Кубики Чаплыгина: методика обучения и пошаговая инструкция по изготовлению

Содержание

Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 19» города Ишима
Из опыта работы: «Развивающие кубики для чтения по методике Е. Чаплыгина»
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №19: Бочанова Светлана Алексеевна

Слайд 2
Динамические кубики Чаплыгина позволяют легко и быстро учить детей старше трех лет читать. В основе методики лежит принцип обучения чтению по складам, рекомендованный еще Львом Толстым. За свою уникальность и пользу для развития детей дошкольного возраста кубики Чаплыгина получили Золотую медаль на 18-й международной специализированной выставке “Игрушки и игры” (г

Москва).

Слайд 3
Деревянная развивающая игрушка состоит из 10 одинарных кубиков с одной буквой на каждой из 4 граней и 10 двойных блоков, образующих наиболее употребительные слоги (они крепятся на двух рейках и свободно вращаются на 360 градусов).

Слайд 4
Во время занятий с кубиками Чаплыгина задействуются все сферы восприятия малыша:
 зрение (яркие символы привлекают внимание, дети рассматривают буквы и слоги);
речь (ребёнок повторяет названия букв, слогов, озвучивает свои действия с пособием);
мышление (малыш учится анализировать и делать выводы, сопоставляя слоги и определяя их отличия);
предметно-манипулятивнаядеятельность (дети включаются в процесс, организованный в игровой форме, пермещают, крутят кубики).

Слайд 5
Методика работы с пособием
Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения.

Слайд 6
Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов:
1.Познакомьте ребёнка с игрушкой

2.После этого возьмите похожие парные кубы и покажите карапузу, что на них изображены одинаковые буквы
3.Следующее занятие начинайте с повторения.
4.Затем научите ребёнка определять буквы в слогах.
5.Продемонстрируйте ребёнку, как работать с двойными кубиками.
6.Далее приступайте к введению новых слогов.

Слайд 7
Отличия от кубиков Зайцева
В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится.
Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть.
Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.
У Чаплыгина кубиков меньше. Если у Зайцева их больше шестидесяти, то Чаплыгин вместил все нужные склады на тридцати.

Слайд 8

Посмотреть все слайды

Как научить ребенка читать — простой и быстрый способ

На сегодняшний день существует множество методик по обучению детей чтению. Тем не менее многим детям освоение чтения дается непросто, а техника чтения страдает даже у школьников. Проблема состоит в том, что детей учат буквам, а потом они не могут уразуметь принцип сочетания букв в слоги и слова, и даже в школе читают побуквенно. 

Педагог-изобретатель Евгений Васильевич Чаплыгин придумал методику, благодаря которой ребенок за несколько дней усваивает принцип сочетания букв в слоги и слова, и начинает читать слова сразу целиком. В методике Чаплыгина нет ничего лишнего – ребенку не усложняют освоение чтения понятиями гласные, согласные, твердые, мягкие, с ним даже алфавит не учат. Ведь для того, чтобы научить малыша кататься на велосипеде, вы не объясняете ему, из чего велосипед состоит и как устроен. 

Буквы в методике Чаплыгина появляются сразу вместе со словами, а новые знания ребенок может применять прямо на занятии. Ведь даже взрослым трудновато учиться чему-либо впрок, а для детей эта задача и вовсе непосильная. Выучить все буквы, чтобы потом читать? Бессмысленно. А вот знакомиться с буквами и тут же составлять слова, изменять слово, заменяя всего одну букву – это весело и интересно. Эти замечательные кубики, также как и многие другие методики раннего развития детей вы можете найти на http://www.umnitsa.ru/.

Как играть и читать с динамическими кубиками?

Методика очень проста. Сначала познакомьте малыша с кубиками – дайте их потрогать, покрутить, понюхать. После этого покажите на первом блоке кубиков сочетание букв «МА» и скажите: «Это – «МА»». Дайте ему второй блок – на нём тоже есть слог «МА» и попросите малыша: «Покрути кубики, найди такие же буквы, чтобы получилось «МА»». Потом покажите, как приставить первый блок ко второму: «»МА – МА». Получилось  – «МАМА»».

Дальше можно поиграть: превратить «МАМА» в «ПАПА» (прокрутить кубики), из «МАМА» получить «МАША», а из «МАША» – «КАША» и т.д.

В «Книжке-шпаргалке» подробно описаны занятия с кубиками Чаплыгина. Большинство из них построены по одному и тому же принципу, что заметно упрощает процесс обучения чтению.

Как заниматься с ребенком

Начинать обучение автор методики рекомендует не раньше, чем ребенок научиться хорошо говорить

Это важно, ведь малыш для успешного обучения должен уметь соотносить слова с конкретными предметами, действиями или признаками предметов

Методика состоит из 11 блоков, каждый блок разбит на отдельные занятия. В каждом блоке добавляется либо новый кубик, либо еще один способ работы с уже имеющимися элементами. Темп обучения нужно выбирать в зависимости от того, как ребенок усваивает материал. В случае необходимости можно вернуться к уже пройденному и повторить то или иное занятие. Главное – чтобы ребенок получал удовольствие от обучения.

В первых четырех блоках даются готовые схемы слов для выкладывания. После того, как родители поймут принцип работы с кубиками, они смогут выбирать слова для составления сами. Схемы слов даны в занятиях для того, чтобы ребенок учился соотносить слово из кубиков со словом, написанным на бумаге.

В каждом занятии перечислены номера элементов из набора, которые понадобятся для работы, в первых блоках в каждом занятии указаны слова, с которыми будет знакомиться ребенок, а также предложены задания для создания ассоциаций. Картинки к словам не используются, автор методики полагает, что будет больше пользы, если ребенок вклеит в альбом рядом со словом «МАМА» фотографию своей мамы или нарисует сам портрет папы.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.

Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств

Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение. Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза

Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.

    Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.

  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Ламинация- способ увеличить долговечность кубиков

В принципе, на этом можно считать процесс создания кубиков завершенным. Однако, как показывает опыт, бумага довольно быстро утратит привлекательный внешний облик — краска сотрется и поблекнет. И тогдапридется начинать клеить следующий набор. А это занятие достаточно кропотливое и небыстрое.

Поэтому становится актуальным вопрос о том, как сделать кубики Зайцева более долговечными. Для этих целей рекомендуется ламинировать изделия специальной клейкой пленкой. Впрочем, подойдет и обычный широкий скотч. От глянцевых материалов следует отказаться — на кубиках могут появиться блики, которые будут мешать ребенку заниматься. Отдайте предпочтение пленке или скотчу с матовой поверхностью.

Такое покрытие надежно защитит ваши кубики от пыли и грязи, обеспечит сохранность контуров изображенных слогов и увеличить стойкость к любым механическим воздействиям.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruПредлагаем ремонт холодильников с выездом

Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Игры с кубиками после года

Продолжайте выполнять предыдущие упражнения и постепенно вводите более сложные. В книге Николая Зайцева «Письмо. Чтение. Счет» есть масса интересных игр и заданий с кубиками. Но вы скоро обнаружите, что готового материала вам не хватает, надо придумывать свое. Ваши игры будут не менее интересными, а малыш полюбит их даже больше, чем «фирменные», ведь вы знаете, во что он любит играть, и постараетесь подобрать игру по его вкусу. В железную дорогу? Что ж, собирайте из кубиков ПА-РО-ВО-3 с ВА-ГО-НА-МИ. Строить города? Составьте ЗА-МО-К ВО-Л-ШЕ-Б-НИ-КА. С девочками, которые любят крутиться на кухне, можно «готовить» КО-Т-ЛЕ-ТЫ или, допустим, КО-М-ПО-Т. Играть можно прямо на кухне, попросите малыша отыскать «продукты»-склады, без которых обед не получится. Пока малыш ищет нужный кубик, он вновь и вновь перебирает десятки других, запоминая по ходу дела склады, которые на них изображены.

Поиграйте в «магазин», «зоопарк», «путешествие». Пусть малыш составляет названия животных, которых видел в зоопарке, или «собирает» чемодан, складывая туда нужные в путешествии вещи-слова.

Предложите ребенку придумать как можно больше слов на определенную букву (или склад) «просто так» или на какую-то тему.

После того как вы несколько раз поиграли с ребенком в кубики и таблицы, он увидел много слов, написанных вами, не раз видел свое имя и другие знакомые слова, предложите ему попробовать что-нибудь написать самостоятельно. Например, дайте ребенку кубики, из которых он сможет написать свое имя. Как правило, все дети быстро справляются с таким заданием. В следующий раз предложите ему самому найти «свои» кубики и написать имя.

Интересно писать слово, ведя указкой по таблице и называя склады. Соберите слово из кубиков и предложите малышу самому «написать» его в таблице, отыскивая склады и показывая их пальчиком. Поменяйтесь местами, теперь вы «пишете» слово по таблице, а малыш — кубиками.

Когда ребенок запомнил многие кубики, научился писать слова, усложняйте задания: предлагайте придумывать и писать слова не «просто так», а по определенным правилам. Например, придумать и написать слова, где повторяется одна и та же буква: ЖАБА, ПАЛКА, КАРАВАН, БАРАНКА, СУНДУК, БУРУНДУК, МОЛОКО, ХОРОШО, ПОРОШОК. Заинтересуйте малыша, пусть за каждый кубик малыш получает одно очко — чем больше кубиков, чем длиннее слово, тем больше очков. А со временем набранные очки могу превращаться во что-нибудь вкусное или интересное.

Или вот такая игра: нужно придумать и написать по таблице или кубиками слово с определенными параметрами. Например, слово должно состоять из четырех кубиков — два больших, два маленьких — или не иметь в своем составе буквы И и мягкого знака. Соблюдение всех условий дает играющему 5 очков. За каждую ошибку снимается одно очко. Примеры таких слов: не-ве-С-ТА, ВО-РО-бе-й.

Чаплыгин vs Зайцев

Можно ли назвать Чаплыгина вторым Зайцевым? Не совсем. Методика Чаплыгина также индивидуальна и в определенном смысле самобытна. Но, разумеется, идеи схожи — тоже склады, тоже кубики. В чем же основные отличия? Главное отличие состоит в упрощении. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звуко-буквенный анализ не так важен. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится, хотя цветовое деление все-таки присутствует.

Кубики Зайцева своей «гремучестью», музыкальными напевками и различием в размерах направлены на развитие одновременно слухового, зрительного и тактильного восприятия. Предполагается, что эти три сенсорные зоны должны помогать в запоминании. Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть. Десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» — два склада и два слога, а в слове «СЛОН» — один слог, но три склада — С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» —- один слог, но четыре склада — В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.

Рассмотрим основные отличия методик.

  • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
  • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
  • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
  • Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
  • Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
  • Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
  • Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
  • На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.

Когда начинать учить ребенка читать?

Прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, стоит понять как работает его мозг на данном возрастном этапе. Особенно это касается тех родителей, которые пытаются погрузить своего малыша в раннее развитие.

Мозг человека созревает снизу вверх: от самых нижних участков, которые отвечают за регуляцию сна и тела до самых высоких — моторика, координация.

После этого активное развитие перемещается в правое полушарие, где формируются нейронные связи. И только после этого в 5 лет и старше созревает левое полушарие, а потом и лобные доли.

Чтение — это процесс в головном мозге, который задействует зрительное восприятие, звуко-буквенный анализ, запоминание, удержание изученной информации, смысловые догадки, а также понимание прочитанного. Для этого мозг задействует сразу 17 отделов. Для того, чтобы запомнить, как выглядит буква, ее образы и эталоны, мы запоминаем алфавит при помощи правого полушария. А вот левое уже отвечает за смысловую нагрузку изучаемого.

Стоит понимать, что чтение — это работа сразу двух полушарий. А активное развитие левого происходит лишь после пяти лет. По этой причине, когда мы начинаем учить ребенка читать в 3-4 года, для него эта информация просто не важна и не интересна. Сейчас ребенку нужно «подпитывать» развитие правого полушария, а вместе этого чтением мы нагружаем левое.

Все это может привести к регрессу от любого стресса (первый класс, перестройка гормонального фона, ум подростков), эмоциональная незрелость, проблема с волей, с общением, со здоровьем (бессонница, неврозы, аллергия).

Мой сын начал учиться читать в 6 лет. И я этому несказанно рада! Это тот возраст, когда мозг готов к тому, чтобы учиться читать, а у ребенка есть внутренняя мотивация для этого.

С маленькими детьми обучение чтению — это больше механическая работа. А дети постарше подходят к этому занятию более осознано. А когда есть внутренний мотив и интересный способ изучения в игровой форме, то обучение будет происходить гораздо легче, качественней и быстрей.

Как научить ребенка читать: методика Чаплыгина

Я просмотрела множество способов, как научить детей читать, и больше всего мое внимание привлекала методика «Я сам читаю» от Е.В. Чаплыгина

Этот метод придумал педагог и отец троих детей Евгений Чаплыгин. Принцип работы методики очень похож на кубики со слогами Зайцева. Но в отличие от второго, у Чаплыгина кубики состоят не из слогов, а из букв. То есть они основаны не на слогах, а на складывании букв. Еще одно преимущество таких кубиков — магниты. Они притягиваются друг к другу, что наглядно показывает принцип слияния букв в слоги и словообразование.

У дошкольников мышление наглядно-действенное. Это значит, что сначала им нужно увидеть принцип действия, и только тогда они поймут, как что-то работает. И магниты в этом играют большую роль. Благодаря им ребенок видит не только как составляются слоги, но и понимает принцип изменения окончания слова. К примеру, составляем из четырех кубиков слово МАМА. При вращении последнего будет образовываться новое слово с другим окончанием и звуком: МАМУ, МАМЕ, МАМЫ.

Особенность методики заключается в том, что ребенок понимает закономерность образования слов и слогов и самостоятельно продолжает учиться дальше. При этом не нужно объяснять ничего лишнего. По мнению самого Чаплыгина, так мы только мешаем ребенку обучаться.

Мой сын уже понял эту технику. Теперь у него с каждым разом получается читать все быстрее и быстрее. Он практически перестал «мэкать». Даже если он затрудняется где-то, то быстро понимает что не так, и старается быстро исправить ошибку.

В наборе Чаплыгина 16 кубиков. Только из четырех получается 60 слов. Благодаря этой методике малыш понимает, как составляются буквы алфавита в слоги. Он может понять принцип смены окончания, прокрутив магнитный куб.

Если очень хочется заняться ранним развитием ребенка, то кубики можно использовать для этого. Такая методика подходит и для здоровых детей и с задержкой развития речи. Однако для ребенка со сложными особенностями развития кубики не рекомендуются.

Методика работы с пособием

Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения. Обычно на это уходит от 3 дней до 1 месяца. Автор пособия гарантирует, что уже после 3 занятия карапуз сможет складывать слоги в слова.

Подробная схема работы с кубиками описана в прилагаемой к кубикам инструкции. Однако Чаплыгин советует на начальном этапе не пользоваться никакими руководствами, а просто познакомить ребёнка с полезной игрушкой. Для этого позвольте малышу подержать кубики в руках, построить из них замок или лабиринт – карапуз должен привыкнуть к новой забаве.

Пособие Чаплыгина — отличный способ научить ребёнка читать в процессе игры

Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов:

Познакомьте ребёнка с игрушкой. Малыш должен подержать кубики в руках, покрутить двойные, чтобы понять: на всех четырёх сторонах находятся разные буквы, а при вращении они меняются.
После этого возьмите похожие парные кубы и покажите карапузу, что на них изображены одинаковые буквы. Сложите слово «мама», прочитайте его и попросите ребёнка повторить. Соберите ещё 2–3 слова, но таких, чтобы один слог отличался от другого одной буквой («лапа», «деда»).
Следующее занятие начинайте с повторения. Предложите малышу вспомнить, какие слова вы с ним складывали в прошлый раз.
Затем научите ребёнка определять буквы в слогах. Попросите его найти на одинарных кубиках буквы из знакомых слогов (м, а, п, л). Представьте задание как игру: слоги растеряли деток-буквы, и теперь нужно помочь их найти. Когда малыш отыщет подходящие одинарные кубики, предложите составить слова: «мама», «лапа» и так далее.
Продемонстрируйте ребёнку, как работать с двойными кубиками

Дайте ему покрутить кубики со словом «мама» и обратите его внимание, что в одном из вариантов он получил слово «Маша». Сложите ваши с ребёнком имена, это поможет научиться малышу читать быстрее.
Далее приступайте к введению новых слогов. Начинайте с коротких слов, постепенно добавляя кубики и составляя сложные слова.

Не стоит пытаться пройти все этапы за 1–2 дня. Позвольте ребёнку освоить новую забаву и переварить полученную информацию. Когда же он научится с лёгкостью складывать слова различной сложности, можно будет переходить к составлению словосочетаний и коротких предложений, а также начать работу в специальной тетради из комплекта пособия. В ней находятся контуры печатных букв и простейших слогов, а также слова. Задача ребёнка — «написать» увиденное слово кубиками.

Видео: Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Чаплыгина

https://www.youtube.com/watch?v=MNf6DVTTAhYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Читаем с кубиками чаплыгина (https://www.youtube.com/watch?v=MNf6DVTTAhY)

Отличия от кубиков Зайцева

Кубики Зайцева также призваны облегчить взрослым и детям непростой процесс освоения навыка чтения. Но принципиальное различие подходов заключается в следующем: по пособию Зайцева малыш знакомится со складами, которые не всегда совпадают со слогами. Поэтому у ребят, обученных читать по такой методике, часто возникают проблемы с восприятием слогов. Чаплыгин использовал в своём пособии слоги и буквы. В результате работы с его кубиками у малыша не будет проблем с делением слов на слоги. Более того, оригинальные кубики Чаплыгина изготовлены из экологически чистого дерева, а все буквы алфавита, цифры и значки нанесены стойкой нетоксичной краской. Пособие Зайцева же нужно склеить, да и материал – картон – абсолютно не практичен.

Кубики Зайцева учат читать по складам

Однако…

Не стоит рассчитывать, что обучение чтению решит логопедические проблемы ребенка. Даже так: не решит точно, а вот усугубить может! Неправильно произнося слова и запоминая определенное их звучание, ребенок наживет себе проблемы, которые будет не так-то просто преодолеть
Если малыш не выговаривает какие-то звуки, логопед посоветует вам привести речь в порядок до того, как закреплять ее обучением чтению (особенно следует обратить внимание на свистящие и шипящие).
Автор методики обещает, что малыш начнет читать после третьего занятия

Но не гонитесь за быстрым результатом
Старайтесь не обучать, а развивать малыша! Научится ребенок читать в три года или в шесть важно, по сути, только для амбиций родителей на детской площадке. Сам Чаплыгин отмечает, что лучше учить ребенка после трех лет и уж точно тогда, когда он начнет говорить (к этой фразе следует добавить, как минимум, слово «чисто»).
Обучение «по Чаплыгину» сулит «природную грамотность»

Якобы, наблюдая за составлением слов, малыш станет запоминать, как правильно пишутся слова, и в будущем не будет делать ошибок. Сомнительно! Обратим особое внимание на правильность набора слов на кубиках. Есть ли гарантия, что, играя с кубиками самостоятельно, ребенок не наберет слово «малако» или «карова» и не запомнит такое их написание до того, как вы исправите ошибку? Говорить об одинаковом размере всех букв (отсутствие заглавных) не приходиться. «Маша», «Паша» и «Миша» будет до поры до времени записаны так же, как «каша» и «мама» и «папа».
Не каждому ребенку понравится учиться по кубикам Чаплыгина. Дело, скорее всего, не столько в индивидуальных особенностях малыша (не любит кубики и никогда не любил), сколько в умении и неумении мамы или даже в желании обыграть уроки и заинтересовать кроху. Вот если мама полна энтузиазма, если ей самой интересно показывать фокусы и рассказывать истории, то и малышу ничего не останется, как начать читать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий