Основы психологии и педагогики. Взгляды на воспитание и образование

Связь педагогики и психологии

Психология и педагогика входят в структуру современного научного знания. Эти направления как науки переплетаются между собой. Психология напрямую связана с обучением и воспитанием детей. В основе системы педагогических взглядов лежат данные науки о человеке, в том числе психология.

Педагоги, которые обладают психологическими знаниями, повышают эффективность обучения и воспитания своих воспитанников (учащихся). Для всестороннего воспитания человека его необходимо всесторонне изучить. В том случае, если педагогика не будет опираться на знания о природе психологических явлений, она превратится в простейший набор психологических советов и рецептов. В этой ситуации о ней нельзя говорить как о подлинной науке, которая способна помогать педагогам.

В развитии любых сфер педагогики могут возникать проблемы, которые предполагают проведение психологических исследований. Знание закономерностей осуществления психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, а также психического развития ребенка в целом играют большую роль в решении фундаментальных педагогических проблем. Например, они помогают определять содержание образования на различных этапах обучения, разрабатывать наиболее эффективные методы обучения и воспитания.

Основная цель воспитания состоит в формировании личности, которая соответствует требованиям развивающегося общества. Достижение данной цели состоит в исследовании закономерностей формирования личности, включая её направленность, способности, потребности, мотивы и т.д.

Педагогика очень органично связана с психологическим знанием и наукой. Предусмотрено несколько самых важных узлов связи между ними. Главным из них считается предмет исследования. Так, психология занимается изучением законов развития психики человека, а педагогика ведет разработку законов управления развитием личности.

Процессы воспитания, образования и обучения личности представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие всех аспектов (психики, мышления, деятельности). Еще один важный момент – это общность методов исследований двух направлений. Большая часть научных инструментов психологического поиска с успехом служит решению собственно педагогических проблем. Примером могут быть такие методы, как психометрия, парное сравнение, психологический тест, анкета и др.

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии в структуре современного научного знания могут говорить и базовые понятия психологии. При их применении в педагогической лексике они способствуют более точному определению явлений, помогая определить факты воспитания, образования, обучения и способствуя выяснению и определению их сущности в исследуемых проблемах.

Педагогика в качестве научной дисциплины использует психологическое знание. Оно помогает выявлять, описывать, объяснять различные педагогические факты. Так, результаты педагогической деятельности можно исследовать благодаря методам психологической диагностики. Сюда входят различные тесты, анкеты, опросы и др.

Своеобразным мостом между двумя научными направлениями как элементами современного знания выступает педагогическая и возрастная психология. Также связь показывают такие направления, как психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами. Большую роль в этом соединении играют многие психологические исследования из других областей образования.

Предмет психологии

В развитие психологи как части современного научного знания внесли свой вклад многие исследователи. Самостоятельной наукой психология становится в XIX веке, когда в это направление ввели эксперимент и стали совершенствовать методы исследования.

Замечание 1

Психология представляет собой науку о психике и психических явлениях. Она изучает возникновение, протекание и проявление психологических явлений.

Психика является особым свойством, которое характерно для живых организмов. В ее основе лежит ВНД (высшая нервная деятельность). Она выражена в наличии способности отражать действительность и способности на основании формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать собственную деятельность (поведение).

Психические явления включают все то, что входит в состав внутреннего содержания человеческой жизни (что как переживание и как будто непосредственно дано личности). Проявление психики у человека происходит через несколько психических явлениях:

  • Психические процессы;
  • Состояния психики;
  • Свойства;
  • Психические образования.

Система связей психологии и педагогики с другими науками

Психология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии.

К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие.

К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования.

Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания.

Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей

Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека.

Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом.

Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук.

Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации.

Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений.

Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации.

Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности.

В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека.

Цитаты знаменитых людей на тему педагогики

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» Константин Ушинский

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» Лев Толстой

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека» Адольф Дистервег

«Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным» Цицерон

«Пой учителю хвалу до скончанья века, Из тебя учитель твой сделал человека»

— Восточная мудрость

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» Вудро Вильсон

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Василий Ключевский

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмерсон

«Обучать — значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер

«Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое и мертв для будущего» Еврипид

Желаем вам успеха в освоении навыка!

Евгений БуяновКирилл Ногалес

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию

Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу

И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы

И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Принцип культуросообразности

Суть:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях национальных культур.

Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа

Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится

Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:

  • Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
  • Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
  • Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.

Слайд 62 Объект деятельности –люди, нуждающиеся в помощи.Цель деятельности социального педагога:✓ создание

условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;✓ удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения;✓ преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.Функции деятельности социального педагога:✓ диагностическая;✓ прогностическая;✓ посредническая;✓ коррекционно-реабилитационная;✓ охранно-зашитительная; предупредительно-профилактическая;✓ эвристическая. Средства деятельности  – все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Профессиональной деятельности социального педагога

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело – предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы – это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам спланировать и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и делаете конспект, а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день самопроверке (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

Место педагогики и психологии в системе наук

Определение 1

Педагогическая психология – это наука, которая разрабатывает психологические основы обучения и занимается изучением психических явлений, возникающих в условиях осуществления целенаправленного педагогического процесса.

Психология и педагогика относятся к аксиологическим наукам. Само название аксеологические переводится с греческого как ценностные. Основная часть аксиологических наук занимается изучением общества, т.е. социума, поэтому получила название социальные науки.

Что касается педагогики и психологии, то в них преобладающей является личностная ориентация – в этом плане они будут отличаться от других аксиологических наук.

Любая отрасль науки включает в себя ещё целую группу наук, так, например, различают 10 групп психологических наук:

  1. общую психологию, психологию личности, историю психологии;
  2. психофизиологию;
  3. психологию труда, эргономику, инженерную психологию;
  4. медицинскую психологию;
  5. социальную психологию;
  6. юридическую психологию;
  7. педагогическую психологию;
  8. коррекционную психологию;
  9. политическую психологию;
  10. психологию развития, акмеологию.

Надо сказать, что для российской номенклатуры характерно обилие «двойных» наук, например, педагогическая и медицинская психология. Как наука, психология на самом деле состоит из целого ряда групп психологических наук. Все группы психологических наук представляют собой единство проблемного и интерпретационного ряда теорий.

В соответствии с российской номенклатурой педагогика включает 6 групп наук:

  1. общую педагогику, историю педагогики и образования;
  2. теорию и методику обучения и воспитания;
  3. коррекционную педагогику;
  4. теорию и методику физического воспитания;
  5. теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности;
  6. теорию и методику профессионального образования.

Существующие характеристики научного знания определений отдельных наук, групп наук, отраслей наук, систем наук, к сожалению, не дают. Внести в классификацию какую-то определенную ясность позволяет теория концептуальных переходов. Теория – это комплекс концептов, объединенных трансдукцией.

Отдельная наука – это единство соответствующего проблемного и интерпретационного ряда теорий.

Отрасль наук – это комплексы знания, связанные концептуально-символической связью друг с другом.

Группа наук – это совокупность отдельных наук. Эти отдельны науки могут включаться и друг в друга, и в отдельную науку данной отрасли.

Если говорить о системе наук, то это будет целостное образование, где компонентами выступают концепты, теории, отдельные науки, группы наук, отрасли наук.

При использовании выражения «современная наука» имеют в виду «современную систему наук».

Замечание 1

Таким образом, психология и педагогика, характеризующиеся личностной ориентацией – это две своеобразные отрасли аксиологических наук. Как отрасли науки они состоят из концепций, теорий, отдельных наук и групп наук, а с другими научными отраслями они связаны концептуально-символическими связями.

Слайд 49 социальная помощь- это система гуманитарных услуг (правоохранных, здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических,

реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию.  социальное обслуживание- деятельность социальных служб по социальной поддержке; оказанию социально- бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. социальная защита –система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Категории социальной педагогики

Слайд 53 1. Принцип целостности – связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие

ребенка. Суть- единство всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности: ✓ конструирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника;✓ использование междисциплинарного подхода;✓ использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально-педагогического процесса; своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания. Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально-педагогического процесса.

Принцип целостности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий