Виды игр для детей дошкольного возраста

Костюмы

Пожалуй, это самая трудоемкая часть, если вы хотите не просто стилизации, а русского народного «историзма» в одежде. К вечеринке придется готовиться загодя, что-то шить, что-то выискивать по магазинам. Можно воспользоваться прокатом костюмов – обратиться в агентство или местный ДК.

Не забудьте подобрать обувь – закрытые туфельки, короткие сапожки. Парни пусть обувают простые туфли. Лапти и достать сложно, и ходить в них не всем удобно. Еще «кирзачи» подойдут, но в них ногам будет жарко, особенно если вечеринка пройдет в помещении (можно сделать несколько фото и переобуться).

Предлагаем наименее трудоемкие варианты:

Современная одежда с узорами или орнаментом в русском народном стиле. Платья, туники, сарафаны и даже комбинезоны с узнаваемым рисунком;

Длинные однотонные сарафаны свободного кроя. Цвет на выбор – синий, красный, зеленый, желтый;

Тот же сарафан, но на широких лямках, этнический орнамент (можно пришить поверх купленной одежды кант). Под низ туника с собранными резинкой на запястьях широкими рукавами.

Подчеркнут русский народный стиль крупные серьги и бусы, длинная коса (своя или искусственная), лента-ободок. Из картона-основы и яркой ткани легко сделать кокошники (украсьте вышивкой, орнаментом, бисером).

Одежда для парней – светлые летние или обычные темные/полосатые брюки, рубашка на выпуск, пояс или кушак, картуз. Подойдут льняные или хлопковые мужские туники. В конце статьи мы расскажем, как без труда сшить настоящую косоворотку для русской народной вечеринки.

Шьем мужскую рубаху-косоворотку

  • лен или хлопок, достаточно плотный;
  • пуговицы или шнурок на воротник;
  • тесьма с этническим узором. Если шьете несколько рубах, на всех мужчин, то купите разную тесьму, можно в цвет платьев их спутниц. Пояс – полоска ткани (той же, что идет на рубаху) или тесьма.

Рубаха свободная, но примерно размер представлять нужно. Главное – не прогадать с длиной рукавов. Шить можно и без машинки, обратным швом (если машинки нет).

Выкройка элементарная:

Деталь 1 – прямоугольник, «тело». Длина рубахи помноженная на два. Ширина по габаритам (талия в самом «пузатом» месте и припуск, чтобы рубаха сидела свободно). Сложите деталь пополам, отметьте горловину, вырежьте.

Детали 2 – рукава, прямоугольники. Желаемая ширина рукава, помноженная на два.

Линия 3 – разрез, чтобы можно было надеть рубаху через голову. Он должен быть обязательно сбоку (рубаха потому так и называется – косоворотка).

  • Пришейте рукава к детали 1;
  • Сложите рубаху по строчке, как на рисунке;
  • Сшейте по бокам «тело», потом рукава;
  • Украсьте все срезы (низ, манжеты, горловина) цветной тесьмой;
  • По разрезу на горловине (линия 3) пустите шнуровку или пришейте пуговицы.Но сначала украсьте все срезы (горло, рукава и низ) цветной тесьмой. Все! Ваши мужчины наверняка будут рады, что вы избавили их от необходимости поисков костюма для русской народной вечеринки!

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками

Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил

Влияние игры на развитие дошкольника

Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.

Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.

Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.

Бессюжетные подвижные игры

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Игры с шариками (марблс)

Марблс (от английского marble – «мрамор») – шарики из цветного стекла, глины или агата, игры с которыми развивают мелкую моторику, способствуют развитию логики, образного мышления. Забавы с марблс известны со времён античности. Это могут быть игры как настольные, так и для улицы.

«Сложи слово»

  • Настольная игра
  • Реквизит: набор мелких марблс.
  • Возраст игроков: от 4 лет.
  • Количество участников: 2.

Дети выкладывают камешками названные взрослым предметы. А потом по первым буквам этих слов складывают слово, которое загадал взрослый. Например, сом, очки, морковь — сом.

Для настольных игр камешки берутся меньшего размера, чем для уличных

«Круг»

Уличная игра.

  • Реквизит:
    • 13 шариков стандартного размера;
    • 2 крупных шарика, которые называются тоу.
  • Возраст игроков: старше 5 лет.
  • Количество участников: больше 2-х игроков.
  • Участие взрослого: не имеет значения.

Условия:

  1. Необходимо начертить окружность удобного диаметра (стандартный размер — 3 метра, однако для новичков его можно уменьшить).
  2. Внутри круга выкладываем крестик из 13 марблс.
  3. Поочерёдно игроки стреляют в шарики из более крупного марблса (обычно его называют тоу). Шарик, вылетевший за круг, достаётся стреляющему игроку. Побеждает тот, кто первым соберёт 7 шариков.

«Регби»

Уличная игра.

  • Реквизит:
    • шарики по количеству игроков;
    • по 1 марбл-тоу на каждого участника.
  • Возраст игроков: старше 6 лет.
  • Количество участников: больше 5 игроков.
  • Участие взрослого: не имеет значения.

Условия:

  1. На игровой площадке рисуются линии в виде мяча для регби. Посредине мяча, вдоль его длины, проводится линия. На неё выкладывают шарики по количеству игроков.
  2. Первый игрок стреляет своим шаром-тоу, стараясь выбить шарики за линию мяча. Если ему удалось это сделать, он получает один балл и продолжает игру. Если нет — право выстрела переходит к следующему игроку.
  3. Игра идёт до момента, когда все шарики будут выбиты за линию. Побеждает игрок, набравший больше баллов.

Игры с марблс популярны во всём мире

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом

Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Дидактические игры

Важнейшим значением игровой деятельности является развитие детей в её процессе. Непосредственно этому служат дидактические игры, проводимые воспитателями. Эти игры специально придуманы для обучения и воспитания, в них есть определённые правила и ожидается конкретный результат. Фактически дидактическая игра является синтезом формы обучения и игры. В ней ставятся дидактические задачи, определяются правила и игровые действия и прогнозируется результат. Под дидактической задачей подразумевается воспитательное воздействие и цель обучения. Её хорошо демонстрируют игры, где закрепляется умение составить из букв слово или навыки счёта. Задача в дидактической игре осуществляется через игровые действия. В основе игры лежат осуществляемые самими детьми игровые действия. Чем интереснее эти действия, тем результативней и увлекательней получится игра.
Управляющий поведением детей педагог задаёт правила игры. Когда игра заканчивается, необходимо подвести её итоги. Под этим может подразумеваться определение победителей, справившихся лучше всех с заданием, но при этом нужно поощрить каждого участника игры. Взрослые используют дидактические игры как способ обучения, позволяющий плавно перейти от игровой деятельности к обучающей.

Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде

Чем старше ребенок, тем сложнее его игровая активность

Важно, чтобы взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять объекты

Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.

Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно распределяют роли, контролируют ход и развитие.

Как играют младшие дошкольники

Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте существенно продвигается от элементарных действий, подсказанных непосредственно игрушками (покатать машинку, насыпать песок в ведерко и пр.) до ролевых игр.

К трем годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета: куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта, за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что в 4 года наступает переломный момент. С этого возраста сюжетно ролевая игра начинает превалировать над другими формами, но взаимодействие с игрушками пока проходит более активно, чем со сверстниками. Возможно взаимодействие с уже знакомыми сверстниками, с которыми играют по принципу «рядом».

Особенности игры старших дошкольников

Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.

В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой, объединенной сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются четко и до начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно, хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика или даже костюмы.

Подготовка к игре

Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности — реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д. Кроме того, для организации игры важны:

  • системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
  • универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).

Структура игровой среды

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:

  • уличная площадка для игр;
  • оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
  • игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).

Очень важно, чтобы все материалы были безопасными для малышей

Наглядный материал

В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:

  • фотоматериалы, иллюстрирующие процесс той или иной игры;
  • рисунки детей, созданные по мотивам забав;
  • папку-передвижку с перечнем подходящих для конкретного возраста игр;

  • выставку фотоиллюстраций и проектов, выполненных совместно с родителями, например, «Так играли мои бабушки» и т. д.

Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий

Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит

Вот несколько примеров таких стишков:

Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

  • Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води!
  • Катилась торба С великого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?
  • Конь ретивыйС длинной гривойСкачет по полямТут и там.Где проскачет он,Выходи вон!

Как составить план игры

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий. Они могут использоваться как:

  • физкультминутки;
  • упражнения на занятиях физической культурой;

  • части театрализованных постановок;
  • досуг на улице и т. д.

Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут. И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

  1. Введение в правила игры — 1–2 минуты.
  2. Выбор ведущего — 1–2 минуты.
  3. Игра — 2–4 минуты.
  4. Подведение итогов — 1 минута.

Примеры игр

Вот несколько русских народных игр, которые подойдут для малышей 3 – 4 лет (их часто используют в младших группах детских садов):

Чай-чай выручай

Это разновидность салочек, имеющая свое отличие. Заключается оно в том, что игрок, которого осалили, замирает на том месте, где его настиг водящий, раскидывает руки в стороны, произнося: «Чай-чай выручай!». Это является сигналом для других игроков о том, что осаленного нужно спасти. Стараясь увернуться от водящего, ребята стремятся дотронуться до руки осаленного. После этого он считается расколдованным и может вернуться в игру. Играют, пока не надоест или пока водящий не заколдует всех игроков (в таком случае количество участников должно быть небольшим).

Жмурки

Для этой игры нужно небольшое пространство, ограниченное, например, ограждением, с ровной поверхностью, без опасных препятствий. Выбирают водящего и завязывают ему глаза плотной материей (платком, шарфом). Теперь его задача – найти и осалить кого-нибудь. Игроки не должны выходить за пределы площадки и по очереди окликают водящего, называя по имени, либо же обозначают свое местонахождение хлопками в ладоши. Тот, до кого дотронется водящий, меняется с ним ролями.

Кот и воробьи

Для проведения игры с одной стороны площадки на земле рисуют несколько кругов – «гнезд» для «воробушков». На другой стороне располагается «кот». Когда он дремлет, «воробушки» могут вылетать из «гнезд», играть, клевать зернышки, прыгать, махать крылышками. Но как только «кот» проснулся, он мяукает, давая понять остальным игрокам, что пришла пора убегать, «разлетаться» по «гнездам». Те, кого «кот» поймал, переходят в его «домик» и до конца игры находятся там.

Сначала котом может быть взрослый, а по мере освоения правил – кто-то из детей.

Игру можно усложнить, расселив «воробушков» «семьями» в определенных количествах (например, по 2, или по 3 в каждом «гнезде»). Тогда количество «гнезд» должно соответствовать количеству «семей». Дети должны будут не просто долететь до «гнезд», но и распределиться в них так, чтобы число «воробушков» в каждой «семье» не превышало заданного. Так дети усваивают и простейший счет.

Следующие русские народные игры подойдут для участников постарше.

Рыбалка

Водящий здесь – «рыбак», у него есть «удочка» — скакалка, которую он раскручивает на небольшом расстоянии от земли. Играющие («рыбки») располагаются по кругу вокруг «рыбака» таким образом, чтобы раскручиваемая «удочка» могла достать до их ног – тогда «рыбка» будет считаться «пойманной». Чтобы не попасть на крючок, «рыбки» должны перепрыгивать скакалку всякий раз, как она к ним приближается. Кто не успеет этого сделать (и скакалка дотронется до его ног), занимает место «рыбака».

«Рыбки» в процессе «рыбалки» должны находиться на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не толкаться. Сходить с мест им запрещается. Можно только подпрыгивать. «Рыбаку» не разрешается поднимать скакалку слишком высоко (выше 20 см).

Горячая картошка

Первоначально основным «инвентарем» игры был картофель (откуда и название), но сегодня его можно заменить другим небольшим предметом (теннисным мячиком, небольшим камнем). Ведущий становится в круг, игроки садятся вокруг. Ведущий бросает «картошку» одному из игроков и зажмуривается. А игроки начинают передавать «картошку» друг другу как можно быстрее, словно она и впрямь горячая. В любой момент ведущий может прокричать: «Горячая картошка!». Тот, у кого в этот момент «картошка» окажется в руках, выходит. Играют, пока не останется один игрок. Он и признается победившим.

Какими бывают традиционные игры народов?

Если говорить о народных играх как о части фольклорного наследия, то они разделяются по своей форме на несколько основных видов.

Пальчиковые. Представляют собой сочетание ритмичных потешек с движениями пальчиков и ладошек малыша. Да-да, знакомые всем «Сорока-ворона» и «Коза рогатая» – типичные народные пальчиковые игры. Их главная особенность – возрастной рубеж. Актуальны они для деток самого младшего возраста – до 2–3 лет – и направлены, прежде всего, на развитие мелкой моторики малыша

Предполагается тесный контакт его с родителями (или бабушками, дедушками), что важно также для эмоционального развития ребенка.

Драматические. В их основе – диалоговые действия нескольких персонажей

Это своего рода игровые пьесы, герои которых – люди или животные, обладающие присущими им в природе качествами (ум, сила, храбрость, трусость, хитрость). Такие игры проходят обычно в сопровождении песенок.

Состязательные. Их отличительная особенность, как понятно из названия, – наличие состязательного момента, установка на утверждение превосходства и победу. Простые состязания выявляют самых-самых в беге, ловкости, прыжках; более сложные предполагают применение того или иного инвентаря: мячей, скакалок, веревок, камешков. В таких играх обычно выбор ведущих происходит при помощи считалок. Подвижные игры в большинстве своем именно состязательные.

Хороводные. Это игры, представляющие собой коллективное хореографическое действо, сопровождающееся песенным исполнением: играющие двигаются специальным шагом по кругу (или друг другу навстречу) шеренгами. В такие хороводы часто включены элементы пляски, пантомимы, хлопки в ладоши, притопы, прыжки, присядки.

Абсолютное большинство таких игр – коллективные, подразумевающие участие большего или меньшего количества игроков.

Венок

Игра на Троицу.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют: 

Березка девочек кричала, к себе призывала. 

— Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать. 

— Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем. 

— Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь. 

— Завьете венки зеленые — станете весь год веселые. 

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Это интересно: 1802,Русские национальные праздники — описываем по порядку

«Я садовником родился»

Игроки садятся в круг. Каждый выбирает цветок, именем которого он будет называться. Например, роза, ромашка, лилия, тюльпан… Выбирается Садовник.

Садовник начинает игру и говорит:

— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме…

Он делает паузу и потом неожиданно для всех называет название какого-то цветка.

Например, он говорит: «Роза». Игрок по имени роза должен очень быстро отреагировать и сказать:

— ОЙ!

Садовник говорит: «Что с тобой?»

«Роза» отвечает:

— Влюблена!

Садовник:

— В кого?

«Роза»:

— В Лилию!

В этот момент девочка, выбравшая имя «Лилия», должна быстро сказать:

— ОЙ!

Садовник:

— Что с тобой?

— Влюблена!

— В кого?

— В Тюльпан!

Те дети, которые не успели вовремя среагировать на свое название цветка, отдают ведущему фант. Это может быть любой предмет — носовой платок, бейсболка, заколка для волос, камешек.

А когда все игроки отдадут ведущему свои фанты, он отворачивается от всех, и взяв в руки один из фантов, спрашивает: «Что сделать этому фанту?» И игроки, не видя фант и не зная, кому он принадлежит, придумывают всякие задания для владельца этого фанта, порой очень смешные.

Затем, тот ребёнок, кому принадлежит этот фант, выполняет задание.

Подвижные игры

Дети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Они никогда не надоедают и не наскучивают. Судя по сюжету, большинство подвижных игр возникли как подражание действиям взрослых. Среди них встречаются и возникшие на основе древних обрядов и языческих верований, и сохранившиеся до наших дней.

Например, игра «Ак сөяк» связана с традициями тенгрианства. Особенностью её является то, что она проводится в лунную ночь, поскольку наши предки в древние времена почитали Луну. По древним верованиям, Луна считалась самым сильным и самым священным среди небесных божеств. Люди верили, что она обладает могущественной силой и способна изменять судьбы. Наши предки, играя в лунную ночь в «Ак сөяк», верили, что Луна приносит им счастье и богатство.

В этой игре используется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и один из игроков по жребию забрасывает кость как можно дальше, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать кость. Первым нашедший кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстрее добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то проигравшая команда развлекает победителей, чаще всего песней.

Несмотря на то, что история этих игр была связана с различными поверьями, гаданиями, со временем их религиозно-мифическое содержание забылось.
Популярная игра в прятки также имела ритуальные корни. Она считается самой любимой игрой детей всех народов.
Эта игра развивала у детей внимательность, ловкость, резвость, находчивость.
У татар сохранилось множество считалок, которые водящий произносил во время игры. Вот одна из них:

Полярная звезда — твой прадед,
Бело-сивый конь — с уздечкой,
Сивый конь — осёдлан,
Рыжий конь — с подвязкой уздечки,
Гнедой конь — торылдырык,
Выбегай в сторону севера!

Здесь упоминаются древние татарские названия созвездий («Тимер Казык», «Акбуз ат» и «Кукбуз ат»): тюрки верили, что полярная звезда — это железная ось (дословно: «Тимер Казык»), которая держит в порядке небесный свод и звёзды, а расположенные рядом с ней созвездия — это волшебные кони («Акбуз ат» и «Кукбуз ат»), привязанные к этой оси и способные привести людей к их заветной цели.
К подвижным народным играм относятся и такие, как «Айлян-байлян», «Кабыргалы камчылы» и др.

Игры всегда основаны на правилах и их содержанием является достижение определённой цели — победы. Данные игры не только развивают физически, но и учат детей порядку и честности, жить по правилам, стремиться к победе, не нарушая установленного порядка и правил поведения. Ведь в игру можно играть только тогда, когда все её участники заранее договорились о правилах игры и все готовы им неукоснительно следовать.
Таким образом, уже с древних времён игры являлись неотъемлемой частью жизни детей. При всём разнообразии их видов все игры объединяет то, что в них играют лишь по желанию, ради получения удовольствия от игры. Многие виды народных игр дошли до нас, и они до сих пор являются одними из любимых развлечений детей.

Развлечения по народным играм

Такие забавы — отличный способ организовать досуг в детском саду, что позволяет сплотить малышей, выявить их лидерские качества, и, что самое важное, организовать интересное времяпрепровождение. При этом игры могут быть частью учебно-воспитательного процесса, о чём уже упоминалось, а могут использоваться в качестве:

  • способа скоротать время до обеда, если из-за погоды не ходили на улицу или не было занятий;
  • составной части тематического праздника (например, «День Ивана Купалы», «Праздник берёзки» и пр.);
  • перехода от одного вида работы к другому (от занятий по изучению окружающего мира к музыкальному);
  • элемента утренника;
  • номера для конкурса на лучший проект по народным играм;
  • компонента фестиваля народных игр и пр.

Фестиваль досуга

На занятиях или в промежутках между ними воспитатель может использовать не более чем 1–3 игры, а при таких условиях сложно показать малышам всё многообразие традиционных игр. Поэтому в календарно-тематическом планировании работы группы отводится время и под фестиваль народных забав, формат которого позволяет использовать до 5–6 игр. На фестивале ребята знакомятся с забавами каких-то конкретных народов или с играми, построенными по одному принципу (хороводные, сидячие и т. д.). Полезно также, если дети и воспитатели подготовят соответствующие теме костюмы.

Элементы национального костюма делают фестиваль народных игр красочным и ярким мероприятием

Таблица: фрагмент сценария развлечения «Фестиваль народных игр», автор Марина Желиба

Название игрыУдочка
ОписаниеВесёлая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В неё можно играть очень большой группой.
ИнвентарьИз дополнительных предметов понадобится скакалка (можно также использовать верёвочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Правила
  1. Перед началом игры выбирается водящий.
  2. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках.
  3. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
  4. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
  5. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
  6. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
  7. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий занимает его место.
  8. Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер — задевший верёвку игрок выбывает из игры.
  9. Победителями становятся 2–3 последних игрока, которые не задели верёвочки.
Переход к следующей части мероприятия1-й скоморох говорит второму: «Может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я? А вы, ребята, потом сами сможете поиграть в эту игру на участке».2-й скоморох: «Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”. На земле нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга…».

Народные игры — это инструмент, который не только развлекает малышей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий