Подходы к построению моделей образования

Подходы к главной цели образования

Существует множество образовательных парадигм, наиболее распространенными из которых являются пять.

  • традиционалистско-консервативный (парадигма знания);
  • феноменологический (гуманистическая парадигма);
  • рационалист (бихевиорист, поведенческий);
  • технократический;
  • эзотерический.

Каждая парадигма отвечает за вопросы: для чего нужно образование, для чего нужно готовить молодежь, для чего нужно жить, какие ценности ставить на первое место. В настоящее время в мировом образовательном процессе существуют основные парадигмальные модели образования, сравнительная характеристика которых была проведена В.Ю. Кузнецовым. Пилиповского был осуществлен. Многообразие парадигм можно объяснить различными подходами к главной цели образования — культуре.

1-й подход. Аксиологический подход. Культура понимается как смысл человеческой жизни, то есть создание культуры и понимание культуры.

2-й подход. Деятельностный подход. Культура понимается как признанные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

3-й подход. Личный подход. Культура олицетворяется определенным типом личности. Различные подходы к культуре привели к появлению различных образовательных парадигм.

Каждая из этих парадигм поднимает различные вопросы для образования:

  • функция образовательного учреждения как социального института;
  • эффективную систему образования;
  • вопрос о приоритетах образовательного учреждения;
  • каковы социально значимые цели образования;
  • какие знания, навыки и умения являются ценными для кого (т.е. какому содержанию следует обучать). Парадигмы различаются по целям и характеру образовательного взаимодействия между учеником и учителем.
  1. Традиционалистская парадигма, основанная на знаниях. В парадигме знаний главная цель образования — «знания, знания, знания любой ценой». В основе традиционалистской парадигмы лежит идея «сохраняющей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, которая призвана сохранить и передать молодому поколению наиболее существенные элементы культурного наследия человеческой цивилизации — необходимое разнообразие важных знаний, навыков и умений, а также идеалы и ценности, способствующие как развитию личности, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, необходимых и проверенных знаниях, навыках и умениях, которые обеспечивают функциональную грамотность и социализацию личности. Это академическое образование, а не жизненное. Заключение В рамках парадигмы знаний главная цель образования заключается в передаче наиболее существенных элементов цивилизации и культуры от поколения к поколению.
  2. Бихевиористско-рационалистическая парадигма. Рационалистическая парадигма, с другой стороны, фокусируется не на содержании, а на эффективных способах, с помощью которых учащиеся усваивают различные виды знаний. Рационалистическая образовательная парадигма основана на бихевиористской концепции социальной инженерии Б. Скиннера. Целью школы является формирование у учащихся адаптивного «поведенческого репертуара», соответствующего социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. В данном случае термин «поведение» относится ко «всем видам реакций, которые присущи человеку — его мыслям, чувствам и действиям» (Р. Тайлер). Эта парадигма рассматривает школу как способ приобретения знаний для формирования оптимального поведения ученика, т.е. каждая школа — это образовательный механизм адаптации к окружающей среде. Ключевая концепция заключается в том, что «школа — это фабрика, для которой ученик является «сырьем»». Руководящим принципом образования в этой парадигме является регулирование внешних условий данного процесса и реакции ученика на него, развитие и приобретение поведенческого репертуара, т.е. набора моделей поведения.

Технократизм этой парадигмы делает необходимым формулировать и детализировать цели обучения таким образом, чтобы было понятно, какими навыками должен обладать студент. Учебная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих концепций, язык «измеряемых поведенческих единиц» (Р. Мейер). Основными методами такого образования являются обучение, тренировка, тестовый контроль, индивидуальное обучение, коррекция.

Основные фазы. Методика Блума

Любое обучение должно быть воплощено в конкретном поведении. Например, как сделать телефонный звонок, как поговорить с больной матерью, как выйти из ситуации незнания ответа на экзамене, то есть, что нужно делать ученикам, чтобы усвоить содержание. Блум рекомендует следующие умственные операции в химии: знание, понимание, анализ, применение, синтез. Каждая область химии должна быть освоена на одном или нескольких уровнях, а для этого нужны измеримые единицы.
Первым, кто перевел науку на язык поведения, был американский педагог Р. Мейджер. Он считает, что все это обогащает как ученика, так и учителя. Несмотря на то, что учитель делает все, ученику остается только координировать и контролировать.
И где здесь творчество? Это попахивает шаблонностью и репетиторством ученика, рождая, однако, концепцию полного овладения знаниями. Одним из ведущих условий этой концепции является неограниченная продолжительность обучения.
Основными фазами являются:

  1. Планирование обучения на основе эталона, в виде набора наблюдаемых (фиксируемых) действий обучающегося.
  2. Диагностическая фаза. Необходима предварительная диагностика знаний, навыков и способностей обучающегося.
  3. Предписывающий. Позволяет программировать желаемые результаты обучения, конкретные условия и выбирать формирующие воздействия.
  4. Организационный. Студентам объясняют, что они должны знать, и проводят диагностическое обучение.
  5. Оценка результатов обучения и их сравнение с исходным эталоном. Иногда проводится вторичная диагностика (уровень интеллектуального развития, уровень образования). С этой концепцией непрерывного обучения связана концепция Блума, суть которой заключается в довольно оптимистичном отношении к студенту. Блум считает, что все учащиеся могут не только добиться успеха, но и успешно учиться. Оптимальные способности ученика определяются в соответствующих условиях, его собственным темпом обучения.

Блум выделил следующие категории учащихся:

  1. Низкие способности, около 5% (не обучаются с высокой скоростью);
  2. Талантливые — около 5% (учатся с очень высокой скоростью);
  3. Нормальный — около 90% (способность определяется трудоемким обучением). Все это легло в основу концепции Блума, согласно которой 95% учащихся способны освоить все содержание курса, если снять ограничения по времени обучения.

Особенности концепции Блума о полном усвоении знаний учащимися:

  1. Определение результатов обучения на высоком уровне является обязательным для всех учащихся. В самом начале необходимо провести диагностику знаний.
  2. Помимо этого общего результата высокого уровня, выявлены различия в результатах обучения.
  3. Учитель должен быть воодушевлен идеей, что все его ученики могут полностью усвоить то, что им нужно, и что задача учителя — организовать процесс обучения.

Методология Блума:

Точное определение эталона, критерия для полного освоения всего класса или курса, на основе которого учитель составляет список конкретных результатов обучения, которые должны быть достигнуты в конце. На этой основе составляются тесты.
Отмечаются отдельные учебные единицы, то есть целые разделы учебного материала. Затем определяются результаты усвоения, которые служат основой для составления фактических тестов, не влияющих на итоговую оценку. Цель этих тестов — коррекция для учителя.
Обучение по каждому предмету ведется в направлении полного усвоения. Затем проводится повторное тестирование для оценки полноты усвоения всего материала курса

Важно объяснить каждому студенту важность оценки и целей обучения.

Категории целей: Знание, понимание, применение, анализ, оценка.

Интенсивное развитие навыков у слабых и средних учеников является основным моментом подхода Блума.

Знания — это факты, концепции, правила, принципы, идеи, законы, теории, закономерности.

Опыт образовательных систем разных стран (Австрия, Бельгия, США и др.) показывает, что бихевиористская дигма позволяет добиться высоких успехов в обучении у 70% учащихся.

Гуманистическая парадигма

Несомненно, и традиционалистская, и рационалистическая модели образования имеют свои достоинства, но ни одна из них не фокусируется на ученике как субъекте жизни, как свободной и духовной личности с потребностью в саморазвитии. Этим дисциплинам явно не хватает гуманизма; они не ориентированы на развитие внутреннего ребенка, межличностное общение, диалог или содействие личностному росту. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма делает акцент на студенте как субъекте жизни, как свободной и духовной личности, имеющей потребность в саморазвитии.

Она сосредоточена на развитии внутреннего мира ребенка, на межличностном общении, диалоге, на помощи в личностном росте. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единообразием взглядов. В рамках этой парадигмы сосуществуют совершенно разные модели образования. Общим знаменателем является ценностный подход к ребенку и детству как уникальному периоду человеческой жизни, а также признание развития ребенка (духовного, нравственного, физического и эстетического) в качестве основной цели школьного образования. Каждая образовательная система в рамках гуманистической парадигмы ведет творческий поиск и находит свое содержание, методы и средства образования. Гуманистическая парадигма подразумевает свободу и творчество как студентов, так и преподавателей.

Гуманистическая парадигма вошла в российское образовательное пространство после 1991 года не по поручению министерства, а по инициативе местных учителей.

В основе этой парадигмы лежит гуманистический подход к ученику, подготовка его к жизни и адаптации в обществе. В основе парадигмы лежит развитие ученика, его интеллектуальных потребностей и межличностных отношений, «развитие и саморазвитие, самореализация ученика, его творчество, жизнетворчество, субъектность — основа парадигмы. Учитель-предметник — ученик-предметник, таковы отношения. Развитие — продвижение ученика на более высокий уровень в деятельности и решении задач.

Согласно Выготскому, развитие определяется уровнем поддержки, оказываемой ребенку в обучении. Различают общее развитие (универсальные способности), социальное развитие (высокие способности) и культурное развитие (высший уровень развития).

В гуманитарной парадигме образования в центре внимания находится не студент, который приобретает предвзятые знания, а человек, который приходит к познанию истины. Важна не сама истина, а отношение к ней, поскольку предполагается, что нормальной, однозначной истины не существует. Отношения между преподавателями и студентами строятся на принципах диалога, сотрудничества, полилога, со-творчества и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. В свободном субъект-субъектном взаимодействии участники педагогического процесса обмениваются не только знаниями, но и личностными смыслами

Содержательный уровень педагогического процесса акцентирует внимание на индивидуальности, внутреннем мире ученика, познании мира через обмен духовными ценностями

Но существует еще более высокий уровень взаимодействия человека с миром, который, по мнению И.А. Колесниковой, запечатлен в эзотерической парадигме. Его суть заключается в отношении к истине как к вечной и неизменной. Приверженцы этой парадигмы утверждают, что истину нельзя познать, она может быть открыта только в момент озарения. Конечной целью педагогической деятельности является освобождение и развитие природных способностей ученика для общения с космосом, для достижения сверхсознания. Особенно важна здесь защитная функция учителя, который осуществляет моральную, физическую и духовную подготовку и развитие сущностных сил ученика.

В научно-технологической, технократической парадигме главной целью является передача и приобретение «точных» научных знаний, необходимых для совершенствования практики. «Знание — сила», поэтому ценность человека определяется его познавательными способностями. Человек ценен не сам по себе, а только как носитель определенного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения.

Личностно ориентированная парадигма вузовского образования

Анализ тенденций и целей высшего образования в российском обществе и спектр исследований по данной проблеме позволяют сделать вывод о том, что приоритетным подходом к проектированию и организации высшего образования становится личностно-ориентированная парадигма, которая не имеет четкой интерпретации в педагогической теории и практике.

Основной целью личностно-ориентированной образовательной парадигмы в вузе является обеспечение гуманных условий для личностного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения будущего специалиста в выбранной профессиональной деятельности, полного раскрытия личностных потенциалов. Все содержательные, процессуальные и технологические компоненты образования направлены на разностороннее развитие ученика, формирование его образа изменяющегося мира, предоставление ему возможности осознать свою уникальность, инаковость, неповторимость через рефлексию, творчество. Личностно-ориентированное высшее образование рассматривает семью, родителей, общественность, государственные учреждения, средства массовой информации, профессиональные ассоциации, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и социальные институты как активных субъектов образовательной политики.

Личностно-ориентированная парадигма высшего образования, соответствующая вызовам времени, должна заменить нынешнюю «знаниево-педагогическую» парадигму, что приведет к пересмотру всех компонентов содержания образования и его организационно-педагогического состава. Принятие личностно-ориентированной парадигмы существенно меняет стратегическую ориентацию целей (ориентированных на развитие личностной идентичности) и содержания (ориентированных на гуманизацию и гуманитаризацию образования) высшего профессионального образования.

Очевидна необходимость целенаправленной гуманизации профессионального образования, основанной на разработке новых образовательных систем, ориентированных на студента, его способности и интересы («педагогика целей», «модульное обучение» и др.), а также на применении методов, ведущих к формированию гуманизма. ), а также на применение методов, ведущих к успешному обучению; целевая ориентация на подготовку к самообразованию, саморазвитию и непрерывному образованию на основе реализации личностно-деятельностного подхода к обучению (формирование знаний и умений на продуктивном уровне и их перенос в способ действия, активизация личности как субъекта обучения и развития через методы обучения — методы проектов, исследовательские методы и др.)

Таким образом, личностно-ориентированная парадигма высшего образования предусматривает развитие и саморазвитие личностных качеств человека, что меняет место субъекта обучения в процессе профессионального образования.

Образовательный процесс высшего учебного заведения направлен на самосовершенствование студентов, саморазвитие, продуктивную самореализацию, создание оптимальных условий для полноценного развития и проявления индивидуальных способностей будущих специалистов. Разница между представленными парадигмами проявляется только на уровне целей, содержания, конкретных форм и методов организации образовательного процесса.
Личностно-ориентированная парадигма направлена на развитие субъектной активности ученика, который «создает обучение» и «преобразует и формирует себя», с уважением и учетом интересов всех субъектов образовательного пространства. Данное положение предполагает взаимозависимость и взаимопроникновение процессов обучения и воспитания в высшем образовании, которые подчинены единым законам и организованы с целью успешной социализации личности с новым мышлением и мировоззрением в рамках диалогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Для того чтобы высшее образование было личностно-ориентированным, его организация должна включать качества и средства предвидения оптимальных путей его функционирования и развития с учетом реалий современного общества. В образовательном процессе вуза в условиях новых средств и методов обучения необходимо выявить наиболее эффективные формы и методы деятельности, повысить эффективность обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов и обеспечить накопление внефункциональных знаний, умений, навыков, качеств личности, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки.

Традиционные модели организации обучения

Определение 1

Модель организации образовательного процесса – это базовая программа обучения и воспитания учащихся, которая ориентирована на усвоение знаний и навыков и достижение необходимого уровня развития.

Моделирование образования помогает организовать целостный образовательный процесс в учебном учреждении. Оно основывается на построении системы взаимодействия между педагогами и учащимися, с учетом индивидуальных характеристик каждого учащегося и уровня его развития.

Грамотная организация образовательного процесса способствует повышению качества образования и его ориентации на достижение социально-значимых результатов. Каждая личность может достигнуть, необходимого ей уровня развития, развить свои творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться.

В ДОУ модели обучения базируются на том, чтобы наполнить жизнь ребенка увлекательным содержанием, применении игровых методов в обучении, широком многообразии методов и приемов и опоре на принцип интегративного подхода в построении учебно-воспитательного процесса.

Исторически сформировались три ведущие традиционные модели организации образовательного процесса, отвечающие государственным стандартам:

  1. Учебная модель. Данная модель основывается на построении учебно-воспитательного процесса, путем дифференциации методов, форм и приемов обучения, отличающих друг от друга логическим устройством. Модель строится на основе авторитетной позиции педагога, который самостоятельно решает, каким образом будет происходить обучение, проявляет свою инициативу и направляет учащихся на путь оптимального освоения знаний и навыков. Эта модель проста в освоении педагогом и приносит положительные результаты в руках квалифицированного и опытного профессионала своего направления деятельности. Методички работы по данной модели помогают в организации деятельности педагогического состава учебного учреждения. Причем, методики работы отличаются по содержанию и направлениям деятельности.
  2. Комплексно-тематическая модель. Она базируется на постановке приоритетной темы, отражающей определенное знание и представляемое в эмоциональном и чувственном аспекте. Когда педагог проводит обучение по избранной теме, то ее усвоение, по факту, осуществляется путем организации различных видов деятельности. педагог в этом случае не имеет авторитарной позиции. Он выступает партнером учащегося и помогает ему в отыскании творческого направления развития, решения проблемы. Посредством данной модели осуществляется ознакомление учащегося с устройством окружающего мира. Однако, практическое использование данной модели в обучении является достаточно сложным и трудоемким процессом. Педагог должен проявить все свое мастерство, применить творческие навыки и обладать обширным педагогическим потенциалом.
  3. Предметно-средовая модель. Данная модель базируется на переносе содержания учебно-воспитательного процесса на его предметную среду. Учебно-воспитательный процесс в данном случае не носит систематического характера. Он ориентирован на развитие самостоятельных навыков, саморазвитие. Но модель достаточна проста в освоении и применении. Она не требует особых навыков от педагога и лишена каких-то дополнительных затрат.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий