Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин

Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группаВид занятияПродолжительность упражнений
От одного года до двух летМассаж2-3 мин
3-4 годаМассаж Гимнастика2-3 мин Около 5 мин
5-6 летГимнастика5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки, 
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать, 
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

ТипВарианты материаловПримеры использования
Дидактический материал
  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила.
Иллюстративный материал
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть.
Материалы ИКТ
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».

Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек

При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.

Организация гимнастики строится на принципах:

  • Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
  • Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
  • Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
  • Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).

Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.

В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук

Занятия с использованием пальчиковых игр и гимнастики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики могут применяться в организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям. Особенно удачным будет выбор игры или гимнастики, тема которой совпадает с темой занятия. Таким образом дети закрепят полученные знания.

Общая длительность занятия не должна превышать рекомендованных санитарными нормами пределов:

  • 20 мин. для предметных занятий;
  • 25 мин. для интегрированных и комплексных.

Структура и временные рамки занятия также сохраняются:

  1. Вступительная часть (организация детей, приветствие, заинтересовывающий момент). До 2 мин.
  2. Основная часть (игры, беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сообщение нового или закрепление изученного материала). 16–20 мин.
  3. Заключительная часть (подведение итогов, поощрение, анализ занятия). До 2 мин.

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Источники

  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-sredney-gruppe.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kompleks-palchikovoj-gimnastiki-dlya-detskogo-sada-detyam-4-5-let
  • https://skazka-lbt.ru/obrazovanie/palchikovye-igry-v-srednej-gruppe.html

Разные детские пальчиковые игры

Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

  1. Разминка «Пальчики» направлена на отработку сгибания и разгибания пальцев верхних конечностей. Работать нужно с каждой фалангой поочередно, помогая свободной рукой.
  2. Сцена «Ветер» – это иллюстрация целого сюжета. Движения постановки изображают, как ветер раскачивает дерево, как краб шевелит клешнями, как чайка ловит рыбу под водой, как крокодил разевает пасть.
  3. Упражнение «Игрушки» отрабатывает хлопки ладонями и кулаками, постукивания кончиками пальцев по ладони, а также сгибание пальцев и последующее распрямление.

    Пальчиковая гимнастика для пальцев рук для детей в стихах

  4. «Колобок – румяный бок». В ходе гимнастики выполняются круговые движения ладонями относительно друг друга, постукивания кулаком одной руки по кончикам пальцев другой, сгибание и разгибание пальцев, скрещивание их в «замок».
  5. Упражнение «Снежинка». Выполнение этого упражнения направлено на закрепление навыка сжимания кулаков, выпрямление пальцев, поочередное постукивание их кончиками по ладони, расслабление мышц ладони с помощью потряхивания руками.
  6. В упражнении «Снежок» задействована рука целиком. Для выполнения производятся движения, изображающие лепку и подбрасывание снежка.
  7. Элементы упражнения «Клен» закрепляют навыки сгибания и выпрямления пальцев, поочередное соединение их кончиков друг с другом, сцепления кистей рук в замок и выполнение ими встряхивающих движений.
  8. Инсценировка сказки «Колобок» включает в себя такие движения, как вращение, встряхивание и махи кистями и всеми конечностями, перебирание пальцами.
  9. Пантомима «У Оленя» затрагивает тренировку мышц как кисти, так и всей конечности в целом. Инсценировка требует растопыривать пальцы, смыкать их кончиками над головой, бегать ими по поверхности, противопоставлять один из них остальным, широко разводить в стороны руки, постукивать кулаком по ладони, использовать мимику и рукопожатия.

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 4-5 лет

Пальчиковые игры можно назвать универсальным средством детского развития от рождения и до школы.

Игры с пальчиками создают отличное настроение, а это важно для гармоничного развития ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Важно! Дети пяти лет в норме правильно держат ложку, карандаш и ножницы, справляются с пластилином и винтиками конструктора. Если родители либо воспитатель в саду замечает у малыша проблемы в пользовании такими предметами и в речевом развитии, значит у него недостаточно развиты движения пальцев рук

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Пальчиковые игры для детей 4–5 лет, примеры таблиц

ТемаУпражнения
ЖивотныеЗдравствуй, цыпленок! Здравствуй, утенок! Здравствуй, ягненок! Здравствуй, теленок! Здравствуй, смешной, озорной поросенок! (Разгибать по очереди пальчики , начиная от мизинчика)
Профессии«Мамы всякие нужны» Много мамочек на свете, Их так крепко любят дети! (Развести ручки в стороны, затем крепко обхватить себя за плечи) Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель — (Поочередно сгибать пальчики от мизинца, на одной, затем на другой руке) Мамы всякие нужны, (сомкнуть пальцы «замочек») Мамы разные важны! (Развести руки, поднять ладошками вверх)
Праздник 23 февраляСамолеты Мы сегодня самолеты, (сидя на пятках вращать руками, изображая мотор) Мы не дети, а пилоты. (четыре хлопка в ладоши) Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Дополнительная информация! Чтобы разнообразить привычное, хорошо знакомое детям упражнение, можно изготовить вместе персонажей на пальчики и потом дать с ними поиграть.

Героев для пальчиковых игр можно вырезать из специальных пособий или распечатать с интернета

Пальчиковая гимнастика по математике:

«Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (руки сжаты в кулаки, по счету разгибать по одному пальцу, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (пошагали указательным и средним),

Погуляли — поиграли (покрутить кистями с растопыренными пальцами в воздухе — похлопать 2 раза)

И домой вернулись сами (сжимать и разжимать кулачки)

Захотели спать! (ладошки вместе, прижаться к ним щекой).

«В саду»

Погуляю я в саду (шагать двумя пальцами),

Ягод сладких соберу:

Первую сорву — маме отнесу (пальчики касаются подушечками, сначала большие),

Вторую сорву — папе отнесу (указательные),

Третью — для дедушки (средние),

Четвертую — для бабушки(безымянные),

А пятую для себя! (мизинчики).

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев», — сказал великий педагог, В. А. Сухомлинский. Взрослые часто не понимают, что этапы детского развития нельзя перескочить или заменить компьютером.

Дополнительная информация! Средний дошкольный возраст это важнейшее время для развития речи, мышления, коммуникации. Пальчиковые игры наилучшим образом этому способствуют, не требуя к тому же специального места или приспособлений.

https://youtube.com/watch?v=EVU5f4cKDU4

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

Цели:

развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

МесяцыТемаУпражнения
январьВремена годаПраздник Новый год«Снежки»«Елочка»«Снеговик»
февраль23 февраляИгрушкиЖивотные«Мы солдаты»«Игрушки»«Здравствуй, цыпленок!»
март8 мартаПрофессииПлоды«Мамин день»«Мамы всякие нужны»«Орешки»
апрельВремена годаПтицы«Дерево качается»” Воробьи«
майВремена года9 мая«Одежда»«Весна»«Самолеты»«Матрешки»
июньПриродаЦветыИгрушки«Деревцо»«Наши красные цветки»«Мяч»
июльОвощиПрирода«Варим суп»«Наш Огород»
августПогодаОбувьЯгоды«Дождик»«Сапожки»«В саду»
октябрьПосудаВремена годаОвощи«Тарелочки»«Кап-Кап»«Мы капусту солим»
ноябрьИгрушкиОдеждаЖивотные«Кукла»«Сапожки»«Улитка»
декабрьВремена годаИгрыПродукты«Зима»«Зимние забавы»«Пирожок»

  Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах

Наглядное пособие игры «Улитка»

Плюсы пальчиковой разминки

Забавы с пальчиками — увлекательное и веселое развлечение, способное надолго занять малыша в любом месте — от очереди в поликлинике до автомобильной поездки. Они не требуют никаких затрат, приносят массу удовольствия и развивают у детей много новых качеств и навыков:

  • Игровые движения, сопровождаемые словами, тренируют память. Помните, как будучи совсем маленьким, кроха повторял отдельные слова из текста потешки, ориентируясь на ее ритм? В 4-5 лет дети способны быстро запомнить довольно длинный стишок именно в качестве ассоциации с игрой;
  • Тренировка тактильного восприятия развивает осязание. Ребенок осознает физические качества предметов — шероховатый, гладкий, прохладный, теплый, тяжелый, мягкий и т.д.;
  • Стимуляция мелкой моторики в возрасте 4-5 лет готовит руку малыша к письму, попутно пробуждая речевую активность. Дошкольники, регулярно делающие пальчиковую гимнастику, более аккуратно и тонко рисуют, выполняют сложные аппликации, а главное — могут сами придумать подробный сюжет таких работ;
  • На протяжении всего занятия ребенок следит за действиями взрослого, стараясь запомнить их последовательность — так формируется способность к концентрации, усидчивость;
  • По результатам занятий речь детей 4-5 лет становится более связной, обретает интонационное разнообразие и ровный темп. Разговорные темы обретают разнообразие, малыш учится рассуждать, выстраивая логические цепочки;
  • Пальчиковая гимнастика может развить музыкальный слух, если стишок будет произноситься нараспев, а еще лучше под несложную музыку;
  • Веселая игра детей 4-5 лет с педагогом или родителем помогает укрепить психоэмоциональный контакт, ведь положительные впечатления от гимнастики в первую очередь будут ассоциироваться с личностью взрослого, открывшего им новое развлечение.

Если же посмотреть на пальчиковую гимнастику с точки зрения физиологии, хорошая координация движений несет большую практическую выгоду — малыши быстрее учатся самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить из пластилина.

Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:

  • развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
  • совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
  • развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.

В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.

Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.

В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.

Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение

Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:

  • Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
  • Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
  • Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.

Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.

Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

Цели:

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий