Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании

6.8. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

·         Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

·         Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

·         Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать

6.6. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

·         творчески думающим,

·         владеющим современными технологиями образования,

·         приемами психолого-педагогической диагностики,

·         способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

·         умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

·         Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

·         образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

·         трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

·         повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

·         копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

·         наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

·         дипломы различных конкурсов;

·         другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

·         материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

·         материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

·         сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

·         анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

 В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

·         материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

·         материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

·          материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

·          в неделях педмастерства;

·         в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

·          авторские программы, методические разработки;

·         творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

·         планы по организации предметно-развивающей среды;

·         эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Сочетание программ и технологий

В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.

Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками

Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.

Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

6.2. Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

– трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.      Опыты (экспериментирование)

o    Состояние и превращение вещества.

o    Движение   воздуха, воды.

o    Свойства почвы и минералов.

o    Условия жизни растений.

2.      Коллекционирование (классификационная работа)

3.      Виды растений.

4.      Виды животных.

5.      Виды строительных сооружений.

6.      Виды транспорта.

7.      Виды профессий.

1.      Путешествие по карте

        Стороны света.

         Рельефы местности.

        Природные    ландшафты и их обитатели.

        Части света, их природные и культурные «метки» – символы.

Путешествие по «реке времени»

        Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

         История    жилища и благоустройства.

6.1. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

·         «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

·         «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

·          «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

·          «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.      по доминирующему методу: 

2.      исследовательские,

3.      информационные,

4.      творческие,

5.      игровые,

6.      приключенческие,

7.      практико-ориентированные.

1.      по характеру содержания: 

8.      включают ребенка и его семью,

9.      ребенка и природу,

10. ребенка и рукотворный мир,

11. ребенка, общество и его культурные ценности.

1.      по характеру участия ребенка в проекте: 

12. заказчик,

13. эксперт,

14. исполнитель,

15. участник от зарождения идеи до получения результата.

1.      по характеру контактов: 

16. осуществляется внутри одной возрастной группы,

17. в контакте с другой возрастной группой,

18. внутри ДОУ,

19. в контакте с семьей,

20. учреждениями культуры,

21. общественными организациями (открытый проект).

1.      по количеству участников: 

22. индивидуальный,

23. парный,

24. групповой,

25. фронтальный.

1.      по продолжительности: 

26. краткосрочный,

27. средней продолжительности,

28.  долгосрочный.

6.7. Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

·         игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

·         группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

·         группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

·          группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).

Классификация проектов

Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:

Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Главные требования

К современным педагогическим технологиям относят совокупность психологических и педагогических установок, которые подразумевают особый набор и сочетание способов, приёмов воспитания и обучающих средств. Они выступают в роли основного инструмента воспитательного и педагогического процесса, который помогает овладевать новыми знаниями и вырабатывать навыки.

Методики, применяемые в дошкольных учреждениях, должны соответствовать принятому в 2009 году Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОСу), который определяет основные требования и направления подготовки разных объектов образования, в том числе – дошкольников. Методики разрабатываются согласно нормативно-правовому регулированию и обозначают минимальный уровень подготовки выпускников разного возраста.

Эта мера необходима для того, чтобы впоследствии дети могли продолжать обучение в общеобразовательных школах и не отставали по уровню знаний от своих сверстников.

Таким образом ФГОС, как механизм регулирования стандартов, даёт следующие результаты:

  • формирование общего образовательного пространства;
  • соблюдение единой линию дошкольной и школьной программы;
  • этическое и нравственное воспитание.

Все современные программы дошкольного образования соответствуют этим требованиям.

Ещё одна черта, присущая новым подходам, применяемым в детских садах и аналогичных заведениях, касается того, что постепенно расширяется вовлеченность в процесс не только воспитанников, но и сотрудников сада, а главное – родителей. Это приводит к тому, что в сознании воспитанника процесс не ограничивается садом, а становится повсеместным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий