Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников
Для формирования музыкальной культуры применяются следующие методы:
- Контрастное сопоставление – разработана система заданий, которые строятся на прослушивании разных вариантов интерпретации одного и того же произведения. На контрасте воспитанники учатся понимать смысл произведения, разбивать его на составляющие части.
- Уподобление характеру звучания – заключается в эмоциональной подстройке к звучанию и в выражении своего отношения к прослушиваемым произведениям. Уподобление может проявляться в самых разных формах: подпевании, танце, в подборе одежды и т. д.
- Тактильное уподобление – педагог прикасается к руке ребенка, чтобы настроить его на прослушивание музыкального воспроизведения для максимального проникновения в его суть.
- Мимическое уподобление – при прослушивании произведений дети смотрят на воспитателя, ждут от него оценки происходящего. Для формирования музыкального вкуса потребуется проявлять эмоции, соответствующие характеру произведения. Например, уместно улыбнуться, сделать серьезное лицо, показать увлеченность. Дети в дошкольном возрасте подсознательно тянутся к взрослым, копируют их поведение и эмоции.
- Интонационное уподобление – при прослушивании композиций нужно выражать свое отношение словами и репликами. В дошкольном возрасте детям сложно уловить смысл слов, фраз или предложений, если они трудным для восприятия языком поясняют суть композиции. Поэтому лучше выразить свое отношение к музыке простыми словами, понятными для детей, но насыщенными яркой эмоциональной окраской. Они воздействуют прямо на подсознание, минуя этап умственного осмысливания услышанного.
- Цветовой уподобление – при прослушивании композиции нужно показывать воспитанникам карточки с цветами и связывать определенный цвет с общим настроением произведения. Например, при прослушивании спокойной композиции показывают голубой цвет, для активной и насыщенной звуками песни нужно демонстрировать красный цвет. При прослушивании последующих мелодий следует спрашивать у детей, с каким именно цветом ассоциируется та или иная песня.
Занятия рисованием при помощи смятой бумаги в детском саду
Как построить процесс музыкального воспитания?
Преподаватели музыки и детские психологи советуют следовать «возрастному» плану по развитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант выглядит следующим образом:
До 4 лет. В столь юном возрасте в музыкальную школу еще не принимают, частные занятия тоже малоэффективны
Малыши еще не слишком усидчивы, и сконцентрировать внимание для них — почти невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный инструмент — что-нибудь легкое, не требующее обучения и развития навыков
Бубен, барабаны, трещотка и даже ложки прекрасно подойдут для развития у ребенка, например, чувства ритма, темпа. В этот период нужно чаще слушать детские песенки, подпевать и подыгрывать им, разучивать небольшие стишки-прибаутки и пропевать их. Дети 4−5 лет. Как можно чаще слушайте музыку, причем начинайте расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Изучайте новые инструменты — гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе анализируйте музыку — определяйте ритм, настроение (мажор или минор), пытайтесь угадать, какие инструменты задействованы. Чаще смотрите концерты и, по возможности, посещайте живые выступления. От 5 лет. В этот период музыкальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста выходит на качественно новый уровень. Теперь можно не просто слушать, но и стараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь не идет о профессиональном использовании музыкальных инструментов — достаточно просто устраивать «шумовой» оркестр. В это же время можно начинать занятия с репетитором или преподавателями в музыкальной школе. Обязательно учитывайте желания малыша и не заставляйте его осваивать музыкальные инструменты — результата должного от такого «агрессивного» воздействия все равно не будет.
И неважно, знаете ли вы, как определить музыкальный слух у ребенка или сыграть «Лунную сонату». Для приобщения малыша к музыкальному миру достаточно просто слушать хорошие композиции, смотреть «живые» концерты и получать эстетическое удовольствие от такой приятной музотерапии
Много ли времени вы посвящается музыкальному воспитанию ребенка? Нужно ли вообще этим заниматься, или есть более полезные и интересные занятия, на ваш взгляд? Делитесь своими мнениями в комментариях к статье.
Методы формирования музыкально-эстетического сознания
Данная группа методов предполагает совокупность взаимодействий между педагогом и учениками, во время которых происходит усвоение содержания материала, и которое основано на сознательном, здравомыслящем и оценочном отношении к нему. В результате формируется музыкальное сознание, определяющее музыкально-эстетические ценности личности и уровень музыкального развития ученика.
На практике музыкального воспитания используют несколько методов, относящихся к этой группе.
Музыкально-эмоциональное влияние является жизнедеятельностью участников воспитательного процесса, которая была специально создана и организованна с определенной целью. При этом она связанна с влияющими на эмоционально-образное мышление личности образцами музыкального творчества, использованными в воспитательном процессе. К такому методу относят иллюстрацию и демонстрацию определенных музыкальных произведений, которые сопровождают яркими изобразительными и выразительными элементами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию. Такое влияние моет быть как прямым, так и косвенным, направленным на стимулирование активности воспитанников.
Убеждение – действия воспитателя, направленные на то, чтобы сформировать личностное отношение воспитанника к музыкальному искусству, в результате чего возникает определенное отношение к произведению, избранное как единое возможное. К данным методам относят внушение, склонение, объяснение и сравнение.
На каждом уровне музыкального воспитания существуют общие критерии, характеризующие качества музыкального развития на различных этапах.
Критерии того, насколько сформировано музыкально-эстетическое сознание личности, определяются при диагностике ее художественного развития при проведении научно-педагогического исследования. Разделяют их на три группы:
В первую группу вошли критерии ценностных ориентаций, направленные на общее художественно-эстетическое мировоззрение. В музыкальном развитии главнейшими показателями данных ориентаций являются:
- Общий музыкально-эстетический кругозор учеников;
- Знания в музыкальном искусстве;
- Частота воспроизведения и прослушивания музыкальных произведений;
- Избирательность вкусовых предпочтений;
- Стремление самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Вторая группа включает критерии оценки музыкальных произведений, характеризующие способность личности эмоционально сопереживать художественному образу, проникать в замысел автора, уметь анализировать и интерпретировать произведения.
Оценочная деятельность характеризируется такими показателями:
- Насколько адекватна эмоциональная реакция на музыкальное произведение;
- Наличие опыта в определении содержания элементов музыкального языка;
- Обоснованность оценочных суждений;
- Наличие ассоциаций и их характер;
- Полнота и целостность постижения произведения;
- Способность соотнести вербальную и исполнительскую интерпретацию музыкального искусства.
Третья группа включает критерии самооценки своего отношения к музыке, характеризующие склонность к самопознанию и творческой деятельности, которая ориентирована на самосовершенствование. Главные показатели самооценки:
- Готовность самостоятельно оценить свои художественные впечатления;
- Критическая оценка своей подготовки к познанию музыкального искусства;
- Способность осознать внутренние разногласия;
- Стремление самосовершенствоваться; умение определить и запланировать свое музыкальное развитие.
Анализ музыкального занятия
С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:
- Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- Использованное оборудование и наглядные материалы
- Структура занятия
- Установление обратной связи с воспитанниками
- Содержание занятия, форма изложения материала
- Методы работы на занятии
Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:
На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.
Методы музыкального самовоспитания
Самовоспитание является целенаправленной самостоятельной работой над тем, чтобы усовершенствовать свои личностные качества. Осуществляется оно в различных сферах и приобретает характер самообразования. Методы музыкального самовоспитания разделились на несколько групп:
Самопознание является процессом определения музыкальных свойств и их сравнение с требованиями, выдвинутыми при определенном уровне музыкальной образованности. Это сравнительное наблюдение, сравнение с музыкантами уровня выше твоего, которому предшествует самоанализ.
Самовоздержание – ограничение и недопущение личности совершения нежелательных поступков – самовнушение, самозапрет, самонаказание, самоотказ.
Самопринуждение – совершенствование своих качеств за пределы выдвигаемых требований, например, обязательное участие/посещение музыкальных мероприятий.
Эвристические и творческие методы – образцовое выполнение задач, сопровождаемое собственным творческим отношением. Другими словами это стремление вложить в музыкальное произведение свое неповторимое звучание.
Современные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Особый подход в этом направлении образования требует применения инновационных методик и технологий. Современные изобретения облегчают и определяют разнообразие деятельности педагога.
Так, при прослушивании мелодических композиций широко используются презентации и видеоролики. Такая наглядность и расширенные возможности позволяют лучше воспринимать, понимать информацию, предающуюся с помощью музыки.
При разучивании танцевальных движений и ритмических упражнениях используются видеоролики на соответствующую тематику.
Данные методы вызывают больший интерес у детей и способствуют лучшему формированию музыкальности.
Накоплению музыкального опыта и культуры способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Методы организации музыкально-эстетической деятельности, формирования практического опыта музыкального творчества
Данная группа методов имеет прикладной характер, направленность на создание практических ситуаций при музыкально-воспитательной работе. Перед музыкально-педагогическими работниками встает главная задача реализовать методы организации музыкальной деятельности. Данными методами являются:
Приучение – это взаимодействие между участниками процесса музыкального воспитания, при которых воспитанникам прививаются навыки практической музыкальной деятельности. При первом опыте общения с искусством музыки педагог приучает ученика практически исполнять музыкальные произведения, участвовать в самодеятельном музыкальном творчестве и коллективных мероприятиях. Методы приучения реализуют в повседневном участии учеников в музыкальной жизни образовательного заведения: участии в концертах, посещении различных мероприятий, посвященных музыкальному искусству.
Упражнения – это многоразовое повторение музыкально-творческих задач, которые помогают закрепить и усовершенствовать практические навыки музыкального исполнения. На практике музыкального образования упражнения чаще других применяются в музыкальном обучении, они составляют одну из основополагающих основ технической подготовки музыканта. Наиболее эффективен этот метод в паре с другим – убеждением.
Педагогическое требование – это поступок воспитателя, педагогически целесообразный, импровизированный или спланированный, направленный на смену отношения воспитанника к своей деятельности или смену его личностного поведения. На практике это один из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности ученика.
Общественное мнение – суждения и взгляды преподавателей, товарищей, коллег и других по поводу практической музыкальной деятельности ученика, отрицательно или положительно влияющие на формирование его практического музыкального опыта. Общественное мнение играет огромную роль, поскольку значительно влияет на формирование практического музыкального опыта будущего музыканта. Чаще всего оно выполняет контрольную и консультативную функцию, становясь экспертом уровня совершенства музыканта.
Целевое назначение музыкального воспитания в ДОУ
Определение 1
Музыкальное воспитание – это специально организованный процесс воздействия средствами музыкального искусства, посредством которого реализуется эстетическое развитие ребенка, формируются основы его общей культуры, вырабатываются ценностные ориентиры.
Музыкальное воспитание оказывает положительное воздействие на развитие личности.
Музыка влияет на формирование творческого компонента личности, способствует развитию творческих основ его деятельности. а это, в свою очередь, ведет к гармоничному развитию ребенка и формированию всех его качеств, необходимых для успешной социальной жизнедеятельности.
Основным назначением музыкального воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Можно выделить ряд подцелей музыкального воспитания:
Приобщение дошкольника к музыкальному искусству. Ребенок познает основы музыкального творчества, учится эстетическому восприятию музыки, формирует музыкальный вкус.
Освоение основ музыкальной культуры. Через нее ребенок познает азы общей культуры и формирует собственные взгляды, отношение к искусству, вырабатывает свою линию культурного поведения.
Развитие музыкальных способностей дошкольника
Посредством музыкального воспитания формируется чувство ритма, музыкальная память, слуховое внимание и восприятие, что в итоге способствует формированию музыкального вкуса.
Формирование потребности в музыке. Потребность в музыкальном творчестве ведет к творческому развитию дошкольника.
Реализация разных видов музыкально-художественного творчества дошкольников
Таким образом ребенок может самоутвердиться и самореализоваться в творческом направлении, удовлетворить свои творческие потребности.
Музыкальные занятия в ДОУ направлены на формирование у дошкольников любви к музыке, интереса к искусству, развитие адекватного музыкального вкуса и навыков ориентации в музыкальной информации.
Методы стимулирования практической музыкальной деятельности
В музыкальном воспитании стимул является специально организованным влиянием на мотивацию, сознание, волю и чувства личности, которое имеет цель повысить музыкально-творческую активность личности. Стимулирование это побуждение, этот процесс является движущей силой воспитания. Основными методами этой группы являются:
Педагогическое требование – требования индивидуального характера, которые зависят от особенностей личности. Прямое требование педагог выдвигает декларативно, оно относится ко всем и должно выполняться без возражений. Косвенное требование состоит из прямого и оценочного или рекомендательного отношения преподавателя, например, требование-намек, требование-совет.
Соревнования – метод стимулирования, который очень эффективен на начальной стадии формирования музыкальных качеств. Его реализуют при участии ученика в конкурсах, концертах, показательных выступлениях и т.д., где он может продемонстрировать свои достижения и сравнить их с другими.
Наказание – моральное влияние на личность, которое помогает скорректировать поведение личности. Оно влечет за собой стыд за невыполнение требований, совершенные проступки, вызывает неприятные переживания. Применяя метод наказания нужно быть крайне объективным, учитывать особенности каждого ученика. В музыкальном воспитании наказанием может быть претензия, замечание, отрицательная оценка деятельности.
Поощрение – это материальное или моральное влияние на учеников, положительно характеризующее их деятельность, побуждающее к совершенствованию своих достижений в дальнейшем. Моральное поощрение это одобрение определенного поступка или достижения, награда дипломом или грамотой, размещение на доске почета. Материальное поощрение – ценные призы и материальные вознаграждения.
Основные требования к применению методов данной группы – их применение в комплексе. К примеру, нецелесообразно воспитательный процесс строить лишь на соревнованиях или педагогических требованиях. С одной стороны это может притупить творческий подход личности к занятиям музыкой, а с другой – создать нездоровый сопернический дух, который может привести к отрицательным взаимоотношениям в коллективе, и будет способствовать развитию отрицательных амбициозных качеств у будущего музыканта.
Формы и методы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
Содержание Введение 1. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности 2. Источники самостоятельной музыкальной деятельности 3. Виды самостоятельной музыкальной деятельности 4. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности Заключение
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
- восприятие музыки;
- воспроизведение музыки;
- музыкально-творческая деятельность.
Список литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006 2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.- М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., испр. и перер., -М.: Логос, 2006 4. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 6. Методика музыкального воспитания в детском саду: “Дошк. воспитание”/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Анализ стихотворения русь блок кратко
Что изучает философская антропология кратко
Что такое гигиена 5 класс кратко
Какие данные являются исходными для задачи кратко
- Почему упала российской империи в 1917 м году почему революция продолжала усугубляться кратко
Понятие и цели музыкального воспитания
Неотъемлемой чертой гармоничного человека является его высокая культура, достигаемая в процессе художественного образования и воспитания, в том числе и музыкального.
Музыкальная культура человека формируется во время активной музыкальной деятельности, в процессе игры на музыкальных инструментах, знакомства с музыкальными произведениями, приобретаются навыки и умения, необходимые для сознательного восприятия и эмоционального выразительного исполнения музыки. Однако, сама только музыкальная деятельность не может решить всех задач музыкального воспитания, необходимо целенаправленная, систематическая работа, позволяющая осуществлять музыкальное воспитание.
Замечание 1
Основной целью музыкального воспитания является формирование эмоциональных, эстетических, нравственных, общечеловеческих и национальных качеств личности средствами музыки.
В качестве специфических задач музыкального воспитания выделяются:
- воспитание интереса, любви к музыке;
- обогащение музыкальными впечатлениями;
- развитие навыков всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах;
- содействие воспитанию и формированию эстетических чувств и музыкального вкуса;
- влияние на всестороннее развитие человека;
- развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности;
- формирование музыкально-эстетической культуры.
Кроме этого, музвоспитанием преследуются более общие, высокие задачи:
- воспитывать национальную гордость и патриотические чувства;
- воспитывать любовь к родному краю, к природе;
- воспитывать любовь к народным песням, народным традициям, обычаям и обрядам; интерес к творчеству композиторов;
- воспитывать чувство товарищества, уважения и любви к родителям, родным.