Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

Рекомендации по ФГОС для развития речи в 1 или 2 младшей группе

Научно-образовательная деятельность по развитию речи для деток 1 и 2 младших групп была составлена по ФГОС.

НОД развитие речи в 1 младшей группе

В ходе образовательной деятельности педагоги обучат детей находить простейшие причинно-следственные связи, смогут сконцентрировать знания детей об особенностях весны, потренируют сочетание речь-действие, будут развивать логическое мышление, внимание, развивать фонематический слух, добиваясь четкого произношения

План-конспект занятия «Весна пришла»

Педагог (далее П) читает детям стихотворение:

Дидактическое занятие по развития речи про весну

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!

П: О каком времени года идет речь?

П: Давайте вдохнём аромат весенних цветов. Дыхательная гимнастика «Аромат цветов».

Физминутка «Превращение в цветы».

Наши алые цветы распускают лепестки, (кулачок разжимают)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (медленно двигают пальчиками)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (зажимают кулачки)

Тихо засыпают, головой качают. (опускают кулачки вниз)

Обратите внимание! Педагог ведет беседу о пробуждении природы, о животных и линьке, о насекомых, ручейках, солнце, почках, травке, рассказывает, почему птицы перелетные. Дети поддерживают разговор, называют первые признаки весны

НОД по речевому развитию во 2 младшей группе по ФГОС

Цель образовательной деятельности — развитие и формирование речи через упражнения на мелкую моторику пальцев рук.

Задачи: тренировать гибкость и подвижность пальцев рук, развивать внимание, память, ритмику, провоцировать речевую активность детей

План занятия на тему «Кто-то в гости к нам пришел»

Педагог проводит музыкальную разминку для детей, все слова сопровождаются действиями:

Пальчиком, пальчиком тук-тук-тук,

Ладошкой, ладошкой хлоп-хлоп-хлоп,

Локтями, локтями трам-трам-трам,

Ногами, ногами бам-бам-бам.

На головку ручки ты положи,

А теперь вперед и помаши.

Доброе утро, доброе утро,

Доброе утро ты скажи!

Пальчиковая гимнастика «Петушок-петушок».

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Петушок-петушок (большой и указательный палец образуют «клюв»)Золотой гребешок (ладошки складывают «домик» с перекрестными пальчиками)Масляна головушка (гладят по голове)Шелкова бородушка (проводят по подбородку)Что ты рано встаешь (тянутся, руки вверх)Детям спать не даешь (голову на ладошки).

Массаж карандашом.

Педагог обыгрывает ситуацию, где детям нужно помочь петушку построить мостик из бревнышек, дети катают карандаш в ладошках.

Игра с прищепками «Солнышко».

Педагог предлагает детям прикрепить прищепки к плотному картону как лучики солнышка

Внимание нужно обратить на правильный пинцетный захват

В конце занятия дети лепят петушка из пластилина, учатся скатывать шарики разной величины.

Театрализованная деятельность как средство развития речи в младшей группе

Ход занятия:

– Ребята, вы любите сказки?

– Очень любим.

– Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.

– Сможем.

– Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

– Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

– Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке….

– Кто покатился по дорожке? (Колобок)

– Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

– Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

– От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

– Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

– Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

-Хотите поиграть с героями сказки

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.

Мишка топ-топ-топ Топают, изображая мишку.

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп Хлопают в ладоши.

-А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

-Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок – вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их … (Теремок.)

– Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (-Мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка сестричка, волчок – серый бочок и большой медведь)

– А кто же сломал теремок? (Медведь)

– Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем)

Тук да тук молотком Кулачком стучат по кулачку

Мы построим новый дом

Дом высокий Руки вверх вытянуть.

Дом с окном Руки вместе и развести в стороны.

С острой крышей и трубой. Руки ввиде крыши.

В доме мы живем с тобой Обнимаемся.

– А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

– Посмотрите, что это? (Это репка)

– Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

– Кто посадил репку? (Дед)

– Кого позвал Дед? (Бабку)

– Кого позвала Бабка? (Внучку)

– Кого позвала Внучка? (Жучка)

– Кого позвала Жучка? (Кошку)

– Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

-Вот теперь все хорошо.

– Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

– Садимся в поезд и едем дальше.

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». (Повторяют слова за воспитателем).

– Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

– Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

– Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).

– Что же делать? (Надо им помочь – собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку Золотое яичко»

– Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

– А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

– В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

– Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

– Вы молодцы. Очень добрые дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз – это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.

Каждый ребенок получает «волшебную» конфету.

– В следующий раз мы побываем с вами в других сказках.

Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.

  • До годика малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).
  • К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.
  • Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!
  • Три годика – от 250 до 750 слов.
  • Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.
  • К шести годам (к первому классу) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.
  • У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.

Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.

Однако, это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте существуют проблемы со связью в предложениях, с окончаниями. Успехи должны прогрессировать. Чадо прислушивается к окружающему миру и пытается говорить правильно.

Как развить речевые навыки у ребенка 3 лет

Существуют различные методики для развития речи. Иногда хватает родительских занятий, но не нужно пренебрегать консультацией специалиста.

Развивают ли мультфильмы речевые навыки

Уследить за темпом речи героев малыш не всегда в состоянии. Многие слова без взрослых понять не может. Смотреть детские мультфильмы лучше вместе, объясняя непонятные фразы.

Мультфильм с мамой

Грамматические упражнения и игры

В качестве упражнений применяют следующие:

  • Подражание предметам или животным (машина, кошка и др.)
  • Речевое сопровождение действий.

В игре применить технологию знакомства с картинками. Он должен описать карточку.

Как способствовать развитию речи

На третьем году нужно помочь ребенку правильно разговаривать. Для этого надо делать следующее:

  • Общаться с людьми.
  • Учить новые слова.
  • Поправлять речевые ошибки.
  • Говорить с разной интонацией.
  • Читать книги.
  • Вести диалог, пытаться разговорить.

Советы родителям: как необходимо развить связную речь

Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, говорить четко, следить за своим произношением. Чтение сказок, стихов и потешек благотворно влияет на речь ребенка в 3 года.

Как научить говорить правильно

Для правильной речи нужно разговаривать с ребенком, читать книги, противопоставлять слова, развивать мелкую моторику.

Как избежать задержки развития речи

Изучение речи зависит от позиции родителей

Уделяя внимание ребенку, можно увидеть проблему на начальных стадиях и прийти к логопеду

Родительский опыт: учим стихи с мамой

Выбор стихов и методов заучивания индивидуален.

Обратите внимание! Нужно пробовать, что проще для ребенка: заучивать целиком или по строчкам. Мама должна повторять фразы вместе с чадом

Как создать правильную среду для развития речи

С ребенком нужно проговаривать все, что делает мама или папа, например, как одевается, умывается, работает.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

Причины острых проблем:

  • Плохой слух.
  • Слабые мышцы рта.
  • Недостаток общения.
  • Недопонимание фраз.
  • Заболевания.
  • Плохие привычки родителей.

Формирование связной речи ребенка в 3 года

Этот процесс происходит в результате общения ребенка со сверстниками, повторения простых предложений за взрослыми.

Использование прилагательных

В игровой форме ребенок должен описать предмет (яблоко круглое, красное, сладкое), определить, чья вещь (мамина сумка).

Самостоятельная диагностика задержки

Лучший метод диагностики — наблюдение за ребенком.

Обратите внимание! Проследить, как он говорит фразы, какая динамика через месяц. Логопедическое занятие на тему «Профессии» для разных возрастов

Логопедическое занятие на тему «Профессии» для разных возрастов

Развитие речи через театрализованную деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность — широкое поле для развития многих психических процессов, качеств, в том числе и речи. Детям интересно примерять на себя разные роли. Как и любым актерам, детям необходимо запоминать текст представлений, а произвольное запоминание еще не сформировано в полной мере.

Процесс запоминания

Родителям и педагогам может помочь в этом ряд советов: выбирайте короткие и интересные для малыша отрывки для запоминания; не принуждайте к заучиванию, пусть он приступает к этому только в хорошем настроении, когда и у Вас есть достаточно свободного времени; помочь заучить абстрактный текст помогут картинки — сделайте план текста в картинках, которые понятны малышу.

Литературный материал

Выбирайте доступный возрасту и знакомый материал для театрализованной деятельности: «Репка», «Теремок», «Три медведя» и иные народные сказки, стихи Барто — иными словами классика детского чтения будет удачным выбором.

Младший дошкольный возраст — время активности многих сензитивных периодов, это пик развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также развития произвольности и речи.

Обратите внимание! Театр — доступный способ решать задачи педагогики и психологии, нравственного воспитания, развития коммуникативных способностей, речи, и т. д

Стимулирующая работа по развитию речи младших дошкольников

Опираясь на приведенные сведения можно без труда составить занятие по развитию речи с привлечением театрализованной деятельности. Для большего понимания ниже приведен пример подобного занятия:

  1. Разговор натему «Театр это?».
  2. Дидактические игры посказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» разрезанный пазл, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», «Чего не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?». Сказочные сюжеты знакомы детям и им будет доступно обсуждение в группе.
  3. Игры-лабиринты по сказкам.
  4. Игры наимитацию голоса: «Это чей голос?», «Что издает такой звук?».
  5. Чтение сказок, стихов и театрализованное представление.

Подводя итоги хочется отметить, что развитие речи — комплексная работа педагогов и семьи. Культура общения в семье определяет речь ребенка. Если родители внимательны к малышу, стимулируют его речь, то помощь не понадобится. Однако, если взрослые сомневаются в адекватности речевого развития, не стоит стесняться обращаться к специалистам, чтобы не упустить нарушений.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу.

Упражнение «Улыбнись друзьям»

А теперь поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им (дети здороваются с гостями)

2. Вводная часть

Мотивация детей на предстоящую деятельность:

Показ здания театра на экране, вопрос

-Ребята, как вы считаете – что это? (предположения детей)

-Что такое театр? (ответы детей)

-А кто-нибудь из вас был в театре? (ответы детей)

-трудный вопрос вам задам – какие бывают театры? (ответы детей: кукольный, театр теней, пальчиковый, драматический)

– Кто в театре показывает представление? (– люди, артисты)

– Для кого артисты показывают представления? (ответы детей – зрители)

– Кем вы хотите быть- зрителями или артистами?

3. Основная часть

Тогда я вас приглашаю в театр, где вы будете артистами, а наши гости зрителями и вы для них покажите сказку «Теремок».

Сейчас зазвучит волшебная музыка, мы три раза повернемся вокруг себя и окажемся в театре.

(звучит музыка, дети с воспитателем поворачиваются вокруг себя)

Вот мы и в театре. Запомните ребята одно правило, зритель не должен видеть артиста до начала представления, поэтому нам надо зайти с вами за ширму, чтобы надеть маски и подготовиться к спектаклю.

(дети с воспитателем уходят за ширму и надевают маски)

(сюрпризный момент: Сказочница:

«Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди.»

Инсценировка сказки в масках

Сказочница:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, мышка бежит (Ребёнок – Мышка бежит к домику)

У дверей остановилась и пищит:

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Сказочница:

Тишина, будешь жить ты здесь одна.

Мышка: (заходит в Теремок)

Буду я здесь жить,

Зверей в гости зазывать!

(Ребёнок – Мышка входит в домик)

Сказочница:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Лягушка бежит Ребёнок – Лягушка бежит к домику)

У дверей остановилась стучит и кричит:

Лягушка:

Ква-ква, кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я – Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка:

Я, Лягушка-квакушка.

Пусти меня к себе жить.

Мышка:

Заходи!

Будем весело мы жить.

Лягушка (заходит в Теремок)

Сказочница:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Зайчик бежит (Ребёнок – Зайчик бежит к домику)

У дверей остановился стучит и кричит:

Зайчик:

Тук-тук, кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я – Мышка-норушка.

Лягушка:

Я – веселая Лягушка, а ты кто?

Зайчик:

Я, Зайка-побегайка.

Пустите меня к себе жить.

Мышка и Лягушка:

Заходи!

Будем весело мы жить.

Зайчик (заходит в Теремок)

Сказочница:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Лисонька бежит

У дверей остановилась и стучит:

Лисонька:

Тук-тук кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я – Мышка-норушка.

Лягушка:

Я, лягушка-квакушка.

Зайчик:

Я, Зайка-побегайка, а ты кто?

Лисонька:

Я, Лисичка-сестричка!

Пустите меня к себе жить.

Зайка:

Заходи!

Будем весело мы жить.

Лисонька: (заходит в Теремок)

Сказочница:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Волчок-серый бочок, бежит (Ребёнок – Волк бежит к домику)

Волчок:

Тук -тук кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка.

Я, Мышка-норушка.

Лягушка:

Я, лягушка квакушка.

Зайчик:

Я, Зайка-побегайка.

А, ты кто? Я лисичка- сестричка.

Заходи будем вместе жить.

Сказочница:

Вот по полю, полю, Мишка, топает (Ребёнок – Мишка бежит к домику)

Мишка:

Тук тук кто, кто в теремочке живет.

Кто, кто в не высоком живет?

Я медвежонок Мишка,

Пустите меня к себе жить.

Мышка, Лягушка, Зайка, Лисичка, Волчок,

Заходи!

Будем весело мы жить.

Мишка: (заходит в Теремок)

Сказочница:

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало шестеро жильцов.

Все зверята подружились

стали дружно жить,

большой хоровод водить.

Сказочница

Тут и сказки конец. А кто слушал молодец.

4 часть.Заключительная:

Воспитатель: зрители аплодисментами просят артистов на поклон

Нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас зазвучит волшебная музыка, мы покружимся и окажемся в детском саду.

Вопросы на закрепление:

– Где мы сегодня были? (ответы детей)

– Что вы делали в театре? (ответы детей)

– Какую сказку мы показывали зрителям?

– Какие роли вы играли? (ответы детей)

Вопросы для оценки и самооценки детей:

– Что было самым трудным в роли Медведя?

– Л. как ты исполнила бы роль Лисички?

– С. как ты сыграл бы роль Волка?

5 часть выход из НОД:Воспитатель: Спасибо артистам за отличную игру, предлагаю вам вернуться в группу и всем вместе нарисовать ТЕРЕМОК.

Ход НОД.

Постановка проблемы.

Дети сидят полукругом.

В. Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать ее, и тогда вы узнаете,кто к нам пришел в гости:

Летом сер, зимою бел,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

В. К нам в гости пришел не простой зайчик, а сказочный. Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик? Ответы детей.

В

Обращаю внимание детей,что зайчик плачет : Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?. З

Я решил пойти в гости к своему другу из сказки “Заюшкина избушка”, а когда вернулся все мои друзья из сказки “Теремок” исчезли, а остались одни геометрические фигуры

З. Я решил пойти в гости к своему другу из сказки “Заюшкина избушка”, а когда вернулся все мои друзья из сказки “Теремок” исчезли, а остались одни геометрические фигуры.

В. Заинька, а как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев?

З. Надо отгадать в какой треугольник заколдован герой сказки и кто за кем приходил в теремок.

В. Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?

Дети пересаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка.

Решение проблемы.

В. Ребята, послушайте отрывок из сказки. Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет. Предлагаю детям показать какой стоит в поле теремок.

Пальчиковая игра ” Домик”

Строим дом впятером. (имитируем движения “кладем кирпичики”)

Вот окошки, крыша вот. (показываем ладошки и крышу над головой)

Дом растет, вот труба, (имитируем движения “кладем кирпичики”, рука вверх)

Вот какая красота!

В. Вот какой теремок получился, Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист. Вначале нам надо построить теремок.На ваших подносах лежит фигуры: квадрат и треугольники разного цвета. Из каких фигур можно сделать дом. Ответы детей

Обращаю внимание детей, что крыша должна подходить к самому домику, и по цвету и по величине

Правильно, ребята, можно построить дом-теремок для наших героев.

В.: Кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какой треугольник превратилась мышка? Какого цвета? Почему, серый треугольник самый маленький?

Прикладываем треугольник рядом с домиком.

В.: Кто пришел после мышки? Как вы думаете, в какой треугольник превратилась лягушка? Какого цвета? Почему этот треугольник больше серого. (Лягушка больше, чем мышка)

В.: Кто пришел в теремок после лягушки. Какого цвета зайчик? Есть ли здесь такой треугольник; серого цвета и больше чем зеленый. Почему? (Зайчик уходил в гости)

Данная работа проводится по каждому герою.

В.: Ребята, мы с вами разгадали, какой герои заколдованы! Теперь, надо оживить их.. Давайте мы с вами поиграем, вы тоже превратитесь на время в героев сказки и будете под музыку двигаться как мышки, лягушки, зайчики, лисички,волки и медведи.

Дети вместе с воспитателем движутся под музыку, выполняя движения, передающие характер, изображаемых животных.

В

Обращаю внимание детей на чудесный мешочек. Давайте узнаем, что там

В.: предлагает детям на ощупь узнать кто спрятался в мешочке. Дети

поочередно достают игрушки героев сказки “Теремок”

В.: Ребята, посмотрите это же наши герои. Мы помогли Зайчику, спасли его друзей! А сейчас мы будем расскажем и все вместе покажем сказку.

Дети с помощью воспитателя и составленной модели рассказывают русскую народную сказку «Теремок».

Развитие речи ребенка в 3 года

Рассмотрим особенности развития словаря детей третьего года жизни, детей 3 лет.

Интенсивность роста словарного запаса ребенка на третьем году жизни продолжает оставаться высокой. В среднем словарный запас за возрастной период от 2 до 3 лет увеличивается в 4—5 раз (от 300 слов в 2 года до 1200—1500 слов в 3 года). К концу третьего года жизни в словарном запасе разных детей могут наблюдаться значительные различия.

Содержание словаря детей составляют предметы и объекты ближайшего окружения ребенка: игрушки, посуда, одежда, мебель, близкие взрослые и дети, общающиеся с ребенком, домашние и некоторые дикие животные. Благодаря развитию дифференцированного восприятия и способности к установлению простейших связей ребенок не только называет предмет, но и находит в нем отдельные ярко выраженные части, качества и свойства: у машины — колеса, кузов, кабина; у чайника — носик, ручка; яблоко — красное, сладкое, твердое, может катиться, его можно есть и т. д.

Активное социально-нравственное развитие ребенка способствует пополнению словарного запаса обозначениями личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников: хорошая, добрая, красивая и т. п. Знакомство детей со способами общения позволяет включить в словарный запас ребенка общепринятые слова приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д.

В единстве со значением слова ребенок осваивает его звучание. В связи с недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок лучше слышит ударный слог) и артикуляционного аппарата самостоятельное воспроизведение слова часто вызывает у ребенка трудности, что приводит к использованию им автономной речи, слов-корней: би-би, бибика (машина), ав-ав, ава (собака). Вместе с тем ребенок неосознанно стремится к совершенствованию своих речевых умений, к развитию артикуляции. Это проявляется в характерных для данного возраста самостоятельных речевых упражнениях ребенка: многократных повторениях слова, звукосочетания, фразы. Например, ребенок идет с мамой по улице и повторяет: куки-маки, куки-наки, куки-баки и т.д. Помощь воспитателя ребенку при освоении им правильного произношения может заключаться в следующем:

— четкое и ясное многократное произнесение нового для ребенка слова;

— обязательная замена неоформленного или «детского» слова ребенка его социально закрепленным «взрослым» звучанием (не «би- бика», а машина);

— организация речевых упражнений ребенка в виде повторения чистоговорок (Да-да-да — за окном вода; Та-та-та — накормлю кота), договаривания стихотворных строк, чтения потешек, пения песенок, проведения словесных игр с движениями, воспроизведения слова хлопками и т. п.

Задачи словарной работы с детьми:

1. Обогащать и активизировать словарь детей.

2. Стремиться к окончательному освобождению речи детей от слов-корней, к использованию ими социально закрепленного звучания слов.

Как развивать навыки общения у ребенка

Развитие речи ребенка. Развивайте речь малыша с самого его рождения

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Как правильно воспитывать и развивать детей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий