Музейная педагогика в начале XX века

Слайд 2Российские музеи прошли те же этапы развития, что и музеи Европы:

от собирательства коллекций до оформления науки.Начало собиранию коллекций положил Петр I, который учредил первый российский музей – Кунсткамеру (1714) «для назидания взрослым, обучения юношей». Идея “публичного музеума” воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, связанных с решением образовательных задач.В 1782 г. в Иркутске по инициативе губернатора Ф.Н. Кички создается первый в Сибири общедоступный местный музей – «Музеум», прообраз нынешних краеведческих. Во второй половине ХVIII в. возникают первые учебные музеи: «Музеум» Горного института в Петербурге, «Кабинет естественной истории» (ставший основой Минералогического и Зоологического музеев) и «Гербарий» (Ботанический музей) Московского университета.

Слайд 58Импринтинг (от англ. imprint оставлять след, запечатле-вать, фиксировать) – это психофизиологический

механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. Этот термин ввел в научный обиход наш крупнейший генетик Владимир Павлович Эфроимсон, который говорил о том, что детские воспоминания оказываются фундаментом для построения личности, они «впечатываются» в ее сознание, подобно тому, как котенок, по воле случая выкормленный собакой, начинает ее воспринимать в качестве матери, а дети-маугли никогда не смогут стать полноценными людьми.

Слайд 20В разные годы при музее были созданы отделы педагогики, гигиены, по

изучению педагогического наследия Я.А.Комен-ского, педологии им. К.Д.Ушинского, секции по предметам, лаборатория экспериментальной педагогической психологии (рук. А.П.Нечаев, 1900 г.) и т.д. В работе педагогического отдела (секретарь П.Ф.Каптерев) принимали участие извест-ные педагоги Н.А.Корф, П.Ф.Лесгафт, Я.Г.Гуревич и др., благо-даря чему музей стал крупнейшим научно-педагогическим и просветительным центром России и образцом для создания педагогических музеев в других странах. В 1918 году преобразован в Центральный педагогический музей, многие коллекции были утрачены. В 1924 году на его базе создан государственный институт научной педагогики.

Слайд 29Ф. Шмит считал, что «детей нужно воспитывать не в тесном душном

классе, а везде: в живой природе, во всевозможных мастерских и повсюду, где дети могут почерпнуть полезный опыт». Он сделал вывод о том, что для детей младшего возраста основным методом и средством обучения является искусство. Интересны идеи А. В. Бакушинского — теоретика и историка искусства, критика и выдающегося педагога. Резко выступая против иллюстративного подхода к рассмотрению произведе-ния искусства, он утверждал необходимость акта сопережи-вания в процессе восприятия, считая что если художест-венное произведение является символом который выра-жает творческое действие художника, то подобное творческое действие оно должно пробудить и у зрителя.

Слайд 19Педагогические музеи в России возникли во второй половине XIX века, например,

музей военно-учебных заведений. Занимались оснащением учебного процесса, там хранились уникальные коллекции. Известна коллекция бабочек музея военно-учебных заведений. Основу музейного собрания составляли коллекции наглядных пособий по математике, русскому языку, истории, географии и др., литература по народному образованию. Оригинальные наглядные пособия разрабатывались и производились в музее.Музей устраивал педагогические выставки с 1866 г., стал организатором Первой Всероссийской выставки детских игр, игрушек и занятий (1890г.), съездов по экспериментальной психологии в 1906, 1909, 1910 гг., участвовал в международ-ных выставках, например Парижской всемирной в 1878г.

Слайд 77Целью посещения музея, – отмечал в своей статье «Меняющиеся музеи в

меняющемся мире» Р. Маркузе, – перестало быть запоминание имён, дат, событий; экскурсия предполагает развитие умения видеть и понимать те особенности, которые отличают искусство одной эпохи, страны от другой, и это является уникальным вкладом музея в систему образования и применимо к любой возрастной группе и любому исходному уровню образования. Опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры – то главное, чего не могут обеспечить другие институты цивилизации. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение призван сыграть важную роль в формировании целостной личности, развитии её общекультурной компетентности.

Слайд 14Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием

«Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьни-ками. Особое место среди публикаций заняла статья храни-теля Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О зада-чах и методах экскурсий по искусству». В ней автор высказы-вает мысль о том, что произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию, задача которой — «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьёзный углубленный анализ известного произведения»

Слайд 34Своими взглядами на педагогические задачи художествен-ного музея А. Бакушинскому был близок

известный музейный деятель хранитель отдела древностей Эрмитажа О. Ф Вальд-гауер, много внимания уделявший преподаванию искусства в образовательных учреждениях. В этой связи он разработал свою систему художественного образования в школе, включавшую пять ступеней (с 1-го по 8-й классы). Её целью он ставил формирование творческого человека на основе визуального восприятия и понимания искусства. Поэтому опорными элементами авторской методики являлись созерцание памятника и умение его анализировать. К сожале-нию, практический опыт О. Вальдгауера и его теоретические разработки не были востребованы в последующие годы

Слайд 17Образовательную сущность музея теоретически обосновывал также М. В. Новорусский. Он называет

музей «могучим образовательным орудием и, хотя кое-кто считает слово “музей” синонимом чего-то мертвого, затхлого и консервативного, при желании это мертвое хранилище можно легко превратить в храм, где будут цвести науки и поучаться юноши и старцы». Музей сотрудничает не только со школой, но и становится звеном в единой системе внешкольного образования: библиотеки, книгоиздательства, народные чтения и публичные лекции, школы для взрослых различных типов, театр, кинематограф, концерты и певческие праздники, народные дома, клубы для взрослых, а также, конечно, музеи и выставки.

Где развивают музейную педагогику в России

Хотите получить знания по музейной педагогике? В России есть образовательные центры, которые занимаются развитием данной научной дисциплины. Вот некоторые из них:

  • Творческая лаборатория «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства культуры и туризма (Москва);
  • Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (Санкт-Петербург);
  • Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии (филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Омске);
  • Республиканский детский музейный центр Карелии при Государственном музее-заповеднике «Кижи» (Карелия).

Слайд 48Образовательно-просветительская деятельность получила но-вый импульс для своего практического развития и теоретиче-ского

осмысления в 1980-е гг. после того, как сотрудникам просветительских служб и специалистов профильных НИИ системы культуры и образования удалось согласовать свои усилия в этом направлении. Результатом данного сотрудничества стала разработка на базе постоянно действующего семинара «Музей и подрастающее поколение» (сектор музейной педагогики НИИ культурологии МК РСФСР) курса занятий для детей младшего школьного возраста «Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова). Курс представлял собой рассчитанный на несколько лет цикл занятий, основанный главным образом на игровой методике и предназначенный для постоянной и многочисленной аудитории.

Слайд 47Начало 1960-х гг. является очень важным периодом в жизни отечественного музея.

Эти годы отмечены стремлением вернуть музею статус научного (а не пропагандистского по преимуществу) учреждения. Впервые к тому же формулируется идея о специфике образования в музее. Поиски своего места в системе институтов культуры и образования связаны с утверждением информативной модели, согласно которой музей рассматривают как средство распространения знаний. Образовательная специфика музея заключалась в распространении научных знаний, заложенных в первоисточнике. Начинается «музейный бум» 1960–1970-х, когда тысячи людей устремились в музеи, стремясь прикоснуться к своей истории и культуре.

Слайд 6Для второй половины ХIХ в. характерен рост сети общедоступных (публичных) музеев,

в создании которых огромная роль принадлежала научным обществам: это прежде всего Музей прикладных знаний в Петербурге, Политехнический, Исторический, Антропологический музеи в Москве, местные (будущие краеведческие) музеи в городах провинциальной России.Появляются педагогические музеи наглядных пособий, открываемые при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и органах городского самоуправления исключительно с образовательной целью. Так в России, подобно другим странам, постепенно формируется взгляд на музей как образовательную ценность, а вместе с этим – и деятельность по обслуживанию аудитории.

Слайд 25Выделены этапы обучения по возрастному признаку. Так, для дошкольников и младших

школьников восприятие основано на параллели – мир природы и мир искусства. Наиболее адекватны возрасту декоративно-прикладное искусство, связанное с миром природы и вещей, скульптура как конкретная модель. Поэтому при работе с детьми этого возраста применялись моделирующие игры «Ожившая скульптура», игры – фантазирования «Скульптор и глина», игры-самопроекции. Для среднего школьного возраста характерны игры – поиски, знакомство с разнообразными живописными жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет и т.д. Как развитие способности передавать полученные знания используется итоговая ролевая игра «Я – экскурсовод».

Рекреационная деятельность

К формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком. Актуализации этой формы приходится на 1960–1970-е гг., когда начался процесс высвобождения музея из оков политизации, и одновременно росла посещаемость музеев. Посетителей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью – участником события, знатоком темы, коллекционером. Это зафиксировано социологическими исследованиями, в частности исследованием «Музей и посетитель», проводившимся в начале 1970-х гг. в краеведческих музеях России. На вопрос анкеты: «Какие мероприятия нашего музея (кроме экскурсии) Вы хотели бы посетить?» 73% опрошенных ответили: «Встречи с интересными людьми». Быть может, этот ответ подсказан деятельностью самих музеев, преобладанием данной формы. Действительно, в этот период музеи начинают обретать новое качество, становясь своеобразным клубом интересных встреч, местом интеллектуального отдыха. Яркий пример тому – Музей А.С. Пушкина в Москве, который собирал переполненные залы на встречи с С.М. Бонди и Н.К. Гудзием, И.Л. Фейнбергом и Д.Д. Благим, В.С. Непомнящим и Н.Я. Эйдельманом, И.Л. Андрониковым и Д.Н. Журавлевым, Ю.Л. Керцелли и И.С. Зильберштейном.

Стремление к подобным публичным формам общения постепенно ослабевало, хотя названная форма – встреча с интересным человеком – остается в арсенале культурно-образовательной деятельности музеев и по-прежнему привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью.

Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п.

Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства.

К празднику как форме, удовлетворяющей потребность людей в рекреации и предполагающей активное включение аудитории в действие, очень близка музейная игра. Она еще в большей степени, чем праздник, является новой для музея формой, ибо ее появление всецело связано с утверждением коммуникативной модели.

Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.

Превью: Амур учит стрелять из лука.

Слайд 13Следует отметить влияние на отечественных исследователей и воззрений известного философа, представителя

русского космизма Н. Ф. Фёдорова (1829–1903), который считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Н. Фёдоров писал, что музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех представителей общества, независимо от уровня образования и социального положения. Выдающийся русский философ выделял три его основные функции: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.

Слайд 26После событий октября 1917 г. началась реформа музеев, которая заключалась в

резкой активизации просветительской работы, ориентированной на нового зрителя – не специалиста, не художника, а рабочих и крестьян

Реформа музейного дела шла параллельно с реформой образования, в котором важное место отводилось эстетическому воспитанию. В 1918 г., выступая на Первом всероссийском съезде работников просвещения, нарком просвещения
А

В. Луначарский говорил: «Эстетическое образование у нас связано с техническим и физическим. Таким образом, когда мы преподаем столярное или слесарное дело, то мы хотим подготовить мальчика не только к ремеслу, но и к тому, чтобы он был прекрасный человек, который может красиво строить жизнь».

Слайд 5В XIX веке становятся относительно доступными коллекции крупнейших музеев, бывших плодом

«монаршего собирательства», ранее скрытые от глаз публики: в 1806 г. была открыта для доступа Оружейная палата, в 1852 – Эрмитаж.Первая половина ХIХ в. отмечена появлением ряда проектов публичных музеев общенационального значения, которые, хотя и не были осуществлены, со всей определённостью отразили новый взгляд на музей. К числу таких проектов относятся идея «Всеобъемлющего российского музеума» писателя, художника и коллекционера П.П.Свиньина, «Предложения об учреждении Русского национального музея» историка, лингвиста и библиографа Ф.П. Аделунга, концепция «Российского отечественного музея» библиографа В.Г. Вихман.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий