Ход занятия:
Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.
Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.
Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Ребята в доме природы, что является крышей (стенами, полом, потолком?
В доме природы крышей будет небо. (горы,почва,облака)
– Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?
-Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.
Как вы думаете, что относится к живой природе?
-Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.
Давайте обратимся к нашей Мудрой Сове. Пусть нас рассудит кто из нас прав.
Открыть и прочитать:
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.
Например,животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод : Животные – живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы, выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?
Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень,песок, вода.
Вывод:
1. Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2. Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Физминутка:
Раз- два обернись и в солнце превратись – руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись – покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.
Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»
Поспорили как-то Вода,Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.
– Я, – сказала Вода, – самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.
– Подумаешь, – засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, – я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.
– А как же я? – сказала Почва, – я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода, во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.
– Как же так, сказала Вода, все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?
Задумались Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили – кто.
К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети:Все живое погибнет.
Как мы должны относиться к природе?
Дети:Природу мы должны любить, охранять и приумножать
-Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.
Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент. Развитие мимической моторики. Упражнение «Осень»
Воспитатель: Дети! Посмотрите, к нам сегодня пришел в гости обитатель леса – маленький зайчонок – листопадничек. (При необходимости напомнить сказку И. Соколова – Микитова «Листопадничек», чтобы немного поиграть и узнать что-нибудь новое и интересное. Какое сейчас время года? (осень). Правильно, давайте немного поиграем с вами.
-Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.
– А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.
2. – Ребята, а какие приметы осени вы знаете (перечисляют). Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края.
– Вот зайчику очень интересно, а почему птицы улетают? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).
3. – Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.) и разделим их на слоги (хлопками).
4. Игра с мячом «У кого кто?» (воспитатель бросает ребенку мяч и называет взрослую птицу, ребенок обратно – как называются ее птенцы)
У скворца – скворчата, у аиста – аистята, у журавля – журавлята, у грача – грачата, у утки – утята, у гуся – гусята и т. д.
5. -Я уверена, ребята, что вы много знаете о перелётных птицах. Давайте расскажем нашему гостю – листопадничку о них. А чтобы вам было легче, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями. (Вспомнить и обобщить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах, при необходимости еще раз повторить материал; развитие логического мышления и связной речи, активизация предметного и глагольного словаря по теме).
• Почему перелётные птицы улетают на юг? (становится холодно и им нечего есть)
• Какие птицы улетают первыми? (те, которые питаются насекомыми, т. е.насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки)
• Какие птицы улетают последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
• Как улетают журавли? (клином)
• Как улетают гуси, утки? (вереницей)
• Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)
• А какие птицы улетают поодиночке? (кукушки)
• Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
• Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
• С кем улетают журавли? (с журавлятами). Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? Кукушки?
-Молодцы! Теперь наш малыш многое узнал о перелётных птицах.
6. -Наш малыш немного устал. Покажем ему, как мы умеем двигаться (физминутка).
Осень-непогодушка (подняли руки вверх,
Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо) .
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел (повороты туловища влево-вправо) .
Ветка чуть качается (руки вперёд,
Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад) .
С нами старый скворушка
До весны прощается (приседания) .
7. А теперь давайте поиграем в загадки (по желанию – можно выучить наизусть)
Вдоль по берегу гуляет.
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица (Цапля)
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали вдали,
Чудо-птицы -. (Журавли)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает грозно шею.
Назови ее скорее (Лебедь)
Он гогочет и шипит,
Он имеет грозный вид.
На широких красных лапах.
Для гусят он просто папа (Гусь).
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец. /Скворец/
Нос у него белый.
Сам он чёрный, очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей. /Грач/
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/
Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете!
Оценка деятельности детей.
Использованная литература:
– Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» – М., 2010.
– Смирнова Л. Н., Овчинникова С. Н. «Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М, 2010.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку:
Дни стали короче, Длиннее стали ночи.
Урожай собирают. Когда это бывает?
(ответы детей)
Правильно, так бывает осенью.
– Какие изменения в природе происходят в это время года?
– Какие изменения происходят в животном мире? В частности, у птиц.
– Как называются птицы, которые остаются на зимовку?
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
– Почему перелетные птицы улетают?
– Перечислите названия перелетных птиц, которых знаете.
(ответы детей)
Все верно, дети! Вы правильно ответили на все вопросы. Давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены перелетные птицы. Я буду показывать вам, а вы угадывать, что за птица.
(ответы детей; коррекция ответов воспитателем, если требуется)
Молодцы, сколько птиц вы знаете! Предлагаю вам немного поиграть. (физкультминутка)
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.
(взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
(пальцы рук к вискам головы,
покачивание головы вправо – влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались.
(встают в круг, взявшись за руки)
Дружно взлетели,
На юг полетели.
(поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу)
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
(останавливаются, приседают)
Снова взлетели,
Дальше полетели.
(встают, бегут по кругу, машут крыльями)
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.
(останавливаются, расходятся по местам, за столы)
А сейчас приступим к самому интересному – к рисованию.
Тело птиц состоит из нескольких частей. Назовите их.
(голова, туловище, хвост, крылья)
– Какую форму имеет голова? (круг)
-Какой формы туловище? (овал)
– Какой формы хвост? (треугольной, трапециевидной)
– Крылья, что напоминают по форме? (капельку, овал)
– Клюв (маленький треугольник)
Итак, приступаем. Сперва нарисуем овальное туловище, затем нарисуем голову. Соединим голову и туловище при помощи двух линий, это будет шея. Крылышкам немного заострим кончики, придав форму капельки. Пририсуем прямоугольный хвост, затем треугольный клюв, круглые глазки. После нарисуем лапки, прорисуем пёрышки.
Отлично! Наш рисунок карандашом готов, теперь можно приступать к работе красками. Постарайтесь правильно подобрать цвет оперения птицы, используя палитру для смешивания красок. Для того, чтобы нарисовать птицу используем тонкую кисть, для фона – толстую.
(показ всего процесса рисования на педагогическом рисунке, на доске)
Молодцы ребята! Вы все отлично постарались и у нас получились замечательные птицы.
– Каких птиц мы сегодня рисовали?
– Куда улетают эти птицы на зимовку?
– Когда прилетят обратно?
(ответы детей)
Совершенно верно. На этом наше занятие подошло к концу. Сейчас наведем порядок на рабочих местах и можете быть свободны.
(после высыхания работ организуется выставка)
Ход занятия
Вводная часть:
Дети рассаживаются полукругом напротив доски, готовятся слушать.
Основная часть:
В: ребята, слушайте внимательно, я вам сейчас буду загадывать загадки.
1) Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (ворона)
2) Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)
3) Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Молодцы ребята, все загадки отгадали! А как можно одним словом назвать ворону, курицу и ласточку? Правильно – птицы!
И мы свами сегодня будем разговаривать про птиц, как они появляются на свет, где живут, как заботятся о своих детях. А как зовут детенышей птиц? (птенцы, у курицы – цыплята)
Ребята, а каких птиц вы знаете?
можно помочь детям задавая наводящие вопросы:
1) Птица, призванная лучшим певцом в мире (соловей)
2) Птица, которая не растит своих птенцов? (кукушка)
3) С какой птицей дружит Винни-Пух (сова)
4) Какая птица не летает? (пингвин,курица)
5) В какую птицу превратился гадкий утёнок? (лебедь)
Дальше идет показ картинок с изображением птиц (ласточка, курица и голубь). Дети называют птиц,определяют какие они : дикие или домашние, зимующие или перелетные.
Сколько много вы птиц знаете, а какие птицы изображены на этих фотографиях? (ласточку, курицу и голубя.). Разбирают какие из них перелетные птицы, какие зимующие, какие домашние.
Воспитатель вывешивает фотографии гнезд (ласточки, курицы и грача). Дети анализируют чем отличаются гнезда (материалом постройки, местом постойки, размерами)
Разминка: подвижная игра «День и Ночь»
Правила и описание игры: выбирается водящий – сова. Сова сидит в гнезде. Остальные дети – мелкие зверюшки и птички (зайцы, мыши, кроты, куропатки). По команде ведущего –воспитателя «день» сова спит, а остальные игроки бегают, прыгают. По команде «ночь» все игроки замирают, просыпается сова. Она летает между замершими игроками. Кто пошевелился – становиться новой совой. Если поймано несколько игроков, то сова выбирается по считалки.
Задача совы: быть внимательной и поймать тех, кто шевелится.
Задача игроков: не попасться сове.
Игра повторяется 3 раза, затем занятие продолжается.
На доску вывешиваются фотографии яиц птиц. Воспитатель говорит, каких птиц эти яйца.
В: а зачем птицам яйца? (из них вылупляются птенцы).
дальше идет беседа о росте и развитии птенцов сопровождаемая иллюстрациями.
Заключительная часть:
подведение итогов/вывод: Птици как люди и животные заботятся о своем потомстве. Обустраивают жилье – гнезда. Откладывают яйца из которых вылупляются птенцы. Птицы высиживают яйца, кормят своих детенышей и учат летать. Осенью птенцы становятся достаточно взрослыми, чтобы жить самостоятельно, вить гнезда и размножаться.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром – ОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Военно-морской флот»
Публикация «ОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста…»
Цель: познакомить с историей возникновения русского флота. Задачи: дать детям знания о морском флоте. – Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы. Обогатить словарь детей военной лексикой. -Развивать сообразительность,…
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с обучающимися старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»
Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Задачи: Образовательные: – формировать представления детей об истории создания электрической…
Конспект итогового занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Письмо от Незнайки» (подготовительная группа)
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» Конспект итогового занятия по ФКЦМ Подготовительная группа № 1 Воспитатель: Семенчинская Л.Н. г. Сергиев Посад апрель 2020г. Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим. Подготовительная группа № 1 Цель: закрепление и обобщение…
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»
Программные задачи. Обучающие: Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой…
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Вос-ль: ребята вы когда-нибудь ходили в поход? Вы хотите пойти в поход на лесную полянку (ответы детей).Повторяй- те за мной:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимаем ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки, кто там ловко шагал, не споткнулся, не упал.»
Вос-ль: Вот мы и пришли к лесной полянке, давайте посмотрим что там находится, на полянке нет никого. Письмо лежит. Интересно от кого. Давайте прочитаем. «Дорогие ребята над насекомыми пронесся злой паук и всех за заколдовал. Помогите, нам, пожалуйста!»
Вос-ль: ребята, с насекомыми что-то случилось. Вы готовы им помочь?
«Чтоб бабочки порхали, трудился муравей.
И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми
И этим насекомым малышкам помоги.»
Вос-ль: чтобы помочь насекомым, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы?
Первое задание от паука, нужно отгадать загадки.
ЗАГАДКИ:
У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза. Называют ее…
-Как вы догадались, что это стрекоза. Какие слова вам помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила а зовут ее…
-Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвои строит дом…
-А в этой загадке, какие слова вам помогли?
Она ярка, красива. Изящна и легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок…
-Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей, спинка алая на ней. А на ней кружочки черненькие точки…
-Как вы догадались, что это божья коровка?
Вос-ль: Как одним словом можно назвать, тех кто изобра- жен на картинках? Чем они похожи? Почти у всех насекомых по 6 лапок,тельце разделено 3 части: голова, грудка, брюшко есть крылышки и усики. И на брюшке есть насечки, поэтому и назвали «насекомые».-Ребята, как вы думаете паук это насекомое? (ответы детей).Паук имеет 8 лап и относится к паукообразным. Мы спасли с вами стрекозу и пчелу.
Физминутка:
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали тишину послушали.
Тише, тише высоко прыгай на носках легко.»
ИГРА: «Разрезные картинки».
Вос-ль:-молодцы, справились с заданием. Приступаем к выполнению следующего. Подойдите к столу. Перед вами разрезанные картинки. Вам нужно из частей составить целую картинку. Можно провести беседу, о том что дети интересного знают о насекомых. А сейчас спасли от паука муравья и божью коровку.
Пальчиковая гимнастика:
Дружно пальчики считать насекомых называть (сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. (По- очередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (Вращают ми- зинцем).Прячьтесь (Руки за спину).
ИГРА: «Раздели на группы». Переходим к следующему заданию.
Вос-ль: Ребята, а какие бывают насекомые (ответы).Насеко- мые бывают: полезные, вредные и хищные. -Какие насекомые бывают хищные (стрекоза, кузнечик, божья коровка)-Почему их так называют?-Потому, что они охотятся на других насекомых. Возьмите картинки хищных насеко- мых и прикрепите на доску под картинкой с изображением волка.
Вос-ль: Назовите полезных насекомых. (бабочка, муравей, пчела).-Какую пользу приносят: бабочка, пчела, муравей?-Пчелы опыляют цветы, дают нам мед. Муравьи разносят семена разных растений по лесу. Бабочки опыляют цветы и радуют своей красотой. -Возьмите картинки с изображение полезных насекомых и прикрепите под картинкой с изобра- жением цветочка.
-Назовите вредных насекомых (муха, комар).-Муха разносит микробы, комар- кусает. -Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите под картинкой с изображение гри- ба мухомора.Посмотрим кого сейчас спасли: бабочку, кузнечика и муху. -Какие вы молодцы справились со всеми заданиями паука и помогли насекомым. Они вас благодарят. Возьмите насекомых и поселите на нашей лесной полянке. Посмотрите, какая красивая стала. (Звучит красивая мелодия).Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!-А нам пора возвращаться в дет. сад.
«На полянку в лес ходили. Поднимали ноги выше, через кустики и кочки, через веточки пенечки. Кто так ловко шагал не споткнулся, не устал!»