Как сделать логопедический массаж ребенку в домашних условиях

Когда начинать делать пальчиковый массаж рук ребёнку?

Массировать ручки нужно с рождения. Правда, пока это будет мало похоже на настоящий массаж. Достаточно лёгких поглаживаний и нажатий, а также упражнений на развитие хватательного рефлекса: просто подносите палец или небольшие игрушки к ручкам ребёнка, чтобы он мог за них ухватиться.

Когда ребёнку исполнится год, можно переходить к играм-потешкам. Например, знакомой всем «Сороке-белобоке». Читайте малышу стишок: пока по сюжету сорока готовит кашку, водите указательным пальцем по спирали по ладошке, а когда птичка начнёт кормить птенцов, загибайте по очереди пальчики крохи. Такие занятия включают поверхностные рецепторы на ручках ребёнка. Благодаря тому, что вы проговариваете все действия, малыш заодно учится связывать вашу речь с действиями и предметами.

С двух лет начинаем переходить к массажу, стимулирующему рецепторы глубокого давления. Для этого можно использовать массажные шарики с пупырышками, которые нужно прокатывать по ладошкам и пальчикам ребёнка, слегка надавливая. В этом возрасте малыш уже способен выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: хватать и трогать небольшие предметы

Важно, чтобы он делал это под присмотром взрослых, потому что у крохи может появиться желание проверить, сможет ли он просунуть эту деталь себе в нос или в ушко.

Детям школьного возраста, которые начинают непривычно много писать, полезно делать расслабляющий массаж рук

Для этого помассируйте руку ребёнка круговыми выжимающими движениями с тыльной стороны, затем уделите внимание каждому пальчику и также помассируйте от ногтя к основанию. После этого большими пальцами круговыми движениями помассируйте ладонь ребёнка.

Полезно научить ребёнка делать такой массаж самостоятельно, чтобы он мог воспользоваться им, если руки устанут во время уроков или выполнения домашнего задания. Если он пока не может запомнить все движения, научите его игре «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Пусть сжимает и разжимает кисти в кулак несколько секунд, это тоже помогает расслабить руки.

При пониженном тонусе

Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное

Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений

Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.

Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)

Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры

Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?

Люди, имеющие неправильный прикус и неровные зубы, почти всегда имеют и неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Мало того, современная концепция причин образования дефектов прикуса говорит о том, что большинство дефектов зубного ряда имеют причиной неправильно работающие мышцы. Неправильная речь, неправильная работа языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы в определенных условиях могут разъехаться в разные стороны. Так возникает деформация прикуса, которая тем сильнее выражена, чем неправильнее работают язык и другие мышцы.

Большинство ортодонтов, не вникая в работу мышц и не советуясь с логопедами, ставят брекеты или каппы и выравнивают зубные ряды без учета состояния мышц. Такой подход устарел и практически всегда ведет к рецидиву, когда зубы искривятся вновь через какое-то время после лечения. Зная это, ортодонты старой формации заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это конструкции, удерживающие зубы в выровненном состоянии. Это может быть проволока, приклеенная на зубы, или пластиковая каппа для ночного ношения.

В «Диал-Дент» мы всегда учитываем мышечную причину нарушения прикуса. Участие логопеда в диагностике и в процессе выравнивая зубов дает возможность убрать или скорректировать миофункциональные причины деформаций. Такой междисциплинарный подход более современный и дает наилучший и наиболее стабильный результат лечения! После лечения рецидивов не происходит, потому что выровнены мышечные балансы. Соответственно и само ортодонтическое лечение происходит быстрее и без проблем с участием логопеда-миофункционального терапевта.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  1. Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  2. Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  3. Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  4. Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  5. Уменьшения слюнотечения.
  6. Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.

Логопедический массаж может быть:

  • Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
  • Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
  • Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
  • Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

  • активизирующий работы артикуляционных мышц
  • расслабляющий.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного

Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Логопедический массаж при дизартрии: основные приёмы

•    Поглаживание и разминание лобной области. Чередуются приёмы поглаживания и разминания. Обычно правой рукой проводятся зигзагообразные разминающие движения в направлении поперёк лба к началу роста волос. Вслед за этим левая рука последовательно совершает лёгкое поглаживающее движение от лобного бугра к виску слева, затем справа.
•    Разминание носа. Поддерживая затылок ребёнка левой рукой, массажист указательным и большим пальцами правой руки совершает слегка вибрирующие зигзагообразные движения от кончика и крыльев к основанию носа.
•    Разминание скуловых областей. Логопедический массаж выполняется обеими руками. Большие и указательные пальцы сгибаются под углом 90 градусов и разминают лицо в направлении от нижней челюсти к уху, скуловой области и нижнему веку. При разминании правой стороны логопед располагается справа, левой – слева.
•    Разглаживание лобных мышц массажист проводит, находясь сзади ребёнка. Указательными и средними пальцами он поглаживает лоб от средней линии к вискам.
•    Вибрация лица. Если вам не показали, как она проводится – наберите в поисковой строке «логопедический массаж видео» и посмотрите. Вам нужно будет встать сзади ребёнка, расположить пальцы рук между скуловой костью и нижней челюстью слева и делать быстрые, но мягкие вибрирующие движения. Затем повторить всё справа.
•    Разглаживание мышц под глазами проводится от спинки носа к основанию, скуловым костям, нижним векам и вискам. Можно проводить одновременно с двух сторон двумя руками или поочерёдно слева и справа.
•    Разглаживание мышц между губой и подбородком проводится двумя большими пальцами, которые двигаются от точки под нижней губой к восходящим ветвям нижней челюсти.

Это – полноценный логопедический массаж, который могут делать родители в домашних условиях своим детям. Он безопасен и достаточно эффективен. И им, конечно, стоит пользоваться в тех случаях, когда по каким-то причинам вы не можете посещать логопеда с необходимой частотой. 

Однако результата можно добиться быстрее и проще, поручив логопедический массаж для детей специалисту – человеку, имеющему необходимые знания и достаточный опыт. Придерживаясь разработанной схемы массажа, он может вносить в неё коррективы в режиме реального времени, ощущая кончиками пальцев все «зажимы» и вялость лицевых мышц ребёнка. Кроме того, логопед может применять и другие, более эффективные в каждом конкретном случае методы, к примеру, массаж языка логопедический. Прекрасно зная анатомию языка, педагог детально проработает его поперечную, вертикальные и продольные мышцы, существенно приближая день победы над дизартрией.

Ещё один метод, который родители вряд ли смогут хорошо освоить сами – логопедический массаж зондами. Специалист сможет провести точечное воздействие, чтобы помочь расслабиться напряжённой мышце или, напротив, обрести тонус слишком расслабленной. Для этого используются дизартрические зонды. Они отличаются от обычных хорошими электропроводными и электростатическими свойствами. С помощью подобных зондов проводится массаж и лёгкое поверхностное обкалывание биологически-активных точек полости рта, лица и шейно-воротниковой зоны.

Важно, чтобы логопедический массаж для детей, как в домашних, так и в любых других условиях, был комфортным и не доставлял неприятных или болезненных ощущений. Тогда любой ребёнок будет с удовольствием приходить на занятия, а результаты не заставят себя долго ждать.
 

Логопедический массаж – что это?

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.


Приспособления для массажа языка

Показания к логопедическому массажу у детей

Логопедический массаж ребенку показан при спектре нарушений, ключевым из которых являются проблемы с речью (неправильное произношение звуков, заикание, недостаточное развитие в соответствии с возрастом). Процедура особенно эффективна при ряде артикуляционных и даже психологических нарушений:

  • заикание вне зависимости от причин и тяжести протекания;
  • частичная потеря голоса либо незначительные дефекты;
  • детский церебральный паралич, задержка в развитии;
  • речевые патологии – брадилалия, афазия, дислалия;
  • низкий либо, напротив, повышенный тонус лицевых мышц;
  • дизартрия, при которой язык ограничен в подвижности.

Массаж языка назначает врач – если родитель хочет использовать этот лечебный метод, сначала нужно проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить противопоказания, понять, что процедура принесет пользу.

Важные правила логомассажа

Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж

Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов

Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат
Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи
Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

расслабляющий массаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие

На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны

Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;

укрепляющий массаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:

  • короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
  • ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
  • непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
  • нарушение голоса — малыш тихо говорит, при этом у него может быть чувство «кома» и тяжести при разговоре;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
  • дисграфия — нарушение письменной речи;
  • нарушение тонуса мышц как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
  • заикание невротической природы;
  • невнятная речь.

Новости

8 ноября

Исправление прикуса не брекетами

Миофункциональные аппараты отлично справляются с начальными нарушениями прикуса, помогают челюстям развиваться, а зубам прорезываться правильно. Миофункциональные аппараты EF Line Orthoplus (Франция) могут применяться с 3 лет. Широкая линейка аппаратов разработана с различными целями – нормализуют положение языка, стабилизируют работу мышц губ и щек, направляют развитие челюстей в нужном направлении, снимают нагрузку с ВНЧС. Подробнее о миофункциональных аппаратах EF Line Orthoplus тут. Помните, что назначает аппарат только специалист после очной диагностики, это медицинское изделие и лечение должно проводиться под контролем.

31 октября

Ремонт скола винира

При занятиях боксом без защитной капы для зубов, вероятность получить травму зубов достаточно велика. Степень травмы – от маленького скола до полной потери зуба, зависит только от везения. В работе “Скол винира из-за спортивной травмы” мужчине повезло, что откололся кусочек винира, и был всего один осколок, который сохранился целым, так что винир восстановили за один визит. Стоматологи починят всё, но все же лучше изготовить индивидуальную защитную капу для зубов, чтобы предотвратить травмы.

26 октября

Ортодонтическое лечение прозрачными капами 3D Smile

Ортодонтическое лечение может быть незаметным для окружающих, это особенно актуально, если вы уже когда-то носили брекеты, но зубы стали разъезжаться. В работе “Закрытие щели между зубами капами 3D Smile” показано, как планировалось лечение капами и результат ортодонтического лечения.

21 октября

Как лечат зубы стоматофобам? В седации! Еще и импланты устанавливают!

Молодой человек очень боится лечить зубы, поэтому ситуация с зубами доведена до критической. Узнав от знакомых про лечение зубов в седации, он смог не только пролечить зубы, но даже установить импланты и восстановить разрушенные зубы, которые пришлось удалить, коронками на имплантах. Подробнее об этом случае в работе “Коронки из диоксида циркония (в том числе на имплантах) для протезирования жевательных зубов – имплантация и лечение зубов в седации”

15 октября

Полный прайс-лист на услуги косметологического отделения

Косметологическое отделение “Диал-Дент” предлагает широкий спектр услуг: уколы ботокса, мезотерапия, биоревитализация и контурная пластика, плацентарная терапия, плазмолифтинг, нитевая подтяжка, чистка лица, химический пилинг, лечение акне, удаление доброкачественных новообразований кожи, массаж. Полный прайс лист на косметологические услуги смотрите тут. Подробнее о нашем косметологическом отделении тут.

все новости

Заключение

Правильное и своевременное развитие речевой функции играет для ребенка важную роль, способствуя его социализации и установлению гармоничных отношений со сверстниками. Если в работе аппарата речи есть дефекты, это может привести как к проблемам становления речи, так и к трудностям психологического характера – стеснительности, замкнутости, вспыльчивости или раздражительности.

При должном внимании родителей к проблеме и при своевременном обращении к логопеду можно исправить даже довольно трудные дефекты и «догнать» сверстников в вопросе развития речи. Логопедический массаж играет в этом не последнюю роль, так как способствует лучшему овладению ребенком артикуляционного аппарата и снимает эмоциональные блоки, нередко возникающие у малышей при наличии речевых ошибок и затруднений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий