Открытые математические занятия в старших группах в форме игр

Математическая игра ориентировка в пространстве

Открытое занятие по математике для детей в средней группе в игровой форме может включать в себя дидактические игры на перемещения в пространстве и ориентировку.

Картотека игр для ДОУ:

  1. Необычные прятки. В отличие от стандартного варианта в этом случае педагог прячет игрушку в садике, и говорит детям, что ее нужно найти. При этом он дает подсказки, говоря «левее» или «правее», «у дальней стены», «высоко», «низко». Слушая подсказки, дети должны быстро найти спрятанную игрушку. Если на улице осень или весна, можно усложнить задачу и устроить подобную игру вне стен садика.
  2. Флажки. Воспитатель прячет по комнате флажки, но чтобы их найти, дети должны следовать указаниям. Так, ему нужно сделать «три шага вправо, два — вперед и повернуться к окну».
  3. Диктант. Выдаются листочки в клеточку. С помощью карандаша дети рисуют под диктовку педагога. Он говорит: «Две клеточки вверх, одна — влево, три клетки — вниз, одна — налево». В результате должен получиться рисунок.

Графический диктант

  1. Угадай, что не так. Один ребенок выходит из комнаты, а другие переставляют предметы. После этого тот, кто вернулся, должен попытаться угадать, что изменилось. Например: «Кукла Маша теперь лежит на полу, а стояла на комоде, или цветок был на подоконнике, а не на столе».
  2. Квест. Воспитатель говорит детям, что ночью в садике побывал Карлсон, и что-то принес. Это новая игрушка. Но чтобы ее найти, нужно следовать указаниям. Сначала дети идут по наводке педагога и находят записку, в которой даны подсказки для игры.

Важно! До того, как ребенок пойдет в первый класс, он должен научиться понимать, где «право» и «лево», какие числа больше, а какие меньше. Суть дидактических игр в том, что развитие происходит в игровой форме, ненавязчиво

Малыш вовлекается в процесс и в дальнейшем не желает останавливаться, потому что хочет найти как можно больше предметов и выиграть.

Игры по математике своими руками

Развивающие игры для детей возраста 5 6 лет математика не обязательно покупать в магазинах, их запросто можно сделать своими руками. Младший класс садика проходит обучение рисованию и поделкам, также в творческий час ребята могут сами нарисовать и склеить дидактическую игру.

Игра своими руками

Интересные варианты:

  • считалка — дети вырезают мороженое, состоящее из рожка и двух шариков. Снизу на рожке пишется цифра, например, 7. На шариках нужно также указать два числа, но они должны составлять 7 в сумме, например — 5 и 2;
  • ведро и рыбки — из картона делается ведро с двойными стенками, так, чтобы в него можно было положить кусочки бумаги. Второй этап — изготовление рыбок. На ведре пишут числа до 10, а на рыбках — цифры поменьше, 1,2,3,4,5. В ходе игры дети собирают в свои ведра рыбу так, чтобы получить нужное число.

Сделать математическую игру можно как дома, так и в садике. Детям будет интересно поучаствовать в мини-соревновании на лучшую игру, сделанную дома.

Несмотря на то, что в старшей группе дети уже начинают готовиться к поступлению в школу, они любят игры. Подача знаний в формате игры — отличный способ заинтересовать ребенка учебой.

Развивающие математические игры для дошкольников

Дети, которые ходят в подготовительный класс садика обязательно должны пройти подготовку к школе. Дидактическое пособие по математике в детском саду сделанное своими руками — хороший и работающий инструмент, с помощью которого ребята получают определенные навыки и знания.

Педагог заранее готовится к занятию, создает описание игры. Карточки можно распечатать, чтобы их было легче использовать на уроке.

Упражнения для развития математических и аналитических способностей у ребенка 3-4 и 5-6 лет:

  • пустые клеточки. На столе лежит картонка с изображением кругов, овалов, ромбов, квадратов в рядах, но несколько клеток пропущены. Задача ребенка — открывать новые ряды, заполняя их нужными фигурами;
  • где игрушка? Воспитатель прячет маленькую игрушку под стакан, всего используется 6-7 стаканов, на каждый из которых наклеена цифра. Дети поворачиваются и пытаются угадать, называя цифру. Воспитатель дает подсказку, говоря «больше», или «меньше»;
  • измеритель. Из бумаги вырезают длинную полоску, и с ее помощью замеряет игрушки, мебель в садике, пытаясь понять, какие предметы имеют одинаковый размер.

Игры в детсаду

Важно! Математические игры в ДОУ не всегда предполагают прямое использование цифр и вычисления. Чаще всего для знакомства ребенка с дидактикой и логикой достаточно лишь простых упражнений

Ход занятия.

Дети стоят полукругом. Педагог читает загадки.

1. Дали братьям теплый дом

Чтобы жили впятером

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

Воспитатель: Какие числа встречаются в загадке? (5,4,1)

2. На четыре ноги

Надевали сапоги

Перед тем как надевать

Стали обувь надувать. (Колеса)

Воспитатель: Какое количество сапог потребовалось? (4)

3. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, поиграть. Вы хотите?.

Игра «Разложи цифры по порядку» (Цифры нужно расположить сначала по возрастанию, затем по убыванию 0123456789)

Игра «Назови соседей числа) Для игры используется лототрон.

Игра «Расставьте знаки»

Для игры используются 2 обруча, в нем игрушки – 7 и 8 шт.

Игра «Считай, не ошибись.»

– Сколько предметов в правом обруче?

– Сколько предметов в левом обруче?

– В каком обруче игрушек больше?

– На сколько больше?

– Какой знак мы поставим? (Больше/меньше/равно)

– Что надо сделать, чтобы кукол и пирамидок было поровну?

– Какой знак теперь мы поставим?

Физминутка.

Мы лопаты взяли,

Грядки раскопали,

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли,

Семена рядами,

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у нас выросло

Дети: Репка.

На экране герои сказки «Репка».

Воспитатель: Сколько героев собрались тащить репку?

Дети: 6

Воспитатель: Кто тянул репу первым?

Воспитатель: Ребята, я прошу вас вспомнить названия художественных произведений, в которых есть числа.

Дети: «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Три поросенка», «Четыре желания», «Волк и семеро козлят», «Козленок, который умел считать до 10».

Воспитатель: Дети, я слышу кто-то ворчит. Кто это?

Дети: 2 жадных медвежонка, никак сыр не поделят.

Воспитатель: давайте им поможем.

Дети работают с геометрической фигурой «круг» – делят пополам, потом на 4 части.

Воспитатель: Сколько кусочков получит каждый медвежонок? (2)

Появляется игрушка – колобок.

На магнитной доске выложен сюжет сказки «Колобок2. От каждого персонажа полосками показаны дорожки разного цвета. Герой сказки просит детей определить самую длинную дорожку, затем самую короткую.

«От какого персонажа идет самая длинная дорожка»? Ответы детей. «Самая – короткая»? Ответы детей.

Раздается стук в дверь. Появляется новый персонаж –гном. Предлагает поиграть детям.

Игра «Чудесный Мешочек» (для игры используются геометрические тела, дети по собственным тактильным ощущениям определяют названия геометрических тел).

Гном: Отлично справились ребята, а теперь предлагаю еще поиграть, хотите?

Ответы детей.

Игра «Нарисуй картину»

На листе бумаги дети рисуют квадрат- в центре, овал- в правом нижнем углу, треугольник- в верхнем правом углу, в нижнем левом углу – прямоугольник, в верхнем левом – круг.

Ребята, дополните геометрические фигуры так, чтобы получилась картина. Дети выполняют задание.

Гном рассматривает получившиеся рисунки и хвалит детей. Из сундучка достает сладости и угощает детей.

Прощается и просит не забывать полученных знаний, они очень скоро ребятам пригодятся.

Игры по математике для самообразования ребенка

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность — самый лучший и распространенный вариант. Перед началом года преподаватель готовит конспект, на основании которого также составляется картотека.

Примеры ФЭМП, с помощью которых осуществляется самообразование детей в группе:

  1. Используются обычные банки разных форм и цветов. Дети начинают делать заготовки продуктов на зиму. Ориентировка следующая — нужно набрать овощей и фруктов, которые подарил осенний урожай. Подойдут грибы, огурцы и помидоры. Наполнять банки нужно в соответствие с тем рецептом, который предоставил другой участник игры. Так, если написано положить 1 огурец и 4 гриба, то в банке должен быть именно такой состав.
  2. Педагог кладет перед ребенком картинку с изображением и под ней две карточки с цифрами. Задача ребенка — подсчитать, сколько на картинке предметов и поставить знак — больше, меньше или равно. Например, на изображении из книги 5 цветков и 2 облака, значит облаков меньше.
  3. Игра «Времена года». Воспитатель задает детям наводящие вопросы по порядку: какое сейчас время года, а какой месяц будет следующим, какой месяц уже прошел, что будет через 2 месяца.

Дополнительная информация! Игры в группах или в индивидуальном порядке всегда сопровождаются наглядными пособиями, карточками, рисунками, музыкальными композициями. Ребенку проще усваивать новую информацию в интересной подаче.

https://youtube.com/watch?v=GBIsllXeW0Y

Ход занятия.

– Ребята, сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо. На конверте было написано, что оно для старшей группы, значит это нам. Посылку отправили вчера. Но кто? На конверте только указано что из «Сказочного леса».

– Вам интересно узнать от кого оно?

– Как же его открыть? Надо сосчитать до 10. (дети хором считают)

(письмо открывается, в нем материал для выполнения заданий) .

«Здравствуйте ребята! Пишет вам письмо Весёлый гном, но мне сейчас совсем не весело. Знаете почему? Все мои друзья гномики ходят в лесную школу, там они учатся писать, читать, считать. Я тоже хочу учиться в лесной школе. Для этого мне надо решить много разных трудных заданий. Мне грустно, оттого, что я не могу решить некоторые из них. Помогите мне, пожалуйста».

– Ребята поможем гному?

1 задание. «Пропущенные цифры»

«Ребята помогите мне научиться считать, найдите потерянные цифры».

(прикрепляю по порядку цифры 1,. 3, 4,. 6,.,., 9, а дети называют пропущенные)

2 задание.

«Я вам посылаю фотографию своих друзей семи гномов. Подскажите, каким по счёту стоит мой друг гном Ворчун – он одет в красную одежду, какой по счёту гном Профессор – он в желтом, гном Молчун он в голубом»

– Ребята, а вспомните, что еще может обозначать число семь? (7 дней недели).

– Чтобы нам не забывать их, давайте с вами тоже будем обозначать их фишками разного цвета. Первый день недели – понедельник – обозначим красной фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим его оранжевой фишкой. Почему этот день называется вторником? Какой он по порядку (второй)

Какой день идет после вторника? Среда – какой по порядку этот день недели? Обозначим среду желтой фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим четверг зеленой фишкой. Пятница-голубой фишкой, суббота – синей фишкой, воскресенье – фиолетовой. Давайте еще раз назовем дни недели. (повторяют хором)

3 задание. «Вопросы»

– Нужно помочь гному ответить на вопросы, а то его не примут в школу, но прежде чем отвечать, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

– А теперь давайте поможем гному ответить на вопросы. Я вам буду их задавать, но ответ на вопрос вы мне будете показывать с помощью цифор. Самое главное условие – говорить нельзя, можно только показывать цифру.

– Сколько пальцев на правой руке? (5)

– Сколько глаз у светофора(3)

– Сколько носов у двух собак(2)

– Сколько ушей у двух мышей(4)

– Сколько хвостов у двух котов(2)

– Все верно, показали. Молодцы.

4 задание. «Найди одинаковые рисунки»

-Нужно помочь найти на картинке двух одинаковых гномов и раскрасить их аккуратно, но прежде чем приступить к выполнению задания давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

– Ребята вы справились со всеми заданиями, которые прислал нам Весёлый гном. Я думаю, что его обязательно возьмут в школу. Ой, посмотрите, что еще тут в конверте есть, это же медальки для вас ребята, за вашу помощь.

Цели и преимущества игровых занятий по математике

В ДОУ время от времени проводится проверка работы педагога. На таком уроке можно провести открытое занятие, в котором будут использованы дидактические игры по математике своими руками. На уроке чередуется игровая, познавательная и коммуникативная деятельность.

Задача педагога заключается в следующем:

  1. Повторение простых чисел до 5.
  2. Развитие речи, использование математических терминов: меньше, больше.
  3. Увеличение и уменьшение числа на 1.
  4. Рисование фигур после того, как учитель назовет их.
  5. Закрепление знаний о месяце, времени года, неделе и дне.
  6. Развитие логического мышления, памяти.

Открытый урок

По итогам занятия дети в старшей группе детсада должны научиться считать до пяти, вычитать и умножать числа на одну единицу и активно работать в коллективе, взаимодействовать с педагогом.

В ходе уроков дети становятся самостоятельными, учатся взаимодействовать со сверстниками, решают задачи сообща и учатся рассуждать логически.

Важно! Готовый вариант занятия имеется в каждом ДОУ, но ежедневно осуществляется корректировка в соответствие с последними нововведениями и требованиями ФГОС

Ход занятия:

Вводная часть (Организационный момент)

Коммуникативная игра «Геометрические фигуры»

Воспитатель: Рассчитайтесь на 1,2. 1 номера идут к желтому кругу, 2 номера к красному. И сейчас посмотрим, кто же из вас первым образуют ту фигуру, которую я назову.

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Так вот, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон, он передал для вас вот это письмо. А прислали нам его жители острова геометрических фигур. Послушайте,что они пишут:

Дорогие ребята, здравствуйте!

На острове случилась беда – её захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете преодолеть и расколдовать остров и освободить её жителей от злых волшебников.

Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям острова геометрических фигур?

Воспитатель: Тогда мы отправляемся на остров (считаем обратный счет от 10 в круге)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а чтобы попасть в остров геометрических фигур нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку.

Вот из этой связки ключей нужно подобрать тот, который бы мог открыть замок. Ребята, посмотрите на схему нашего замка, нам с вами даны блоки Дьеныша, но чтоб понять, какие фигуры нам подходят, нам нужно внимательно посмотреть на схемы, прочитать карточки символы и выложить из блоков ключ

Воспитатель: Ключик подобран правильно, ворота открыты и мы оказываемся на «Острове». Идём дальше и посмотрим, что же ещё необычного ждёт нас впереди.

Игра «Собери фигуру»

Воспитатель: Ребята, злые волшебники, которые захватили “остров геометрических фигур”, разрушили все домики. Но я знаю, что в душе вы

добрые волшебники и сможете расколдовать чары этих колдунов.

Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы, вам нужно будет разделить между собой блоки по цветам, каждая группа из своих блоков будет выкладывать домики по заданным схемам.

Сколько у вас всего блоков? Сколько квадратов? Сколько кругов? Сколько синих? Сколько красных?

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Воспитатель: Чтобы мы с вами могли пойти на следующую улицу под названием «Геометрика»

Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»

Дети сейчас мы с вами поиграем в игру, у вас на столах блоки, я буду показывать вам картинки, а вы поднимать ту фигуру, на которую похож этот предмет. А теперь назовите фигуру, которая похожа на конус. (конус- морковка).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Следующая наша улица «Фантазия геометрии»

Игра “Дорисуй и назови предмет”.

Воспитатель: Перед вами незаконченные изображения предметов, которые когда-то были на “острове”. Ваша задача, ребята, придумать и дорисовать эти необычные рисунки, дать им название. (по фигурам).

Воспитатель: Ребята, мы справились с нашим заданием, теперь нам предстоит отправиться на временную площадь.

Игра «Дни недели»

Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к последнему испытанию. В понедельник к нам пришел синий треугольник, во вторник к нам пришел желтый квадрат, в четверг маленький круг, в пятницу прямоугольник, в субботу к нам заглянул красный круг, в воскресенье последним гостем был маленький треугольник. Вы выкладываете фигуры в той последовательности, в которой к нам приходили фигуры. Покажите мне ту фигуру, который пришёл в среду? А кто был перед пятницей? Кто приходил к нам в гости после понедельника?

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности которые были, помогли освободить «Остров геометрических фигур» от злых волшебников», но нам пора возвращаться обратно, Становитесь все в круг, закрывайте глаза и считаем до 10) Вот мы и дома, на этом наше удивительное путешествие закончилось.

Рефлексия: Ребята, куда мы сегодня отправлялись? А что мы делали?

Что такое дидактические игры

Игра на дидактику — это разновидность обычной развлекательной деятельности, но с существенным отличием — установлены правила, которые дети должны соблюдать. Дидактические игры по математике в старшей группе сделанные своими руками могут использоваться как средство обучения.

Дидактическая игра — основа психического и эмоционального развития. Суть в том, что весь урок дети пытаются преодолеть определенные трудности, решить поставленную перед ними задачу.

Дидактическая игра в садике

Игры имеют некоторые различия по следующим параметрам:

  1. Действия и правила.
  2. Содержание и задачи.
  3. Познавательная деятельность в ходе игры.

Различают несколько видов игр: с природным материалом (листья, шишки), картонные заготовки, стандартные игрушки. С их помощью улучшается счет, письмо, навык работы в команде.

Включать подобные игры в учебный процесс рекомендуется, если в группе есть детки, которые с трудом усваивают материал при его обычной подаче, либо, если проводится открытый урок и перед учителем стоит задача — максимально вовлечь детей в поиск решения для поставленной задачи.

Дополнительная информация! Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) происходит в младшей, средней и старшей группах садика. Особенно важен этот процесс при подготовке ребенка к поступлению в первый класс общеобразовательной школы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий