Ход занятия:
Воспитатель с куклой Машей привлекает внимание детей. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости
Вы узнали её?
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Вы узнали её?
Дети: Это Маша.
Воспитатель: Машенька пришла к нам рассказать о своих новых приключениях. Хотите узнать о них?
Дети: Да.
Наша Маша живет в лесу у Мишки. И вот однажды, пошла Маша в лес за грибами, что бы Мише обед приготовить.
Идёт Маша, а навстречу ей Зайчик.
Почему ты, плачешь?
Была у меня избушка, Лиса попросилась ко мне жить, а потом меня выгнала.
У каждого человека есть право на неприкосновенность жилища. Никто не разрешит Лисе его нарушить.
Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Воспитатель: Давайте поможем Зайчику построить новый домик. У нас есть мягкие модули конструктора. Дети строятся друг за другом. По сигналу они по очереди берут по одной детали конструктора, кладут деталь в обруч, последний член команды построит в обруче домик.
Воспитатель: Какой хороший домик вы построили. Теперь Зайчику будет удобно в нём жить. Молодцы. Нас ждёт продолжение истории Маши.
Воспитатель: Идёт Маша дальше. Видит, сидит Мышка и плачет.
Почему ты, плачешь, Мышка?
Как, же мне не плакать. Приходил волк и сказал, что все грибы и ягоды, в лесу теперь его. Что я буду кушать?
Успокоила Маша Мышку и сказала, что дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Воспитатель: Давайте поможем Мышке. На столе лежат картинки. На них нарисованы разные продукты. Давайте разложим их в 2 корзинки. Одна корзинка для Маши, а другая для Мышки.
2 ребенка выбирают картинки с продуктами питания и кладут их каждый в свою корзинку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошо справились с заданием. Одну корзинку мы подарим Маше, а другую Мышке.
Воспитатель: Идёт Маша лесом, видит на пеньке сидит зверёк и плачет.
Кто ты? Почему ты плачешь?
Как же мне не плакать? Я не знаю, кто я и как меня зовут.
Ребята, а вы знаете кто это? (Ёжик.) А кто его мама и папа? (Ежиха и Ёж).
Ребёнок имеет право знать своих родителей.
Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Маша: А вы ребята знаете, как зовут ваших родителей?
Воспитатель: Давайте расскажем Маше о семье.
Дети подходят к столу, находят фотографию своей семьи и составляют рассказ. (Имя мамы и папы, кем они работают, как зовут бабушку и дедушку, любимое занятие семьи).
Воспитатель: Как хорошо, что у каждого есть семья. В семье все любят и заботятся друг о друге, приходят на помощь. В семье все вместе, как пальчики на руке.
Воспитатель: Давайте нарисуем свою семью.
Дети садятся за столы, обводят свою ладошку и рисуют пальчикам лица членов своей семьи.
Маша: Давайте придумаем Ёжику имя. Ребёнок имеет право на имя.
Слушаются все предложения детей. Выбирают самое удачное.
Воспитатель: Много людей живёт на земле и у каждого есть имя. Каждому ребенку при рождении родители дают имя.
Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Воспитатель предлагает всем обняться, почувствовать тепло и заботу друг друга.
Воспитатель: Подошли к Маше три Зайчик, Мышка и Ёжик.
Расскажи нам, Маша, откуда ты узнала про права детей?
Я хожу в детский сад. Там я узнала, о том, что есть – документ «Конвенцией о правах ребёнка» в нём записаны все права детей. Эта «Конвенцией о правах ребёнка» и защищает детей от несправедливости. Вы тоже можете ходить в детский сад и там много интересного узнать потому, что вы имеете право на обучение.
Вот так выглядит этот документ «Конвенцией о правах ребёнка».
Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её, затем картинка помещается на доску.
Маша: Давайте поиграем. Внимательно посмотрите на картинки и найдите, на какой картинке нарушены права ребёнка.
Дети находят нужную картинку.
Воспитатель: Вот так закончилась эта история. Вы смогли помочь героям сказок, с которыми встретилась Маша. Спасибо вам. Маше пора возвращаться домой. Давайте с ней попрощаемся.
Дети: До свидания Маша.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам снова пришел утенок Тим. Тим, почему ты такой грустный?
Тим: Я побывал в сказке, в мультфильме о коте Леопольде, и мне стало очень жалко кота. Две злые мышки всё время пристают к коту Леопольду, дразнят его, обзывают, дерутся с ним. Вот посмотрите сами, (просмотр отрывка из мультфильма)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дразниться – это обидно? (рассуждения детей) А бывают ли необидные дразнилки? (рассуждения детей, пример дразнилок)
Ребята,а как вы понимаете пословицы: «Обидное слово, что огонь жжет», «Сперва подумай, а потом скажи».
Тим: Вот видите, ребята, как это обидно дразниться и обзываться, и очень плохо.
что им отвечал кот Леопольд? (ответы детей) Леопольд предлагал мышкам дружить, а что это значит? (поступать по-доброму)Тим: Леопольд добрый и мы его очень любим.
Воспитатель: Мы радуемся добрым делам и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. В каждой ситуации нужно поступать по-доброму.
Тим: А что нужно делать, чтобы не ссориться?
Воспитатель: Нужно разобраться из-за чего возник спор, и вместе договориться, как можно всё исправить; а если не получается, то обратиться к взрослому.
А ведь у нас в группе тоже случаются такие ситуации. Давайте поиграем в игру- пантомиму, где будут участвовать девочка и мальчик, которые мимикой и жестами будут разыгрывать ситуации.
Ваша задача подумать и разобраться, как в этом случае поступать по-доброму. Роли мальчика и девочки я буду назначать,а все остальные будут откладывать фишечки: если мальчик или девочка поступает плохо – синюю, а если хорошо – красную.
1 ситуация:
Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик. Что он будет делать?
2 ситуация:
Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на свой рисунок. Что было дальше?
3 ситуация:
Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?
Молодцы, ребята. Все стремились поступать по-доброму, и у всех ребят лежат красные фишки.
Давайте еще раз повторим, как мы будем решать такие ситуации, (повтор схемы разрешения конфликтной ситуации)
Тим: А если не получается? Вот Леопольд всёвремя говорил: «Давайте жить дружно!», а мышки всё равно приставали.
Воспитатель: Мышкам было скучно, они хотели дружить с Леопольдом, но не умели этого делать. К тому же они были злые, и им нужно было измениться и стать добрее.
Тим: Я ведь тоже не всегда хороший, иногда я веду себя очень плохо, иногда так хочется ущипнуть своего друга утенка Пона за хвост. Так сложно быть хорошим, вот если б у меня была волшебная палочка!
Воспитатель: А у нас с вами есть волшебная кисточка и волшебный листок, где справа нарисован синий треугольничек, а слева – красный. Можно нарисовать справа свой плохой поступок, а слева – хороший. Вот так можно быстро исправить свой плохой поступок. (По окончанию работы рассмотреть рисунки и поощрить стремление стать лучше).
Тим: Спасибо, ребята, побегу в сказку и расскажу Леопольду, как можно помириться с мышками и всё исправить.
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие по сказкам».
Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок. Формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища. Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия. Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, способствовать предупреждению проявления агрессивности. Осуществлять готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Материал: разрезная картинка с сюжетом “Заюшкина избушка”;карточки: гнездо, конура, озеро, дом, дупло, птица, собака, рыба, человек, белка; фланелеграф,настольный театр: “Кот, петух и лиса”; на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, портфель, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла; 4 карточки на которых напечатан текст статей “Декларации прав человека”.
Предварительная работа: разбор статей “Декларации прав человека” на примере сказок.
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
- Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации),
- Ведение картотеки «трудных» подростков,
- Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних,
- Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов,
- Беседы и консультации с родителями,
- Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации,
- Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды,
- Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Общеобразовательная школа: план мероприятий
День правовой помощи детям должен включать: просвещение, выявление нарушения прав ребёнка, формирование активной позиции и организацию помощи ребёнку в трудной ситуации.
Участники | Мероприятие | Краткое содержание | Кто проводит |
Все учащиеся | Акция «Сообщи о нарушении прав» | Установка опломбированных почтовых ящиков для анонимных сообщений в Прокуратуру (Уполномоченному по правам ребёнка) | Образовательное учреждение совместно с Прокуратурой, Уполномоченным по правам ребёнка |
Все учащиеся | Единый классный час «Детские права» | Внесение в расписание занятий единого классного часа, посвящённого знакомству с Конвенцией о правах ребёнка (1989) с учётом возрастных особенностей | Классные руководители, родительский комитет, подготовленные учащиеся – старшеклассники, студенты юридических вузов |
Родители, педагоги | Круглый стол: Региональное законодательство в помощь семье с детьми | Обсуждение местных законов, их практического применения для родителей из семей в ТЖС | Администрация школы, учреждения соцзащиты, родительский комитет |
Подростки, родители из семей в ТЖС | Акция «Горячий телефон» | Выделение специально отведённого времени (1–2 часа) для диалога с ответственными специалистами правовых учреждений (паспортного отдела, службы судебных приставов, опеки и попечительства, райотдела полиции) | Администрация школы совместно с правоохранительными учреждениями, родительский комитет |
Учащиеся старших классов | Правовая игра «Что? Где? Когда?» | Проведение мероприятия с участием команд из всех классов на правовую тематику | Организатор внеклассной работы, классные руководители, актив старшеклассников, студенты |
Все родители | Диалог онлайн | Онлайн-консультирование родителей в заранее отведённое время по законам жизни школы | Администрация школы, родительский комитет |
Ход занятия:
– Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом – моя крепость? (Рассуждения детей). Посмотрите на фланелеграф и вспомните сказку «Три поросенка». Как вы думаете, за что поросята наказали волка? (Ответы детей).
Никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности.
– А у вас есть свой дом, своя квартира? С кем вы живете?
В конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Дети, а как вы понимаете, что такое неприкосновенность? Никто не имеет право лишать вас жилья и никто не имеет право без вашего разрешения входить в ваш дом. (Предлагаем рассмотреть символ изучаемого права.) А в какой сказке волк перехитрил маленьких деток? Мама пришла, а их нет (Волк и семеро козлят.)
Подумайте, какое право здесь еще нарушено? (право на жизнь.) Дети, а как вы себя ведете, когда остаетесь дома одни? Что делаете, когда родители уходят? А что вам строго-настрого не разрешают делать? (трогать электрические приборы, брать спички, крутить краны.) А как вы поступите, если остались одни, если в дверь позвонили? (не откроем дверь без взрослых, позвоним соседям.)
Ребята, а в каком городе мы живем? Давайте построим район, в котором мы живем. Как он называется? Дети строят городок из готовых бумажных домиков или кубиков.
– Скажи, ты знаешь свой домашний адрес? Молодец, может ты знаешь и свой телефон? Все вы живете на разных улицах, в разных домах, и у каждого из вас свой адрес (каждый ребенок называет свой адрес.)
Игра с мячом «Назови свой адрес».
Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают. Воспитатель поощряет детей, хорошо знающих свои адреса.
– Как вы думаете, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию? (ответы детей.)
Игра «Кто имеет право жить в этом доме».
Дети получают карточки с изображением жилищ животных, воспитатель спрашивает у детей:
– Кто имеет право жить в этом доме? Почему?
– С какими правами вы уже знакомы? Есть ли у вас обязанности по дому и какие? (ответы детей.) Да,дети могут:
– Помогать близким, родным поддерживать в порядке свое жилье.
– Наводить порядок в собственной комнате, убирать на место свои игрушки.
– Убирать за собой постель, грязную посуду и т. д.
– Дети, пусть у каждого из вас будет теплый светлый дом. Ты любишь свой дом и бережешь его, не так ли? Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме, кроме вас, проживает еще много людей, надо относиться к ним с уважением и соблюдать правила культуры проживания в доме. Что вы никогда не сделаете в своем доме и не хотите, чтобы сделали другие? (ответы детей.)
– Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать и чертить на стенах. Зато мы всегда будем вытирать ноги перед входом в дом.
– Помним, что играть с товарищами на лестнице невежливо. Вдруг кто-то из соседей болен, или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям. Поэтому играть удобнее и вежливее во дворе.
Игра «Приглашение в гости».
– Ребята, дом всегда немножко похож на своего хозяина. Если хозяин аккуратный, то в доме у него будет порядок. Если же хозяин неряха, то в его доме скорее всего будет беспорядок. (Дети фантазируют, какие дома могут быть у этих людей.)
После, воспитатель предлагает детям рассказать о своем доме, своей комнате, любимых игрушках, книгах. Дети сообщают друг другу о семейных праздниках, традициях, правилах. Задача каждого ребенка убедить как можно больше друзей посетить его дом.
Конспект по правовому воспитанию на тему: «Ребята давайте жить дружно»
Материал: кукла-утенок Тим, запись отрывка мультфильма «Приключения кота Леопольда», фишки-треугольники синего и красного цвета, кисточки, краски, бумага с синими и красными треугольниками.
Предварительная работа:Игры с невербальными формами общения: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Комплимент», игра на сплочение «Ругаемся овощами», сюжетно-ролевая игра «День рожденья», чтение стихов В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»; дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Методические приемы: активизация детской памяти с помощью отрывка мультфильма, художественное слово, моделирование конфликтной ситуации, словесная схема разрешения конфликта, цветовой дифференцированный прием оценки ситуации плохого и хорошего, пантомима, проблемные вопросы, сравнение и сопоставление, включение мотивации, словесные поощрения, ввод игрового персонажа, импатия.
Работа с родителями
Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания
Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка
Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.
Этому вопросу могут быть посвящены:
- собрания по данной теме;
- «правовой уголок» с печатными материалами;
- индивидуальные доверительные беседы;
- посещение воспитанников на дому;
- периодические консультации.
Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.
ДОУ – основной участник правового воспитания
Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих
Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения
Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев
Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.
?
Успех работы по правовому воспитанию во многом зависит от личного примера воспитателя, умения привлечь внимание к фактам окружающей жизни, создать жизнерадостную обстановку, укрепить веру детей в добро и справедливость. Малыши должны иметь уверенность, что они надежно защищены от зла и несправедливости.. Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ
Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо
Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.
Занятия в младшей группе
Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.
На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.
Работа в подготовительной группе
Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.
В процессе чтения, игр педагогу важно, чтобы ребенок мог поставить себя на место обижаемого и поискал возможные варианты самозащиты.
По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.
К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:
- активной социальной, нравственной позиции;
- положительных личных качествах;
- умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
- ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
- стремлении самосовершенствоваться.
Правовое мышление – основа будущего
Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.
?
Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят.
Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь
Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина
Средняя группа
От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.
При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: (С помощью куклы привлекаю внимание детей). Ребята, кто это к нам в гости пришёл? Предлагаю вам поприветствовать друг друга и нашу гостью
(Проговариваю стихотворные строки и показываю движения, дети повторяют)
Здравствуйте, ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки
Топ-топ-топ!
Здравствуйте щечки
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте губки
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй мой носик
Би-би-би!
Здравствуйте гости! (разводят руки, здороваются с гостями).
2. Основная часть. Создание игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю. Хотите я вам, сегодня покажу еще одну новую сказку про девочку?
Инсценировка сказки «Имя».
Жила на свете девочка, а как звали её, она не знала. Пошла она погулять на лужок и увидела бычка.
— «Здравствуй, – сказала девочка. – Ты кто?»
— «Я бычок, а ты кто?»
— «А я девочка».
— «А как тебя звать?» – спросил бычок.
— «Как это звать?»
Бычок пояснил: — «Как тебя зовет мама, когда нужно пить молоко?»
— «Доченька, солнышко, заинька, кисонька», – сказала девочка.
— «Сколько же у тебя имен! А у меня — одно».
В это время мама бычка, корова, позвала его пить молоко.
— «Степашка, – звала мама-корова, – иди пить молоко».
Бычок ускакал, а девочка осталась на лугу. Гуляла она, гуляла и вдруг увидела козочку.
— «Здравствуй, – сказала девочка, – Ты кто?»
— «Я козочка, а ты кто?»
— «А я девочка».
— «А как тебя звать?» – спросила козочка.
— «Я не знаю».
Вдруг туча накрыла солнце, и стало темно. «Беляночка, – послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала дочку-козочку от дождя укрыться в домике.
Осталась девочка одна. Грустно ей стало.Вдруг слышит:
— «Лена, доченька, солнышко мое, пора домой, скоро дождик начнется». Это мама девочки искала её на лужайке. Поняла тут девочка, как её зовут, и побежала к маме».
Воспитатель: Как девочку звали? (Лена)
— А как еще его мама называла (солнышко моё, доченька, заинька, кисонька)
3. Дидактическая игра «Назови своё имя»:
Воспитатель: А вы не забыли, как вас зовут?
— Поиграем в игру с мячиком «Назови свое имя».
— А знаете ли, вы кто вас назвал такими красивыми именами (мама, папа).
У каждого человека есть свое имя, так как каждый человек (ребенок) имеет право на имя.
Физкультминутка «Детки»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают как мячики, прыг-скок, прыг-скок
ножками топчут топ-топ-топ
глазками моргают (зажмуривают глазки)
после отдыхают. (приседают руки свободные)
4. Пальчиковая игра «Семья»
Воспитатель: А с кем вы живете дома? (с мамой, папой) – это называется «семья».
— Поиграем пальчиками в игру «Семья»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, про кого мы сегодня смотрели сказку? Как звали девочку?
Каждый человек имеет право на то, что бы его называли по имени, что б у него были мама и папа, которые Вас очень любят.
План мероприятий по правовому просвещению обучающихся и их родителей
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 17»
____________Л.С. Гонюкова
____августа 2019 г.
План мероприятий по правовому просвещению
обучающихся и их родителей
№ п/п | Содержание мероприятий | Исполнители | Сроки | Целевая аудитория |
1.Развитие системы организации работы по правовому просвещению несовершеннолетних и их родителей | ||||
1.1. | Разработка комплекса мероприятий по правовому просвещению на 2017-22 г.г. | Совет профилактики | Сентябрь 2018г | Классные руководители, библиотекарь, вожатая |
2.Мероприятия по правовому просвещению школьников и их родителей | ||||
2.1. | Проведение на регулярной основе воспитательных, просветительских мероприятий с участием работников правоохранительных органов, органов социальной защиты населения по проблемам правового просвещения | Совет профилактики | В течение всего периода | Педагоги Обучающиеся Родители |
2.2. | Классные часы по правовому просвещению: – «Знай свои права»; – «Мои права в повседневной жизни»; – «Культура населения и уважение прав человека». | Классные руководители | В течение всего периода | Обучающиеся |
2.3. | Месячник правовых знаний Встреча с юристом «Если ваши права нарушены». Беседы с обучающимися. | Совет профилактики, классные руководители | Октябрь 2018 г. | Педагоги Обучающиеся Родители |
2.4. | Организация работы с родителями: Классные родительские собрания: – «Правила родителей»; -«Ответственность родителей за воспитание детей». -Родительский лекторий. -Общешкольное родительское собрание. | Классные руководители, администрация школы | 1 раз в четверть 1 раз в квартал 1 раз в год | Родители |
2.5. | Конкурс рисунков: – «Мы за достойную жизнь». Конкурс сочинений «Мои права в семье и школе». | Вожатая | В течение всего периода | Обучающиеся |
2.6. | Викторина: -«Знаешь ли ты закон»; -«Право на каждый день». Блиц- турнир «Законы писаны для всех». | Классные руководители | В течение всего периода | Обучающиеся |
2.7. | Круглый стол «Как противостоять давлению среды» «Защита от физического и психического насилия» | Заседания МС и ПС | В течение всего периода | Педагоги |
2.8. | Уроки-диспуты «Имею право!», «Мое будущее». «Права человека в современной России» | Учитель обществознания | В течение всего периода | Обучающиеся |
3.Мероприятия по информационному просвещению обучающихся и их родителей | ||||
3.1. | Оформление правого уголка, обновление информации, информационные часы | Администрация школы | Ежемесячно | Педагоги Обучающиеся Родители |
3.2. | Организация работы сайта по правовому просвещению | Непринцев В.В. | В течение всего периода | Обучающиеся Родители |
3.3. | Тиражирование листовок, буклетов по правовой тематике | Вожатая, библиотекарь | В течение всего периода | Обучающиеся Родители |
3.4. | Выпуск стенной печати | Классные руководители | По графику | Педагоги Обучающиеся Родители |
3.5. | Тематические книжные выставки: – «Мои права и обязанности» (выставка-знакомство); -«Путешествие по аллее прав ребенка»; -«Права человека в современном обществе». Консультации читателей | Библиотекарь | Ежеквартально | Обучающиеся Родители |
Заместитель директора по ВР О.Н.Житкова
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов —, вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Читайте еще: Понятие, методы и формы правового воспитания
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа,
- Тематический классный час,
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики),
- Игры, конкурсы, викторины,
- Экскурсии,
- Выставки, наглядная агитация,
- Встречи – лекции с представителями социальных структур,
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
---|---|
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках», | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Ключевые задачи правового воспитания дошкольников
Правовое
воспитание в дошкольном учреждении нацелено на реализацию следующих задач.
1.Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
2.Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей
согласно правовых норм.
3.Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом
позиций и потребностей окружающих людей.
4.Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и
инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
5.Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему
миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
6.Знакомство с основными правовыми документами, которые
координируют отношения между людьми (включая международные).
В целом процесс
дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:
·информационно-познавательный;
·эмоционально-оценочный;
·поведенческо-деятельностный.
Начинать
осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. В этом возрасте (четыре–пять лет)
основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в
сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя,
помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим
людям
С помощью
воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни,
своей семьи, понимают самые важные потребности.
В
средней группе дошкольники узнают, что каждый ребёнок имеет право на семью для
наилучшего ухода и воспитания
Старшие
дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают
волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им
интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами,
нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно
доступной увлекательной форме).