План воспитательно-образовательной работы по ФГОС

Содержание понятия «планирование в детском саду»

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:

  • обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
  • рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).

Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.

Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду

Виды планов

В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:

  • годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
  • планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
  • комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
  • перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
  • календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
  • недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
  • план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
  • поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).

Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности

Формы составления планов

Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:

  • текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
  • блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
  • табличный, имеющий форму записи таблицей;
  • модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).

Объекты составления плана

Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:

  • НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
  • режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
  • кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
  • нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
  • работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).

Тематические недели

В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.

Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:

  • НОД, то есть занятия;
  • праздники;
  • игры;
  • экспериментирование;
  • экскурсии.

Такой формат планирования позволяет;

  • добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
  • привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
  • развлечь участников учебно-воспитательного процесса.

Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.

Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему

Конспект занятия по теме недели

По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.

Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста

Этап занятия (содержание)Хронометраж (минуты)
Младшая группаСредняяСтаршаяПодготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей)2 минуты3 минуты2 минуты3 минуты
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой)11152023
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия).2234
Итог15202530

Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов

Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.

Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.

Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей

Миссия составления календарно-тематического планирования

Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:

  • последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
  • систематизации работы с подопечными детского сада;
  • достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).

Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:

  • обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
  • решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
  • выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
  • выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
  • интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).

Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей

Тематические дни

Тематический день — коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:

  • свободно выбирать вид деятельности;
  • проявлять инициативу;
  • учиться выражать мысли и чувства.

Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:

  • игры;
  • проведение опытов;
  • творческое осмысление темы;
  • создание проектов;
  • театрализацию;
  • трудовую активность;
  • бытовое общение с товарищами и взрослыми.

Тематический день составляется поэтапно:

  • осмысление идеи;
  • формулирование целей и задач;
  • описание целевой аудитории (дети, родители);
  • разработка сути;
  • описание результатов;
  • составление плана подготовки и проведения;
  • написание сценария;
  • указание способа подведения итогов (словесное одобрение, поощрение каким-либо другим способом, например, награждение конфетами и т. п.).

Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:

  • «День Знаний»;
  • «Что нам осень принесла?»;
  • «День здоровья»;
  • «День народного единства»;
  • «День матери»;
  • «День прощания с ёлкой»;
  • «День игры. Лего»;
  • «День театра»;
  • «День зимних забав»;
  • «День защитников Отечества»;
  • «Мамин день»;
  • «Весна-красна»;
  • «День победы»;
  • «День защиты детей».

Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен здесь.

Тематические дни подводят итог изучения темы

Методика составления тематического планирования

План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:

  1. Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
  2. Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
  3. Задачи комплексного плана для конкретной группы.
  4. Список нормативно-правовой документации.
  5. Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
  6. Поимённый перечень малышей.
  7. Схема размещения ребята за столами.
  8. Распорядок дня.
  9. Расписание НОД.
  10. Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
  11. Содержание самостоятельной деятельности малышей.
  12. Список упражнений для утренней гимнастики.
  13. Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
  14. Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
  15. Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
  16. Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
  17. Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.

Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами

Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь

ТемаВремя проведенияПримерное содержаниеТемы дняВарианты итоговых мероприятий
Группа раннего возрастаМладшая группа
Я и детский садС 05 сентября
по 09 сентября
  • вызвать у детей радость от возвращения в детский сад;
  • продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками;
  • организовать рассматривание игрушек, называние их формы, цвета, строения;
  • провести знакомство детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга);
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).
  • «Погремушки оставляем, в игры новые играем»;
  • «Что есть в групповой комнате?»;
  • «Путешествие по комнате».
  • «Наша группа хороша»;
  • «Что есть на участке детского сада?»;
  • «Путешествие по территории участка».
  • развлечение музыкальное «Вот и стали мы на год взрослее»;
  • развлечение музыкально-танцевальное «Матрёшкино новоселье».
Краски осениС 12 сентября по 30 сентября
  • расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;
  • знакомить с правилами безопасного поведения на природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.
«Что нам осень подарила»
Цели:

  • сбор с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их;
  • знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
  • выставка поделок из природного материала;
  • развлечение «Здравствуй осень, золотая».
Овощи. Огород
Фрукты. Сад
Деревья
Я в мире человекС 03 по 14
октября
  • формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении;
  • закреплять знание своего имени, имён членов семьи;
  • формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству;
  • формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни.
«Кто у нас хороший?»
  • открытый день
  • здоровья;
  • спортивное развлечение.
Я и моя семьяС 17 по 21
октября.
  • формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формировать образ Я;
  • формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом;
  • развивать представления о своём внешнем облике;
  • развивать гендерные представления;
  • побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице;
  • обогащать представления о своей семье.
«Маленькая страна — это моя семья»«Про семью про дружную, всем такую нужную»Фотовыставка «Я и моя семья»
или
оформление фотоколлажей «Моя семья».
Международный день домашних животныхС 24 по 28 октября
  • формировать знания детей о домашних животных и птицах;
  • познакомить с некоторыми особенностями поведения зверей и птиц.
«Ребятам о зверятах»«Эти удивительные животные»
  • кукольный театр «Волк и семеро козлят»;
  • игры-забавы «Птицы и птенчики».
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий