Что нужно знать о своем ребенке Спросите воспитателя

Рекомендации мамам и папам о том, как наладить отношения с воспитателем в детском саду

Помочь установить с воспитателем доброжелательные отношения помогут следующие советы:

Начинать нужно с самых первых дней. Как только малыш стал посещать садик (ясли или последующую группу, когда её принимает другой воспитатель), маме следует как можно больше рассказать педагогу о своём ребёнке. Причём это должна быть именно важная информация: проблемы со здоровьем (хронические заболевания, аллергия и пр.), любимые занятия дошкольника, особенности темперамента, поведения (например, слишком замкнутый или склонный к агрессии), продукты, которые он категорически отказывается есть

Также важно сообщить о том, что ребёнок ещё не умеет делать (например, ещё не просится на горшок, не умеет застёгивать пуговицы, сам есть ложкой и пр.). Скрывать такие вещи бессмысленно: это только вызовет раздражение воспитателя.

Нужно взять за правило регулярно общаться с педагогом детского сада

Например, когда мама забирает малыша, следует просто спросить, как он себя вёл сегодня, хорошо ли кушал и спал, был ли активен на занятиях. Необязательно делать это каждый день — будет достаточно пары раз в неделю, но воспитатель будет видеть, что родителю не всё равно, что происходит в садике, да и к ребёнку он станет относиться более внимательно, чтобы подробнее отвечать на вопросы родителя. При этом нужно демонстрировать не только заботу о ребёнке, но и веру в профессионализм педагога («Маше так нравятся Ваши занятия по рисованию», «Я не сомневалась, что вы поможете Мише подружиться с другими ребятами»).
Для общения важно выбирать правильное время. Например, утром можно поговорить с воспитателем, если мама приводит ребёнка рано и ещё мало детей, но не нужно приставать с вопросами, когда, например, уже идёт утренняя зарядка. Хорошо побеседовать с педагогом вечером, особенно когда детей забирают на улице. То же самое касается и телефонных звонков. Конечно, если маме нужно что-то срочно сообщить педагогу, позвонить можно в любое время, но в остальных случаях (например, предупредить, что малыш завтра придёт в садик после болезни) лучше делать это во время тихого часа. Не нужно злоупотреблять звонками педагогу в нерабочее время (ведь он имеет право на личную жизнь): опять-таки это делается только по необходимости (предупредить вечером, что ребёнок неожиданно заболел и завтра не придёт в садик, кстати, это можно сделать с помощью смс-сообщения).
Чаще говорить «спасибо». Похвала — самое доступное и универсальное средство наладить успешную коммуникацию. Ведь педагогу, которые тратит массу своей энергии на воспитание детей, таких активных и разных по характеру, будет очень приятно услышать от родителей слова благодарности.
Выражать благодарность в материальной форме. Речь здесь идёт не о дорогих подарках (это выглядит как подкуп, и не каждый педагог их примет), а о приятных мелочах. Например, можно сделать дома с малышом открытку и подарить её воспитателю или нарисовать рисунок, по дороге в садик собрать красивый букет из осенних листьев, летом угостить яблочками со своего огорода и пр. Как вариант можно периодически дарить полезные мелочи (красивую ручку, удобную точилку для карандашей), а также сладости к чаю.

Спрашивать у воспитателя советы по разным вопросам воспитания: как дома лучше развивать мелкую моторику, какие книги лучше почитать ребёнку, какой конструктор лучше приобрести и пр. Причём этим рекомендациям даже необязательно следовать, главное — чтобы педагог почувствовал свою значимость, увидел, что для родителей ценно его мнение. К тому же советы иногда могут оказаться очень дельными.
Оказывать посильную помощь в делах группы. Активный родитель — лучший помощник и друг воспитателя, поэтому не нужно отказывать в просьбах сделать поделку, вымыть окно, помочь подготовиться к празднику (украсить группу или сделать дома эмблемы), сопровождать детей на экскурсию (если мама не работает) и пр. А уж если родители сами проявят инициативу, то точно покорят сердце педагога.

В разговоре с педагогом мама всегда должна следить за своим тоном. Даже если к педагогу есть какие-то претензии, то нужно не допускать обвинительных речей, а высказывать свои пожелания. Для разговора лучше всего выбрать позицию ребёнка: «Катя переживает, что другие девочки не хотят с ней дружить» или «Кирюша не хочет идти в садик из-за того, что там нужно доедать весь обед». А уже затем следует высказать воспитателю свои пожелания решения проблемы.
Проявлять инициативу в общении с воспитателем должны именно родители, не нужно ждать первого шага от педагога (когда он что-то расскажет о малыше и пр.). Ведь это они заинтересованы в том, чтобы их ребёнку в детском саду было максимально комфортно.

Подарки воспитателям. Нужно ли?

Некоторые родители уверены, что залог хорошего отношения воспитателя к ребенку — подарки. Так ли это на самом деле? В каждом случае — по-разному. Бывает, воспитатель сам дает понять, что не отказался бы от «помощи». Если ваш воспитатель такой — то, скорее всего, считая вас хорошим родителем и боясь потерять ваше «расположение», он действительно будет лучше приглядывать за вашим чадом. Но есть и такие воспитатели, для которых принять такой «подкуп» может показаться унизительным. И вряд ли подарок повлияет на отношение к вашему малышу. Скорее всего, такому воспитателю будет приятно, если вы поможете обогатить развивающую среду группы, принесете игрушки или пособия для занятий. Конечно, коробка конфет на Новый год или 8 Марта будет приятна каждому педагогу. В любом случае, на мой взгляд, подарки воспитателю стоит делать только в том случае, если у вас есть искреннее желание его отблагодарить. Человек всегда понимает, от души или «по обязанности» сделан подарок.

Здравствуй, детский сад!

Родители отдают ребенка в детский сад по разным мотивам. Кто-то вынужден выйти на работу: ребенка оставить не с кем, а воспользоваться помощью няни или бабушки по каким-то причинам невозможно. Кому-то тяжело справляться с двумя маленькими детьми одновременно, поэтому старшего из них отправляют в детский сад. А кто-то отдает ребенка в группу, чтобы он социализировался перед школой. 

Выбрать садик по своему вкусу не всегда реально. Бывает, родители настолько рады получить наконец путевку в дошкольное учреждение, что не задумываются о возможных проблемах, львиная доля которых связана с личностью воспитателя. Именно с этим человеком малыш будет проводить целый день. В итоге одни родители не могут смириться с тем, что в жизни ребенка появился новый авторитетный взрослый – совершенно посторонний для их семьи. Другие недовольны самим педагогом, при этом далеко не все претензии являются разумными. Как бы то ни было, исход у этих вариантов один – конфликт с воспитателем. В интересах обеих сторон – умение грамотно решать разногласия.

Выстраиваем диалог: правила для родителей…

Эти приемы помогут выстроить грамотный диалог, разобраться с конфликтной ситуацией и свести негативные последствия к минимуму:

  • уважайте педагога: недопустимо для родителей критиковать воспитателя в присутствии детей; 
  • общайтесь с педагогом напрямую: не нужно обсуждать его поведение с другими родителями или, не обговорив ситуацию с воспитателем, сразу бежать к заведующей; 
  • разговаривайте с глазу на глаз: ваш диалог не должны слышать сотрудники детского сада, другие родители и тем более дети; 
  • не начинайте разговор «с места в карьер», с обвинений и резкостей в адрес педагога. Если вы возмущены или расстроены тем, что случилось с малышом, сначала успокойтесь сами и лишь затем начинайте беседу. Привести себя в норму поможет глубокий вдох-выдох, медленный счет до десяти и т.д.; 
  • выслушайте воспитателя. Ребенок, рассказывая о том, как его обидели в детском саду, в силу возраста не может оценить ситуацию объективно. Кроме того, учтите, что маленькие дети любят фантазировать и вполне могут что-то приукрасить – иногда даже весьма значительно. Прежде чем нападать на воспитателя, дайте ему возможность рассказать о случившемся с позиции взрослого человека; 
  • аккуратно подбирайте слова. Не нужно употреблять выражения «ваша работа», «мой ребенок». Говорите «мы», а ребенка называйте по имени: «Что мы можем сделать, чтобы… (решить проблему, помочь Сереже и т.д.)».

Как подружиться с педагогом ребенка?

1. Не следует предъявлять претензии с самого первого дня. Если ребенку не оказали должного внимания, спокойно обсудите это с педагогом и попросите, чтобы в первое время ребенку помогали, так как он еще не адаптировался к новым условиям.

2. Проявляйте уважение к сотрудникам детского садика, будьте приветливыми, интересуйтесь проблемами учреждения и по возможности оказывайте помощь.

3. Ежедневно спрашивайте воспитателя о поведении ребенка, все ли он кушал, с кем играл, быстро ли уснул.  Благодаря этому воспитатель будет более внимательно относиться к ребенку. К тому же персонал будет воспринимать вас, как ответственного и заботливого родителя.

Традиции воспитания дошкольников в разных странах

Если мы говорим о государственной системе дошкольного образования и воспитания, то у нас в стране она была сформирована еще во времена Советского Союза. В ней, безусловно, есть как свои преимущества, так и недостатки

Важно заметить, что советская система формировалась в соответствии со строгими стандартами и в ее создании принимали участие лучшие педагоги и социологи своего времени. Однако в разных странах отношение к воспитанию подрастающего поколения достаточно сильно отличается

Рассмотрим три страны, которые считаются самыми передовыми в этой области и на которые во многом ориентируются образовательные учреждения, готовящие воспитателей и в России.

Особенности воспитания дошкольников в Японии. О воспитании детей в этой стране ходят легенды, основы японского воспитания можно сформулировать следующим образом: «Ребенок — король в своей семье до 5 лет, до 16 лет — послушник и после 16 становится равным своим родителям». Главная цель современных японских воспитательных учреждений — помогать маленькой личности гармонично развиваться как в физическом плане, так и в умственном, уметь выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, родителями и воспитателями. Обычно до трех лет малышей воспитывают мамы, находясь в декретном отпуске. И лишь по достижении этого возраста деток отдают в детские сады. При этом стоит отметить, что вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высокая, несмотря на то, что оба — и мать, и отец — работают.

Воспитатель ведет дневник наблюдений по каждому ребенку, где записывает, чем занимался ребенок и как себя вел. Но, по сути, без родителя каждый малыш проводит в детском саду не более двух часов, в остальное время кто-то из родителей находится в группе. Педагог и родитель тесно взаимодействуют и сотрудничают. Поэтому можно сказать, что объектом воспитания в японской дошкольной системе становятся не только дети, но и их мамы и папы.

Воспитание в детских садах в Израиле. Декретный отпуск в этой стране очень короткий — всего 3,5 месяца. До трех лет детские учреждения платные и, как правило, частные. Воспитательный процесс в таких яслях организован по-разному. Чаще всего в группе работает одна воспитательница и несколько помощниц. Либо организуют домашние сады, когда няня собирает маленькие группы у себя дома. Хозяйка таких домашних яслей может и не иметь педагогического образования, по сути, выполняя роль бэби-ситтера. Более продвинутые группы для детей приглашают различных педагогов, они проводят для малышей занятия по музыке или естествознанию, рисованию и танцам. После трех лет ребенка можно отдать в бесплатный государственный детский сад. Воспитатели в таких садах отвечают не только за воспитательный процесс, но и решают медицинские вопросы.

Есть в Израиле и отдельные воспитательные учреждения для выходцев из России, стиль воспитания здесь — нечто среднее между «вседозволенностью», практикующейся в Израиле, и «советской» строгой дисциплиной. Посещать детский сад «с нуля» ребенку не обязательно, за исключением группы для 5-6-летних деток, которых готовят к школе.

Детские сады и воспитание в Финляндии. Финские детские учреждения отличаются очень серьезной подготовкой детей к школьной и взрослой жизни. Здесь деткам преподают психологию, этикет и физическую культуру. Дошкольное образование в Финляндии делится на муниципальное за небольшую плату и на частное, где оплата достигает 400-500 евро в месяц. Система дошкольного образования разработана по единым и обязательным стандартам для всех учреждений без исключения. Конечно, в частном детском саду ребенку будут уделять больше внимания: с ним отдельно каждый день будет беседовать психолог, будут обучать рисованию и письму и так далее. Но базовая программа одна для всех. День расписан по часам, ежедневно у малышей может быть до 5-6 уроков. По сравнению с российскими детскими садами здесь чаще устраиваются различные утренники и торжественные мероприятия. Воспитатели составляют график дней рождения воспитанников и для каждого составляют праздничную программу, в том числе готовят детские спектакли с участием всех деток. В Финляндии очень любят и почитают театральное искусство, детей приучают разбираться в основах театрального мастерства сызмальства. Требования к финским воспитателям очень высокие, они ежегодно проходят специальную аттестацию, на которой доказывают свою профессиональную состоятельность.

Основные задачи и этапы работы воспитателя ДОУ

В основные цели и задачи воспитателя в детском саду входят следующие:

  1. Создание комфортных, благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка.
  2. Изучение особенности развития каждого ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья, психологического и эмоционального благополучия.
  3. Изучение склонностей, интересов, наклонностей и имеющихся талантов и дарований.
  4. Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всей группы и каждого отдельного воспитанника в коллективе.
  5. Организация полноценной жизнедеятельности групп в соответствии с возрастными потребностями и особенностями детей. При этом необходимо опираться на следующие важные формы работы с современными воспитанниками детского сада:
  • Игры разного типа и назначения.
  • Активная работа всего детского коллектива во взаимодействии с воспитателем и другими взрослыми (музыкальным работником, преподавателями физической культуры, иностранного языка и так далее).
  • Прогулки, экскурсии, выезды в парки и так далее.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Утренники, праздники, торжественные мероприятия.
  • диспуты, дискуссии;
  • Интеллектуальные игры, конкурсы.
  • Деловые игры.
  • Конструирование, выполнение поделок и иные творческие задания.
  • Посещение кукольного театра, концертов.
  • Спортивные игры и занятия (в зависимости от возраста).
  • Коллективные и индивидуальные развлечения.
  • Развитие инициативы путем поручения посильных заданий, например, дежурств.
  • Выявление особенностей личности ребенка и поддержание, развитие их.
  1. Приучение воспитанников к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения согласно их возраста.
  2.  Помощь в адаптации в новом детском коллективе, завоевании признания, занятии определенного социального статуса среди сверстников. 
  3. Коррекция негативного поведения воспитанников, пресечение дурных привычек.
  4. Направление самовоспитания и саморазвития личности ребенка, совместная работа с психологом ДОУ при необходимости. 
  5. Осуществление необходимой помощи воспитанникам в изучении и практическом применении знаний, полученных в детском саду.
  6. Организация и участие в педагогических советах, в том числе и связанных проблемами воспитанников группы.
  7. Посещение открытых занятий и мастер-классов своих коллег.
  8. Помощь воспитанникам старших групп в подготовке к школе.
  9. Защита права и свободы воспитанников, ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время нахождения в ДОУ.
  10. Консультации родителям по воспитанию и обучению, а также по вопросам нахождения их детей в детском саду. Проведение родительских собраний, привлечение родителей к помощи детскому образовательному учреждению.
  11. Организация обучения, питания, досуга и выполнения режима дня воспитанников.
  12. Своевременное заполнение и правильное ведение всей необходимой для работы воспитателя ДОУ документации по ФГОС.
  13. Информирование руководства детского сада и родителям воспитанников обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
  14. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

Деятельность современных воспитателей строится на том, что воспитание это управление процессом развития личности. Поэтому педагогическому коллективу необходимо выявлять положительные стороны личности каждого ребенка и всячески поддерживать и развивать их, нивелируя возможные негативные черты и проявления характера лояльными педагогическими методиками.

Все по инструкции

Кроме царапин и укусов редко, но случаются и более серьезные проблемы — ребенок упал, получил перелом, ушиб, сильный порез и т.д. Во-первых, на это случай у каждого ребенка, посещающего детский сад, должна имеется страховка. Во-вторых, эти моменты предусмотрены и в должностной инструкции воспитателя. В каждом случае следует тщательно разобраться, после такого инцидента всегда проводиться проверка. Если вина воспитателя доказана (например, он оставил детей одних без присмотра), к воспитателю будут применены самые строгие меры вплоть до увольнения. Но иногда дети травмируются действительно случайно, и такое может случиться даже у самого внимательного педагога. Если воспитатель сразу известил о случившемся родителей, ребенку была оказана необходимая медицинская помощь, значит, он выполнил свои должностные обязанности в соответствии с инструкцией.

Вы считаете, что в детском саду мало занимаются с ребенком? Каждое дошкольное учреждение работает по той или иной образовательной программе, в соответствии с которой составляется «сетка» занятий на неделю. Время занятий зависит от возраста детей — в яслях обычно проводят 2 занятия по 10 минут, в подготовительной продолжительность занятий составляет уже 30 минут. Вы можете узнать у воспитателя или заведующей о расписании занятий. Если занятия не проводятся, вы можете сказать об этом заведующей, она, как и методист, должна следить за тем, чтобы занятия проводились. Однако не стоит возлагать очень большие надежды на сад в вопросах развития. Если дома вы не уделяете время играм, чтению книг с ребенком, не закрепляете то, что дети проходят в садике, считая, что ребенку хватит занятий в детском саду, не стоит рассчитывать на высокие результаты.

Вместе – сила!

Главное, что нужно помнить родителям: детский сад – это не нечто ужасное. Это всего лишь один из этапов взросления ребенка, его социализации – точно такой же, как школа, колледж или институт. Относитесь к поступлению в садик максимально спокойно – именно этот настрой передастся малышу, и вся его «садовская» жизнь пройдет легко и безмятежно.

Если воспитатель сумел создать доверительные отношения с родителями, то может быть уверен, что в любой – даже самой сложной – ситуации не произойдет конфликта. Взрослые найдут выход с помощью диалога, полного взаимного уважения, а не унизительных оскорблений. По-настоящему успешный и полезный для ребенка вариант – не противостояние, а грамотное сотрудничество родителей и воспитателей. 

Недовольство воспитателя ребенком.

Не всегда  претензии по поводу плохого поведения малыша свидетельствуют о том, что воспитатель некомпетентен. В большинстве случаев жалуются на чересчур активных, подвижных малышей.  Если педагог не справляется с ребенком, расскажите ему, как это делаете вы.

Бывают и такие случаи, когда воспитатель просто не запал вам в душу. Вроде он и не допускает ошибок, но и не внушает особой симпатии. Не спешите переводить ребенка в другой садик. Ребенок уже привык, завел новых друзей.  Детский сад — это небольшой жизненный этап, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы он прошел для ребенка незаметно, принося только пользу и позитив.

Сколько дней длится отпуск у воспитателя детского сада

В данном случае все регулируется определенными нормами трудового законодательства. Согласно ТК РФ, воспитатель имеет право взять отпуск после того, как он проработает не менее 6 месяцев. Здесь также следует отметить один момент. Предоставляется такой отдых не за календарный период, а исключительно за отработанное время. В дальнейшем воспитатели имеют право брать оплачиваемый отдых в любой период. Правда, здесь все-таки потребуются определенные согласования внутри трудового коллектива.

В нашей стране для работников педагогической сферы предусмотрено несколько видов отпусков. Помимо ежегодного оплачиваемого (основного и дополнительного), есть еще и льготный. Он предоставляется, например, лицам, воспитывающим детей. Предусмотрено законом и право взять несколько дней отдыха без оплаты. Еще один вид отпуска – специальный. Он может быть предоставлен по разным причинам – особые обстоятельства, временная нетрудоспособность и так далее.

За оставление графика отпусков отвечает администрация учебного заведения. В данном случае обязательно проводится определенная предварительная работа, поскольку нужно согласовать с представителями трудового коллектива время отдыха. Вместе с тем в особых случаях руководство имеет право отозвать из отпуска воспитателя

Однако здесь есть одно важное условие. Работник должен дать свое письменное согласие на отзыв. В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска

В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска.

Теперь давайте разберемся с тем, сколько положено отдыхать воспитателям детских садов. Законодательством отпускной период для представителей данной профессии отнесен ко 2-й категории педагогических специалистов. Соответственно, воспитатель детского сада имеет право на 42-дневный оплачиваемый отпуск. Здесь также следует сделать одно уточнение. В данном случае речь идет о календарных, а не о рабочих днях.

Выше мы уже отмечали, что воспитатели не так привязаны к учебному процессу, как учителя в школах, колледжах, институтах и так далее. Соответственно, отпуск они получают по принципу избирательной очередности. Привязки к какому-то конкретному времени года в данном случае нет. На продолжительность отпуска никак не влияют выслуга лет и трудовой стаж.

Вместе с тем продолжительность отпуска за свой счет не может быть более 14 дней. Причем руководитель учебного заведения может и не подписать соответствующее заявление работника в случае, если отсутствие данного воспитателя негативным образом скажется на работе детского сада или воспитательном процессе. Иными словами, каждое такое заявление рассматривается в индивидуальном порядке.

Также следует отметить и дополнительные отпуска, предусмотренные нормами действующего законодательства. Все связанные с этим вопросы решаются руководством детского сада. Например, дополнительный отдых может быть предоставлен сотруднику как награда за продолжительный труд, или в качестве поощрения за какие-то достижения. Нередко воспитателям ДОУ приходится работать в нестандартных рабочих условиях. В таком случае им может быть предоставлен дополнительный отпуск в качестве компенсации. В зависимости от места и условий работы, педагоги имеют право на продление отдыха до 56 дней.

Право на отпуск гарантируется гражданам РФ Конституцией. Его имеют все лица, осуществляющие трудовую деятельность на законных основаниях. Работодатель, в свою очередь, не имеет права отказать в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска сотруднику. Это очень серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Отдельно следует отметить работников, совмещающих две должности. Данная практика сегодня является достаточно распространенной, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Таким работникам оплачиваемый отпуск должен предоставляться на обеих должностях.

Бьешься с инновациями, как селедка в бочке

Анна, стаж 11 лет, Пермь, Петербург:

— Сначала я работала в Перми, а сейчас уже четвертый год в Питере. Отличие огромное. Во-первых, это финансовый вопрос. Оклад, базовая часть, кардинально отличается в регионах. У меня оклад был 11 тысяч, плюс около 10 выходило всякими баллами. С недавнего времени появился профстандарт, в котором прописаны обязанности. Тогда его не было, но в должностной инструкции все было прописано. И если мы выполняем что-то сверх, идет стимулирующая надбавка. Например, если ты состоишь в какой-нибудь творческой группе, разрабатываешь комплексно-тематическое планирование, участвуешь в конкурсах педагогического мастерства, печатаешь статьи в электронных или печатных изданиях. Сверх обязанностей, в общем. За все это добавляются баллы. 

Если брать общие зарплаты по Перми, 20 тысяч — это средняя зарплата. Но дело в том, что уровень жизни в Перми и в Петербурге отличается не сильно. Да, здесь дороже общественный транспорт и недвижимость, но в плане остального: продуктовых наборов, коммунальных услуг — все абсолютно то же самое. Сейчас у меня базовая часть — 39 тысяч. И те же надбавки получаются, еще тысяч на 10.  

Но и наказания, безусловно, есть. Они всегда были, и в Перми, и здесь. Если какая-то серьезная травма у ребенка либо обоснованная жалоба от родителей, то часть баллов снимается. У кого-то 10 баллов снимают, у кого-то 30% — зависит от садика. 

Что такое обоснованная жалоба? Например, ребенок упал, получил синячок. Родитель пишет жалобу заведующей и в департамент. Проводят внутреннее расследование. Если это действительно халатность воспитателя, жалоба считается обоснованной. А если это изначально вина родителей и они неправильно подобрали обувь или одежду, хотя это постоянно оговаривается, то это необоснованная жалоба. Это самый банальный пример.  

Количество жалоб в каждой группе разное и зависит от отношений между родителями и коллективом, от того, насколько они доверяют друг другу. Где-то жалобы частые, где-то их практически нет. Очень индивидуально. 

Что касается бумажек, в Перми был полный завал. Просто ужас, сколько там этой волокиты и бюрократии.

В Питере гораздо меньше. Планы, конечно, всегда были, есть и будут. Но само оформление этих планов в Перми необоснованно расширенное. Пишешь много лишнего. Например, те же цели, которые все и так указаны в методичках. Методички указаны как источники. Зачем еще это прописывать в планах? Составляешь кучу комплексно-тематических планов по разным областям, а потом все равно все это переписываешь в план на неделю. Тоже какой смысл? Писанина одного и того же по несколько раз.  

Сложность работы в Перми еще и в том, что этот край является экспериментальной площадкой, все инновации кидаются туда. Не всегда они удачны, не всегда имеют положительный результат. И ты бьешься с этими инновациями, как селедка в бочке. 

Завышены требования к образованию воспитателя. Оно должно быть обязательно высшее. Но, бывает, девочки приходят после колледжа, и они гораздо умнее и лучше, чем специалисты с высшим образованием. Тут, мне кажется, есть перегиб. 

Самое сложное лично для меня — нехватка времени на оформление документации. Стараюсь больше времени проводить с детьми, играть, творить с ними. Бумаги мы можем оформлять, как удобно: можем в тихий час, можем дома ночью. Эти часы, конечно, не оплачивают. Вообще профессия педагога не нормированная. Но тут зависит от отношения. Я к этому отношусь спокойно и не вижу в этом проблемы. А для кого-то это может быть преградой. 

Фото: Barbara Formica / flickr.com

Ответственность, конечно, колоссальная. Но если этого постоянно бояться, тогда остается только сидеть в офисе и бумажки перебирать. Но и там тоже ответственность. В любой работе она есть: где-то материальная, где-то моральная, а где-то уголовная. Я этой ответственности не боюсь.  

Сейчас больше даешь самостоятельности детям, не довлеешь над ними, это уже не авторитарный стиль. Находишься рядом, сопровождаешь и не корректируешь, а просто подсказываешь, ищешь вместе. Например, ребенок не может построить замок. У него не получается, руки уже опустились. Ты подходишь и не даешь схему, как построить, а вместе с ним начинаешь рассуждать: «Что будет, если сделать вот так? А вот так? Тебе нравится? Давай попробуем еще».

Раньше так поступали только педагоги, творческие от природы. Они сами хотели так себя вести и применяли такие технологии в образовательном процессе. А сейчас нас к этому обязывает профстандарт. Я считаю, что это огромный плюс. 

Текст был впервые опубликован 27 сентября 2020 г.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий