Значение игровой деятельности

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:

Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности

Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
Мотивационная деятельность

В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.

Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Влияние игры на развитие дошкольника

Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.

Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.

Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.

Влияние игры на развитие психики ребёнка

Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека

Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение

Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими.
Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства.
В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника

Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе

По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.

Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде

Чем старше ребенок, тем сложнее его игровая активность

Важно, чтобы взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять объекты

Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.

Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно распределяют роли, контролируют ход и развитие.

Как играют младшие дошкольники

Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте существенно продвигается от элементарных действий, подсказанных непосредственно игрушками (покатать машинку, насыпать песок в ведерко и пр.) до ролевых игр.

К трем годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета: куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта, за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что в 4 года наступает переломный момент. С этого возраста сюжетно ролевая игра начинает превалировать над другими формами, но взаимодействие с игрушками пока проходит более активно, чем со сверстниками. Возможно взаимодействие с уже знакомыми сверстниками, с которыми играют по принципу «рядом».

Особенности игры старших дошкольников

Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.

В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой, объединенной сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются четко и до начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно, хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика или даже костюмы.

Игра и ее роль в развитие ребенка

Период детства — это период, когда наука, работа и игра тесно взаимосвязаны и их трудно разделить. Играя, ребенок обучается, приобретает знания, навыки, познает окружающий мир

Особенно это важно для детей младшего возраста, которые еще не получают систематической информации о мире (как, например, в школе), но учатся постоянно, в различных жизненных ситуациях

Любимая игра — лего

В процессе игры ребенок развивает свои умственные способности, обогащает знания об окружающей среде, консолидирует и улучшает уже освоенные способы мышления и действия. Игра также способствует развитию воображения. Ребенок становится креативным, полным инновационных идей, трансформирует то, что он уже знает о мире, в соответствии со своей собственной фантазией и изобретательностью, создает ситуации «на ходу».

Выделяют три вида активности человека, каждый из которых соответствует определенному этапу жизни:

  1. Игровая — дошкольники.
  2. Учебная — учащиеся, включая школьников и студентов.
  3. Трудовая — период после обучения.

Игра формирует базу для дальнейшего этапа — учебной. Следовательно, перед работниками дошкольных учебных заведений стоит задача оптимизации и обеспечения комфортных условий для реализации игровой деятельности ребенка.

Игры для дошкольников

Возраст дошкольников можно разделить условно на младший и старший. В младшем возрасте игры детей нацелены на познание свойств вещей и различных связей. К старшему дошкольному периоду у детей возникают новые потребности, поэтому предпочтение отдаётся ролевым играм с одногодками. Уже на третьем году жизни у детей возникает интерес к коллективным играм. Значительное место в дошкольный период занимают познавательные, подвижные или связанные с манипуляциями игры. Дети любят играть с конструкторами, а также и с разнообразными подручными материалами (домашняя мебель, песок, одежда и т. д.).
Вначале коллективная игра таковой, по сути, не является – каждый ребёнок играет сам по себе своими игрушками, не обращая внимания на играющих неподалёку детей. Однако в какой-то момент вдруг оказывается, что игра-то уже общая, с определёнными правилами и направленная на решение поставленной самими детьми задачи. Постепенно у дошкольников игровая деятельность заметно преображается – у них начинает развиваться творчество, и они хотят им поделиться. У детей в разной степени проявляются организаторские способности, им уже нужна игра с сюжетом. Старших дошкольников начинают привлекать игры, отражающие жизнь взрослых, самыми типичными из таких можно назвать игры в «дочки-матери», «школу», «больницу».

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект

Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам

Игры для детей дошкольного возраста

Вид игровой деятельности зависит от этапа развития ребенка и его возраста. Например, малыши любят взаимодействовать с простыми игрушками, в то время как дошкольники предпочитают разрабатывать правила, придумывать роли и усложнять ход игры. Одна игровая деятельность может требовать физической активности, а другая — использование мыслительного процесса. Но каждый тип обладает моделирующим свойством, так как игра требует от детей создания модели и принятие той или иной роли.

Дидактические игры

Дидактические упражнения являются разновидностью игр, целью которых является обучение и воспитание. Они направлены на решение конкретных задач и развитие в игровой форме, более доступной и привлекательной для детей. Как правило, они требуют наличия специальных карточек, которые можно приобрести в магазине или изготовить самому.

  • Выбор между съедобным и несъедобным;
  • Какие животные издают такие звуки?;
  • Что пропало со стола?;
  • Почини игрушку и так далее.

Предметные игровые действия

В младенчестве предметные игры являются ведущими. Они способствуют развитию памяти, воображения, формирование интереса к игрушкам. Их отличие от простого взаимодействия с окружающими предметами состоит в том, что дети начинают подчиняться их функциям. Например, мама учит как держать ложку, как возить машинку или укладывать спать куклу.

Особенностями предметных игровых действий являются:

  • развитие положительного отношения к играм;
  • поощрение играть поблизости;
  • бережное отношение к игрушкам;
  • развитие навыков возвращения кукол или машинок на место;
  • поощрение не отнимать предметы у игрока.

Подвижные игры

Физическая активность необходима каждому ребенку для правильного формирования скелета и развития организма. Обычная зарядка вряд ли может заинтересовать малыша, а подвижные упражнения способны привлечь увлекательным процессом.

Такие игры применяются столетиями. Наиболее известные из них — кошки мышки, вышибалы, догонялки. Как правило, необходимо поймать другого игрока, спрятаться по команде в безопасное место или занять свободное. Кроме физической активности, здесь пробуждается азарт, соревновательный эффект, ребенок учится достигать поставленной цели.

Ролевая игра

Творческие и активные игры

Первые элементы ролевой игры появляются в возрасте трех лет. Ребенок примеряет на себе роли мамы, ветеринара, дочки. В процессе взросления они усложняются, так как появляются новые сюжеты, правила и прибавляются игроки.

Такая игра способствует развитию мышления и воображения, активно применяются творческие способности. Если за основу взят мультфильм, сюжет может тщательно разрабатываться, а события и персонажи значительно отличаться от изначальных. Длительность ролевой игры иногда достигает нескольких дней. Например, девочка примеряет на себе роль принцессы, а мальчик стремится стать пиратом или разбойником.

Значение игровой деятельности

Игровая деятельность имеет огромное значение в развитии человека, особенно в раннем детстве. Игры помогают детям учиться, развивать свои навыки и способности, а также формировать личностные качества.

Развитие физических навыков. Игры позволяют детям развивать координацию движений, гибкость, силу и выносливость. В ходе игры дети часто выполняют физические упражнения, играя в мяч, прыгая, бегая и т. д. Это способствует развитию и укреплению мышц, а также развитию психомоторных навыков.

Пример:

  • Игры с мячом развивают координацию глаз и рук, улучшают моторику, помогают развивать силу и выносливость.
  • Игры на уличных спортивных площадках способствуют развитию физической формы, координации, а также приобретению навыков командной работы.

Развитие интеллектуальных способностей. Игровая деятельность стимулирует мышление, память, воображение и креативность. Игры часто включают различные задачи, головоломки, загадки, которые требуют решения и принятия решений. Такие игры развивают логическое мышление, умение анализировать и находить решения проблем.

Пример:

  1. Настольные игры, такие как шахматы, развивают логическое мышление и способность к стратегическому планированию.
  2. Игры с конструкторами развивают творческое мышление и пространственное воображение.

Развитие социальных навыков и компетенций. В ходе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации, сотрудничества и решения конфликтов. Они учатся соблюдать правила, учитывать интересы других, принимать решения в группе.

Пример:

  • Коллективные игры, такие как футбол или волейбол, учат детей работать в команде, сотрудничать и доверять друг другу.
  • Игры-ролевые моделируют различные ситуации, которые помогают детям развивать эмпатию и умение ставить себя на место других людей.

Игровая деятельность не только способствует физическому и интеллектуальному развитию, но и позволяет детям найти радость и удовлетворение от общения с другими людьми, развития своих увлечений и интересов.

Диагностика игровой деятельности

Игра является главным видом деятельности у дошкольников, поэтому динамику всех направлений развития личности можно проследить на основе мониторинга игровой активности. В диагностическую карту мониторинга, который проводится вне зависимости от возраста детей два раза в год (в начале и в конце учебного года) включаются такие показатели развития игры, как:

  • содержание (источники замыслов и их разнообразие, число игровых задач, уровень самостоятельности в решении задач игры);
  • виды взаимодействия с материалами для игр (разнообразие сюжета, самостоятельность в действиях с объектами-заместителями и ролевых высказываниях);
  • характер и время взаимодействия малышей в игре (с кем ребёнок вступает в игровое взаимодействие, кто ставит игровые задачи, как долго происходит взаимодействие).

Ознакомиться с образцами карт для мониторинга игры можно здесь. На основании карты составляется аналитическая справка. Пример аналитической справки по игровой активности можно увидеть в публикации воспитателя Семейкиной А.Ю.

Диагностика позволяет проследить развитие игровой деятельности у детей

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии

Для особенных ребят игра не менее важна, чем для здоровых. Однако средством нравственного, умственного и речевого развития она становится только при систематическом и грамотном руководстве взрослых.

Игровая деятельность у детей с нарушениями слуха

Основные сложности:

  • плохо слышащие дети сами не начинают игру;
  • освоение предметно-действенного замещения, то есть значение игрушки может быть оторвано от реальности, например, деревянная палочка выполняет и роль градусника в игре «Больница», и указки в игре «Школа» (любые замещения педагог проговаривает, а слабослышащим детям это оказывается недоступным);
  • усвоение значения слов и фраз через формирование предметной соотнесённости, возникающей в процессе игрового общения (например, дети в процессе игры узнают, что на куртке Незнайки есть молния, но соотнести это слово с природным явлением во время грозы не могут);
  • механическое повторение знакомых игр, так как дети не постигают смысловые отношения в сюжете (если малыш в подвижной игре привык бегать, то ему сложно перестроиться и добавить ещё ходьбу в разном направлении, темпе).

Особенности работы со слабослышащими малышами:

  • акцент на сюжетно-ролевые игры, где ребятам проще постигать и принцип замещения, и пополнять словарный запас через предметную соотнесённость (белый халат — и для «Магазина», и для «Больницы»);
  • расширение списка игр за счёт разных способов организации игровой активности, например, один и тот же сюжет дети представляют и на фланелеграфе, и в виде драматизации, тем самым малыши видят вариативность игровых действий в разных обстоятельствах;
  • систематическое проговаривание взрослым и детьми игровых действий, добавление новых.

Игровая деятельность у детей с нарушениями зрения

Основная проблема плохо видящих малышей, как и плохо слышащих в том, что сами они игру не инициируют. Для объяснения того, как играть здоровым детям нужно словесное разъяснение в сочетании с наглядностью. Второй компонент в работе с малышами, у которых есть нарушения зрения, теряет свою актуальность. Слово становится важнейшим приёмом, тем самым способствуя слиянию игры с обучением.

Для слабовидящих детей в играх очень важно развивать мелкую моторику, чтобы у малышей не появились задержки речевого развития

Игра у детей с ЗПР

Игровая деятельность у этих ребят определяется степенью выраженности задержки психического развития. Но в целом, в младших и средней группах акцент делается на сюжетные игры, в которых дети постигают разнообразие отношений: дети-родители («Дочки-матери»), пациенты-врачи («В больнице») и т. д. В старшем дошкольном возрасте ребят привлекают к предметным играм: с природными материалами, игрушками, которые помогают детям осваивать важный для игры принцип замещения. Основная задача педагога: помочь детям сформировать воображаемую ситуацию, так как у больных детей образная сфера очень бедна, и сами, без руководства педагога, сделать это они не смогут.

Игровая деятельность у умственно отсталых детей

Этот вид активности является основным направлением коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Однако у малышей с нарушением интеллекта игра не является ведущей деятельностью. Более того, без руководства взрослого, больной ребёнок может не продвинуться дальше простых действий с игрушками. Основная задача педагога — сформировать простые элементы сюжетно-ролевой игры к концу дошкольного детства (например, играть роль кассира в игре «Магазин» или гостя в игре «К нам пришли гости»)

При этом важно наблюдать за тем, чтобы игровые манипуляции не повторялись ребёнком многократно, а варьировались, так как для особенных малышей смысловой нагрузки они не несут, то есть мальчик, катающий машинку из угла в угол и имитирующий звуки мотора, никакой цели не преследует

К концу дошкольного периода дети с нарушениями интеллекта должны перейти от простых манипуляций с игрушками к элементам сюжетно-ролевой игры

Игровая деятельность в детском саду является неотъемлемым элементом содержания и организации образовательного процесса. С одной стороны, игра ценна само по себе тем, через неё ребята расширяют сферу познания, постигают нормы и правила поведения в обществе. А с другой, воспитатель использует игру как структурную основу учебно-воспитательной работы, облекая в её форму разные виды активности и варианты взаимодействия

Это определяет важность методически выверенного подхода к выбору, подготовке и проведения игр с дошкольниками

Как игровая деятельность интегрируется в процессе образования

Исходя из классификации игр по форме участия малышей и взрослого, можно сделать прийти к выводу о том, что игра интегрируется в разные направления образовательного процесса.

Примером интеграции может быть игра «В больнице», которую я проводила со своими воспитанниками в старшей группе. Перед введением в игровую ситуацию мы с ребятами провели экскурсию по медицинскому кабинету детского сада — то есть реализовали задачи социально-коммуникативного направления

Поговорили с медработником о назначении градусника, весов, их важности в жизни человека — осуществили задачи познавательного и речевого развития. Вспомнили сюжет сказки К

Чуковского «Айболит», что помогло выполнить задачи речевого и социально-коммуникативного направления. И также изготовили атрибуты из пластилина (витамины, таблетки), тем самым очертив сферу направления художественно-эстетического развития.

Игра интегрируется и в непосредственно образовательную, и в досуговую деятельность дошколят

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками

Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил

Игровая деятельность в ДОУ

Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.

В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:

  1. 3 года — развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
  2. 4 года — действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
  3. 5 лет — ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.

В течение дня ребенок может играть 4 раза:

  1. Утром перед завтраком.
  2. Между завтраком и занятиями.
  3. На улице.
  4. После дневного сна и полдника.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Разные виды детских игр

Игровая деятельность занимает ведущую роль в жизни ребенка. Она направлена на:

  1. Развитие мышления, познания, воображения.
  2. Формирование чувств, сопереживаний. Моделирование ситуаций позволяет вырабатывать нормы и правила общения.
  3. Установление контактов между сверстниками.
  4. Формирование ребенка как личности.

21 век изменил современную игровую деятельность дошкольников. Многие родители, чтобы успокоить свое чадо дают ему мобильный гаджет для просмотра различных мультфильмов, поэтому игрушки и куклы уходят на второй план.

Телефоны и компьютеры появляются у маленьких ребят до поступления в школу, поэтому виртуальный мир становится базой для становления личности и ограничивает развитие игровой деятельности. В таких условиях, родители должны тщательно следить за дневным трафиком провождения в интернете и стараться оградить от нежелательной информации.

Игра — это главная деятельность в детские годы. Она участвует в развитии ребенка и помогает в формировании индивидуальных качеств, однако требует от личности навыков речевого общения и умения ясно излагать свои мысли.

«Вечные игры» которые были популярны десятилетия назад и не потеряли своей актуальности для современных детей. Какие они? Вы узнаете из видео.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий