Организация наблюдения в старшей группе детского сада

Ход наблюдения:

Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Народные названия: жгучка, жигалка, крапива жалюга (Украина), стрекучка, стрекуша). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Почему крапива жжется?

Крапива всегда растёт около домов, под заборами, вдоль лесных тропинок. Поэтому все мы знаем, как неприятны её ожоги: нам больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникает это неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки.

Любит расти по тенистым влажным местам. Растет в посевах и на огородах, засоряя их. Поэтому крапиву считают злостным сорняком, пытаясь от нее избавиться любым способом.

Крапива-растение, богатое витаминами.

Крапиву специально выращивают в некоторых странах. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком. Срезанная и увядшая крапива тоже не жжется.
Крапива первая приходила на выручку людям в голодные годы.

Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц.

Листья крапивы умеют сохранять скоропортящиеся пищевые продукты. Рыба и мясо лучше сохранятся, если их обернуть в листья крапивы.

Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. Так что описание в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» того, как Эльза ткала братьям рубашки из крапивы, которое кажется красивым сказочным вымыслом, может быть правдой.

Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев – зеленую краску.

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Сорное растение, не имеющее красивых ярких цветов, а как одаривает человека! И кормит, и лечит, и красит. Мудра Матушка-Природа, всякая травка для чего-то нужна. И мы, люди, должны быть мудрыми – уметь уважать и беречь всякое творение природы.

Вопросы на закрепление материала:

1. Вспомните значение названия «крапива».
2. Вспомните народные названия этого растения.
3. Где растет крапива?
4. Почему крапива жжется?
5. Как люди используют крапиву (для домашних животных и птиц, для приготовления пищи, для сохранения продуктов, для лечения, для волос, для производства краски и ткани)?
6. Почему крапиву считают сорным растением?

Перспективное планирование наблюдений в старшей группе ДОУ

Планирование — это предварительная разработка деталей будущих занятий. С его помощью воспитатель может продумать основные вопросы, касающиеся хода работы с воспитанниками.

Планирование включает в себя следующие пункты:

  • постановка целей и задач,
  • разработка правил,
  • продумывание очерёдности действий,
  • прогнозирование результатов.

При составлении плана воспитателю следует учитывать климатические особенности региона проживания детей

Перспективный план представляет собой перечень планируемых наблюдений с прописанными целями и примерным содержанием. При составлении плана наблюдения следует учитывать, что могут измениться условия (например, испортится погода и на прогулку выйти не удастся), поэтому жёстких сроков ставить не нужно.

Чтобы грамотно составить перспективный план, педагогу нужно:

  1. Определить список задач.
  2. Выстроить последовательность, в которой должны усваиваться знания.
  3. Определить тематику занятий, их цели и содержание.

Дети 5–6 лет очень любознательны, им интересно всё новое и необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании удивительного окружающего мира.

Теоретические аспекты организации наблюдений в старшей группе ДОУ

Объектами наблюдения в старшей группе становятся новые предметы и явления. Усложняется методика организации и проведения наблюдений. За счёт этого у дошкольников формируются более сложные знания. Главное отличие наблюдения от других методов познания – возможность самостоятельного получения информации через чувственное восприятие: с помощью зрения, слуха, обоняния, прикосновения к предмету и др.

Воспитанники старшей группы уже способны самостоятельно формулировать задачи наблюдения

Цель и задачи

Цель наблюдения – формирование представлений о каком-либо предмете или явлении.
Например, установление качеств или свойств, строения предмета, распознание сезонных явлений и т. д. Эта цель может реализовываться через следующие задачи:

  • образовательные – усвоение знаний об объекте наблюдения;
  • развивающие – развитие наблюдательности, креативности, самостоятельности, инициативности и т. п.;
  • воспитательные – формирование бережного отношения к природе, понимания роли человека в современном мире, положительного отношения к собственному и чужому труду.

Приёмы

При подготовке плана наблюдения педагогу стоит задуматься о включении в него следующих приёмов:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников: призыв вместе рассмотреть что-то новое и интересное, комментирование действий и процесса наблюдения воспитателем.
  • Приёмы включения в работу: создание проблемной ситуации, постановка вопросов, двигательная активность (например, попросить показать, как покачивается дерево от ветра), анализ деятельности.
  • Приёмы организации деятельности детей: озвучивание задания, постановка вопроса.
  • Приёмы оценки: похвала, разбор трудных моментов, совместная оценка деятельности.

Весной дошкольникам можно предложить наблюдение за первыми ростками на клумбе

Виды наблюдений в детском саду

Выделяется большое количество видов наблюдения. По ряду наиболее важных критериев различают:

  • По длительности проведения:
    • эпизодические, или кратковременные,
    • длительные (состоящие из эпизодических).
  • По месту проведения:
    • в специально организованных (например, в живом уголке или в цветнике),
    • в естественных условиях (у озера, в парке, в лесу и т. п.).
  • По способу возникновения:
    • плановые (спланированные и подготовленные воспитателем),
    • спонтанные (возникающие по инициативе ребят, например, если они увидели гусеницу и наблюдают за ней под руководством педагога).
  • По новизне задач:
    • первичные (знакомство с новым объектом, например, с кроликом),
    • повторные (наблюдение за этим объектом и получение новых сведений, например, обучение уходу за кроликом),
    • сравнительные (например, сравнение кролика и хомяка),
    • итоговые (систематизация всех полученных знаний о кролике).
  • По цели:
    • распознающие (их цель – узнать, что за объект подлежит наблюдению, выделить его характерные черты, одним словом, получить ответ на вопрос «Кто это?» или «Что это?»),
    • воссоздающие (цель таких наблюдений – воссоздать объект по памяти, например, узнать животное по следам на снегу или растение по его листикам).
  • По объекту наблюдения:
    • наблюдения за неживыми предметами, природными явлениями (небо, ветер, дождь и т.д.);
    • наблюдения за предметами живой природы (деревья, трава и т. д.);
    • наблюдения за транспортными средствами (например, за грузовиком, подъехавшим к забору детского сада);
    • наблюдения за животными (на улице или в живом уголке);
    • наблюдения за трудом людей (в детском саду, например, за тем, как нянечка наливает суп, на территории около учреждения, где дворник убирает снег или листья, на экскурсии в магазин или на почту и т. д.).

Знакомство с кроликом – пример первичного наблюдения

На каких занятиях можно осуществлять наблюдения

Наблюдения могут осуществляться на таких занятиях:

  • окружающий мир, например, знакомство с работой дворника или продавца;
  • экологическое воспитание: наблюдение за растениями, животными или природными явлениями;
  • развитие речи, например, наблюдение за животным и обсуждение его действий, повадок и т. д.;
  • занятие по изучению правил дорожного движения: во время наблюдений за транспортом и пешеходами;
  • наблюдение может предварять и занятия по лепке, рисованию или аппликации: сначала дети наблюдают за осенним деревом с разноцветными листьями, а потом рисуют или конструируют его.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий