Почему дети ломают игрушки: как реагировать родителям

Домашние правила

Придумайте общие правила, которые должны выполнять все члены семьи. Распечатайте правила и повесьте на видное место:

  1. Фломастерами, красками, карандашами рисуем только за столом.
  2. Если захочется что-то порезать, просим у родителей кусочек ткани и ножницы. Нужные вещи (шторы, вещи) не режем.
  3. Не рисуем на стенах, окнах, обоях. 
  4. Если нарисовал на мебели или обоях, должен сам стереть рисунок. 
  5. Если разбил посуду или испортил другую нужную вещь, компенсируй из своей копилки.

Родители должны на своем примере показывать подрастающему поколению, что нужно бережно относиться к вещам. Если вы сломали стул, не спешите его выбрасывать. Предложите сыну вместе с папой починить сломанную мебель. Объясняйте малышам, что каждая вещь была куплена за деньги, которые зарабатывают родители. Если неуважительно относитесь к вещам, значит, вы не цените труд мамы и папы.

Если ребенок сломал игрушку, не спешите покупать по первому требованию новую машинку или куклу. Спокойно объясните, что игрушка стоит денег, и вы не можете покупать замену всякий раз, когда малыш что-то испортит. Не ругайте ребенка, не повышайте голос, а ищите причину, почему он так себя ведет. 

Действительно ли дети ломают игрушки специально?

Некоторые родители считают, что дети ломают игрушки специально

Чтобы обратить на себя внимание, отомстить, потребовать новую игру, посмотреть, что находится внутри предмета для игр и т.д. . Причин может быть много, и в некоторых случаях ребенок действительно ломает игровой инвентарь специально

Попробуем разобраться, что движет ребенком, сознательно ломающим игрушку. 

Причин может быть много, и в некоторых случаях ребенок действительно ломает игровой инвентарь специально. Попробуем разобраться, что движет ребенком, сознательно ломающим игрушку. 

Желание заполучить родительское внимание действительно может быть связано с поломкой любимой игрушки. Если родители сильно и постоянно заняты, ребенок грустит и страдает от дефицита внимания

Мама и папа, стараясь задобрить малыша, покупают ему новые игрушки. 

Маленький мальчик считает, что если он сломает машину или робота, папа придет налаживать игрушки и побудет рядом какое-то время. Маленькая девочка думает, что если сломает куклу или испортит ей одежду, на помощь, бросив все дела, придет мама, и драгоценное время будет отдано только ей. 

  • Злость на родителей также становится причиной поломки игрушек. Например, малыш просил купить что-то и получил отказ. В отместку идет и ломает игрушку, чтобы родители поняли собственную ошибку. Выразить обиду или высказать слова недовольства родителям малыш не может по этическим причинам или в силу несознательного  возраста, поэтому злоба и раздражение переносится на игрушку. 
  • Ребенок не может разобраться с игрушкой. Малышу непонятно, как использовать новый предмет, что с ним делать. Долгие поиски кнопки для включения или изучения предназначения не приводят к результату, и малыш в сердцах ломает игрушку. 

В какое русло направить силу малыша?

Перенаправьте силу ребенка в другое русло. Для таких «ломастеров» и были придуманы разборные игрушки, конструкторы, надувные мячи, различные блоки для строительства домиков, пещер и так далее. Ваша задача — снять напряжение, которое присутствует у ребенка. Приобретите пластилин, глину, сделайте соленое тесто — пусть лепит, а потом, если захочет, ломает. Можете даже разрешить ребенку помесить тесто — это занятие отвлечет малыша от поломки игрушек.

Можете предложить крохе построить из кубиков башню, а потом сломать ее, или же собрать конструктор, а потом на время разобрать его. Несомненно, такие занятия доставят ребенку большое удовольствие.

Если ребенку нравится ломать, пусть ломает, но не игрушки. Замените их постройками из песка, шалашами из веток и так далее. При этом проводите беседу, объясняя малышу, что поломка игрушки в большинстве случаев необратима. Ее больше нельзя использовать для игры, остается только выбросить. Возможно, это заставит ребенка задуматься: а стоит ли вообще их ломать?

Русская сказка

С появлением в семье ребенка, заботливые родители хотят дать ему все самое лучшее. Они покупают хорошие и дорогие игрушки, но часто замечают, что малыш начинает их ломать. Не всегда надо пугаться этого, ведь малыши исследуют мир по-своему. Так какие же причины такого поведения?

Любознательность

Если это касается младенца, то повода для беспокойства нет. Так он изучает эту вещь, смотрит что внутри, пытается понять, как она устроена.

Отсутствие внимания родителей

Недостаток родительского внимания негативно сказывается на ребенке, и он, ломая игрушки, пытается его привлечь. Современные родители постоянно занятые своими делами, и чтобы компенсировать свое отсутствие заваливают кроху дорогими подарками. Но лучший подарок для малыша – это совместное времяпровождение. Можно вместе поиграть в онлайн игры на ТоннаГеймс, ведь это отличный способ для развития ребенка.

Необходимость выбросить агрессию

Детишки тоже испытывают чувства злости и гнева. А также они копируют от родителей подобные эмоции. Что бы как-то избавится от такого состояния, они выплескивают его на игрушки. Часто, дети представляют обидчика в лице куклы или солдатика, начиная ни них кричать и бить.

Родителям, увидевшим такое поведение своего чада, надо срочно исправлять ситуацию. Не стоит ругать малыша, если такое случилось случайно. Выбирать игрушки лучше качественные, даже при случайном падении они не разобьются. В младенческом возрасте детям трудно донести, что к вещам нужно относиться бережливо. Нужно аргументировать почему нельзя ломать игрушки. Можно сказать, что такой больше не будет, ее невозможно починить, игрушке больно и другое. Обычно с возраста четырех лет дети начинают испытывать чувство любви и заботы. В таком случае стоит попробовать альтернативный вариант: приобрести то, что малыш сможет опекать.

Малыши часто любят мелкие предметы и сложные механизмы. Если есть старый ненужный телефон или другой предмет, можно предложить его разобрать совместно и посмотреть, как устроен механизм. Покупать игрушки надо соответственно возрасту ребенка. Не желательно спешить с покупкой новой забавы, надо пытаться отремонтировать старую, иначе малыш вырастет требовательным и не научится ценить, что имеет. Лучшим примером для крохи будет модель поведения родителей, если они сами не относятся бережливо к разным предметам, то чего ожидать от малыша.

Что делать, если ребенок разрушает вещи

Если у ребенка появилась мания портить и ломать все вокруг себя, то сначала следует узнать, почему он так себя ведет. Многие дети познают окружающий мир, разбирая и исследуя вещи вокруг себя. Малышу интересно узнать, как устроен предмет, но при этом он не понимает, что портит вещь. Как же объяснить ребенку, что не стоит так поступать? Постоянные запреты только подогреют интерес крохи, ведь известно, что запретное всегда желанней. Не стоит запрещать все, нужно спокойно объяснить ребенку, что любая вещь стоит денег, а после поломки они приходят в негодность. Нужно разрешить ребенку исследовать некоторые вещи, не ломая их при этом. Главное – это донести до ребенка, что после поломки вещь невозможно вернуть в первоначальное состояние. Чтобы отвлечь любопытного малыша, можно заинтересовать его чем-нибудь, например, развивающей игрой.

Часто ребенок делает назло родителям, например, портит одежду и мебель, рисует на обоях или бьет посуду. Такое поведение необходимо пресекать в корне. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка — это может только усугубить ситуацию, вызвать гнев и обиду. Зачастую малышу не хватает родительского внимания и участия. Иногда такое поведение – протест ребенка на действия взрослых. Если спокойно побеседовать с ребенком, то можно выяснить мотив многих его поступков.

Что может усугубить ситуацию?

Подкуп

«Если будешь вести себя тихо, дам конфету». «Приберись в комнате и тогда сможешь поиграть в компьютерную игру».

Отношения приобретают характер торга: «я сделаю это, только если ты…». Печально, когда на просьбу «вынеси мусор», ребёнок отвечает: «А что мне за это будет?». Хочется объяснить: «Ничего не будет. Просто это и твоё жилище тоже, вот и давай вместе с нами делать его уютным и чистым». Жаль, что слова не действуют мгновенно. Даже самые справедливые и проникновенные. Отношение ребёнка к своей роли в семье складывается каждый день. Оно зависит от вашей любви к нему, но не только

Важно ещё уметь ставить границы и требовать

Уговоры

«Сашенька (Машенька, Петенька…) убери игрушечки, у нас будет чистенько-пречистенько. Ну убери, ну пожалуйста».

Пойти таким путём заставляют родителей чувство вины и страх быть «плохой» мамой (папой). Отсюда бесконечные уговаривания, не умение требовать.

Как-то мне пришлось лечь с ребёнком в больницу. Боксы там разделены прозрачными перегородками, не доходящими до потолка. Все слышат и видят друг друга. В соседнем боксе «поселились» мама с сыном. Сын выше мамы на голову, а капризничал, как малыш.

— Почему ты не взяла мой кофе? Я же говорил! А ножницы где? Что? Тоже не взяла? Ну нормально! Ты как собиралась? Ничего нет.

Мама не злилась. Даже не пыталась оправдаться. Тихим, вкрадчивым голосом, она утешала сыночка:

— Я завтра тебе всё привезу. Может, пока йогурт съешь? Или колбаски?

— Чем я тебе её резать буду? Не надо мне ничего.

Обиженный сын лёг лицом к стене. Мама сидела на краешке кровати и гладила его по спине.

Крик

«Ты слышишь меня вообще?!!! Встал и пошёл быстро в ванну! Через пять минут чтоб зубы были почищены!».

Обычно родители переходят на крик, после того, как уже сказано множество слов. Иногда, ощутив тщетность спокойного тона, крик применяется сразу. Это кажется заманчивым выходом, потому что это действует. Но есть одно «но» — со временем кричать надо сильнее и страшнее. А когда и это перестаёт действовать, недалеко до шлепков и оскорблений. Постепенно спокойный тон совсем перестаёт восприниматься ребёнком.

Повышение голоса быстро превращается в привычку. Прикрикнули — помогло. В следующий раз, повышенный тон нарастает быстрее и легче. Потом сразу, без сопротивления. Потом вроде бы можно было сказать спокойно, но крик прорывается неожиданно, сам по себе. И, кажется, уже не управляешь своими реакциями, пускаешь всё на самотёк.

Игрушки не подходят возрасту вашего ребёнка

Давайте начнём не с самых популярных, но зато самых очевидных причин. Исключив или, наоборот, подтвердив их, мы сможем быстрее разобраться в причинах детской агрессии.

Иногда дети ломают игрушки, так как не понимают, что с ними делать, как в них играть. Часто бывает, что родители приобретают игрушки по первому требованию чада. Ребёнок просит какую-то игрушку или игру из-за её красивой разноцветной упаковки. Родители соглашаются и покупают. А затем оказывается, что игрушка подходит детям более старшей возрастной группы.

Если ваш ребёнок ломает игрушку, в которой не может разобраться, не нужно ругать его. Ребёнок не умеет иначе выражать эмоции в случаях неудачи. Лучше просто незаметно уберите более взрослую игру и отложите до лучших времён.

Можно ли вообще покупать ребёнку игрушки, не подходящие его возрасту? Если игрушка безопасна для него, то можно. Но будьте готовы к тому, что она быстро придёт в негодность.

3 Мама боится будущего

Ребенок взрослеет, мама стареет, время идет. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мама понимает, что время не стоит на месте. Тогда ребенок бессознательно будет тормозить свое развитие для того, чтобы создать иллюзию того, что он всегда будет маленьким. Что перемены где-то далеко.

Ребенку скоро пять лет. У него проблемы с речью, «перевести» может только мама. Пора идти в детский сад, да вот только девочка постоянно болеет, маме приходится оставаться дома, никак не получается выйти на работу.

В ходе разговора с мамой становится понятно. Мамина работа давно не приносит ей радости, от мысли о возвращении ей становится не по себе. Тревога, страх, неуверенность возникают одновременно с мыслью о выходе на работу. Вот ребенок и «липнет» к маме и «подстраивается», плохо говорит, как будто ей не пять, а только два, постоянно болеет, чтобы у мамы была возможность еще посидеть дома.

Что делать с хламом?

Часто, наводя порядок в детской комнате, очень хочется выбросить пару мешков мусора: обломки, детали, испорченные и сломанные игрушки и еще куча всякой ерунды — красочные упаковки, камушки-веточки, коробочки от крема Но ребенок не разрешает покончить с хламом раз и навсегда.

Начнем с причин. Возможно, малыш не хочет расставаться со своим «богатством» только потому, что видит, как вы сами бережно храните старую косметичку, одежду, которую не носите, испорченный утюг… Многие взрослые не могут с легкостью избавиться от ненужных вещей именно потому, что так делали и их родители. Если вы хотите, чтобы ребенок поступал по-другому — начните с себя.

А может быть, крохе действительно нужны все эти вещи? Попробуйте просто найти вариант содержать эти вещички на своих местах — выделить специальную коробку или ящик. Ведь нередко именно с такими частями, оставшимися от игрушек, играть очень интересно. Их можно соединить вместе и получить что-то новое. Кроме того, ведь от того, что мишке кто-то оторвал лапу, он не стал менее любимым…

Комната ребенка — это его мир, пусть там находится то, что нужно ему. Сломанные солдатики или кукла без волос, флакон от духов или найденный на улице камень!

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на .

Если дети бьются головой, дергают за волосы, ковыряют пальцем в носу, обкусывают ногти…

Вас, наверное, удивит, что я объединила эти виды поведения с первыми. Но все они относятся к ритуализованному поведению и развиваются у детей от года до трех. Это способы самоуспокоения и даже ответная реакция на раздражение. Многие из этих видов поведения не столько опасны, сколько раздражают, и обычно они исчезают так же внезапно, как появляются, — когда родители не обращают на них внимания.

Проблема в том, что когда ребенок бьется головой, бьет себя по лицу, ковыряет в носу или грызет ногти, это чрезвычайно расстраивает родителей, что вполне естественно

А чем больше они обеспокоены или рассержены, тем яснее ребенку: вот он, самый лучший способ привлечь к себе внимание мамы и папы

И с этого момента поведение, которое изначально возникло как средство самоуспокоения, становится одним из способов манипулировать родителями. Следовательно, лучше игнорировать эти привычки ребенка, но в то же время следить за тем, чтобы он не нанес себе вреда.

Такой случай имел место с восемнадцатимесячным Максом. Сначала он стал биться головой от отчаяния — ему недоставало слов для выражения своих желаний. Но вскоре это стало происходить по нарастающей, когда Макс понял, что нашел надежный способ заставить родителей бросить все и прибежать на помощь.

На тот момент, когда я с ним встретилась, Макс был настоящим властителем в доме. Он отказывался есть, очень плохо спал, и его поведение никуда не годилось — он визжал и дрался. Он знал, что ему все сойдет с рук, потому что все правила и ограничения отменялись, как только он начинал биться головой.

Ради безопасности мы принесли кресло-мешок, наполненное сушеными бобами, и каждый раз, когда Макс начинал очередной сеанс битья головой, мы поднимали его на это кресло. Теперь, когда были предприняты меры безопасности, родителям стало легче пережить эти приступы ярости, не воюя с ним и не вмешиваясь в его поведение. Сначала он сопротивлялся, лягался еще сильнее, когда его усаживали на кресло, но мы были последовательны и настойчивы. «Нет, Макс, ты не можешь сойти с кресла, пока не успокоишься».

Главное было ни в коем случае не останавливаться. Когда ребенок проявляет какие-то из этих пяти видов поведения ради самоуспокоения, а родители позволяют собой манипулировать, то ребенку сразу же становится ясно, что ему дозволено командовать в доме. Я видела, что надо исправлять последствия многомесячного доминирования Макса над домочадцами.

Во время моего визита я продемонстрировала им это, когда Макс, как обычно, отодвинул еду и продолжал выпрашивать печенье. Я посмотрела ему прямо в глаза и сказала: «Нет, Макс, ты не сможешь взять печенье, пока не съешь свой обед». Это был очень решительный мальчик. Привыкнув задавать тон, он оказался поражен — и ударился в слезы. Наконец, час спустя он сдался. Он съел свой обед и получил печенье.

Трудно поверить, но через четыре дня Макс стал совсем другим ребенком. Родители продолжали пользоваться бобовым креслом-мешком во время его вспышек раздражения, и они были очень последовательны в соблюдении режима сна и кормления.

В двухлетнем возрасте дети отлично понимают, что вы меняете правила, — а в этом случае их устанавливали впервые. И когда Макс чувствовал отчаяние, он сам шел к креслу-мешку. В течение последующего месяца случаи, когда он бился головой, стали редки, и вся семья почувствовала облегчение, потому что родители поняли, что теперь он не верховодит.

«Игрушка сломалась сама»

Есть варианты, когда игрушки ломаются, но ребенок сделал это не специально. Что может произойти?

  • Малыш случайно уронил игрушку, наступил на нее, задел рукой, упал на нее. Такое бывает, когда дети заигрываются и не замечают предметов под ногами, руками, над головой или не соизмеряют свои силы. Ребенок может сильно расстроиться из-за поломки, собирать осколки, сломанные части и хранить их в надежде, что когда-нибудь удастся починить.
  • «Я только хотел посмотреть, что у нее внутри», — этот ответ можно услышать, когда происходит вспарывание мягких игрушек, разбор электронных и сборных вещей. 

То есть сработало обыкновенное детское любопытство, в результате которого игрушка была разобрана и содержимое извлечено наружу. В данном случае процесс познания может дать разный результат: от разочарования, что внутри зайца какая-то труха, до открытия, что внутри робота замысловатая микросхема.

Подстраивание предметов под конкретные игры. Игрушка трансформируется под ролевую игру, когда в настоящем виде не устраивает детей. 

Например, кузов на машине маловат, но в наличие есть коробка большего размера. Кузов отрывается, коробка устанавливается, машина, по сути, начинает перевозить крупногабаритные грузы. Но машина не всегда справляется с поставленной задачей, а коробка не выполняет функцию кузова – тогда игрушка испорчена.

Кукла одета не в то платье – платье снять, надеть на куклу другое и накрасить ей глаза и губы фломастером, чтобы подходила на задуманную для нее игровую роль. 

Качество игрушки было низким, сломалась быстро и без возможности починки. Да, иногда нужно поверить детям, что игрушка сломалась сама. Лопатка не выдержала тяжести камней или песка, машина – груза, мяч – удара о стену. 

Что делать родителям?

Игрушки — по сути первое имущество ребенка, за которое он несет полную ответственность. Случайные поломки очень расстраивают детей, но что делать родителям в случае, если ребенок сам сломал свою игрушку? Стоит ли наказывать, или достаточно провести воспитательную беседу?

Первым делом, нужно выяснить обстоятельства «происшествия». Если игрушка была сломана случайно, и подобные инциденты происходят редко, то ругать ребенка нельзя. Ведь и взрослые время от времени ломают что-то по случайности или в спешке. Просто объясните ребенку, что нужно быть чуть внимательнее и аккуратнее в будущем.

Не стоит ругать ребенка, если ему нравится разбирать свои игрушки на составные части. Будьте хитрее — купите любознательному «потрошителю» игрушек конструктор или головоломки, которые нужно разбирать и собирать. Так, вы сможете развить способности ребенка, направив их в правильное русло.

Если же вы заметили, что ребенок демонстрирует небрежное отношение к своим игрушкам, нужно обязательно внести коррективы в воспитательный процесс. Ребенка необходимо научить ценить имущество и с уважением относиться к подаркам, которые ему делают. Возможно, вы слишком балуете его и часто покупаете новые игрушки — в этом случае следует ограничить количество подарков.

Чуть более серьезного подхода требуют ситуации, при которых дети осознанно ломают игрушки. Такие действия являются выражением протеста или следствием внутреннего напряжения. Агрессия по отношению к игрушкам свидетельствует о том, что эмоциональное развитие ребенка находится в переходном состоянии

Очень важно в этот период уделить ребенку больше внимания, общаясь с ним и помогая справиться с эмоциональным напряжением. Возможно, проблема заключается в семейном конфликте или стрессе, вызванном переменами в жизни ребенка — переездом, новым детсадом и т

д.

Увидев сломанную игрушку, не нужно сразу же ругать ребенка. Скорее всего, он и сам будет расстроен поломкой. Попробуйте вместе собрать и починить игрушку — это научит ребенка бережливости. Но если ребенок осознанно ломает принадлежащие ему вещи, следует серьезно поговорить с ним и понаблюдать за его поведением. Возможно, это лишь «симптом» более глубокой проблемы.

4 Мама боится одиночества

Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.

Как сделать, чтобы ребёнок слушался с первого раза?

Удостоверьтесь, что ребёнок слышит вас.

Возьмите его за руку или прикоснитесь к плечу. Присядьте, чтобы ваше лицо было на уровне лица ребёнка. Установите зрительный контакт.

Скажите, что нужно сделать и установите временные рамки.

«Тебе хватит десяти минут, чтобы закончить?». Или: «Поиграй ещё пять минут и пойдём домой». Если резко, без предупреждения выдёргивать ребёнка из песочницы, обрывать игру на самом интересном месте, то это может вызвать протест. И это понятно. Вам ведь тоже не нравится, когда вас отвлекают.

Замените минус на плюс.

Не говорите ребёнку, чего делать НЕ надо. Вместо этого скажите, что ему необходимо сделать. Например, вместо «хватит кричать», эффективнее сказать: «говори тише».

Проанализируйте, из чего состоит ваше общение.

Разговариваете ли вы с ребёнком просто так? Без воспитательных целей, без требований и нотаций? Вашему сыну или дочери необходимо безоценочное общение с вами. Рассказывайте друг другу истории, как прошёл день, мечтайте вместе

При доверительных отношениях детям не приходится сопротивляться, отстаивать свою независимость, мстить или привлекать внимание, пусть даже и негативное. Учитывайте возраст ребёнка

Бесполезно требовать от годовалого малыша, чтобы он всё складывал на место.

Требований не должно быть слишком много.

Если мама постоянно что-то говорит, требует, просит, указывает, срабатывает защитный механизм. Её речь начинает восприниматься, как фон. Значение слов уже не доходит до сознания. Когда требований много, это утомительно ещё и для самих родителей. Сложно проконтролировать выполнение. Возникает ощущение, что тянешь за собой вагон, который двигается с трудом и со скрипом.

Как предупредить


Покупайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка

  1. Нужно понимать, что маленького ребенка будет сложно обучить тому, что необходимо бережно относиться к своим вещам. Однако, вы можете минимизировать количество случаев поломок, приобретя для ребенка игрушку, о которой он сможет позаботиться. Например, это может быть игрушечная собачка или пупс для девочки.
  2. Старайтесь уделять малышу, как можно больше времени. Если он достиг возрастного кризиса, расширяйте его самостоятельность, не претендуйте на свободу, не ущемляйте в правах.
  3. Следите за тем, чтоб вы сами не подавали малышу плохой пример, не допускайте конфликтов в присутствии ребенка, не бейте посуду, не ломайте вещи в порыве гнева.
  4. Выбирая игрушки, учитывайте уровень развития своего малыша и его предпочтения. Помните о том, что ребенок, которому купили то, что ему не нравится, при этом отказали в покупке понравившейся игрушки, обязательно сломает новое приобретение.
  5. Не покупайте низкокачественные товары. Они очень быстро могут сломаться, да еще и поранить ребенка.

Теперь вы знаете, что делать, если малыш ломает свои игрушки или портит вещи. Помните о том, какие причины провоцируют возникновение подобного поведения. Зачастую можно предотвратить поломки, избегая факторов, провоцирующих у ребенка желание все поломать.

Почему у детей появляется агрессия

Для того чтобы научить детей бережно относиться к вещам, нужно разобраться с причиной деструктивного поведения. По каким причинам дети могут проявлять агрессию:

Полученный опыт. Если малыш с помощью кулаков смог отобрать игрушку у мальчика в песочнице, он будет снова применять физическую силу для того, чтобы получить желаемое. Малыши пробуют различные формы поведения и тем самым познают мир.

Копирование поведения родителей. Мальчики и девочки бессознательно повторяют за родителями их манеру поведения. Если взрослые часто выясняют отношения, кричат, ругаются, ребенок наверняка будет себя вести так же агрессивно. 

Негативное влияние мультфильмов. Дети повторяют не только за взрослыми, но также могут копировать поведение любимых героев. Современные мультфильмы часто содержат сцены насилия, герои демонстрируют агрессию, и малыши ведут себя так же, чтобы быть похожими на любимых персонажей.

Родители ни в чем не отказывают. Вседозволенность со стороны взрослых может привести к тому, что малыши становятся слишком разбалованными. Они привыкли получать все, что захотят. Если получают отказ, сразу же проявляют агрессию.

Отсутствие внимания

Если мама и папа мало времени уделяют сыну (дочери), малыш старается привлечь к себе внимание всеми доступными способами. Он рвет обои, разбивает цветочные горшки, режет ножницами мамино платье или папин галстук

Делается это не для того, чтобы устроить дома беспорядок и постоять в углу за свои проказы. Кроха хочет, чтобы близкие люди отвлеклись от своих дел или гаджетов и поиграли с ним.

Негативная атмосфера в доме. Если родители постоянно ругаются, кричат, не могут прийти к консенсусу, ребенок может проявлять агрессию любыми способами, в том числе, с помощью порчи имущества. 

Защита собственных интересов. Мальчики и девочки могут грубить, кричать, агрессивно себя вести, потому что взрослые не хотят их слышать. Школьники таким поведением могут отстаивать свою точку зрения, выступать против несправедливости и жестокости одноклассников или педагогов.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Возможные причины

Ребенок может ломать игрушки, разбирая их на детали, в процессе познания окружающего мира

Давайте разберемся, почему малыш может испытывать потребность в том, чтоб все ломать и игрушки в частности.

Любопытство. Ребенок не задается целью ломать игрушки, ему просто интересно, что у них внутри. Не стоит забывать, что малыш в таком возрасте, когда активно познает окружающий мир, ему интересно, что из чего состоит, как крепятся детали.
Особенность темперамента ребенка. Так подобное поведение встречается у холериков, достаточно активных детей, испытывающих сложности с концентрацией на одном деле и усидчивостью, управлением своими эмоциями. Такой малыш может сломать игрушку в порыве, под влиянием своего эмоционального характера. По мере взросления он научится быть более аккуратным и сдержанным.
Несоответствие игрушки возрасту ребенка, его уровню развития

Важно понимать, что малыш на каждом этапе своей жизни должен получать определенные навыки и знания, к которым он будет готов в данный конкретный период. И в ситуации, когда игрушка слишком сложная или наоборот простая, он не может играть с ней по правилам

А когда он не может с ней взаимодействовать, приходит самое простое решение — карапуз просто разбирает игрушку на части, пытаясь хоть что-то получить от вещи, которая ему неинтересна или непонятна.
Игрушка низкого качества. Иногда вовсе не ребенок виноват в том, что вещь сломалась
Возможно, была приобретена игрушка, изготовленная из некачественных материалов, хрупкая, ненадежная при эксплуатации, поэтому достаточно быстро пришла в негодность.
Попытка привлечь внимание родителей. Наблюдается у детей, которые лишены достаточного общения со взрослыми, например, когда родители постоянно заняты на работе, не находят времени на общение с малышом
Папа или мама пытается задабривать карапуза новыми подарками, надеясь таким образом купить его любовь, при этом ребенок негативно реагирует на игрушки, ломая их, чтоб родители наконец-то обратили на него внимание.
Злость, направленная на взрослых, зачастую при наличии обиды. Например, малыш мог расстроиться из-за того, что ему не купили то, что он просил. Когда под руку попадается какая-то старая игрушка или только что купленная, но не та, что ему нравилась, то она обязательно будет поломанной.
Плохое самочувствие, отсутствие настроения может также привести к тому, что у ребенка повысится возбудимость, появится агрессия, что приведет к швырянию игрушкой об стену, ее последующей поломкой.
Период возрастного кризиса. Ребенок может ломать предметы для того, чтоб заявить о своем «я», формировании себя, как личности, о том, что он может сам все делать, не требуя родительского контроля. Таким образом, он пытается самоутвердиться.
Копирование поведения взрослых. Если ваш малыш начинает что-то ломать, убедитесь в том, что вы не проявляете негативные эмоции в присутствии карапуза. Если мама в порыве скандала начинает разбивать тарелки, то не стоит удивляться, когда ребенок повторяет то же с игрушками.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

Как исправить ситуацию

Для начала выясните причину, почему ребенок ведет себя агрессивно. После этого постарайтесь направить энергию малыша в позитивные занятия или игры. С раннего возраста учите малыша проговаривать свои чувства: «Ты злишься, потому что девочка на площадке не дала тебе покатать свою коляску с куклой?», «Ты расстроен, потому что у папы сломалась машина, и он не отвез тебя к бабушке?». Дети должны понимать, какие эмоции они испытывают, и тогда им будет легче справиться со своим состоянием. 

Научите ребенка управлять собственной злостью. Предложите медленно вдохнуть и выдохнуть, посчитать до десяти, когда они почувствуют приступ агрессии. Со злостью поможет справиться боксерская груша или обычная подушка, которую ребенок может побить, если почувствует приближение агрессии. Можно записать сына или дочь в спортивную секцию, но только в том случае, если ребенок сам изъявит желание заниматься спортом.

Старайтесь переключить внимание малыша на что-то полезное. Предложите вместе убрать в доме, испеките фигурное печенье, постройте домик из конструктора

Если в доме есть ненужные журналы или газеты, пускай кроха вырывает странички, комкает их и пытается забросить в корзину.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий