Ход прогулки.
-Воспитатель: Дети, мы сейчас пойдем на прогулку.
Дети в парах идут на участок.
– Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень).
Воспитатель достает схемы – картинки с приметами осени.
– Посмотрите на эти картинки, выберете только те, которые относятся к приметам осени. (Дети выбирают).
– Назовите приметы осени по картинкам. (Дети называют приметы).
Ответы детей:
1. Солнце светит, но греет слабо
2. Перелетные птицы улетают на юг
3. Люди собирают урожай
4. Люди одеваются теплее
5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и облетают
6. Часто идет дождь
7. Звери готовятся к зиме
8. День становится короче, а ночь длиннее
-Воспитатель: Сколько месяцев у осени? (три)
-Воспитатель: Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)– Воспитатель: Какой сейчас месяц? (ноябрь)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
– Воспитатель: Какая сейчас стоит осень – ранняя или поздняя?
– Воспитатель: Назовите приметы ранней и поздней осени. (ответы детей)
– Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)
Наблюдение за погодой.
– Воспитатель: Ребята давайте понаблюдаем за погодой.
– Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? (пасмурная, солнечная, дождливая). – Какое небо? (чистое, пасмурное). Что на нем есть? (облака, тучи). Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. – Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? – Как вы его обнаружили? (облака движутся, ветки на деревьях шевелятся) – Посмотрите на облака. Они движутся. Давайте, понаблюдаем за деревьями. – Ребята, а что же такое ветер? (Ответы детей). – Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Исследовательская деятельность.
Опыт № 1. Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём,скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
Опыт2. Сейчас я возьму палочку и проколю вам пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.
– Так как же образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
– Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий).
– Как называются сильные ветры? (ураган, тайфун, смерч, штормовой)
– Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).
Опыт «Вертушка» Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
– И так мы определили, что такое ветер, теперь давайте определим, если ветер на улице?
– А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?
– Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая).
– Что можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). Дидактическая игра «Подбери слова».
Ход наблюдения: что это дерево или кустарник?
Как называется?
Как чувствует себя сирень зимой?
Есть ли листья на кустарнике?
Растения к зиме готовятся задолго до её прихода. Они находятся в стадии покоя. Зимой ветки особенно хрупкие, поэтому их необходимо беречь. Зимой почти все деревья и кустарники стоят без листьев.
Трудовая деятельность: расчистка скамеек от снега.
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…»
Цель: закреплять прыжки на двух ногах.
«Лиса в курятнике»
Цель: воспитывать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа: «Подбрось выше»
Цель: учить бросать мяч вверх и ловить его.
К 56 Февраль.
Наблюдение «За метелью»
Цель: дать представление о движении снега в ветренную погоду, познакомить с понятием «метель».
Ход наблюдения: Что это за птица?
Опишите как выглядит снегирь?
Где живут снегири зимой?
Чем питаются?
Какие звуки издают?
С наступлением зимы снегири прилетают поближе к людям. Они собираются в стайки и клюют ягоды рябины, шиповника, боярышника. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья чёрные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка тёмно-серая. Кричат снегири «рюм-рюм».
Трудовая деятельность: подметание дорожек метлой.
Цель: приучать выполнять трудовые поручения.
Подвижные игры: «Цветные автомобили»
Цель: развивать пространственную ориентировку.
«У медведя во бору»
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки)
К 53 Январь.
Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ель»
Цель: показать детям особенности живого дерева.
Экспериментирование и опыты на прогулке зимой
Дошкольный возраст отличается особым интересом к окружающему миру
Часто, ребенок не может сам замечать какие-то фундаментальные вещи, поэтому воспитателю важно научить его не только смотреть, но и видеть. Теоретические знания должны подкрепляться наглядным материалом, экспериментами, которые смогут обогатить знания детей
Экспериментирование на прогулках делится на два вида:
- Фронтальное — когда у детей есть несколько объектов для наблюдения, самостоятельного сравнивания. Для такого вида наблюдения рекомендуется наличие двух педагогов, следящих за воспитанниками, особенно если группа многочисленная.
- Демонстрационное — педагог держит в руках объект, который выбран для обучения. Воспитатель демонстрирует объект и ведет обучающую беседу. Такой способ гасит инициативу и активность, как правило, дошкольникам не очень интересны занятия, в которых они должны только наблюдать, не принимая участия.
Важно! Опыты, которые будут проводиться с детьми обязательно должны подбираться в соответствии с их развитием и возрастом. Опыты для дошкольников — это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью
Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей
Опыты для дошкольников — это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью. Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей.
Эксперимент: свойства снега и льда
Цель эксперимента — опытным путем выяснить отличие и сходство состояний льда и снега.
Задачи:
- прививать детям трепетное отношение к природе;
- научить различать состояние внешне схожих зимних явлений;
- учить детей делать выводы и умозаключения.
Пример на двух популярных у воспитателей опытах:
Опыт № 1. Последовательность опыта:
- Воспитатель выстраивает детей в круг;
- Предлагает им поздороваться совсем вокруг: с солнышком, с птичками, с новым днем (используя тематические стихи);
- Далее, воспитатель загадывает детям несколько зимних загадок на тему снега и льда;
- Далее дети вместе с воспитателем рассматривают через лупу снег и лед, предварительно можно сделать самим сосульку, используя обычный пакет и воду (воду можно подкрасить акварелью, для большего интереса). Воспитатель, спрашивает у детей: чем отличаются лед и снег. Подсказки: снег — рассыпчатый, рыхлый, пушистый, лед — твердый, прозрачный, однородный.
Опыт № 2. Защитные свойства снега. Ход опыта:
- Воспитатель наливает воду в пластиковые стаканчики;
- Дает детям краски и кисточки, чтобы они подкрасили воду в каждом стаканчике свой цвет;
- Далее, стаканчики устанавливаются в сугроб на разную глубину.
Наблюдение за водой в снегу
Расставив стаканчики слева направо так, чтобы первый стаканчик стоял на поверхности сугроба, средний стаканчик был наполовину вкопан в снег, а третий до верха был погружен в снег, воспитатель раздает детям лупы. Через какое-то время дети разглядывают состояние воды в каждом стаканчике. Воспитатель объясняет, почему вода в полностью погруженном в снег стаканчике замерзает медленнее всего — потому что снег, не смотря на то, что он холодный согревает и защищает стаканчик от температуры и ветра.
Наглядные эксперименты, проводимые в игровой форме на прогулке очень важны в ходе воспитания и образования детей дошкольников
Наблюдение на прогулках позволяет ребенку взглянуть шире на мир, почувствовать интерес к самостоятельному исследованию окружающей среды, осознать важность аккуратного поведения человека в природе
Планирование зимней прогулки в подготовительной группе
Наблюдение на прогулке в подготовительной группе зимой позволяет познакомить ребенка с таким природным явлением, как снегопад, научит его анализировать поведение птиц в условиях холода, поможет сформировать общее понятие зимы, как времени года.
Зимняя прогулка наблюдение в подготовительной группе
Цель прогулки: наблюдение за живой природой
Существует целая картотека со сценарием и ходом зимней прогулки в подготовительной группе зимой, в каждой карточке расписывается урок на прогулке для воспитателя для достижения той или иной цели.
Темой урока в данном случае может быть: «наблюдение за птицами в зимнее время».
Важно! Сопровождать прогулку не только указаниями и объяснениями, но и заинтересовывать воспитанников цитированием тематических стихотворений, и поговорок. В карточках, разработанных в соответствии с рекомендациями ФГОС, должен быть четко прописан весь ход прогулки поэтапно
Наблюдение за жизнью птиц зимой
В начале прогулки воспитатель рассказывает, что зимой многое из природы засыпает, что они не могут сейчас видеть жуков, пауков, червячков и мошек, поэтому птицам нечего есть и им тяжело выживать в таких условиях.
Далее необходимо объяснить каким образом люди могут помочь птицам перезимовать:
- в предварительно обустроенную кормушку насыпать зерна;
- если кормушки нет, то можно рассыпать зерно просто на открытом снегу.
Наблюдение: после того, как рассыпали зерно, воспитатель расставляет детей так, чтобы всем были видны подлетающие птицы. В то время как птички будут клевать зерно, детям задаются наводящие вопросы: Кто подлетел первым? Чем клюют корм птицы? Острый ли клюв? Какого цвета перья? и т.д.
Важно! Воспитатель обязательно должен объяснить детям, что птиц нельзя пугать и трогать. В доброй форме можно громко птицам сказать: «не бойтесь нас, мы добрые», и чтобы дети повторили вслух
После завершения прогулки необходимо закрепить полученные знания вопросами: Почему нужно подкармливать птиц зимой? Какие птицы мы сегодня видели? Как ведут себя птицы зимой?
Цель прогулки: наблюдение за погодными явлениями
Во время наблюдения за природными явлениями зимой у детей формируется общее представление о весне (сравниваем времена года), осени, лете
Воспитатель акцентирует внимание не только на природу в городских условиях, но и рассказывает про утренний и вечерний лес, диких животных, осадках и растениях
Задачи прогулки:
- поселить в их головы знания о то, что в мире все зависит друг от друга;
- развивать воображение и подвижность;
- научить делать выводы, отвечать на вопросы, думать самому, анализировать;
- прививать любовь к знаниям, интерес, трудолюбие.
Интересно! В качестве объекта для наблюдения можно выбрать не только животных и природные явления, но и людей
Например, обратить внимание детей на работу дворника: показать инвентарь, рассказать о нелегком труде, показать работу с лопатой
Знакомство с профессией дворник и его трудом зимой
Перед прогулкой необходимо провести беседу с детьми о безопасном обращении с инвентарем дворника. Наблюдение за профессией можно проводить во все месяцы, когда выпадает снег, например в марте и в ноябре.
Наблюдение за снегом
Прогулка — урок наблюдение за снегом познакомит детей с таким природным явлением, как снегопад.
Важно! В то время, когда воспитатель собирает группу на прогулку — он должен сделать акцент на том, что дети одевают теплую одежду, потому что на улице февраль, декабрь или январь, стоит зимняя погода, холодно. Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег»
Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом
Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег». Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом.
Чтобы заинтересовать детей, воспитатель может поймать снежинку и воскликнуть, что она похожа на звездочку.. В это время педагог рассказывает о том, что все сугробы вокруг состоят из множества маленьких снежинок. Для интереса стоит попросить детей снять варежки и попробовать поймать снежинку голой рукой — она тут же растает.
Ход наблюдения: какое сегодня солнце?
Каждый ли день мы видим солнце?
На что оно похоже?
Солнце необходимо для жизни человека, животных, растений. Когда на небе солнце – погода солнечная, а когда солнца нет – погода пасмурная. Зимой солнце светит, но не греет. Без солнечного света нет жизни на земле.
Трудовая деятельность: постройка снежной горки.
Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками.
Подвижные игры: «Трамвай»
Цель: учить быстро двигаться по сигналу, менять направление.
«Лошадки»
Цель: учить выполнять движения в паре.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: учить ориентироваться на участке; находить спрятанный предмет по словесному описанию.
К 38 Декабрь.
Наблюдение «Ветер»
Цель: показать особенности ветренной погоды зимой; учить определять наличие и направление ветра.
Ход наблюдения: – Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
– Белым снегом всёпокрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Какого цвета снег?
Какой на ощупь?
Что из него можно сделать?
Почему снег тает на ладошке?
Трудовая деятельность: уборка снега на участке.
Цель: учить выполнять коллективные поручения.
Подвижные игры: «Теремок»
Цель: учить менять направление во время движения по кругу.
«Сидит, сидит зайка…»
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом.
Индивидуальная работа: Кто выше прыгнет.
Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.
К 48 Январь.
Наблюдение «За птичьими следами на снегу»
Цель: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание. Ход наблюдения: Ребята,сегодня мы с вами будем следопытами: определим какой птице какие следы принадлежат
Обратите внимание, на снегу множество следов6 маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам – воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие следы? (сорока) А эти большие? Наверное здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? (вороне) Вот, ребята, не увидев птиц можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую
Ход наблюдения: Ребята,сегодня мы с вами будем следопытами: определим какой птице какие следы принадлежат
Обратите внимание, на снегу множество следов6 маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам – воробью или синичке
А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие следы? (сорока) А эти большие? Наверное здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? (вороне) Вот, ребята, не увидев птиц можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.
Трудовая деятельность: постройка из снега на участке.
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подвижные игры: «Лиса и гуси»
Цель: учить быстро действовать по сигналу.
«Догонялки»
Цель: совершенствовать умение бегать.
Индивидуальная работа: движение змейкой.
Цель: учить двигаться змейкой друг за другом.
К 49 Январь.
Наблюдение «За гололедицей»
Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении – гололедице; развивать наблюдательность.
Ход наблюдения: вчера на улице была оттепель, а сегодня мороз! Что образовалось на тротуарах и на дорогах? Гололёд бывает, когда после оттепели резко ударит мороз. Гололёд очень опасен для людей. Гололёд затрудняет движение машин. Чем посыпают дорогу в гололёд?
Трудовая деятельность: посыпание песком пешеходных дорожек.
Цель: воспитывать заботливое отношение к людям.
Подвижные игры: «Перегонки»
Цель: добиваться улучшения техники бега.
«Пирожки»
Цель: развивать ловкость.
Индивидуальная работа: с вала на вал.
Цель: учить развивать равновесие.
К 50 Январь.
Наблюдение «Птицы» за синицей.
Цель: расширять представления детей о внешнем виде синицы, её повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.
Ход наблюдения: как называется эта птица?
Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
Эта птица улетает в тёплые края или нет?
Чем питается?
Вороны зимующие птицы, они приспосабливаются к зиме. Тело голубя покрыто перьями, поэтому им зимой не холодно. В сильные морозы они сидят нахохлившись. Зимой воронам сложно найти корм, и их необходимо подкармливать. Люди делают кормушки для птиц. Кормушки нужно очищать от снега и насыпать корм ежедневно.
Трудовая деятельность: расчистка от снега и мусора дорожек на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.
Подвижные игры: «Лиса и гуси»
Цель: учить быстро действовать по сигналу.
«Догонялки»
Цель: совершенствовать умение бегать.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: закреплять умение быстро бегать.
К 44 Декабрь.
Наблюдение «Вода и осадки», за снегопадом.
Цель: закреплять знания о природном явлении – снегопаде.