Правила поведения на экскурсии

Однодневная экскурсия

С короткими экскурсиями все легко: чаще всего достаточно иметь с собой документ, удостоверяющий личность — взрослые обойдутся внутренним паспортом.

Если вы с ребенком, возьмите его свидетельство о рождении. Если он уже получил паспорт, берите паспорт.

Другое дело, если на экскурсию едет не родитель с ребенком, а группа детей. В этом случае нужно подготовить:

  • график движения;
  • список детей с ФИО и телефонными номерами их родителей или опекунов;
  • схема рассадки детей в автобусе;
  • список сопровождающих с ФИО и и телефонными номерами;
  • список набора пищевых продуктов — это для перевозок, которые длятся более 3 часов.

Для школьных экскурсий, организованных в учебное время, еще понадобится приказ-разрешение с подписью директора и печатью. Если поездка в неучебное время, приказ не нужен.

Не пугайтесь большого списка нужных документов: АВТОМИЛЛЕНИУМ консультирует и помогает клиентам подготовить все для поездки.

До мероприятия

Написать заявку на мероприятие и согласовать у директора. Это нужно сделать за несколько дней до мероприятия: здесь точных требований нет, лучше уточнить в администрации школы. Если есть образец заявки, будет проще. Если нет — пишите цель мероприятия, даты проведения, маршрут. Будьте готовы объяснить директору, почему без этой поездки нельзя обойтись. Также стоит рассказать директору, как во время экскурсии будут соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования связанные с пандемией коронавируса: во время поездки за это отвечает транспортная компания, а на месте само учреждение. 

Если директор против поездки, вы можете организовать ее во внеучебное время — тогда не нужны его согласие и приказ. Но все остальные требования придется соблюдать. 

Подготовить необходимые документы. Это
, список обучающихся и сопровождающих педагогов, заявления на согласие, взятые у родителей. Проект приказа может составить приказ директора, но не везде это практикуется. Списки нужно подписывать заранее, но быть готовым, что придется вносить в них изменения — дети могут заболеть. 

Особое внимание стоит уделить согласию родителей на поездку — без этого документа детям нельзя ехать на мероприятие

Поэтому перед важной поездкой стоит провести родительское собрание и взять согласие прямо там. На детей не нужно никаких других документов: нотариально заверенные доверенности от родителей нужны только для поездок за рубеж.

На детей не нужно никаких других документов: нотариально заверенные доверенности от родителей нужны только для поездок за рубеж.

Подготовить программу выезда и подписать у директора. Как правило, это нужно делать даже при проведении рядовой экскурсии в краеведческий музей. Особенно, если учитель планирует провести сразу несколько экскурсий в один день. 

Если группа поедет не на общественном транспорте, а на автобусах турфирмы, то нужно предоставить договор с фирмой, ее лицензию и разрешение на перевозку детей. Если автобусов будет больше трех, фирма обязана запросить сопровождение автомобилями автоинспекции. 

Провести инструктаж по ТБ. должен провести ответственный за безопасность по школе. Если у него нет времени, он должен провести инструктаж педагогу, ответственному за поездку, взять с него подпись в журнале учета инструктажей. Учитель должен провести инструктаж ученикам и другим педагогам, помогающим ему во время выезда. 

Во время инструктажа нужно рассказывать в том числе и о эпидемиологических мерах безопасности — попросите учеников обрабатывать руки перед входом в автобус и лишний раз не трогать руками лицо. Ученики и педагоги должны поставить подписи в бланках, бланки нужно сдать ответственному за безопасность. Если он не хочет провести инструктаж и просит ознакомиться с инструкцией по памятке, нужно сообщить об этом в администрацию школы. 

Правила поведения на экскурсии

На протяжении всей экскурсии вам должно быть удобно. Выбирайте подходящую одежду, особенно для пеших экскурсий. Узнайте заранее план экскурсии и подберите одежду. В ней не должно быть жарко или холодно, в солнечную погоду обязателен головной убор. Для автобусных туров подойдет свободная и легкая одежда. Для пеших прогулок выбирайте удобную обувь на плоской подошве, без каблука, которая не жмет и не натирает.

Приходите к месту сбора заранее, с небольшим запасом времени. Не опаздывайте! В лучшем случае вас будут ждать все остальные участники, в худшем — группа уйдет без вас. И то и другое оставит неприятные впечатления.

Захватите с собой паспорт, экскурсионный билет, медикаменты, которые принимаете и бутылочку воды.

Во время экскурсии необходимо придерживаться правил техники безопасности и поведения в общественных местах. В музеях и храмах есть свои правила и распорядок, с которыми лучше ознакомится заранее.

Не нарушайте спокойствия и права гида, участников и других лиц. Ведите себя скромно, дружелюбно и внимательно. Курение, нецензурная брань и распитие спиртных напитков во время экскурсии запрещено.

От гида следует держаться на небольшой дистанции. Не перебивайте и не спорьте с экскурсоводом, даже если вы уверены в своей правоте. Если захотите, можете обсудить ваши разногласия с гидом в конце экскурсии. Вопросы можно задать во время пауз, специально для этого предназначенных. Не отклоняйтесь от маршрута и не отставайте от группы.

Обязательно поблагодарите гида после завершения экскурсии.

Многодневная экскурсия

Взрослым нужен опять же внутренний паспорт, а детям до 14 лет — свидетельство о рождении. Обязательно прихватите медицинские документы ребенка, как минимум полис ОМС.

На многодневную экскурсию для группы детей берите все документы, что и для однодневной поездки. А еще необходимы документы медработника, подтверждающие его ФИО и должность. Это может быть:

  • копия лицензии на осуществление медицинской деятельности;
  • копия договора с медицинской организацией, которая имеет соответствующую лицензию.

Медработник нужен во всех организованных поездках групп детей, которые длятся дольше 12 часов.

Как правильно вести себя в музее

Соблюдать этикет при посещении музея нужно еще до того, как вы переступите его порог. Нельзя говорить о существовании музейного дресс-кода, ведь экскурсия – это не официальное мероприятие.

Не обязательно наряжаться в строгий костюм или вечернее платье, тем более что большую часть посетителей музеев составляют туристы. Но не стоит надевать и ту одежду, в которой вы выбегаете в ближайший магазин купить хлеба и молока.

Музейная жизнь отличается разнообразием и не сводится к выставкам классической живописи или этнографическим материалам. Байкерский стиль в одежде будет уместен на выставке раритетных мотоциклов.

Есть мнение, что театр начинается с вешалки. В полной мере это относится и к музею. Он начинается с гардероба, в котором стоит оставить громоздкие рюкзаки, сумки и не забыть снять верхнюю одежду. Эти правила нужны для вашего удобства, а также для того, чтобы ненароком не задеть рюкзаком ценный экспонат.

Не забывайте, что вы находитесь в общественном пространстве, в котором нужно учитывать интересы других людей. Какие бы сильные эмоции ни вызывала у вас экспозиция, лучше, чтобы об этом не узнали остальные посетители. Громкие разговоры, восклицания, смех будут неуместны.

Свобода слова – великая ценность, у каждого может быть собственная оценка художников и картин. Но громкие критические замечания нельзя признать этичным поведением.

Нет прописанных правил, которые запрещали бы подолгу стоять у одного экспоната, но если к нему стремится подойти множество людей, то будет уместно провести рядом с ним ограниченное время.

Требования при проведении экскурсии

Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились. 

  1. На один автобус предполагается  количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается  ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих. 
  2. Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение. 
  3. После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
  4. Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
  5. Скорость не должна превышать 60 км/ч.
  6. У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
  7. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  8. Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
  9. На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
  10. Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума. 
  11. В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
  12. Если в пути  возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

Правила поведения на экскурсии для школьников

Если ваш ребенок отправляется на школьную экскурсию, обязательно расскажите ему, как нужно себя вести. Дети не должны оставаться без присмотра, поэтому за школьников на экскурсии ответственность несет классный руководитель. Часто школьников сопровождает не только учитель, но и несколько родителей учеников, чтобы следить за порядком в большой группе

Важно, чтобы каждый ребенок вел себя соответствующе и соблюдал правила безопасности, особенно на дорогах и в автобусе. Задача родителей — познакомить ребенка с правилами поведения

Во время экскурсии нельзя перебивать гида, бегать, нарушать порядок, перебивать, мешать громкими разговорами и выкриками. Вопросы нужно задавать во время пауз, чтобы не перебивать рассказ гида. Школьник должен слушаться классного руководителя и не доставлять ему лишних беспокойств.

Правила поведения на экскурсии по городу

Итак, ваша группа (класс) выезжает на экскурсию по городу. Если вы отправляетесь классом, ответственность за вас несёт ваш классный руководитель. Постарайся не подвести учителя плохим поведением, ведь уследить за большим количеством детей очень сложно.

Если возникает необходимость в привлечении экскурсовода (гида), относись к нему также уважительно.

Запрещается перебивать экскурсовода, спорить с ним. Даже если тебе показалось, что он допустил неточность, дождись паузы и тогда в корректной форме задавай уточняющие вопросы. Если ты просто хочешь выразить и обсудить свою точку зрения, дождись окончания экскурсии.

Во время перемещения по городу автобусом не вскакивай со своего места, чтобы посмотреть в противоположное окно, даже если описываемая достопримечательность с твоей стороны не видна.

Во время пешей части экскурсии держись чуть поодаль от экскурсовода, чтобы его видели все члены группы, а не только рядом стоящие.

По завершении экскурсии не забудь поблагодарить экскурсовода и попрощаться с ним.

Как правильно организовать экскурсию

Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.

Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.

Польза от школьных экскурсий затрагивает  и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:

  • расширение кругозора;
  • углубление школьного материала;
  • налаживание отношений между учащимися;
  • жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации к учебе;
  • выработка позитивного отношения к школе.

Правила поведения во время экскурсии в зоопарк

Зоопарк одинаково любят и дети и взрослые. Мамы и папы, ба­бушки и дедушки, отправляясь в зоопарк, ощущают себя маленькими детьми, а для детей посещение зоопарка — это всегда праздничное со­бытие.

Если ты пришёл на экскурсию в зоопарк, то не старайся обежать всё сразу. Луч­ше прийти сюда ещё раз. Остановись возле одного из вольеров и пона­блюдай за животным, прочти его название на специальной табличке. А то некоторые ребята, бегло просмотрев животных и птиц в зоопарке, потом с большим трудом вспоминают, а кого же это они там видели?

В зоопарке очень часто можно встретить таблички, на которых на­писано: «Не кормить животных!» Но, к большому сожалению, не все посетители зоопарка следуют этому предостережению и угощают жи­вотных «человеческими» лакомствами: колбасой, сосисками, мороже­ным, конфетами. А зверюшкам от этих лакомств нет никакой пользы, а только огромный вред! Если бы ты знал, как потом мучаются звери и птицы от этих угощений, а врачам зоопарка приходится приклады­вать немало усилий, чтобы вылечить объевшихся животных. А приме­ром этому может послужить наш рассказ о медвежонке Джонни из Московского зоопарка.

Маленького очкового медвежонка Джонни привезли в Московский зоопарк из Великобритании. Медвежонок очень быстро освоился в сво­ём новом жилище, а работники зоопарка научили его различным цир­ковым номерам. Джонни, как настоящий жонглёр, подбрасывал шари­ки, кувыркался, танцевал и самостоятельно пил из бутылочки молоко. Конечно, обаятельный медвежонок сразу стал любимцем ребятишек и взрослых, и возле его вольера всегда находилась большая толпа. Ребя­тишки восторженно смотрели, как Джонни ловко подбрасывал шарики и кувыркался. Но на беду свою медвежонок оказался большим лаком­кой и попрошайкой. И добрые посетители закормили медвежонка сла­достями до того, что у него серьёзно заболел желудок. Медвежонок больше не жонглировал и не кувыркался, а лежал, свернувшись кала­чиком под большим деревом, держась за живот, и жалобно скулил. Врачи зоопарка позаботились о медвежонке и долго его лечили. Но, кроме этого, медвежонка огородили большой стеной от посетителей, чтобы обезопасить его от всяких угощений.

Так что, пожалуйста, не корми животных и птиц в зоопарке! Ес­ли уж тебе очень хочется угостить яблоком слона или бананом обезь­янку, то спроси разрешения на это у работника зоопарка, а лучше от­дай лакомство работнику зоопарку, чтобы он сам передал его понравившемуся тебе животному.

А если ты увидишь, что кто-то из твоих друзей, знакомых или по­сторонних кормит животное, то обязательно сделай вежливое замеча­ние, что этого делать нельзя.

Ты знаешь, что в зоопарке находятся и хищные животные — тиг­ры, львы, леопарды. Ни в коем случае нельзя дразнить животных и близко подходить к ним — это опасно для жизни!

Рекомендуем к прочтению:

Возрастной фактор

Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.

Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.

Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада.  Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.

Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.

Идем на экскурсию всем классом

Экскурсии в музеях проводятся организованно и в сопровождении экскурсовода. Его задача – рассказывать о том, что дети видят, а не следить за их поведением. Поэтому в задачи сопровождающего учителя входит не только познакомить детей с правилами поведения, но и постараться, чтобы они их выполняли. Лучший способ – составить памятку для посещения и продиктовать ее детям, чтобы они записали и заранее ознакомились с правилами.

В задачи учителя входит:

запретить шуметь и бегать,
обратить внимание, что есть и другие посетители,
позаботиться о том, чтобы все шли вместе, никто не отставал, не терялся,
вовремя отвести детей в туалет,
следить за их поведением во время пребывания в залах.

Экскурсовод не будет делать замечаний – на это есть учитель и смотрители.

После экскурсии нужно поблагодарить ведущего, дети должны сказать «спасибо» и спокойно пройти к выходу. Учитель может посоветовать им купить наборы открыток или путеводитель на память о посещении.

Документы для экскурсии

К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:

  • Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
  • Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
  • Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
  • Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
  • Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.

ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками

  • Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
  • Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
  • Сведения о медработнике, копия его лицензии.
  • Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
  • У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.

Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.

После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали  детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.

Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка  – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»

Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.  

Во время мероприятия

Взять необходимые вещи и документы. У педагога обязательно должна быть аптечка —  лучше, если ее перед выездом проверит фельдшер. Также возьмите с собой санитайзеры и побольше одноразовых масок. В автобусе и в учреждении, в которое вы едете, дети точно должны находиться в масках. Также нужно не забыть зарядить мобильный телефон или взять запасной аккумулятор — как минимум нужно держать в курсе событий директора школы. Под рукой должна быть вода — это больше касается выездов на природу, но пригодятся несколько бутылок воды и в городе. 

Понадобятся документы:

  •  приказ директора о выезде,

  •  листок проведенного инструктажа по ТБ,

  •  список участников. 

Соблюдать правила поведения в общественных местах, правила ПДД, правила гигиены. Эти правила должны быть включены в инструктаж по ТБ. Хотя они известны детям, но лучше их контролировать на выезде — ученики могут быть возбуждены и забудут об элементарной безопасности. Сами правила можно найти на

Во время поездки в автобусе важно соблюдать эпидемиологические требования. Транспортная компания должна дезинфицировать перед поездкой все поверхности в салоне автобуса, водители перед поездкой должны измерить себе температуру тела, а во время поездки использовать маски

Также маски нужно использовать всем участникам, и педагогам, и детям. При этом и водитель и участники должны менять маски каждые три часа. 

Постоянно проверять количество участников и их экипировку. Лучше заранее определить контрольные точки — проверить на месте сбора, перед посадкой в транспорт, после выхода из него, по прибытии на место, в течение мероприятия, сразу по окончании, перед посадкой в транспорт, после выхода из него, в школе. Это нужно делать не только при выезде на природу, но и в городе. 

Если что, сразу звонить директору. Директор должен быть в курсе, если случится ЧП — он несет самую полную ответственность учеников и сотрудников. При несчастном случае нужно сначала оказывать первую медицинскую помощь и вызывать скорую, затем звонить директору. 

Виды и категории походов

При классификации походов используется принцип сложности. Выделяют походы:

  • пешеходный;
  • лыжный;
  • горный;
  • водный;
  • велосипедный;
  • мотоциклетный;
  • автомобильный;
  • скалолазание.

Виды походов по способу передвиженияВ зависимости от продолжительности, протяженности маршрута, технической сложности выделяют шесть категорий сложности походов.

Пеший поход

Целью пешего (пешеходного) туризма есть преодоление туристической группы маршрута по слабо пересеченной местности.  Категории сложности пешеходного маршрута определяется локальными препятствиями, автономностью маршрута, напряженностью. Выделяют:

  • туристические путешествия выходного дня продолжительностью 1-2 дня;
  • детско-юношеские походы (не выше третьей степени сложности);
  • категорийные походы (маршрут 6-й категории сложности требует специальной физподготовки и снаряжения).

Пешеходный поход предполагает пешее передвижение по пересечённой местности

Пешие походы – одни из наиболее полезных активных видов отдыха. Их выбирают любители здорового образа жизни.

Водный поход

Он осуществляется путем преодоления маршрута по водной поверхности. Выделяют:

  • речной сплав;
  • рафтинг;
  • парусный туризм;
  • каякинг.

Для водного туризма применяются:

  • катамараны;
  • байдарки, каяки;
  • плоты;
  • пакрафты.

Для водного туризма используют различные виды легких гребных судовКак и пешеходные, водные маршруты делятся на шесть категорий сложности. Так, препятствий в походе первой категории сложности немного и их легко преодолевать. В то же время экстремально сложные маршруты еще ни разу не проходились или были пройденными несколько раз.

Велопоход

Это вид туризма, в котором главным средством передвижения является велосипед. При этом турист проходит на велосипеде маршруты, содержащие достопримечательности и препятствия разного уровня сложности. Их сложность может варьировать от легких до экстремально тяжелых.

Велосипедный поход – вид туризма, в котором главным средством передвижения служит велосипед Велосипедный поход находится на первом месте по скорости передвижения. 

Скалолазание

Этот вид спорта и отдыха заключается в перемещении по скале или скалодрому. Это также экстремальный вид туризма, при котором может быть случайный срыв. Падение даже с небольшой высоты влечет за собой серьезные травмы. Главным требованием для скалолаза является наличие страховки.

Скалолазание – вид активного отдыха, смысл которого состоит в лазании по скале

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий