Занятия пальчиковой гимнастикой в детском саду для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры, тренажеры, гимнастика – Игра с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста

Публикация «Игра с крупами для развития мелкой моторики и координации движений…»
Консультация «Игра с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста» Одним из важных аспектов развития детей раннего возраста является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Крупа – отличный материал для…

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
” Сорока – белобока” Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому – не дала! Он дров не рубил, печку не топил, Воды не носил, кашку не варил, Нет тебе ничего! «Ладушки – ладушки» Ладушки – ладушки, – Где были? – У бабушки….

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»
Цель: создание благоприятной эмоциональной среды для развития познавательной активности детей. Задачи: Вызвать желание общаться и взаимодействовать со взрослым и детьми. Развивать мелкую моторику. Формировать у детей устойчивое представление о цвете, величине, количестве….

Пальчиковые игры для детей 3–4 лет
Вы, конечно, знаете, что пальчиковые игры для самых маленьких детей являются прекрасным инструментом раннего развития. И сегодня я расскажу в какие именно пальчиковые игры любят играть дети наше группы. Пальчики. Загибать по очереди пальчики. Первый пальчик хочет спать, а второй…

Пальчиковые игры, тренажеры, гимнастика – Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет

Статья «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3…»
1. «Это я». Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох, устали, ох, устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. 2. «Семья» С каждой строкой дети…

Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми раннего возраста»
Воспитатель группы раннего возраста МБДОУ № 4 «Буратино» Емцева Светлана Викторовна Цель мастер – класса: помочь родителям в минимальных затратах сил и времени на целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в…

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики пальцев рук раннего возраста
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его….

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста
Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста Тема использования пальчиковых игр с детьми раннего возраста стала очень популярна в последнее время. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека,…

Страницы:

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 3-4 лет

Пальчиковая гимнастика для детей в 3-4 года уже может включить в себя занятия с конструкторами и мозаиками, состоящими из более мелких деталей. Кроме того, уроки рисования могут ставить более сложные задачи — соединение трех и более точек в ломаную линию, создание окружностей, машинок, домиков, а также их раскраска.

Пальчиковая гимнастика и ее особенности

Важно! Обычно ребенок в четыре года, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет проводится в детском саду для развития пальцев, а также мелкой моторики. Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость

Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет проводится в детском саду для развития пальцев, а также мелкой моторики. Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость.

Пальчиковая игра является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Подобные игры способствуют развитию речи, творческой деятельности

Они отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких малыш, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук.

Обратите внимание! При выполнении занятий вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Прежде чем приступить к выполнению определенных действий, нужно определить цели и задачи данной техники:

  • Развитие речи. Регулярные тренировки и ритмичные движения пальцами либо кистью способствуют активизации речи, а также улучшению мозговой деятельности.
  • Развитие навыка подражать взрослому человеку. Правильное занятие учит понимать речь, писать буквы. После нескольких упражнений значительно повышается речевая активность.
  • Обучение концентрации внимания и его распределения правильным способом.

Важно! Произвольно управлять своим вниманием малыш сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. За годик младший ребенок может не усвоить весь материал

Как эффективно провести пальчиковую гимнастику

Для достижения положительного результата следует регулярно проводить пальчиковые игры. Как правило, эффект можно увидеть после выполнения 3 или 4 упражнений на протяжении 5-10 мин.

Эффективный метод гимнастики

Часто отправляя ребенка в детсад, члены семьи задаются вопросом, нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Малыши в возрасте от 3 до 4 лет любят повторять движения взрослых. Это один из важных механизмов учения.

Пример конспекта проведения занятия

Движения организма и речь имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на словарный запас и правильность говорения. Именно поэтому пальчиковая гимнастика по методу ФГОС должна присутствовать на занятиях с ребенком.

К сведению! У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Как следствие, может развиться дисграфия (нарушение письма).

Улучшение движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Основная цель — начать тренировать пальчики ребенка как можно раньше, например, на второй или третий месяц его жизни.

Преподаватель может включить в конспект занятия со следующими предметами:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее — резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша. Начинать нужно с самых крупных деталей (например, с построения башенки).
  • Бусины. Их величина также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок. Затем детали нужно брать каждый раз все меньше и меньше.

Что такое пальчиковая гимнастика

Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет

Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.

Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.

Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы

На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Картотека пальчиковой гимнастики

Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

Огород

«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

Рыбка

«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

Червячки

«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

«Не хотели расставаться» – разожмите руки;

«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

Пирожки

«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

«Второй для мамочки» – указательный;

«Третий для дедули» – средний;

«Четвертый для бабули» – безымянный;

«А пятый для меня» – загните мизинец.

Аналогичные действия произведите с правой рукой.

Приготовим капусту

«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

Зверята

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

Пчелки

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)

Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.

Имитируем действия (глаголы) двумя руками

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)

Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)

В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)

Раскройте ладошки, (показываем ладошки)

Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)

Чтоб красиво рисовать

Надо ручкам отдыхать!

В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)

О них ты на улице не забывай!

А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)

Они очень редко заходят сюда!

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

виды мышления (образное, критическое, логическое);
речь;
внимание;
зрительно-пространственное восприятие;
воображение;
наблюдательность;
память (не только зрительную, но и двигательную).

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня

Цели и задачи

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

  • воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.

Приёмы

Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся

И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:

  • разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
  • постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);

  • физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).

Виды упражнений

В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:

  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

  • создание театра теней.

Пальчиковая гимнастика как тема для самообразования педагога

Углублённое изучение пальчиковой гимнастики и её влияния на развитие малышей раннего возраста может стать интересной и разносторонней темой для самообразования педагога этой возрастной группы.

В рамках самообразования воспитатель может изучить такие вопросы:

  • Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие мелкой моторики.
  • Организация развивающей предметной среды для формирования интереса детей к пальчиковым играм.Пальчиковый театр для самых маленьких: как оборудовать, чему обучать детей.
  • Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в развитии детей посредством пальчиковых игр.

В план самообразования педагог вносит все формы работы по выбранному направлению, список консультаций и других видов взаимодействия с родителями, дидактических игр и пособий, изготовленных в рамках работы над темой. Как приложение к плану могут идти сборник потешек и загадок, подборка иллюстративного материала, фото или перечень используемых игрушек, пальчикового театра, атрибутов.

Как начинающим, так и опытным педагогам, работающим с дошкольниками раннего возраста, необходимо уделять большое внимание проведению пальчиковых игр с воспитанниками. Правильно организованная, эмоционально и динамично проведённая игра произведёт не только развивающий эффект, но и поможет малышам быстрее адаптироваться к дошкольному учреждению, установить контакт с воспитателями и одногруппниками

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий