Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

Содержание

Слайд 1

Григорьева Наталья Николаевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ ”Детский сад «Развитие”
Воронежская область, с. Новая Усмань
2021

Слайд 2

Цель: создание условий для гармоничного развития дошкольника, средствами фоновой музыки.

Слайд 3

создавать педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной сферы дошкольника;
развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста на примере классических музыкальных произведений;
развивать воображение в процессе творческой деятельности, повышать творческую активность;
активизировать мыслительную деятельность;
способствовать предупреждению усталости и утомления.

Слайд 4
Воздействие музыкальных образов, добрых слов, позитивных мыслей, как на сознательное, так и подсознательное мышление наших детей, на формирование положительных эмоций.
Мы предлагаем рассмотреть на примере воды, на которую воздействовали различной музыкой и словами, а затем заморозили.

Общеизвестно, что человек
состоит на 70% из воды.

Слайд 5
От того, что вода слышит и чувствует, зависит изменение ее структуры. Вода выражает свое отношение к услышанному и увиденному, изменением формы кристаллов льда, из которых состоит.
Грубые слова, резкая музыка, негативные чувства вызывают разрушение ледяных кристаллов, появление непонятных форм и, как следствие, проявляется отрицательное влияние на здоровье человека. На хорошие слова, звуки, вода реагирует образованием кристаллов правильной формы, становится энергонасыщенной. Именно правильная и красивая форма кристаллов, делает воду наиболее полезной для нашего организма.

Слайд 6
В зависимости от характера музыки возникают совершенно различные кристаллические формы. А. Вивальди «Времена года: Лето». Цветы распустились.

Слайд 7
В зависимости от характера музыки возникают совершенно различные кристаллические формы. А. Вивальди «Времена года: Зима». Все угасает; природа набирает силы для грядущей весенней поры.

Слайд 8
В зависимости от характера музыки возникают совершенно различные кристаллические формы.П. Чайковский «Лебединое озеро». Музыка этого балета рассказывает легенду о том, как одну принцессу превратили в лебедя.

Слайд 9
В зависимости от характера музыки возникают совершенно различные кристаллические формы. Музыкальное произведение в стиле Хэви -метал: очень громкая музыка, стихи наполнены болью и гневом.

Слайд 10
Массовое распространение медийных устройств приводит к повышению фактора акустического воздействия на человека. Часто он воздействует в виде фона: в автомобиле, общественном транспорте, на улице, в повседневной жизни, на работе, в быту.
А ведь фоновое звучание музыки фиксируется нашим организмом и является дополнительным раздражителем слухового аппарата человека, его нервной системы и психики. Это может привести к снижению уровня слуха, особенно у детей.
Приведем фотографии-примеры кристаллов воды, образованных под воздействием различных факторов:

Слайд 11
1.Кристалл дистиллированной воды, не подвергнутый никакому воздействию. 2.Ключевая вода. 3.Антарктический лед. 4.Так выглядит кристалл воды, прослушавший «Пастораль» Л.Бетховена.

Слайд 12
5.Кристалл, образовавшийся после прослушивания тяжелого металлического рока. 6.Кристалл после воздействия слов «оскорбительного характера» похож на кристалл после действия тяжелого рока. 7.Слово «Ангел». 8.Слово «Дьявол».

Слайд 13
9.Вода получила просьбу «Сделать это». 10. Вода получила приказ «Сделай это». 11.Слова «Ты надоел мне».12.Вода получала электромагнитные излучения любви и благодарности.

Слайд 14

Давайте будем дарить
улыбку и тепло нашим детям,
питать душу ребенка только светлыми, позитивными эмоциями, посредством волшебной природы музыки
и добрых слов и мыслей!

Слайд 15
Музыкальные рекомендации:
От раздражительности избавляет бодрящая музыка П.Чайковского, А.Пахмутовой, М.Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Ф.Шуберта, Р.Шумана, П.Чайковского, Ф.Листа.
Для профилактики утомляемости можно слушать «Утро» Э.Грига, «Времена года» П.Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза М.Огиньского.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Э.Грига. Развитию умственных способностей у детей способствует музыка В.Моцарта

Регулярное прослушивание произведений из цикла «Времена года» А.Вивальди улучшает память.

Слайд 16
Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Слайд 24«Узнай, какой инструмент звучит».

Цель: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.Необходимый материал:  карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.Музыкальные инструменты: треугольник, бубен, металлофон.

1 вариант. Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник – нужно поднять карточку с его изображением, бубен – с изображением бубна, металлофон- с изображением металлофона. По желанию детей, ошибающихся меньшее число раз, исполняется произведение для слушания в записи.

2 вариант. Дети строятся в три колонны. Под звучание треугольника бегают по комнате дети первой колонны. Под звучание бубна- второй, под звучание металлофона- третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.

Сюжетно-ролевые игры

Для младшего и среднего возраста подойдёт игра «Путешествие в деревню». Воспитатель сообщает малышам, что бабушка пригласила их в гости к себе в деревню. Ехать детям предлагается на поезде из стульчиков. Дети садятся на импровизированный паровозик, имитируют движение колёс и поют с воспитателем какую-нибудь песню про паровоз (например, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»). Далее идёт остановка на станции — малыши пересаживаются в автомобиль (соответствующая песня под музыку). Затем приезд к бабушке, путешествие по скотному двору. Под музыку дети изображают собачку, кошку, курочку, лошадку, гусей. Бабушка угощает всех пирожками (песня «Пирожки»). Ребята возвращаются домой снова на автомобиле и поезде.

Со старшими дошкольниками можно организовать игру «Музыкальный радиоспектакль». Педагог сообщает, что детская радиостанция «Киндер-FМ» попросила их записать музыкальную сказку — в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Дошкольники выбирают сказку, вспоминают её содержание. Далее определяются певцы (для каждого персонажа) и музыканты (будут играть певцам на инструменте)

Ещё одно важное действие — обустройство радиостудии. Нужно подготовить аппаратуру для работы: микрофон, наушники, ноутбук, пульт управления звуком

Выбирается также звукорежиссёр (это может быть воспитатель).

Интересное видео по теме

Интересно посмотреть, как педагоги проводят музыкальные игры с дошкольниками

Музыкальная игра «Листики и ветерок»

Смотрите это видео на YouTube

Дети с листочками сидят на корточках по краю зала. По музыкальному сигналу дует ветер и выходит гном-дворник с метлой убирать листья: малыши в это время бегут в центр зала и двигаются под музыку.

Музыкальная подвижная игра «Снежный ком» для старших дошкольников

Смотрите это видео на YouTube

Дети по кругу катают большой «снежный» ком под музыку. Когда мелодия останавливается, ребёнок, у которого в руках ком, должен надеть большие валенки и и танцевать.

Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике» (для младших дошкольников)

Смотрите это видео на YouTube

Малышам показывают изображение домика, а затем картинку, где дети внутри его (в комнате) выполняют какие-то действия — танцуют, поют, маршируют и пр. Задача ребят — назвать каждое действие.

Хороводная игра «Тётя Весельчак» вместе с мамами и бабушками в средней группе

Смотрите это видео на YouTube

Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).

В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки

Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное

Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.

Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру

Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе

В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога

Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе. В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога.

Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.

Слайд 5Паспорт проектаВозраст детей, на которых рассчитан проект: 5 – 7 лет.Направленность:

развитие интегративных качеств ребёнка через синтез искусств, являющихся основанием для формирования в сознании детей целостной картины мира.Участники проекта: дети, воспитатели групп старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители.Вид проекта: практико-ориентированный.Форма проведения: совместная творческая деятельность ребёнка и взрослого, работа с родителями.Продолжительность: долгосрочный.Этапы работы над проектом.1 этап. Разработка проекта: определение проблемы, постановка целей и задач, подбор музыкально-дидактических игр.2 этап. Внедрение проекта в практику: консультация для воспитателей и родителей о плане проведения проекта.3 этап. Заключительный. Проведение развлечения « Бим и Бом в гостях у детей», презентация проекта.

Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах

Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.

Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий

По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.

Музицирование

Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.

В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии

Динамичные (музыкально-ритмичные) игры

Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.

Игры по принципу хороводных

Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.

Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений

Классификация игр по типу сенсорного воздействия

Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.

Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей

Вид игрыПримерВозрастная группа
Для развития звуковысотного слуха«Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы).Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко; вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался.Вторая младшая
Для развития чувства ритма«Лесные гости». Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки.Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок.Первая, вторая младшая
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши.Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют.
Для развития тембрового слуха«Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию.Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком.Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик).Первая, вторая младшая
Для развития динамического слуха«Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков.Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз.Первая младшая

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей

Слайд 7Организация музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДОНа сегодняшний день современное дошкольное образование

развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Игра относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащается эмоциональная сфера ребенка-дошкольника, возможность самореализации. Интерес к музыке и музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Так, пение может перейти в инсценировку, распевание может стать зачином для музыкальной игры, слушание музыки плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество. Такие варианты придают живость и непосредственностьобразовательной деятельности, развивают музыкальные способности детей.

Общие особенности организации игр музыкального характера

  1. Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура), а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.
  2. Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками.
  3. Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.
  4. Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.
  5. Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.
  6. Интересно, что музыкальные игры можно дифференцировать для мальчиков и девочек. Например, девочки могут манипулировать с куклами — под быструю мелодию танцевать с ними, а под медленную — укачивать. Мальчишкам же можно превратиться в «роботов»: они перемещаются под быструю музыку, а под медленную – «выключаются».
  7. В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.

Задача воспиаттеля — наполнить музыкальный уголок различными пособиями, в том числе дидактическими играми

Значение музыкальной игры для дошкольника

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление

Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность

Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.

Музыкальные игры сопосбствуют раскрепощению малышей, более быстрой адаптации их в детском коллективе

Слайд 4ЗНАЧЕНИЕ музыкально – дидактических игр и пособий Цель: заключается в том, чтобы

помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Задачи:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий