Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ учитываются:

  • пространство
  • время
  • предметное окружение

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяются следующие центры для разного вида активности:

  • рабочая
  • активная
  • спокойная.

ППР среда в ДОУ должна отражать пять образовательных направлений:

  1. Социально-коммуникативное;
  2. Познавательное;
  3. Речевое;
  4. Художественно-эстетическое;
  5. Физическое.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

28 сентября, 2016 admin

Консультация для воспитателей

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде»

Лётова Екатерина Юрьевна,

     воспитатель  МБ ДОУ № 231,

г. Новокузнецк Кемеровской обл.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

— реализацию различных образовательных программ;

— в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

— наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

— наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Опубликовано в рубрике Методические материалы

Принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

При построении развивающего пространства в дошкольной образовательной организации осуществляется опора на следующие принципы:

  • Принцип насыщенности. Он означает, что в развивающее пространство должны входить компоненты, которые помогут реализовать игровую, познавательную, экспериментальную и творческую деятельность дошкольников конкретной возрастной группы. Предметы среды должны отвечать возрастным потребностям дошкольников и уровню их развития, ориентируя детей на участие в познавательной, творческой и иных видах деятельности, способствующей всестороннему развитию их личности.
  • Принцип гибкости. Он означает наличие возможности изменения предметно-развивающего пространства, его состава, исходя из конкретной образовательной ситуации и меняющихся потребностей дошкольников.
  • Принцип полифункциональности. Компоненты развивающего пространства должны быть разнообразными и иметь возможность использоваться в разных видах и направлениях деятельности дошкольников.
  • Принцип доступности. Все объекты среды должны быть доступны для использования каждым дошкольником в любом виде его деятельности.
  • Принцип безопасности. Объекты среды должны быть безопасными для здоровья дошкольников, не приносить вред их физическому и психическому состоянию, эмоциональному балансу. Это означает, что компоненты развивающего пространства должны подбираться в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и законами безопасности жизнедеятельности.
  • Принцип целостности образовательного процесса. Развивающая среда должна быть ориентирована на поэтапное обучение и развитие дошкольников, преемственность всех этапов образовательной деятельности.
  • Принцип сбалансированности. Он означает, что наполненность предметного пространства традиционными и инновационными объектами. Это позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и рациональным, удовлетворить потребности каждого дошкольника и сформировать у него разнообразные компетентности.
  • Принцип творческой активности. Среда должна давать детям возможности раскрытия своего природного потенциала, творческих задатков, творческого самовыражения. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно проектировать состав компонентов предметно-пространственной среды.
  • Принцип зонирования. Развивающее пространство должно быть разделено на зоны, которые дают возможности заниматься детям одновременно разными видами деятельности.

Рисунок 1. Основные составляющие предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Общие положения ФГОС

Отношения в сфере образования – основной предмет регулирования ФГОС дошкольных учреждений. Федеральный стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, а также содержит основные принципы. К ним относится:

поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и ценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
обогащение детского развития, полноценное проживание детьми всех этапов детства;
формирование благоприятной социальной ситуации развития каждого воспитанника;
содействие в сотрудничестве детей и взрослых;
приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям народа, общества и семьи;
формирование познавательных интересов и познавательных действий детей посредством включения их в различные виды деятельности;
учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

ФГОС регулирует требования обустройства групп детских садов с целью создания благоприятной для обучения и развития атмосферы.

Какие уголки и центры могут быть созданы: таблица

Уголок для ролевых игрРазличные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации.
Уголок ряженияВешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит.
Театральный уголокШирма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф, аппаратура для музыкального сопровождения постановок.
Книжный уголокКнижная полка или витрина, стол и стулья, книжки, соответствующие возрасту.
Уголок сенсорного развитияСенсорный экран, пособия для сенсорного развития.
Дидактический уголокДидактические игры в соответствии с возрастом, головоломки.
Зона настольных игрПодборка настольных игр, стол и стулья.
Уголок ИЗОКарандаши, краски, фломастеры, стаканчики для воды, кисточки, бумага, раскраски, стол, стулья.
Уголок творчества и конструированияКонструкторы разных видов, коробка с бросовым материалом для творчества, пластилин, ножницы, клей, цветная бумага и картон, наборы резиночек для плетения и т. д.
Уголок безопасностиЯрко оформленные телефоны спасательных служб, игрушечные машины спецслужб, стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях, набор для игр по изучению правил дорожного движения.
Выставка детского творчестваОбычно оформляется в раздевалке, чтобы родители смогли оценить поделки своих детей.
Уголок природыЦветы, растения, которые дети выращивают в рамках экологического образования, тематические пособия (домашние животные, на ферме, дикие животные), гербарии, коллекции камней и т. д.
Спортивный уголокСпортивные снаряды (горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница), специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры, мячи и мячики, обручи и т. д.

Трансформируемость пространства

Трансформируемость пространства – еще одно требование ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно так же. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр. Занятия можно провести, вынеся столы в приемную (где будут соблюдены нормы освещения), сидя на полу в спальне и т. д. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенком.

Мебель для детского сада

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 мебель в группах должна соответствовать росту и возрасту детей.

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

Столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом их роста.

Мебель относится к объектам основных средств. В соответствии с ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, мебели для детских садов и яслей присвоены коды с 16 3612230 по 16 3612266. 

В связи с этим при поступлении мебели в образовательное учреждение действуют положения Инструкции № 157н по принятию к учету основных средств.

Согласно Указаниям № 65н мебель (основные средства) приобретается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Источники финансирования могут быть различны:

  • бюджетные средства (КВФО 1) – в казенных учреждениях;
  • собственные доходы учреждения (КВФО 2), субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КВФО 4), субсидии на иные цели (КВФО 5) – в бюджетных и автономных учреждениях.

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации».

Аналитический учет основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц в инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов). Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью от 3000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию начисляется 100%-я амортизация. На имущество дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Рассмотрим пример.

Пример 1

В дошкольном бюджетном образовательном учреждении за счет средств целевой субсидии произведена замена столиков, стульев и блоков шкафчиков для одежды. Столы и стулья составляют комплекты мебели стоимостью 2 500 руб. за комплект. Всего куплено 100 комплектов (на 250 000 руб.). Шкафчиков приобретено 20 блоков стоимостью 12 500 руб. за блок (на 250 000 руб.). Общая стоимость всей приобретенной мебели составила 500 000 руб. Вся она принята к учету в составе иного движимого имущества и введена в эксплуатацию.

Основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, принимаются к учету по КВФО 4.

В соответствии с Инструкцией № 174н операции по поступлению и принятию к учету мебели в бюджетном учреждении отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения

5 201 11 510

5 205 80 660

500 000

Отражены вложения в основные средства в объеме стоимости мебели

5 106 31 310

5 302 31 730

500 000

Произведена оплата поставщику мебели с лицевого счета

5 302 31 830

5 201 11 610

500 000

Перенесены сформированные вложения с КВФО 5 на КВФО 4

5 304 06 830

4 106 31 310

5 106 21 310

4 304 06 730

500 000

Приняты к учету комплекты мебели из столиков и стульев

4 101 36 310

4 106 31 310

250 000

Приняты к учету блоки шкафчиков

4 101 36 310

4 106 31 310

250 000

Начислены доходы от полученной субсидии на основании утвержденного отчета о ее целевом использовании

5 205 80 560

5 401 10 180

500 000

Выданы в эксплуатацию комплекты столиков и стульев

4 401 20 271

4 101 36 410

250 000

Приняты комплекты мебели на забалансовый учет

21

100

Начислена амортизация на блоки шкафчиков

4 109 60 271

4 104 36 410

250 000

Что такое развивающая среда

Специалисты ВОЗ со ссылкой на публикации в солидном издании Lancet указывают на комплекс обстоятельств, из которых складывается успешное взросление ребёнка

Это здоровье человека, ощущение безопасности и защищённости в семье, адекватное питание, внимание со стороны взрослых и возможности обучения в раннем детстве

В этом списке нет главных или второстепенных пунктов: недостаток витаминов так же критичен для развития мозга, как отсутствие любящих родственников у колыбельки. Опасные для здоровья игрушки хуже, чем жизнь вообще без игрушек. Прекрасно оборудованная детская не заменит общения со значимыми взрослыми. Но описать идеальную среду для взросления маленького человека всё же можно более конкретно.

1/ Безопасность

Речь не только о том, что в детской не должно быть спичек и открытых окон

Не менее важно для развития общее ощущение комфорта у малыша. Назовём это низким уровнем стресса. Ровная, в хорошем смысле предсказуемая жизнь с нормальным режимом дня, когда организм может позволить себе бросить все ресурсы на развитие, а не на борьбу с внешними обстоятельствами

Ровная, в хорошем смысле предсказуемая жизнь с нормальным режимом дня, когда организм может позволить себе бросить все ресурсы на развитие, а не на борьбу с внешними обстоятельствами.

2/ Пример взрослых

Подражание — вот в чём на самом деле сильны дети, и было бы глупо не использовать это умение им на благо. Малыши добровольно читают книги, делают зарядку и едят салат преимущественно в тех семьях, где взрослые с удовольствием делают то же самое. «Воспитывай не ребёнка, воспитывай себя», — эту мудрость можно перефразировать в «Учи и развивай не только ребёнка, но и себя».

3/ Физическая активность

Знаменитый американский врач-физиотерапевт и автор книги «Гармоничное развитие ребенка» Гленн Доман ещё в середине XX века на практике доказал тесную взаимосвязь психического, умственного и физического развития. Понятие «двигательный интеллект», которое тоже придумал Доман, позже было расширено другими учёными.

Сегодня педиатры всего мира считают физическую активность ребёнка важнейшим условием нормального развития иммунитета и мозга. А значит, прогулкам на воздухе, активным играм с друзьями и небольшому спортивному комплексу точно нужно найти место в жизни ребёнка. И это приоритетнее шахмат и логопеда.

4/ Самостоятельность

Единственная цель взросления для любого живого существа — стать самостоятельной личностью, которая может опираться на себя в любой ситуации. Уверенность в собственных силах не возникает сама по себе. Она может вырасти, только если с рождения давать ребёнку возможность пробовать, ошибаться и искать собственные пути решения проблем.

На практике развивающая среда для малыша — это достаточно свободная одежда без лишних застёжек, которую он сможет надеть сам. Это право накладывать себе с общего блюда ту еду, которую хочется, и столько, сколько считаешь нужным. Это возможность самому помыть руки и повесить на крючок полотенце — а значит, ванная должна быть оборудована для малыша.

Не нужно ждать, когда ребёнок научится разбивать яйца аккуратно: он научится тем быстрее, чем раньше попробует. Кстати, навыки самообслуживания точно стоят в приоритете для дошкольников

С точки зрения нейробиологии мозгу не важно, с помощью какого упражнения наращивать объём и нейронные связи мозга — делая бутерброды или заучивая стихи. Но практические умения на длинной жизненной дистанции однозначно ценнее

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе

Создание предметно-развивающей среды в группе ДОО осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Постановка цели и задач создания среды, на основании предварительно осуществленного анализа общеобразовательной программы ДОО и учетом возрастных особенностей воспитанников.
  2. Осуществление анализа и оценки предметно-развивающей среды группы, с целью определения дефицитных областей.
  3. Изучение интересов, предпочтений, склонностей и особенностей воспитанников группы.
  4. Составление перечня необходимого оборудования и материалов, для наполнения групповой среды, исходя из материальных возможностей ДОО.
  5. Составление план-схемы, с выделением зон, размещением материалов, средств и оборудования, опираясь на принцип зонирования пространства среды. Учет организации создания необходимых игровых центров.
  6. Размещение крупного оборудования и мебели в соответствии с план-схемой, наполнение среды игровыми материалами.
  7. Продумывание последовательности внесения изменений в предметно-развивающую среду, в течение учебного года, с учетом динамики развития воспитанников и общеобразовательной программы. Составление списка средств и материалов, которые необходимо приобрести для последующего изменения и обновления среды.

Замечание 2

Алгоритм создания предметно-развивающей среды группы является обязательным для всех групп, вне зависимости от возраста воспитанников. Отличие заключается только лишь в наполнении и содержании среды.

Для детей младшей группы необходимо большую часть пространства организовать для игры и удовлетворения детей в двигательной активности. В средней группе игровая зона так же остается одной из самых больших, но при этом необходимо выделять зоны, в которых дети могут удовлетворить свои потребности в сюжетно-ролевых и театральных играх, конструировании, познании и т.д. Старшая и подготовительная к школе группы – ориентированы на создание зон по подготовке воспитанников к школьному обучению (изучение букв, счета и т.д. при помощи плакатов и таблиц, возможность играть в школу и т.д.), а так же удовлетворение потребности в исследовательской и поисковой деятельности, чтении и дидактических играх.

Правильно организованная предметно-развивающая среда направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника, формирование компетентностного отношения к миру и самому себе, удовлетворению возрастных потребностей, овладение навыкам успешной коммуникации и эффективному взаимодействию с окружающими. Всё это является основными задачами дошкольного обучения.

Как оформить лабораторию в детском саду

Лаборатория — относительно новый элемент развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

Оборудовать её стали, ориентируясь на ФГОС, в котором отмечается важность исследовательской деятельности детей

Дети любят ставить различные опыты, таким образом получая представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Фотогалерея: лаборатория в детском саду

Малыши с удовольствием играют с водой и проводят с ней опыты

В лаборатории младших групп обязательно должно быть оборудование для проведения опытов с водой

В лаборатории должен быть идеальный порядок

В лаборатории средней группы прибавляются медицинские материалы

Старшие дошкольники уже пользуются микроскопом

Дети из подготовительной группы могут использовать карты-схемы, чтобы проводить опыты самостоятельно

Если в группе есть возможность выделить отдельное помещение под комнату природы, то лабораторию оборудуют там, если нет — то в той части групповой, где есть раковина, чтобы был свободный доступ к воде. В детсадовской лаборатории должны находится:

  • средства защиты (перчатки, маски, очки, фартуки, косынки или шапочки, нарукавники),
  • оборудование (различные ёмкости, совочки, ложки, пластмассовые ножи, микроскоп, лупы, ножницы, фонарики, пособия, песочные часы и т. д.),
  • материалы для исследования (песок, глина, камни, различные сыпучие материалы, коллекции, гербарии, красители, природные материалы, надувные шарики и т. д.).

Если лаборатория находится в отдельном помещении, в ней также можно разместить живые объекты для наблюдения, например, дождевых червей. Домик для них лучше устраивать в октябре — ноябре. Для этого берется трёхлитровая банка и наполняется на две трети почвой, в неё запускается десяток дождевых червей, сверху накладываются пищевые отходы (лучше растительные) и всё прикрывается сухими листьями. Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать за тем, как черви проделывают ходы в почве. Главное, не забывать увлажнять землю и подкармливать червей, а весной выпустить их на волю.

Набор материалов и оборудования по возрастным группам: таблица

1-я и 2-я младшие группы
  • Ёмкости для опытов с водой, губки,
  • тазик с песком, совочки, формочки,
  • материал для развития сенсорики (кусочки различного текстиля, натурального и искусственного меха, резиновые и пластиковые игрушки),
  • природный материал (крупные камни и шишки),
  • весы,
  • разноцветные и разнокалиберные прищепки,
  • разные баночки с наполнителями на бренчание и шуршание,
  • коробка с яркими вещицами.
Средняя группаПредыдущий набор дополняется следующим содержимым:

  • пакет с почвой,
  • природный материал (различные перья, ракушки, камни разных размеров, жёлуди, листья, семена),
  • оборудование (песочные часы, увеличительные стёкла),
  • медицинские материалы (шприцы, спринцовки, пипетки, колбы),
  • гербарии и коллекции.
Старшая группаДобавляются:

  • разнообразные по весу, форме и размеру предметы (яйца из киндер-сюрпризов, бусины, разноцветные камешки),
  • пищевые продукты (сахар, соль, мука, растительное масло, крахмал),
  • бросовый материал (различные верёвочки и шнурки, пробки, катушки и т. д.),
  • оборудование (зеркала, воронки, формочки для льда, ситечки).
Подготовительная группаДобавляются:

  • различные коллекции,
  • красители,
  • компасы,
  • линейки и сантиметровые ленты,
  • микроскоп,
  • мерные стаканчики,
  • пробирки,
  • пособия (книги, альбомы, карточки-схемы для проведения опытов).

Дети из младших и средней групп должны пользоваться лабораторией под присмотром воспитателя. Дети из старшей и подготовительной групп могут иметь к ней свободный доступ.

Развивающая предметно-пространственная среда — важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми. Поэтому нужно при её создании непременно учитывать возрастные и психологические особенности ребят, а также условия и содержание программы, которая реализуется в данном учреждении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий