует негласное правило. Для этого последний акт смотрят с балкона, после чего тихо уходят, никого не беспокоя.
Теперь перейдем к правилам поведения в театре для детей.
Правила поведения в театре для дошкольников и школьников
Детям дошкольного возраста, которые уже многое понимают, тем более нужно прививать правила этикета и рассказывать о том, как вести себя в театре. Дети 3–6 лет еще не ходят на спектакли без сопровождения родителей, поэтому всегда рядом есть взрослые, которые могут сделать замечание или поправить ребенка. А вот в школьном возрасте дети могут посещать театр группой: со своим школьным учителем или просто с друзьями. В любом случае, идет ли ребенок в театр со сверстниками или с взрослыми, он должен вести себя прилично.
На культурные мероприятия нужно одеваться должным образом. Лучше выбрать классический стиль одежды, вещи должны быть чистыми и выглаженными. Не принято отправляться на представление в спортивной одежде или обуви.
В театр нужно приходить заранее. Лучше выйти из дома с запасом времени в полчаса, чтобы не опоздать на спектакль из-за случившихся по дороге непредвиденных обстоятельств.
После того как вы вошли в здание театра, нужно сдать верхнюю одежду в гардероб. Вежливо обращайтесь к гардеробщице и поблагодарите за номерок, который она вам дала.
Если до начала представления вам нужно выйти или, наоборот, пройти на свое место, а люди уже сидят, вежливо попросите пропустить вас
Они встанут и поднимут сидения, после чего нужно осторожно пройти мимо них, обязательно повернувшись спиной к сцене и лицом к людям
Обучение этикету: беседа с детьми
Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.
Стоит помнить, что беседа должна быть:
- Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
- Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
- Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
- Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы
Тематическая беседа с детьми
Выбор места
Место выбирать нужно отталкиваясь от возраста ребенка, если он достаточно маленький, то лучше всего брать одни из первых рядов, или места, где будет хорошо видно сцену. Если ребенок постарше, то можно чуть подальше, но не стоит брать последнии ряды, потому что детям будет совершенно неудобно присматриваться к сцене.
Однозначно приятнее смотреть за действиями на сцене с середины зала, но проходить туда не очень то удобно. Если вы все-таки взяли билеты на середину ряда, то необходимо занять место пораньше, чтобы не мешать остальным. Если же у вас не получилось это сделать, то, чтобы добраться до своих сидений, нужно повернуться лицом к уже сидящим людям и тихим голосом или кивком головы извиняться за беспокойство.
Как правильно вести себя на месте?
После того как места в зале благополучно заняты, не стоит думать, что можно полностью расслабиться и не соблюдать правила театрального этикета. Вот памятка правил поведения в театре во время спектакля:
- Класть руки на оба подлокотника не нужно, так как это может помешать соседям. Даже если в зале душно, не рекомендуется обмахиваться программкой. Не нужно рассматривать находящихся в зале людей в театральный бинокль. А также во время просмотра нельзя есть и шуршать фольгой от шоколада.
- Не рекомендуется сидеть очень близко, склонив друг к другу головы, чтобы не мешать смотреть на сцену сидящим сзади.
- Не следует сидеть, закинув ногу на ногу, широко расставлять ноги, опираться на спинку стоящего впереди кресла, упираться ногами в него или же засыпать, опираясь на спинку своего стула (даже если вам скучно).
- Требуется соблюдать полную тишину, не забыв выключить заблаговременно телефон, не обсуждая актерскую игру и поведение окружающих. Если последние ведут себя нескромно, нужно очень тихо сделать им замечание, а если оно не помогло, обратиться к представителям театра за помощью.
- Дурным тоном считается выражать чрезмерное удовольствие от спектакля. Аплодисменты не должны быть слишком громкими и продолжительными во время просмотра, обычно это откладывается на конец представления. Так же, как и вручение актерам цветов. А тем более недопустимыми являются топот ног, крики и свист. В театре не принято кричать «бис», так как здесь, в отличие от концерта, повторение какой-либо сцены невозможно.
Эти основные 5 правил поведения в театре во время просмотра спектакля помогут вам проявить свою культуру и, что называется, не ударить лицом в грязь.
Что нельзя делать в театре?
- В театре нельзя бегать и прыгать. Не стоит брать с собой в зрительный зал еду – это ведь не кинозал. Если вы проголодаетесь, для перекуса дождитесь антракта. Но не следует бежать сломя голову в буфет, как только прозвенел звонок на перерыв. Ведите себя спокойно и рассудительно.
- В театре нельзя пользоваться телефоном. Перед началом спектакля обязательно поставьте свой мобильник на беззвучный режим или вовсе выключите его. Если телефон внезапно зазвонит, вы отвлечете зрителей и актеров, будет очень неловко.
- Нельзя разговаривать во время спектакля – впечатлениями можно поделиться после представления. Лишний шум и разговоры отвлекают актеров и зрителей от представления.
- Нельзя рассматривать в театральный бинокль окружающих людей – это неприлично.
Эта памятка позволит вам не забывать о правилах этикета и всегда оставаться вежливым.
Идя в театр, вы отправляетесь в мир искусства и культуры. Поэтому нужно с малых лет обучать своих детей правилам этикета и вежливого общения. Посещая театральные представления с детьми, вы развиваете в них эстетический вкус. Будьте вежливыми и внимательными в общении с окружающими, и ваш ребенок непременно будет брать с вас пример!
Интерес детей к театру
Элементы театра естественным образом вплетены в жизнь каждого ребенка. Как только дошкольник включается в простейшие сюжетно-ролевые игры, он уже проявляет себя как актер.
Игровая деятельность дошколят способствует формированию у них интереса к театру. Сюжет, атрибуты, костюмы, обыгрывание намеченных ролей – это элементы театральной деятельности. Базовые сюжетно—ролевые игры: «Автобус», «Семья», «Магазин» – это маленькие импровизированные спектакли, режиссерами и актерами в которых становятся сами дети.
Нельзя не отметить творческие игры-драматизации, которые строятся на основе литературного произведения. Обычно дети разыгрывают небольшие сказки, такие как «Курочка Ряба», «Теремок», «Лиса и заяц».
Можно предложить дошкольникам использовать для инсценировки кукол настольного театра, теневого, пальчикового и других. Интерес у детей вызовут куклы – герои сказки, изготовленные совместно из деревянных ложек, пластиковых стаканчиков и другого материала.
Особое место в развитии интереса к «волшебному миру искусства» занимает специальная театрализованная деятельность, когда к праздникам ставятся спектакли с участием детей. Обычно это серьезный музыкальный спектакль, который позволяет дошколятам почувствовать себя настоящими актерами.
Все это объективные условия, которые приближают к ребенку настоящий театр. Поэтому, когда дошкольнику сообщают, что «мы пойдем смотреть представление, где на сцене будут настоящие сказочные герои», у ребенка складывается некоторое понимание, о чем идет речь.
Этикет общения детей с людьми
Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.
Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:
- При встрече следует приветствовать знакомых
- Ко взрослым следует обращаться на «Вы»
- Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное
- Перед расставанием следует прощаться
- Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
- В случае проступка следует просить прощения
- Запрещается обзываться, оскорблять других детей
- Запрещается использовать слова-паразиты
- Запрещается ябедничать
- Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их
- Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему
- В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их
Хорошие манеры
Зал
Правила поведения в театре нигде не прописаны, но воспитанные люди всегда знают о них и выполняют негласно.
Входить в зал нужно не позднее третьего звонка. Занять свои места нужно со вторым звонком. Третий звонок – это сигнал уже к началу спектакля.
Если вы не знаете, где находятся ваши места, то обратитесь к камердинеру. Это тот человек, который встречает зрителей при входе в зал.
При опоздании камердинер имеет право не пустить вас в партер или ложу. Недопустимо, чтобы лишний шум и открывание дверей мешало действию спектакля.
Первым в зал всегда входит мужчина, а за ним следует его спутница. После того как он покажет билеты камердинеру, мужчина пропускает девушку вперед.
Если ваши места находятся в самом центре ряда, то проходить к ним нужно лицом к людям, которые сидят на ряду, и спиной к сцене.
Если люди идут к своему месту через вас, то лучше всего будет встать и пропустить их.
Мужчина обычно садится слева от девушки.
Если в театр пришли 2 пары, то женщинам предлагают сесть посередине.
Допустим, парень с девушкой пришли вдвоём в театр, и у них крайние места. Как распределить их в таком случае? Мужчина должен сесть на самое крайнее место, замыкая ряд.
Подлокотники – это лишь разделитель личного пространства. Не стоит класть обе руки на них и отодвигать своего соседа.
Если вы хотите передать цветы Хабенскому, Яковлевой, Гармашу, Нагиеву или другим известным актерам, то лучше всего это сделать через камердинера.
Корзина с цветами для артиста отправляется заблаговременно через камердинера.
Как сидеть в кресле
Места, на которых сидит зритель в театре, бывают разные:
– обычные стулья или кресла;
– лавки или банкетки без спинок;
– полукруглые деревянные или мягкие скамьи со спинками и без подлокотников;
– специальные театральные кресла с откидными сиденьями.
Независимо от вида пользоваться ими надо так же, как и стулом в гостях:
– не сидеть нога на ногу,
– не качаться на краешке,
– не разваливаться, вытянув ноги,
– не облокачиваться о спинку сиденья переднего ряда,
– не крутиться, разглядывая через бинокль зрителей в зале,
– не закидывать ноги на подлокотник.
Если театральное кресло имеет общие с другими зрителями подлокотники, хозяину места принадлежит тот, что находится справа.
Правила поведения в школе кратко
Отправляя детей в школу, родители уверены в том, что дети получат нужный объем знаний, эмоциональную и психологическую поддержку. Все это возможно только в том случае, если в учебном заведении уважают и знают правила поведения, следуют им.
Школьный распорядок известен не только ученикам и учителям, но и родителям. Как одевать ребенка, когда он должен приходить на уроки, как вести себя на занятиях — забота родителей.
Фото: informburo.kz: UGC
В первые дни после летних каникул во многих школах детям раздают памятки, в которых содержатся базовые правила и нормы поведения в школе. Им должен следовать каждый ребенок, иначе школьная жизнь превратиться в неконтролируемый хаос.
Учителя следят за выполнением этих правил, однако и родители должны принимать участие в формировании специфической поведенческой модели ребенка-школьника. Время от времени проводите профилактические беседы, показывайте на конкретных примерах, к чему может привести нарушение школьного распорядка.
Ознакомьте ребенка с кратким перечнем того, что потребует от него школа:
Общие требования:
- Одевайся чисто и аккуратно. Выбирай одежду и обувь удобную и по сезону.
- Ношение спортивной формы допускается только на занятиях спортом (урок физкультуры, секция, спортивный факультатив).
- Следи за личной гигиеной: срезай ногти, мой волосы и т. д.
- Ходи с аккуратной прической. Длинные волосы желательно укладывать так, чтобы они не мешали писать и читать, иначе могут возникнуть дефекты зрения и осанки.
- Носи с собой носовой платок и влажные салфетки.
- Книги и школьные принадлежности клади в сумку, школьный ранец, портфель.
- Уходи домой сразу после уроков. В учебном заведении остаются только те, кто ходит на дополнительные занятия.
- Рассчитывай на дорогу время так, чтобы зайти в класс до начала занятий хотя бы за 10 минут.
Фото: arnapress.kz: UGC
На уроках ученик должен вести себя так:
- В кабинет заходи с разрешения учителя или его доверенного лица (старосты).
- Займи место согласно схеме рассадки. Ее утверждает учитель-предметник или классный руководитель.
- До начала урока приготовь и выложи на парту учебник, тетради и школьные принадлежности, которые понадобятся.
- Приветствуй учителя вставанием. Встань, когда учитель покидает класс.
- На уроке без разрешения учителя не пользуйся мобильным телефоном и гаджетами.
- Не выходи из кабинета во время занятия без разрешения учителя.
- На уроке соблюдай тишину, внимательно слушай учителя и выполняй его указания.
- Выходя к доске, захвати с собой дневник.
- Не подсказывай одноклассникам и не перебивай их во время ответа.
- Не выкрикивай с места. Если знаешь ответ на вопрос учителя, то подними руку.
Фото: yk-news.kz: UGC
Правила поведения в школе на перемене:
- Отправляйся на перемену только с разрешения учителя.
- Дежурные во время перемены проветривают класс, готовят доску и наглядные пособия (карты, макеты, муляжи).
- Не бегай по коридорам и лестницам во время перемены, потому что можешь травмироваться сам или травмировать других детей. Для активного отдыха лучше выйди в школьный двор.
- Не сиди на подоконниках, не спускайся по перилам вниз, не играй с колюще-режущими предметами, не дерись, не разбрасывай мусор, не ломай школьное имущество.
- Чтобы перекусить во время перемены, спустись в столовую или школьное кафе. Не ешь на ходу или в классе.
- Идя по коридору, придерживайся правой стороны.
- При выходе и входе в/из кабинета мальчики пропускают вперед учителя и девочек.
- Не входи без разрешения в учительскую.
Кроме того, следует помнить об общих правилах поведения:
- нельзя курить и браниться;
- пререкаться и переговариваться со старшими;
- разговаривая с учителем, держать руки в кармане;
- нужно помогать тем, кто требует помощи;
- быть вежливым и аккуратным.
Фото: vlast.kz: UGC
Школа — это то место, где дети не только получают знания, но и учатся общаться, узнают об общих культурных нормах поведения. Они должны понимать, что следование школьным правилам — это не глупая выдумка, призванная угнетать их личность, приучать их к шаблонному поведению, а элементарная забота об их здоровье.
Они должны осознавать, что шум на уроках и отсутствие дисциплины приводят к худшему усвоению материала. Кроме того, дети больше устают психологически, у них может болеть голова. Если кто-то нарушает правила поведения на перемене, то может пострадать физически сам или причинить вред кому-то иному.
Об этом следует напоминать детям регулярно и на собственном примере демонстрировать, как правила помогают оптимизировать деятельность, сделать ее более эффективной.
Правила этикета: как вести себя в театре
Цель: прививать детям навыки культурного поведения в общественных местах.
Форма проведения: практикум.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня такой великолепный день! Отправимся с вами в театр. В какой театр вы предпочтете отправиться?
– Но почему вы оделись в театр, как на прогулку?
Новый спортивный костюм и ваш теплый свитер здесь неуместны. Спортивную одежду носим на уроке физкультуры, деловой стиль в одежде – для школы, театра, а супермодные вещи надеваем, когда идём на вечеринки, в гости.
У меня есть волшебная палочка, при помощи ее силы мы перенесемся в театр.
– Крибле-крабле-бумс…
Гаснет свет, звучит оперная музыка.
– Спектакль уже идет. Слышите знакомую музыку?
– Садитесь на места согласно вашим билетам.
Желательно стулья расставить в несколько рядов.
Правила поведения в театре:
– В театре не шумят.
– Если вы проходите к своему месту, то идти надо лицом к сидящему, а не спиной.
– Не мешайте людям слушать спектакль, сидите спокойно.
– Во время действия запрещается есть, шуршать фантиками (обёртками) от конфет. Для этого существует антракт (перерыв), во время которого можно пройти в буфет или фойе театра.
– Стыдно зевать во время действия, этим вы обижаете артиста, показываете, что вам не нравится спектакль.
– Аплодировать нужно в конце действия, перед антрактом.
– Невежливо сразу после окончания спектакля, когда все ещё хлопают артистам, пробираться к выходу, бежать в гардеробную.
Учитель (обобщает). Прошу вас, запомните, что в театре надо вести себя так, чтобы всем удобно и приятно было смотреть на сцену, а артистам было приятно играть для вас спектакль.
– Послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Замазка».
– Определите, какие ошибки допустили ребята, находясь в кинотеатре.
Чтение отрывка из рассказа.
Замазка
Стало тихо.
Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:
– Ты уже съел свой пряник?
– Нет еще. А ты?
– Я тоже нет. Давай есть.
– Давай.
Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:
– Послушай, у тебя пряник вкусный?
– Угу.
– А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
– А замазка где?
– Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!
Костя со злости швырнул замазку на пол.
– Зачем же ты ее бросил? – спросил Шурик.
– А на что она мне?
– Тебе не нужна, а мне нужна, – проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. – Где же она? – сердился он. – Вот ищи теперь.
– Сейчас я найду, – сказал Костя и тоже исчез под стулом.
– Ай! – послышалось вдруг откуда-то снизу. – Дядя, пустите!
– Кто это там?
– Это я.
– Кто – я?
-Я, Костя. Пустите меня!
– Да я ведь не держу тебя.
– Вы мне на руку наступили!
– Что ж ты полез под стул?
– Я замазку ищу.
Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.
– Кто это? – испугался он.
– Это я, Шурик.
– А это я, Костя.
– Нашел?
– Ничего не нашел.
– И я не нашел.
– Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают – собака.
Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.
Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец».
Н. Носов
Дети обсуждают, правильно ли герои рассказа вели себя в кинотеатре.
Учитель обобщает.
Зачем нужны правила и почему важно их соблюдать
Существование социума и взаимодействие людей в нем подчинено правилам. Официальные закреплены законодательно, неофициальные продиктованы нормами морали и этики. Большую часть правил поведения в общественных местах прививают родители своим детям. А остальные либо существуют негласно, либо регламентированы внутренним порядком заведений/учреждений.
Бытовые нормы, а также общепринятые правила поведения напоминают условия игры. Они подсказывают человеку, какие действия он может совершать, а какие не стоит.
Если человек не будет «играть по правилам», то рискует столкнуться с последствиями:
- нарушил дисциплину в школе — получит запись в дневнике;
- не умеет вежливо общаться с людьми — узнает, что такое социальная изоляция;
- игнорирует правила поведения в заведении — администрация может отказать в обслуживании;
- преступил закон — отправится в суд.
Важно, чтобы правила соблюдали все люди. Тогда отношения между ними будут более упорядоченными, предсказуемыми. По аналогии с ПДД: п
1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил
По аналогии с ПДД: п. 1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил.
Хорошие манеры
Культура поведения в общественных местах включает не только ограничения, но и желаемые действия, то есть правила этикета.
Сегодня многие из них считаются устаревшими:
- мужчины не пропускают дам вперед;
- женщина может оплатить свой счет в кафе;
- люди младшего возраста могут не уступать место в транспорте старшим.
Но чтобы оставить о себе приятное впечатление и заиметь репутацию культурного человека, без хороших манер не обойтись. Как писал английский философ Ф. Бэкон, «манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию».
Что включают в себя этикет:
- нормы вежливого общения;
- принципы субординации;
- способы уместной взаимопомощи;
- присутственные правила (как вести себя в конкретном месте).
Существует и другая классификация, согласно которой, этикет может быть семейным, столовым, корпоративным и даже сетевым. Всё это многообразие правил и норм трудно изучить одномоментно. Лучше выбрать естественный путь привития манер — постепенно, начиная с раннего детства.
Книги по этикету для детей
Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.
Вот перечень только некоторых из них:
- Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
- Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
- Вежливые слова. Ольга Корнеева
- Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
- Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
- Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
- Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
- Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
- Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
- Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
- 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
- Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
- Учимся быть примерными. Владимир Степанов
- Азбука вежливости. Наталия Чуб
Книга по этикету для детей
Виды этикета для дошкольника
Поведение на улице
Бывают случаи, когда от этикета на улице зависит жизнь детей. Некоторые запреты диктуются нормами этикета и безопасности.
- Соблюдение ПДД
- Нельзя вытаптывать газоны, мусорить.
- Передвигаться по тротуару придерживаясь правой стороны, не создавать помеху.
- Не показывать пальцами на людей.
- Не уходить с места, где тебя оставили родители.
- Не ходить с чужими людьми никуда.
- Не давать адрес, телефон.
- При необходимости обращаться не к случайным прохожим, а в ближайший магазин и т. д.
В гостях
Наступит время, когда малыша обязательно пригласят в гости. Оставшись без контроля родителей, ребенок точно должен знать, как поступать в той или иной ситуации:
- Приходить по приглашению надо с подарком или сувениром, который нужно вручить, даже если самому очень хочется такой же.
- Вести себя надо спокойно, не шуметь иначе больше не пригласят.
- Нельзя трогать чужие вещи без разрешения, в том числе игрушки.
- Комментировать запахи, беспорядок, угощение нельзя.
- Во время угощения вести себя культурно.
- Не набирать еды домой.
- Не задерживаться долгое время.
- Уходя благодарить хозяев за проведенный вечер.
Чему следует научить ребенка?
Опираясь на театральный этикет для взрослых, можно порекомендовать и детям 2 класса правила поведения в театре. Вот самые основные из них:
- Нельзя опаздывать в театр.
- Мобильный телефон должен быть выключен – недопустимо ни разговаривать по нему, ни играть в игры.
- Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим людям.
- На месте следует сидеть спокойно, не вертеться, не мешать окружающим, сильно раскидывая руки или ноги.
- Во время концерта нельзя: играть, жевать, шуметь, болтать с соседями.
- Сильно хлопать и дарить цветы можно только в конце спектакля.
- Запрещается раньше времени убегать в гардероб к концу представления или в буфет перед антрактом.