Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
В первой младшей группе необходимо сконцентрировать занятия вокруг тем, которые:
- обеспечат безопасность дома и на улице;
- помогут в быту;
- сформируют знания об окружающей среде.
Обратите внимание! Например, полезно познакомить с водой: для чего она нужна, какими свойствами обладает, почему нельзя прикасаться к кипятку или купаться без взрослых. Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно
Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку
Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно. Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку.
Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности
Темы, которые будет полезно поднять в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе:
- Овощи и фрукты.
- Съедобное и несъедобное.
- Домашние животные.
- Погода.
- Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
- Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
- Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
- Вода – изучение свойств и назначения.
- Живая и неживая природа.
Уход за комнатными растениями
Обратите внимание! В этот период идет комплексное развитие ребенка, поэтому надо совмещать исследовательское направление с другими видами деятельности. Например, можно подключать логопедические упражнения, отрабатывать артикуляцию на занятиях, активизировать мелкую моторику рук и другое
Длительность занятия
Продуманное занятие не будет переутомлять детей. Допускается делать перерывы или организовывать урок в несколько этапов. Так одно занятие не должно идти дольше 30 минут
Важно чередовать виды деятельности, чтобы ребенок не успевал заскучать, расфокусировать внимание или утомиться
Интересные и веселые детские выступления
Обратите внимание! Также большую роль играет возраст воспитанников. Чем они младше, тем короче должны быть занятия
Цели и задачи
Основополагающая цель для организации такого вида деятельности, — это планомерное развитие исследовательского типа мышления. Такая особенность не характеризуется ошибочным мнением о том, что в подобном случае педагог воспитывает научного сотрудника или будущего исследователя, потому как подобные знания обязательно пригодятся в любой ситуации во взрослом возрасте.
Благодаря процессу наблюдения или исследования, ребенок развивает умение получать настоящий и искренний восторг от нового открытия, поэтому в дошкольника не совсем правильно вкладывать уже готовую информацию. Лучше всего дать ему возможность открыть окружающий мир с новой стороны.
С помощью методик визуального, сенсорного или слухового восприятия, дети учатся определять основные свойства или качества обсуждаемых предметов, явлений. Это позволяет развить эффективное аналитическое мышление, благодаря которому личность может устанавливать причинно-следственную связь, вне зависимости от ситуации или настроения.
Главные цели познавательно деятельности, благодаря которым раскрывается первостепенная цель дошкольного образования:
- создание интереса к явлениям или объектам, которые находятся в окружающем мире;
- совершенствование основных знаний о свойствах и особенностях объекта: цвет, форма, размер, глубина и тому прочее;
- развитие интеллектуальных способностей ребенка, включая сравнение, классификацию, а также правильная установка взаимосвязи между определенными объектами и ориентация себя в пространстве и времени;
- совершенствование положительного контекста, который будет использоваться для самостоятельного нахождения нужных знаний или информации;
- развитие умения работать с разнообразными инструментами, что в свою очередь совершенствует мелкую моторику рук;
- мотивирование ребенка к процессу наблюдательности и познавательности.
Исследовательская деятельность дает возможность максимально обширно и объективно понять свойства окружающей среды, включая строение мира как такового. Благодаря этому, интеллектуальные, психоэмоциональные или физические качества ребенка быстро развиваются.
Условия организации игр
Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:
- в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
- материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
- атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
- игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.
Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.
Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя первой младшей группы
Самообразование — обязательный компонент профессиональной деятельности педагога. Воспитатель выбирает тему для изучения, знакомится с новейшими методическими разработками, внедряет практические рекомендации в работу с детьми.
Актуальные темы самообразования по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста:
- «Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях в первой младшей группе»;
- «Приобщение младших дошкольников к природосберегающим проектам и акциям»;
- «Игровые технологии в экспериментировании, в т. ч. ТРИЗ-технологии»;
- «Элементы методики Монтессори в организации поисково-исследовательской деятельности»;
- «Формы работы с родителями: мастер-классы, консультации, открытые занятия по экспериментированию».
Взаимодействие с родителями является одним из направлений работы воспитателя
О практических нововведениях и наработках в рамках выбранной темы воспитатель сообщается на педсоветах и круглых столах. Подробные конспекты занятий и статьи об инновационных методах воспитания следует отправлять на публикацию в периодические издания для работников ДОУ. В настоящее время существуют интернет-порталы для воспитателей и учителей, где также можно бесплатно разместить свои материалы с указанием авторства. Публикации печатных и видеоматериалов пригодятся в период прохождения аттестации.
Ставить опыты над предметами ближайшего окружения — естественная потребность детей раннего возраста. Изучение природы для малышей становится увлекательным процессом. С первого года обучения в детском саду ребята проникаются исследовательской деятельностью. В них зарождаются качества, необходимые для дальнейшего обучения, — активность, предприимчивость, настойчивость, любознательность.
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет
Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.
Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого
Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.
Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции
Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.
На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
В первой младшей группе необходимо сконцентрировать занятия вокруг тем, которые:
- обеспечат безопасность дома и на улице;
- помогут в быту;
- сформируют знания об окружающей среде.
Обратите внимание! Например, полезно познакомить с водой: для чего она нужна, какими свойствами обладает, почему нельзя прикасаться к кипятку или купаться без взрослых. Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно
Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку
Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно. Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку.
Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности
Темы, которые будет полезно поднять в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе:
- Овощи и фрукты.
- Съедобное и несъедобное.
- Домашние животные.
- Погода.
- Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
- Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
- Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
- Вода – изучение свойств и назначения.
- Живая и неживая природа.
Уход за комнатными растениями
Обратите внимание! В этот период идет комплексное развитие ребенка, поэтому надо совмещать исследовательское направление с другими видами деятельности. Например, можно подключать логопедические упражнения, отрабатывать артикуляцию на занятиях, активизировать мелкую моторику рук и другое
Длительность занятия
Продуманное занятие не будет переутомлять детей. Допускается делать перерывы или организовывать урок в несколько этапов. Так одно занятие не должно идти дольше 30 минут
Важно чередовать виды деятельности, чтобы ребенок не успевал заскучать, расфокусировать внимание или утомиться
Аппликации в виде светофора в средних группах ДОУ, творчество на тему
Обратите внимание! Также большую роль играет возраст воспитанников. Чем они младше, тем короче должны быть занятия
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет
Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.
Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого
Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.
Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции
Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.
На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.
Ход занятия.
– Ребята, посмотрите, нам в группу пришло письмо. Кто же его написал? Колобок. Давайте прочитаем. /Воспитатель открывает конверт/.Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам колобок. Вы уже прибрали игрушки? Если да, то я приглашаю вас в гости. Чтобы не заблудиться в лесу, высылаю вам карту, по которой вы доберетесь до моего дома. Жду вас в гости! Колобок.
– Ну что, ребята, отправляемся в путь? В группе у нас порядок? Нашей няне не придется прибирать за нами, пока ходим в гости?/Ответы детей/. Тогда в путь. Посмотрим карту. Дорога лежит через лес. А кто в лесу живет?/Ответы детей/. Правильно, животные. Я предлагаю вам сыграть в игру «Раз, два, три ко мне беги.» /Воспитатель раздает карточки с изображением разных зверей, птиц, насекомых. По команде «1,2,3 ко мне беги» к воспитателю выходят дети с карточками, на которых изображены те или иные животные, названные воспитателем/.
– А сейчас я загадаю загадки о тех животных, которые живут в нашем лесу. У кого на картинке оно изображено, выходит ко мне.
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-….(медведь).
2. Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно, это-….(белка).
3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса.
Кто это? (лиса).
4. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк).
5.Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами….(заяц)
-Ребята, посмотрите на картинки. Как называются эти животные?/Ответы детей/. А почему мы их называем дикими?/Ответы детей/. Сколько животных перед вами?/Ответы детей/. У этих животных есть детеныши, давайте найдем для каждого из них своего. / Воспитатель приглашает по одному ребенку к столу, на котором разложены картинки с детенышами; дети берут одну картинку, называют детеныша и встают рядом с нужным взрослым животным/. Молодцы ребята, отлично справились с заданием.
-Отправляемся дальше в путь. Посмотрите на карту. Лес мы с вами прошли, впереди болото. Как же нам перебраться через болото, ведь там можно увязнуть? /Дети предлагают варианты/. Вы предложили разные варианты, а можно выложить дорожку из «камней». Попробуем? У меня есть вот такие «камешки», давайте попробуем. /Дети делятся на минигруппы, подходят к столам, на которых лежат картинки с изображением болота, тарелочки с кругами и квадратами/. Какой фигуры ваши камешки?/Ответы детей/.Молодцы, выкладываем дорожку, кладите фигуры по очереди, не ссорьтесь.
-А сейчас я предлагаю отдохнуть и сыграть в игру «Найди домик»./Воспитатель раздает блоки Дьенеша круглой и квадратной формы детям. Два обруча на полу, внутрь кладет карточки с именами признаками «Цвет» и «Форма»/. В красный обруч вам нужно пожить все красные фигуры, а в синий все квадратные. /Дети выполняют задание/.
– Мы почти добрались до домика колобка, осталось миновать поле. Посмотрите сколько здесь красивых цветов. Нам нужно проложить дорожку, чтобы не затоптать цветы. Давайте выберем из полосочек. / На столе разные по длине и ширине полоски бумаги, дети примеряют по карте и выбирают нужную, при этом воспитатель спрашивает о размере выбранной полоски/.
-Вот мы и добрались до колобка. Вот он румяный, красивый колобок. А еще он какой?/Ответы детей/. А давайте мы подарим колобку рассказ в картинках о нем. Хотите? Возьмем нашу «Волшебную дорожку» и расскажем колобку о нем. /Дети вместе с воспитателем заполняют морфодорожку по признакам: форма, цвет, материал, части, размер. /
-Ребята, нам пора возвращаться домой, в детский сад. А вернемся мы на автобусе. Водителем сегодня будет Мирон, ему руль. Вам я раздаю билетики с геометрическими фигурами,по которым вам нужно найти в автобусе свое место: место обозначено цифрой. /Дети соотносят количество фигур с цифрой, садятся/. Поехали. / Воспитатель включает песню «Веселое путешествие»./
спасибо за ваши ответы, за знания. Молодцы.
Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе
Во второй младшей группе можно проводить различные занятия.
Дидактические игры по познавательному развитию во второй младшей группе
Пример тем, которые можно поднять с целью познавательного развития во второй младшей группе по ФГОС:
- агрегатные состояния вещества;
- изменения состояний природы;
- дикие и домашние животные и птицы;
- изучение материалов, которые тонут и плавают;
- праздники и традиции;
- весна и осень, зима и лето;
- народные приметы;
- одежда и погода.
Временной план
Есть усредненная длительность занятий, которая основывается на возрасте учеников. Исходя из этого, возможно построить временной план занятий:
- младшая группа – 15 минут;
- вторая младшая группа – 20 минут;
- средняя группа – 25 минут;
- старшая группа – 30 минут.
Важно! Во время каждого занятия должна проводиться зарядка или активная игра, чтобы дети имели возможность размяться. Пример временного плана одного занятия:
Пример временного плана одного занятия:
- Мотивация и создание игровой ситуации – до 5 минут.
- Дидактическая игра или обучающий момент – 3-5 минут.
- Подвижная зарядка – 3 минуты.
- Проведения эксперимента – 10 минут.
- Итоги – до 2 минут.
Уголок в классе для изучения природы
Организация исследовательской среды в группе
Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.
Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:
- зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
- место для хранения приборов;
- живая зона для выращивания растений;
- контейнеры для хранения природного и бросового материала;
- зона проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (вода, песок).
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет
Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.
Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого
Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.
Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции
Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.
На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет
Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.
Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого
Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.
Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции
Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.
На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Конспект НОД по окружающему миру для детей раннего возраста 2–3 лет «Листопад»
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру для детей раннего возраста 2–3 лет…»
Орг.момент Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришла кукла Маруся. Мы с ней сейчас поздороваемся.Теппрь подходим к оаошку и посмотрим, какая же погода там. (Подходят к окну вместе с воспитателем) Увидели листочки? Дети: Да. В. А видно, как дует ветерок? Листочки на деревьях…
Конспект ООД по познанию окружающего мира «Теплые сапожки» для группы детей 3–4 лет (с применением технологии «ситуация»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект ООД по познавательному развитию Тема «Теплые сапожки» для группы детей 3- 4 лет (с применением технологии «Ситуация» Воспитатель: Савинова Т. В. 2020г. Конспект ООД Познание окружающего мира….
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по сказке «Теремок» (вторая группа раннего возраста)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по сказке «Теремок» Вторая группа раннего возраста Цель: развивать интерес детей к театрализованной игре, их творческие способности. Задачи: – Продолжать учить детей обыгрывать сказку, выполняя отдельные действия, и произносить…
Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей раннего возраста «В лес к друзьям»
Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Образовательные: Побуждать детей узнавать и называть животных леса. Учить выполнять подражательные движения. Развивающие: Развивать речь, мышление, память, воображение. Активизировать словарь. Воспитательные: Воспитывать…
Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах
Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.
Виды и этапы познавательной деятельности
Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:
- Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
- Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
- Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
- Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
- Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
- Анализ и формулировка выводов.
Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало
Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.
Материалы для познавательной деятельности
Мотивация и задача занятий
Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).
Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей
Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.
Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе
Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство
Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:
- Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
- Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
- «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
- Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.
Организационный момент в детском саду перед занятием
Стоит помнить правила мотивирования:
- нельзя навязывать младшим виденье игры;
- надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
- за полученный результат надо хвалить.
Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь
Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах
Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.
Виды и этапы познавательной деятельности
Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:
- Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
- Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
- Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
- Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
- Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
- Анализ и формулировка выводов.
Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало
Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.
Материалы для познавательной деятельности
Мотивация и задача занятий
Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).
Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей
Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.
Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе
Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство
Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:
- Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
- Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
- «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
- Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.
Стоит помнить правила мотивирования:
- нельзя навязывать младшим виденье игры;
- надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
- за полученный результат надо хвалить.
Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь
Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах
Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.
Виды и этапы познавательной деятельности
Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:
- Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
- Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
- Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
- Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
- Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
- Анализ и формулировка выводов.
Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало
Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.
Материалы для познавательной деятельности
Мотивация и задача занятий
Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).
Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей
Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.
Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе
Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство
Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:
- Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
- Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
- «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
- Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.
Организация уголка природы в детских садах по ФГОС
Стоит помнить правила мотивирования:
- нельзя навязывать младшим виденье игры;
- надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
- за полученный результат надо хвалить.
Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь