Правила игры в шахматы для начинающих детей

Пат

Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля  ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

Игровые моменты

  • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
  • Шахматист может поставить сопернику мат.
  • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
  • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
  • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Ну, а теперь попробуйте сыграть в шахматы с компьютером.

Виды шахмат

Сегодня существует более 20 вариантов игры в шахматы. О некоторых из них расскажем подробнее.

  • Классические шахматы. С персидского шахматы переводятся как «властитель умер». Самый распространенный вид шахмат. Здесь используется доска в 64 клетки и 32 фигуры: 16 черного и 16 белого цвета. Победу одерживает игрок, поставивший мат королю соперника.
  • Шахматы Фишера. Модификация Роберта Фишера появилась в 1996 году. В целом правила как у классических шахмат, но существуют свои особенности в начальной расстановке фигур и рокировки. Пешки находятся на доске как в классических шахматах. Слоны — на клетках разных цветов, а фигура короля — между ладьями. Остальные фигуры ставят в случайном порядке. Черные располагают в зеркальном отражении к белым.
  • Русские шахматы. В них играли на Руси в 9-10 веках. Позже были запрещены, а потом замещены классическими шахматами. Возродились в 1997 году, тогда появилась Международная федерация по русским шахматам. В этом варианте фигуры называются таврелями. Постановка фигур, рокировка и правила передвижения как в классических шахматах. Здесь имеется особая фигура — Хелга.
  • Шведские шахматы. В них играют две команды, по два игрока в каждой. Федерация Шведских шахмат появилась в 2007 году. Игра происходит сразу на двух досках. Сохраняются правила классических шахмат.
  • Мини-шахматы. Придумал математик из Англии Мартин Гарднер. Игра проходит на маленькой доске размером 5×5. Используются все классические фигуры, но только в единичном экземпляре.

По каким книгам учиться играть в шахматы?

Рекомендуемые книги по шахматам для начинающих

Хорошим способом начать обучение шахматам станет
использование специальных книг. Покупать их стоит в бумажном формате, потому
что так будет удобнее возвращаться к уже прочитанному, делать закладки и
пометки. Вот несколько наиболее интересных изданий:

  • «Стратегия и тактика шахмат» Лисицин Г.М. Книга написана в 1958 году, но до сих пор остается максимально полезной. Рассказывает про разные стратегии для фигур, общие положения. Рекомендуется использовать в тесном сочетании с практикой и сразу отрабатывать приемы, которые вы будете постигать таким образом.
  • «Путешествие в шахматное королевство» Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. Хороший ответ на вопрос о том, как научиться играть в шахматы детям. Также издание пригодится и взрослым – его можно свободно использовать вплоть до третьего разряда. Материал подан по принципу «от простого к сложному» и очень хорошо изложен.
  • «Шахматы» И. Майзелис. Еще один пример книги, в которой материал подается максимально удобно, в формате самоучителя. Книга выдержала множество переизданий и рекомендована самим Анатолием Карповым.

Если стоит цель научиться играть в шахматы в самом раннем
возрасте, привить ребенку интерес к игре, рекомендуем такие издания, как:

  • «Шахматные Приключения Лисёнка Фимки» Анна
    Дорофеева.
  • «Шахматы для самых маленьких» Игорь Сухин.
  • «Шахматы с енотом» Екатерина Волкова и Екатерина
    Прудникова.

На более продвинутом уровне, когда вы уже освоитесь с особенностями игры, можно будет переходить к значительно более сложным изданиям – с различными комбинациями. Множество книг написано и для разбора конкретных стадий игры. К примеру, «Шахматные окончания» Ю. Авербаха поможет вам правильно сыграть в Эндшпиле.

Шаг 2. Найдите преподавателя

Можно обучаться игре в шахматы самостоятельно по книгам и видеоурокам, но вначале будет трудно «считывать» тактику соперников на доске и разрабатывать собственную. Опытный наставник способен за час объяснить то, до чего вы сами будете додумываться несколько дней.

Где взять преподавателя?

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть два курса по шахматам: для начального уровня и для продвинутого, по 30 занятий и 50 интерактивных задач в каждом.

Секретами мастерства с учениками делится кандидат в мастера спорта по шахматам, обладатель тренерской лицензии «С» Немецкой шахматной федерации Алексей Ерофеев.

Шахматные курсы не входят в базовую программу «Экстерната Фоксфорда», но ими можно дополнить свой образовательный маршрут.

<<Форма демодоступа>>

Расстановка шахмат на шахматной доске

   Для того, чтобы начать играть, нам в первую очередь необходимо приобрести шахматную доску в магазине или же сделать ее своими руками.

   Шахматная доска представляет собой доску состоящий из 64 квадратиков, 32 из которых отмечены белым и 32 отмечены черным цветом. Сегодня имеется очень много разновидностей шахматных досок и фигур. Они имеют разные цвета и формы, на любой вкус как говорится. Самое главное чтобы эти квадратики отличались друг от друга цветами, как например на диаграмме.

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   Теперь когда у нас есть доска можем приступить к расстановке шахматных фигур. Как это сделать, можете посмотреть на следующей диаграмме

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   На доске получается как бы два лагеря. Фигуры соперников ставят друг против друга. Как в кинофильмах, которые показывают сюжеты из средневековых сражениях. Когда две армии стоят друг против друга, перед боем. И бойцы готовы выполнить любой Ваш приказ.

   Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. За один ход можно передвинуть только одну фигуру или пешку. Ходы делаются по очереди.

Ладья

   Для того чтобы запомнить расстановку можете придумать для себя или для Вашего ребенка какую-нибудь увлекательную историю.

   Вроде того что, каждый ферзь или королева любит свой цвет. Белая королева любит белый цвет, а черная соответственно черное поле. У каждой королевы есть свой король, который всегда рядом. У королевы и короля есть по слону и коню, чтобы они могли передвигаться по земле. Также у них есть по одной лодке или короблю чтобы они могли передвигаться по воде. Лодкой у нас будет ладья.

   Кстати раньше люди на самом деле плавали на ладье. И конечно же у короля и королевы есть слуги которые им прислуживают, смотрят за слонами и конями, конечно же это пешки.

   Целью игры является уничтожение вражеского короля, его замка где он прячется (позиция рокировки) и поставить ему мат (шах от которого не скрыться). Кто сможет это сделать, тот и побеждает. Но не всегда победа достигается только этим путем. Можно пойти и по другому. А именно сразить всех воинов короля или взять их в плен (выиграть по больше материала, пешек фигур и т.д.), чтобы король противника не смог долго сдерживать осаду своего замка и сдался.

   Если же в итоге получается так что в итоге никто не может выиграть, то объявляется ничья. Как говорят победила дружба!

   Не нужно приучать себя и детей, что надо во что бы то не стало выиграть игру, так как это очень негативно скажется на игре и на психике. Возможно, что дети могут обидеться друг на друга.

   Шахматы игра увлекательная и должна учить дружбе. Очень многие шахматисты по всему миру регулярно играют между собой, а некоторые даже дружат семьями.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»). Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как сделать взятие на проходе в шахматах

Последнее правило относительно пешек называется «взятием на проходе». Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), у пешки соперника появляется возможность взять эту проскочившую пешку «на проходе». Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку «на проходе» будет нельзя

Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило

Как делать рокировку в шахматах

Ещё одно особое шахматное правило называется «рокировкой». Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой». Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой»

Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на две клетки

Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на две клетки.

Ещё порция полезных советов для родителей

Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка

После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его

Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Шахматы с Олесей. Изучение с нуля

Занятия подходят для детей (ознакомиться с каналом), желающих глубже изучить стратегию шахматной игры и всерьёз заняться этим видом спорта. В рамках семинаров юная шахматистка Олеся и её тренер Олег Кислицын знакомят маленьких зрителей с хитростями шахматной игры. Проводится анализ основных этапов партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Олеся и её тренер рассказывают об основных методах атаки и защиты. Материал объясняют на примерах известных партий. Часто авторы видео разбирают теорию прямо во время игры, благодаря чему обеспечивается системной и взаимосвязь подаваемой информации. Девочка объясняет принципы игры сама, её стиль будет понятен сверстникам.
 

Шах и мат

Важно не только знать, как правильно играть в шахматы, но и уметь завершить матч победой. Она достигается через постановку мата

Для этого нужно окружить короля соперника и отрезать ему пути к отступлению. Если монарх ”сбежал” от опасности, то это был шах.

Защита своего короля всегда в приоритете

Основы шахмат учат нас, что защита своего короля всегда в приоритете. Поэтому если ваш государь атакован, вы не можете делать другие ходы, кроме как спасающие его.

А спасти его можно несколькими способами. Во-первых, попробуйте переместить короля на безопасную клетку. Если этот вариант не проходит, рубите источник угрозы. Наконец, можно попробовать заблокировать атакующую фигуру своей собственной.

Чтобы научиться играть в шахматы на хорошем уровне, нужно как следует освоить навык постановки матов. Вы можете начать с простых шаблонов. Они позволят вам ощутить вкус победы и вдохновят на дальнейшую практику. Мы приведем две простейших разновидности, которые вы сразу можете попробовать применить в своих партиях.

Дурацкий мат в два хода

Первая делается в два хода от каждого игрока и называется «дурацким матом». Вам просто нужно, чтобы игрок по невнимательности открыл линию, ведущую к королю. Это происходит через развитие двух смежных пешек, стоящих перед ним.

Далее вы пользуетесь ситуацией и ставите на освобожденную диагональ ферзя, предварительно открыв ему путь пешкой.

Детский мат достигается за три хода

Еще один легкий мат известен как «детский мат» и достигается за три хода. Здесь главную роль играет поле f7. Ваш слон должен прицелиться на него с фланга. С другой стороны доски туда же смотрит ферзь. Следующим ходом он рубит пешку, стоящую на названной клетке и ставит мат. Срубить его нельзя, он под прикрытием слона.

Но когда же игра становится по-настоящему интересной и непредсказуемой? Вы действительно начнете понимать, что такое шахматы, когда примените свои первые тактические приемы.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Как победить в шахматах

Шах — игровая ситуация, когда король одного их шахматистов находится под угрозой удара. Если следующим шагом не спасти ключевую фигуру, игра будет проиграна. Для избежания этого необходимо выполнить одно из следующих действий:

· попытаться уйти королём в свободную ячейку, которая находится без угрозы удара противника;

· выставить под удар любую другую фигуру, чтобы выкрасть время и возможность для перемещения короля в безопасную клеточку;

· ликвидировать угрожающую фигуру соперника, если такая возможность существует.

Если ни один из вышеперечисленных приёмов не удаётся воплотить в жизнь, следующим шагом оппонент выставляет мах, берёт короля, что и означает его победу. Помимо этого, существует ряд других пунктов, позволяющих выиграть матч:

· если соперник добровольно признал поражение и сдался;

· если у соперника закончилось время на ходы, при этом у другого игрока сохраняется возможность сделать мат;

· если противник совершил два невозможных хода;

· если противник опоздал/не явился на турнир вовсе.

Кроме того, существует ряд игровых случаев, при которых возможен ничейный исход противостояния. Ниже рассмотрены некоторые из этих вариантов:

· «мёртвая позиция» — ситуация, при которой оба оппонента не имеют возможности сделать мат;

· если король в текущей момент находится в безопасной позиции, то есть не под матом, при этом у него нет возможности совершить ход;

· по требованию одного из игроков, если совершено 50 ходов без взятия фигур, а также без чьего-либо требования, если таких ходов сделано 75 подряд;

· по обоюдному согласию сторон.

Как ходят пешки

Теперь, когда мы знаем, как ходят фигуры, мы подошли к пешкам. У этих маленьких воинов на самом деле самые сложные правила, но не волнуйтесь — не такие уж и сложные! Пешки могут двигаться только на одно поле вперед, если только это не их первый ход: тогда они могут ходить на два поля (или на одно поле, если это все, что вам нужно!).

Из начальной позиции пешка может сходить сразу на два поля вперед

Пешки также являются единственной частью вашей армии, которая не может двигаться назад, что является довольно важной особенностью игры. Каждый раз, когда вы двигаете пешку, вы делаете то, что нельзя отменить!. Пешки также могут трансформироваться

Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек»

Пешки также могут трансформироваться. Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек».

Возможно, самое странное в пешках то, как они бьют другие фигуры. Обычно, чтобы взять фигуру противника, вы просто перемещаете свою фигуру на поле, где находится фигура противника, заменяя ее своей. Пешки делают то же самое, но только по диагонали . Таким образом, пешки могут двигаться только на одно поле вперед (или на два на первом ходу) и могут брать фигуры только по диагонали.

Итак, что произойдет, если пешка встретится лицом к лицу с другой пешкой или фигурой? Ничего такого! Они просто бодаются головами, не в силах добиться какого-либо прогресса. В то время как фигура может захватить пешку движением вперед, пешка не может сделать то же самое. По этой причине, когда две пешки встречаются лицом к лицу, они блокируются, например:

Пешки заблокировали друг друга. Взятие невозможно, так как пешки бьют по диагонали (красные стрелки)А вот теперь белая пешка может взять черную или пройти мимо

О пешках мы уже сказали больше, чем о любой другой фигуре. Это еще не все. Обязательно изучите, что такое взятие на проходе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий