Как менялся образ учителя в России с царских времён до наших дней: большая подборка фото

Ещё кое-что о жизни учителей в 1800-х

Это факты, которые можно отыскать в американских исследованиях, посвящённых истории образования, различных документах и свидетельствах того времени.

  • Школа в XIX и начале XX века часто представляла собой дом на одну комнату, где одновременно занимались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: «one room schoolhouses».
  • Примерно так же выглядели сельские школы и в Российской Империи. Такие «учебные дома» были рассчитаны на местных ребят, которые жили на расстоянии до 5-6 километров. Столько ученики каждый день проходили пешком, и это только в одну сторону.
  • Преподавателям тоже приходилось делать долгие прогулки, чтобы попасть на работу, поэтому многие носили увесистую трость, которой можно было при случае отбиться от собак (или пригрозить ученикам). Впрочем, иногда учителя жили прямо при школах.
  • Никаких ручек и карандашей в простых школах не водилось, даже перья с чернилами были роскошью. Ученики обходились личными грифельными досками и мелом, а учитель писал на доске побольше.
  • Иногда старшие ученики помогали учить тех, что помладше. По правилам ланкастерской системы, которая широко применялась для обучения грамоте и счёту, те, кто успевал лучше, получали задания непосредственно от учителя, а потом передавали тем, кто был младше или справлялся хуже.
  • Учебный год 120 лет назад был короче, чем сейчас. По данным американского Департамента образования, ученики посещали школу примерно 132 дня в году. Эта цифра менялась в зависимости от того, когда дети были нужны, чтобы помочь семье на сборе урожая.
  • Учебный день, как правило, начинался в 9 утра и заканчивался к 14:00 или 16:00. В середине дня был часовой обеденный перерыв. 
  • Посещаемость в школах составляла примерно 59%.

Это может быть интересно


Английские академические традиции

Учителя иногда жили с семьями своих учеников, каждую неделю останавливаясь в новом доме. Их быт чем-то напоминал жизнь сельского доктора: необходимость просвещать местное население и долгие пешие переходы. Как жили врачи в российской глубинке, наши соотечественники наверняка представляют себе по произведениям Булгакова.

Один учитель из Висконсина писал в 1851 году о своём опыте «кочевого» домашнего преподавания:

Вот таким было провинциальное образование XIX века. Однако учителя не сдавались и продолжали нести просвещение даже сквозь вьюгу и метель.

Восток и свободные одежды

1910-е

Девушки Гибсона / The Weaker Sex / Wikimedia Commons

Перед Первой мировой войной в Америке появился новый идеал — девушка Гибсона. Образ создал американский иллюстратор Чарльз Гибсон, который опубликовал в журнале изображения девушек в разных ситуациях: они плавали, читали, катались на велосипедах или гуляли в одиночестве, оставаясь при этом довольно привлекательными. 

У девушки Гибсона была фигура с пышной грудью, узкой талией и широкими бёдрами. Также у девушки Гибсона была тонкая шея и высокая, слегка растрёпанная причёска. Завершал образ томный взгляд и чувственные полные губы. Девушки носили длинные платья, показывая лишь лодыжки — это считалось очень сексуальным. 

В Европе в моду вошло немое кино — девушки стали подражать известным актрисам и наносить яркий макияж. Также большой ажиотаж вызвали парижские гастроли балета Дягилева, «Русские сезоны». Публика была впечатлена экзотическими восточными костюмами — греческими хитонами, рукавами кимоно, сандалиями. Так в Европу пришла мода на античность и Восток — женщины носили шаровары, одежду с богатой вышивкой и были похожи на одалисок из гарема. 

Примерно в это время женщины наконец освобождаются от корсета. В этом прослеживается влияние американской танцовщицы Айседоры Дункан — она уже в 1903 году танцевала в полупрозрачной рубашке античного кроя, украшенная лишь шалью. 

Айседора Дункан. Arnold Genthe / Wikimedia Commons

Благодаря, в частности, ей в моду в Европе и в России вошла одежда со строгими линиями и свободными формами, похожая на туники Древней Греции — платья новых фасонов не сковывали фигуры и свободно струились до пола. 

В России в тот период в целом копировали западную моду — носили платья с завышенной талией и делали высокие причёски. Длинные волосы собирали в пучок и потом прикалывали к ним шляпу большими булавками. В моде были шарфики и боа.

Наташа Ростова

На протяжении всего романа-эпопеи Толстого, читателю предоставляется счастливая возможность наблюдать за судьбами героев, их становлением и формированием как личностей на протяжении долгих лет. Персонажи взрослеют, стареют, переживают любовь и предательство, отказываются от прежних идеалов и обретают новые, духовно перерождаются.

В романе она словно олицетворяет собой саму любовь. Она живет чувствами, и постоянно стремится ощущать влюбленность, что однажды сыграет с ней злую шутку.

Впервые настоящее чувство она испытает к князю Андрею Болконскому

Непохожая на других, естественная и без светского отпечатка она привлечет его внимание. Привыкший жить умом, познавший горе и испытания, Андрей вновь почувствует себя легко и хорошо вместе с этой удивительной девушкой. Однако, послушав отца, который противился их браку, он решает отложить свадьбу и уезжает на год

Следуя душевным порывам, она вскоре неожиданно поддается ухаживаниям Анатоля Курагина, и разрывает помолвку с Андреем. Возможно, в первый раз чутье и интуиция подводят Наташу, и она не распознает подлую натуру Анатоля и едва не сбегает с ним. Получив такой тяжелый удар от Курагина, она с трудом оправляется и понимает свою ошибку

Однако, послушав отца, который противился их браку, он решает отложить свадьбу и уезжает на год. Следуя душевным порывам, она вскоре неожиданно поддается ухаживаниям Анатоля Курагина, и разрывает помолвку с Андреем. Возможно, в первый раз чутье и интуиция подводят Наташу, и она не распознает подлую натуру Анатоля и едва не сбегает с ним. Получив такой тяжелый удар от Курагина, она с трудом оправляется и понимает свою ошибку.

В конце она становится женой графа Пьера Безухова, который на протяжении долгих лет был ей верным другом. Автор показывает нам изменившуюся Наташу, спокойную и приземленную. Теперь она любящая жена и мать, для которой семья важнее всего.

Батшеба Эвердин

Самым известным романом английского писателя Томаса Харди является книга “Тэсс из рода Д’Эрбервиллей”, но немногие знают, что прозаик писал не только об униженных и оскорбленных женщинах. Главная героиня его другого произведения — Батшеба Эвердин — настоящий источник вдохновения для современных бизнесвумен. Она не зацикливается на чувственной стороне своей личности, а в первую очередь развивает персональные таланты. Управлять фермой и кружить голову сразу трем мужчинам во времена викторианской Англии — Батшеба из романа “Вдали от обезумевшей толпы” умеет все и даже больше.

Читай также: Потехе час: 5 фильмов, которые помогут снять напряжение

Анастасия Захарьина-Юрьева

Из огромного количества претенденток, доставленных на смотрины невест со всей Руси, Иван Грозный выбрал именно Анастасию. Сложно с уверенностью сказать, что в большей степени повлияло на выбор царя.

Возможно, акцентировал внимание 17-летнего жениха на одной из тысячи красавиц его опекун – Михаил Юрьевич, который приходился Анастасии дядей. Известно, что царица была невысокой. Правильные черты её лица обрамляли длинные густые волосы темно-русого цвета

Как писал Карамзин, «современники приписывали ей все женские добродетели», красота же считалась «необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты»

Правильные черты её лица обрамляли длинные густые волосы темно-русого цвета. Как писал Карамзин, «современники приписывали ей все женские добродетели», красота же считалась «необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты»

Известно, что царица была невысокой. Правильные черты её лица обрамляли длинные густые волосы темно-русого цвета. Как писал Карамзин, «современники приписывали ей все женские добродетели», красота же считалась «необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты».

Ей удалось покорить не только сердце мужа, но и завоевать всенародную любовь. И сделать это, будучи только красивой, вряд ли было возможно. Её образ стал символом мудрой женщины, способной, как писал Дорсет, «с удивительной кротостью и умом» управлять вспыльчивым мужем.

Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

Образ учителя раскрывается в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Произведение названо так, потому что учительницу Евдокию Савельевну ученики называют «безумной» из-за ее странной манеры одеваться. Многие ученики, в частности героиня Оля, не понимали свою учительницу, хотя истинные цели Евдокии Савельевны были по-настоящему чисты и благодетельны. Учительница приглашает на свои уроки и классные часы своих прошлых учеников, чтобы молодое поколение училось у них дружбе. Евдокия Савельевна не любила выделять кого-то из класса, чтобы каждый ученик ощущал свою причастность к общему делу, понимал, что он – особенный. Ученицу Олю задевает факт того, что Евдокия Савельевна не способна оценить ее творческие таланты. Однако когда девочка пропадает во время школьного похода, учительница разговаривает с отцом Оли. Здесь раскрывается позиция учительницы. Главное, по ее мнению, – не одаренность, а «талант человечности». Евдокия Савельевна никогда не была против талантливых детей, она лишь хотела, чтобы к этому таланту прилагалась еще и человечность. По ее мнению, мир держится не на талантливых одиночках, а на доброте и самоотверженности, умении слышать других. В этом эпизоде А. Алексин демонстрирует, что мнение девочки Оли и ее родителей не совпало с реальностью. Евдокия Савельевна, которую считали «безумной», была умной, заботливой и справедливой учительницей, настоящим педагогом, хотя и выглядела не современно. Понимая, что Оля поступала все это время неправильно, учительница все равно не может оставить потрясенную несчастьем девочку. Когда убитый горем отец в финале произведения обвиняет дочь в доведении матери до сумасшествия, не думая, что такое обвинение способно морально убить, вызвать вечное чувство личностной ущербности, на помощь к девочке приходит педагогический такт и великодушие «безумной» Евдокии.

Джинни Уизли

Те, кто не читали серию романов о юном волшебнике британской писательницы Джоан Роулинг, а просто смотрели киноверсию, даже не подозревают, что кроме Гермионы Грейнджер была еще одна девушка, чьей силе духа и неуемным способностям дуэлянтки можно позавидовать. Младшая из рода Уизли и будущая супруга Гарри Поттера ничуть не уступает магглорожденной волшебнице, а во многом даже превосходит ее. Отличная спортсменка, верная подруга, девушка, которая умеет пользоваться женскими чарами, а еще очень талантливая и умная чародейка — легендарному, но слегка неловкому Гарри невероятно повезло с супругой.

«Педагог в современном обществе»

Педагог в современном обществе.

Педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, как никто другой. Профессия педагога – одна из древнейших, если бы педагог не занимался детьми, наше общество прекратило бы свое развитие

Поэтому в современном обществе педагог – это главная «фигура», к которой предъявляют особое внимание и требования

Роль педагога в современном обществе громадна!

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Педагог – это человек, отдающий свое сердце детям.

Немаловажный фактор – это воспитание. Педагог должен владеть разными формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности

Педагог должен уметь общаться с детьми, уделять внимание каждому ребенку, понимать и принимать их, признавать их недостатки и достоинства. Главное педагог должен видеть свой труд, как меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее. Ведь педагог формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития нашего общества

Ведь педагог формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития нашего общества.

В современном обществе педагог должен всегда находиться на стадии развития. Развивая свои личностные качества, педагог добивается лучших результатов в жизни, что плодотворно влияет на его деятельность. Также педагог является «живым» примером и идеалом для ученика. Сейчас в Интернете можно найти ответы на все вопросы, но педагог должен быть впереди всех, готов ответить на любой возникающий вопрос ребенка, поэтому требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Труд педагога нелегок. Педагог, которые допускает ошибки в обучении и воспитании детей, оставляет тем самым темный след в жизни ребенка. Поэтому педагогу стоит тщательно разобраться в себе, оценить свои способности, навыки и знания, которые по максимуму передаёт будущему поколению. Педагогу всегда необходимо заботиться о разнообразии обучения, чтобы ребенок всегда проявлял интерес и активность, желал приобретать новые знания и стремился к большему. Должность педагога превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский. Педагог, для общества еще и друг, так как помогает нам подниматься на высшую ступень жизни. Педагог каждый день отдаёт лучшую часть себя детям, в конечном результате он должен понять, что усилия потрачены не впустую, нужно гордиться тем, что создал из «маленького человека» — уникальную личность, способную двигаться дальше, добиваться целей и совершать добро!

Борьба за всеобщее обучение

В годы царствования Николая II правительство стало лучше финансировать начальные школы. К 1915 году среди детей 8–11 лет в Московской и Петроградской губерниях 81–90% учились в школах. Правда, в других регионах этот процент был значительно ниже.

Советская власть продолжила борьбу за всеобщую грамотность. Из-за нехватки кадров открывались краткосрочные учительские курсы и курсы повышения квалификации. «Старорежимные» семинарии заменили педагогические техникумы. В 1920 году в Москве открылась Академия трудового просвещения, а в 1923-м — Индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта. В университетах по всей стране начали работать педагогические факультеты.

Особенно остро нехватка учителей ощущалась в деревнях. Выпускников отправляли туда по распределению. Работа и условия были трудными: учителю нередко приходилось жить прямо в школе, у него не было своего огорода и скотины, а маленькое жалованье часто выплачивали с задержкой. В любой момент молодого специалиста могли перевести на новое место работы. Учителей из больших городов принудительно направляли в сельскую «командировку» на два-три года.

В 1936 году учителям значительно повысили жалованье. Средняя зарплата выросла в два-три раза: в начальной школе до 250–300 рублей, а в средней — до 270–425 рублей. Но и это были небольшие деньги: пара женских туфель стоила 280 рублей, а мужское пальто — 350 рублей.

Тогда же, в 1936-м, была введена регулярная аттестация учителей. Она сразу же выявила множество нарушений — от неправильного ведения документов до пропущенных ошибок в тетрадях. Ситуация осложнялась тем, что учителя были завалены общественными поручениями. Педагога могли вызвать в сельсовет читать колхозникам газеты или выполнять обязанности чьего-то секретаря. К тому же каждый учитель должен был вести кружки при школе и входить в комиссии, которые решали вопросы от благоустройства до политпросвещения.

Однако профессия считалась почетной и важной. Выпускники школ продолжали поступать на педагогический, а грамотность населения росла

Если в 1926 году по результатам переписи читать и писать умели чуть больше половины опрошенных, то к 1959 году — почти все.

Как менялась русская женщина

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов. К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн, актуальный для начала 20-го века.

Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века. Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.

В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология. Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.

Сочинение 2

Первым примером для жизни, первым наставником и учителем для любого человека являются его родители. Но социум устроен таким образом, что воспитание ребёнка частично ложиться и на другие организации — детские сады и школы. Сознание человека начинает формироваться как раз в таких заведениях, ребёнок приобретает первый опыт нахождения в обществе таких же, как и он, детей, объединённых общей целью, — учиться. Учитель же, особенно начальных классов, является для детей показателем честности, непредвзятости, морального превосходства и ориентиром, к которому нужно стремиться. Нередки случаи, когда именно первый учитель начальных классов остаётся для людей светлым пятном, человеком, с которым трудно прощаться при переходе в средние классы, настоящим другом.

Дальше ребёнка ждут новые познания и новые, совсем разные учителя. Если в начальной школе у школьников есть классный руководитель, который ведёт почти все предметы, то в средних и старших классах всё меняется. Здесь тоже есть классный руководитель, который отвечает за своих подопечных, но обычно он ведёт только один предмет, следовательно, общается со своим классом не так часто.

В это же время дети начинают замечать разницу между учителями, сравнивать их, делать выводы и дарить свои симпатии или антипатии учителям. Ученик сталкивается с тем, что его судьба обычно небезразлична только классному руководителю; преподавателям же, которые просто ведут предметы, зачастую ставится задача просто дать знания по своей профессии. Благодаря такому безразличию подростки начинают понимать, что жизнь зависит от них самих, что заботиться нужно о себе самому. И если, например, в начальной школе учитель мог завысить оценку по слабому предмету, зная, что в других предметах ученик очень силён, то в средней и старшей школе такого делать не будут. Учитель средней школы — это воплощение справедливости, учитель же начальной школы — воплощение милосердия.

Учителя, которых мы считаем хорошими, остаются с нами в памяти навсегда, ровно так же, как и те, кто нам больше всего не нравятся. Но нельзя отрицать, что каждый из них оставляет огромные след в жизни человека, каждый из них, кто-то больше, кто-то меньше, — кладезь знаний, который мы должны черпать.

Светлый луч — Катерина

Нельзя не отметить и этот образ русской женщины, который полон одновременно красоты и трагизма. Это Катерина из «Грозы» Н. А. Островского. По мнению Н. А. Добролюбова, в ней отразился ряд лучших черт, характерных для русского народа. Речь идет о душевном благородстве, стремлении к свободе и правде, готовности к протесту и борьбе.

Все помнят, что критик назвал Катерину лучом света, который пробился сквозь темное царство удушливого патриархального купеческого мира Кабанихи и Дикого. Эта женщина характеризуется как исключительная, обладающая поэтической, мечтательной натурой. Очутившись в атмосфере ханжества, лицемерия, будучи выданной замуж за нелюбимого, она испытывает неподдельные глубокие страдания.

Но когда она в «темном царстве» встречается с человеком, близким ей по ее настроениям, в ней ярко вспыхивает романтическое чувство. Любовь становится для героини главным и единственным смыслом ее жизни. Однако чувство долга в ней побеждает, и она кается перед мужем. И хотя в финале Катерина погибает, бросившись в Волгу, тем самым она бросает «вызов самодурной силе».

2010-е

Ким Кардашьян. 2019 / Getty Images

Главными героями индустрии стали бьюти-блогеры. К их мнению прислушивались не только простые люди, но и компании-гиганты. Так, L’Oréal Paris вернули в продажу снятую с производства тушь Telescopic, а Giorgio Armani Beauty — тон Face Fabric. Потому что инфлюенсеры хорошо отзывались об этих средствах. Блогеры могли сделать один продукт суперпопулярным, а другой уничтожить. И для этого им было достаточно просто опубликовать в соцсетях пост.

В 2010-е изменилось отношение к уходу за кожей — он стал многоступенчатым. Помимо умывалки, тоника и крема, в повседневный набор вошли маски, пилинги, спреи, сыворотки, эссенции и другие средства.

Главные макияжные тренды — контуринг и стробинг. С помощью скульптора, хайлайтера и бронзера можно было буквально нарисовать себе новое лицо — сделать скулы острее, смягчить подбородок, сузить носик. Здесь все равнялись на Ким Кардашьян и Кайли Дженнер, которые в то же время запустили собственные косметические бренды.

Подробнее о главных бьюти-открытиях 2010-х читайте по ссылке: Как мы красились в 2010-е и почему это самое прорывное десятилетие в бьюти.

Где работали дореволюционные педагоги

Система школьного образования России начала формироваться ещё в 1780-е годы во времена царствования императрицы Екатерины II. Тогда в городах и уездах стали создаваться народные училища.

Окончательно же система начального и среднего образования стала очерчиваться при внуках Екатерины Александре I и Николае I. К начальным учебным заведениям относились уездные (городские и сельские), а также народные училища. Последние в 1860-х годах стали земскими школами. Их задача ограничивалась в основном обучением грамоте и счёту. В уездных училищах дополнительно обучали азам истории, географии и физики. Функции среднего образования выполняли реальные училища, гимназии и прогимназии. Здесь ученики получали гораздо более широкие знания — как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Деление на начальную и среднюю школы было не только функциональным, но и сословным. Так, в народных училищах занимались дети крестьян и небогатых мещан (горожан). В уездные (позднее их преобразовали в городские) училища ходили ребята из более обеспеченных семей: купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и горожан. Гимназии и прогимназии же были элитарными учебными заведениями с платой за обучение. Их посещали в основном отпрыски дворян и чиновников, хотя в начале ХХ века встречались среди гимназистов и дети представителей простых сословий (они учились в основном за счёт благотворителей). Кроме того, были ещё реальные училища — прообразы современных физмат-школ и инженерных классов (их выпускники, желавшие продолжить образование, как правило, шли в технические институты).

1970-е

Грейс Джонс на вечеринке в «Студии 54». 1978

В макияже 1970-х можно выделить три направления — диско, хиппи, андрогинность. С одной стороны, был популярен макияж, который не подчиняется никаким правилам. Яркие тени, шиммеры, перламутровые помады, румяна — главные атрибуты тусовщиков «Студии 54», среди которых были и Лайза Миннелли, и Грейс Джонс, и Бьянка Джаггер.

С другой — макияж впервые начинает двигаться в сторону естественности. Знаменитости, вдохновившись эстетикой хиппи, стали делать незаметный макияж, носить распущенные волосы, украшать прически разноцветными косынками, повязывать на запястье фенечки. Некоторые красили глаза яркими тенями, но выбирали при этом природные оттенки — голубые, зеленые.

На поднявшейся волне феминизма женщины начинают отстаивать право выглядеть так, как хочется им, а не мужчинам. Воплощением такого подхода стала Фэрра Фосетт, звезда сериала «Ангелы Чарли». Она любила яркий загар, не закрашивала фактуру кожи, не прорабатывала брови, носила стрижку шег и укладывала волосы небрежно и объемно.

О том, какие еще тренды рулили в 1970-е, а также какие бренды, средства и парфюмы появились в этот период, узнаете по ссылке: Каким был макияж сексуальных 1970-х.

Что помогало учителям оставаться на плаву

В связи с таким тяжёлым положением большим подспорьем для учителей были благотворительные средства. Помощь педагогам предоставляли частные и общественные организации. Одна из форм такой поддержки — стипендии и пособия.

Ещё на этапе обучения будущий учитель мог получать государственную или частную стипендию. Последние обычно были гораздо больше государственных. В учительских семинариях и институтах государственных стипендиатов выбирали по результатам вступительных испытаний. В земских школах подать заявление на стипендию мог любой желающий, если он или она платили земские сборы. При этом получение стипендии, особенно государственной, обязывало учащихся педагогических учебных заведений отработать несколько лет в образовании.

Оказывало государство и прямую материальную поддержку. Пособия от Министерства народного просвещения учителям, учительницам и училищам распределяли губернские и уездные училищные советы. Они же утверждали отчёты инспекторов народных училищ, назначали преподавателей на должность и увольняли неблагонадёжных педагогов. Таким образом, эти советы осуществляли «высшее попечение» над образовательными организациями.

Почётными попечителями отдельных учебных заведений обычно становились жёны крупных чиновников. Так почётной попечительницей Самарской женской гимназии в 1909 году была избрана жена губернатора.

Также во время службы сельские и часть городских учителей исключались из податного сословия. С одной стороны, это снимало с них часть расходов, так как освобождало от некоторых налогов. С другой — из-за этого учителя не могли участвовать в работе организаций, распределявших пособия и выплачивавших пенсии.

Другим источником поддержки нуждающихся учителей были организации взаимопомощи, созданные самими учителями.

Так, в 1899 году было учреждено «Общество взаимопомощи бывших воспитанников Санкт-Петербургского учительского института». В основном оно помогало нуждающимся учителям городских училищ. Подобные общества предоставляли средства либо единовременно — например в случае крайней нужды, либо на постоянной основе — например если учитель заболел. Возвращать эти деньги требовалось только в том случае, если получившие пособия педагоги были в состоянии это сделать. В таком случае возврат считался «нравственной обязанностью».

Правда, деятельность подобных обществ сильно ограничивало Министерство народного просвещения. Оно запрещало создавать им филиалы в уездах, так как по типовому уставу, установленному министерством, общества могли быть только общегубернскими. Земства и педагоги очень критиковали этот запрет.

В целом же, несмотря на обилие источников и видов, материальная помощь учителям в Российской империи была недостаточной и нерегулярной. Общества взаимопомощи не могли развернуть свою деятельность в полную силу из-за ограничений, а частные благотворители чаще всего поддерживали определённые учебные заведения, не заботясь, на что конкретно пойдут средства. Государство же давало поддержку очень избирательно.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

  • Т. А. Вепренцева. Материальное положение учителей и врачей в российской провинции во второй половине XIX века. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки.
  • И. Л. Хохлова. Общественная и частная инициативы в деле вспомоществования нуждающимся учителям Российской империи второй половины XIX века. Вестник СамГУ.
  • М. А. Гончаров. Социально-правовой статус и материальное положение учителей гимназий в России XIX в. Наука и школа.
  • А. Шипилов. Материальное положение учителей в дореволюционной России. Педагогика.
  • В. С. Сулимов. Заработная плата учителя Тобольской губернии в 1917–1919 годы. Современные научные исследования и инновации.
  • Зарплаты дореволюционной России. Профиль Счётной палаты Российской Федерации в Facebook*.
  • Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 года. СПб, 1905.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий