Инновационные технологии в образовании по ФГОС

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).

Классификация проектов

Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:

Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

6.7. Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

·         игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

·         группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

·         группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

·          группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ

Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).

Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования

Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.

Компьютерные игры в детском саду

Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения

Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.

В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.

Современные технологии в образовании дошкольников по ФГОС

Инновационные технологии в образовании по ФГОС, внедряемые в дошкольное образование направлены на достижение государственных стандартов в этой сфере.

Воспитатель проводит занятие

Важно! Особенно важна позиция взрослого, по отношению к ребенку. Он не должен давать приказы свысока или стоять рядом

Положение взрослого — «вместе» с дошкольником. Основная цель работы специалиста — помочь малышу прочно встать на ноги как личность.

С 1 января 2014 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором ребенок выступает как «субъект» образования, будучи самоценной личностью.

Классификация образовательных и педагогических технологий в дошкольном учреждении по ФГОС

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании России представлены различными классификациями, учитывающими:

  • Уровень применения (локальные, отраслевые, общепедагогические);
  • Концепция усвоения (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальт-технологии);
  • Форма организации (индивидуальное обучение/ коллективное, клубные, альтернативные);
  • Ведущий тип управления деятельностью познания (обучение по книге / компьютеру, классические лекции, обучение в малых группах, репетиторство);
  • Подход к ребенку (личностно-ориентированные, гуманно-личностные, авторитарные, свободного воспитания, эзотерические, технологии сотрудничества);
  • Категории (массовая, продвинутое образование, компенсирующий вид, работа с одаренными, работа с трудными).

Важно! Рассмотрение различных методик и классификаций позволяет наблюдать широкий спектр технологий, которые возможно реализовать как в ДОУ, так и в центрах дополнительного образования

Занятие с современными детьми

6.6. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

·         творчески думающим,

·         владеющим современными технологиями образования,

·         приемами психолого-педагогической диагностики,

·         способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

·         умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

·         Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

·         образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

·         трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

·         повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

·         копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

·         наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

·         дипломы различных конкурсов;

·         другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

·         материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

·         материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

·         сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

·         анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

 В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

·         материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

·         материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

·          материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

·          в неделях педмастерства;

·         в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

·          авторские программы, методические разработки;

·         творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

·         планы по организации предметно-развивающей среды;

·         эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.

Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий