Что такое этикет?

Мужчины

Правила этикета для мужчин имеют несколько подтем — отношения с женщинами, отношения с мужчинами, отношения с коллегами и с обезличенным представителем общества (например, за чужой женой не следует ухаживать в компании, достаточно просто соблюдать светский этикет).

Мужчина не должен оскорблять своим внешним видом и поведением присутствующих женщин. Это значит, что он должен быть опрятен, ухожен, аккуратен в одежде, носить хорошую прическу и быть либо гладко выбритым, либо содержать растительность на лице в полном порядке.

В отношении женщин мужчина должен проявлять себя джентльменом:

  • оказывать знаки внимания;
  • пропускать вперед;
  • открывать перед дамой двери;
  • подавать руку;
  • спрашивать разрешения прежде, чем закурить.

В отношении других мужчин НЕЛЬЗЯ:

  • проявлять негативные реакции, даже если человек вам сугубо неприятен и вы вынуждены оказаться с ним на одном мероприятии, светский этикет требует хотя бы мимолетного приветствия;
  • высказывать дискриминирующие мнения о присутствующих — это всегда расценивается негативно;
  • разжигать скандал;
  • отзываться пренебрежительно;
  • раскрывать чужие тайны;
  • распространяться о своих мужских победах (это может опорочить девушку в глазах других мужчин).

Такие правила соблюдать совсем несложно, но хорошее поведение делает человека приятным в общении.

Этика как нормативная дисциплина.

Этика является нормативной дисциплиной. Другими словами, она носит предписывающий характер, потому что смотрит на то, как мы должны жить, а не описывает то, как мы живем. Описательная этика смотрит на то, как люди думают и как живут своей жизнью, но это вопросы для исследователей антропологии, социологии и психологии. Нормативная этика носит предписывающий характер.

  • «Эскимосы считают, что детоубийство приемлемо с моральной точки зрения» – это описательное утверждение.
  • «Детоубийство – это недопустимо с моральной точки зрения» – это нормативное утверждение.

Мы можем утверждать, что эскимосы считают детоубийство приемлемым, но заявлять (с точки зрения этики), что они не должны верить в это.

Краткая характеристика этикета делового общения

Согласно литературе в данной области:

Определение 2

Этикет – это социальная игра по правилам.

Набор правил говорит о том, что игроки должны им следовать. За нарушение следует наказание вплоть до исключения субъекта из игры. Это является проецируемой реальностью этикетных ситуаций: поведение людей строго регламентированы, формализованы и представляются в виде модели поведения «типично/ожидаемо». При нарушении следуют санкции, которые могут быть от создания плохого общественного мнения до прекращения общения. Этикет ориентирует поведение людей на соответствие определенным культурным видам.

Правила делового этикета

  • Приветствие при знакомстве с коллегами или партнерами по работе — это рукопожатие.
  • Соблюдайте дресс-код компании, а при его отсутствии не приходите на работу в слишком откровенных, экзотических или пляжных нарядах.
  • Общайтесь сдержанно и не затрагивайте личные темы в общении с коллегами по работе во время делового общения. Не принято посвящать тех, кто с вами сотрудничает, в перипетии вашей личной жизни или проблем со здоровьем.
  • Не обсуждайте свой уровень заработной платы или руководство с коллегами.
  • На совещании не стоит класть на стол смартфон или отвлекаться от речи выступающего.
  • Уважайте рабочее время коллег, старайтесь придерживаться заранее оговоренных сроков, предупреждать и извиняться, если что-то пошло не так.
  • Если вы получили срочное письмо, которое потребует у вас времени для ответа или решения проблемы, предупредите об этом отправителя и скажите, в какой срок сможете разобраться в ситуации.
  • Не начинайте без предупреждения видеозвонки, особенно, если ваш коллега работает из дома.

История делового этикета

Деловой этикет представляет собой определенный стиль поведения людей в служебных отношениях. Его историю возникновения можно проследить со времен Древней Греции. Во время переговоров послы того времени должны были держать «жезл Гермеса». Он служил напоминанием о том, как нужно себя вести во время дипломатической миссии. К примеру, было строго запрещено перебивать собеседника и обсуждать с ним других людей.

Римская империя всегда встречала заграничных гостей шумными торжествами, а при прощании послам дарили подарки. Была даже учреждена отдельная должность по приему иностранных дипломатов. При этом, Рим опасался отправлять свою делегацию из одного человека, а если предстояло морское путешествие, дипломатов сопровождало несколько кораблей.

Дальше всех в развитии делового этикета ушел Восток. Еще в Древнем Китае был разработан свод правил, регулирующих отношения между императором, подданными и государственными служащими.

Во времена Средневековья деловым этикетом начинают руководствоваться не только послы. Короли, их придворные и ученые также стали использовать общение, построенное по канонам. Подданным запрещалось прикасаться к королеве и начинать разговор с королём, а каждый служитель королевской обители мог выполнять лишь свою определенную функцию.

Со временем законодательницей норм этики стала Англия. Этикет 18 века здесь строится на «сохранении лица в любой ситуации». Англичане считали, что невозмутимый человек всегда остается в рамках приличного поведения: и за столом, и в деловой беседе в любом уголке мира.

В России деловой этикет стал появляться во времена правления Петра I. Он издал несколько документов, опираясь на опыт европейских стран: «Генеральный регламент», «Табель о рангах». Первый был призван ввести новую систему управления — коллегии. Он указывал на должный ход обсуждения дел, а также регулировал общение с властями. В общении между высокопоставленными лицами и простыми людьми следовало быть тактичным и избегать пренебрежительного общения.

С приходом Советского Союза были отменены все прежние формы делового общения. Новая власть хотела показать, что в обществе все равны, и старались установить простые взаимоотношения. На практике подчиненные стали дальше от начальников, которые общались свысока с нижестоящими по карьерной лестнице людьми.

С началом образования государств, обществу понадобилось регулировать взаимоотношения с помощью правил хорошего тона. Они коснулись сферы делового общения, поведения за столом, внешнего вида и речи. Законодателями этикетных норм в разное время были: Древняя Греция, Византия, Испания, Франция и Англия. Каноны приличия менялись, но их знание во все времена было показателем образованности. Этикет 21 века не стал исключением. И сегодня человек, обладающий хорошими манерами, все также считается приятным собеседником и желанным гостем.

Светская и религиозная этика — в чем разница.

Религиозная этика (христианская, теистическая) – это правила поведения, которые построены на вере в то, что Бог является центральным элементом и именно он повелевает или предписывает что-то, что делает что-то хорошим. Утверждается, что без его предписания это нельзя было бы назвать хорошим. Все этические принципы поведения базируются на Господних заповедях.  Бог есть истина, поэтому, чтобы поддерживать истинную этику, человек должен основывать свою жизнь на Божьих заповедях.

Светская этика – это вера в то, что правила устанавливает человек, а не Бог. Сторонники светской этики считают, что даже если бы Бога не было, пытать людей просто ради удовольствия все равно было бы неправильно, то есть некоторые общие этические принципы остаются одинаковыми независимо от того, существует ли Бог или нет. Определенные этические реалии останутся такими же нетронутыми в безбожном мире, как и в мире с Богом. Светская этика находится в рамках атеизма и натурализма. В светской этике Бога нет, поэтому человек должен создать и поддерживать установленный стандарт этики.

Области этического исследования.

Есть три обширных области этического исследования:

  1. Метаэтика

Она фокусируется на значении самих этических терминов (например, «что есть добро?») и на вопросах о том, как получить этическое знание (например, «как я могу отличить хорошее от плохого?»). Метаэтика касается природы этических свойств, утверждений, отношений и суждений. Исследует, что означают этические вопросы и на каком основании люди могут узнать, что является «истинным» или «ложным».

  1. Нормативная этика

Эта область изучает этические действия, поэтому он прямо фокусируется на вопросах типа «что правильно делать?» В основном нормативная этика занимается вопросами о том, что люди должны делать, и о том, как люди могут решить, какие «правильные» этические действия им следует предпринимать.

  1. Прикладная этика

Эта область касается того, как люди могут достичь этических результатов в конкретных ситуациях. Следовательно, она связана с философским исследованием отдельных (и часто сложных) вопросов, связанных с этическими суждениями. Такие области, как биоэтика, экологическая этика, этика развития и деловая / корпоративная этика, могут рассматриваться как области прикладной этики.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий