Объясняем ребенку разницу между глухими и звонкими согласными в русском языке

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: , , , и , , , , .

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Где образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это , , и , и ,  и , , , (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — и , и ,  и , , , , , , , , , , (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Чередование согласных звуков

Какие согласные звуки могут чередоваться в русском языке? Когда мы произносим разные формы слова, то не всегда и не всё звучит отчетливо. Обратимся к конкретному примеру. При произнесении слов зубы и зуб имеется в виду одно и то же понятие — «специальное образование во рту, предназначенное измельчить пищу». Используя множественное число — зубы — мы произносим второй согласный отчетливо и ясно: . А при произнесении формы единственного числа зуб второй согласный произносится не отчетливо, звучание становится глуше, мы произносим , хотя на письме используем все же букву Б. Мы столкнулись с оглушением согласных, заменой звонкого на парный глухой.

Оглушение возникает в случаях:

Согласный стоит самым последним.

Смотри выше рассмотренный пример со словом зуб — зубик, куб — кубик, град — градом 

Перед глухим

Соседство звонкого с глухим, когда глухой стоит после звонкого, приводит к тому, что звонкий мы произносим глуше. Органы речи как бы уже готовятся к произношению следующего звука, который будет глухим.

Например, звуки, выраженные буквой З: сказочка — сказка .

Случаются и обратные процессы, когда глухой звучит звонче, чем обычно. Например, в словах косить, коса буква С обозначает глухой звук. Он бывает твердым в слове коса, или мягким — в слове косить. Но в варианте косьба буква С выражает уже звонкий звук . Произошло озвончение глухого звука. Озвончение происходит с глухим, если непосредственно за ним расположен звонкий. Мы видим, что в процесс чередования вовлечены звонкие и глухие парные согласные звуки в русском языке.

Понимание происходящего со звуковыми формами слов поможет при проверке их написания, в случае сомнения в выборе правильной буквы. Теперь мы знаем об оглушении и озвончении согласных, которые оказались в слабой позиции. И помним, что изменения эти происходят со звуками, а буквы остаются неизменными. Как узнать, какая буква должна быть написана? Ищем такой вариант, чтобы неясно звучащая буква оказалась в сильной позиции: после проверяемой буквы находятся гласные или сонорные согласные. Становится отчетливым звук, понятна буква, которой его записывают.

Звуки в русском языке

Pixel-Shot/Shutterstock.com

Новости СМИ2

В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:

  1. Звуки — единицы устной речи, отражающие звучание слов. То есть звуки — то, что мы слышим и говорим, а буквы — знаки для обозначения звуков на письме, чтобы мы могли записать то, что услышали.
  2. Несмотря на то, что две буквы — мягкий и твёрдый знаки — звуков не обозначают вовсе, многие другие буквы имеют два парных звука — твёрдый и мягкий согласные (-). Поэтому-то звуков и больше, чем букв.
  3. Звуки бывают гласные и согласные. И те, и другие мы всегда произносим на выдохе, но происходит это по-разному: гласные звуки проходят голосовые связки и беспрепятственно выходят через рот; а при произнесении согласных воздух из лёгких всё время встречает преграды в виде губ, зубов или языка. Чем громче мы хотим произнести звук, тем сильнее смыкаем преграду и «шумим».
  4. В русском языке 10 гласных букв, на которые приходится всего 6 гласных звуков: , , , , , . Дело в том, что гласные буквы е, ё, ю и я свои собственные звуки не образуют: они либо указывают на мягкость предыдущего согласного (люблю ), либо обозначают два звука: , , и (например, варенье ).
  5. Гласные звуки являются слогообразующими, а согласные — нет; поэтому количество слогов в слове считают согласно количеству гласных звуков (например, в слове трость целых четыре согласных звука, но гласный всего один — а значит, и слог только один).

Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.

Твёрдое и мягкое звучание

Тона могут произноситься уверенно или легко. Писаться они будут идентично, но говориться по-разному. Интонацию определяет следующая гласная буква. Пример: ток — тёк, нос — нёс.

Если звук твёрдый — конец языка дотрагивается до нёба, мягкий — язык достаёт до нёба серединкой. Твёрдые произносятся:

  • перед гласными буквами А, О, У, Э, Ы;
  • когда после стоит согласная;
  • если буква находится в конце слова;
  • перед Е в словах иностранного происхождения (например, кашне, безе);
  • буквы Ж, Ч, Ц никогда не смягчаются, они непарные.

Звуки всегда будут мягкие перед «ь». Но объяснить ребёнку это можно, если он видит написанное слово. На слух определить сложно. Также они будут смягчаться, если стоят перед Я, Ю, Е, Ё, И, например, мяч, мюсли, мел, лёд, рис. Буквы Й, Ч, Щ произносятся исключительно мягко: йод, чаща. Они не образуют пар. Таблица образования твёрдости и мягкости показана с учётом последующих гласных букв.

Твёрдые До Ма Рэ Зу Бы То
Мягкие Дё Мя Ре Зю Би Те

Помочь запомнить мягкость звуков Й, Щ, Ч может следующий способ: при написании с ними слов эти буквы нужно подчеркнуть. Это будет символизировать подушечку, на которой сидит буква и будто её смягчает.

Звуки , , , называются шипящими, так как они звучат как шипение. Ж и Ш относят к непарным твёрдым, Ч и Щ — к мягким, не образовывающим пары. Не имеет значения, какие гласные стоят после них, первая пара всё равно будет читаться твёрдо, а вторая — мягко, например, шёл, щука. Даже если после Ж или Ш поставить мягкий знак, они останутся твёрдыми. Хотя до XIV века и были мягкими, в современной речи это изменилось. Ж — звонкая, Ч, Ш и Щ — глухие.

Выговаривают эти буквы мимически одинаково, губы вытягивают немного вперёд и напрягают. Язык прижимается к нёбу не до конца. В результате должна образоваться щель, через которую выходит воздух, подающий шипящий звук. Он говорится только на выдохе. Если губы сомкнуть, такие звуки произнести не удастся.

Шипящие сложны как для взрослой речи, так и для детской. Чтобы ребёнок выговаривал их верно, учат скороговорки:

  1. В камышах шуршат шесть мышат.
  2. Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке.

Эти предложения проговариваются сначала медленно, а затем их темп постепенно ускоряют.

После шипящих всегда надо писать И, А, У. Не пишутся Ы, Я, Ю.

Сочетания букв зч, жч, здч, сч иногда произносятся как : мужчина — .

Когда начинать обучение?

На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.

То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?

  • Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
  • Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
  • То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
  • Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
  • Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
  • После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).

То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:

  • знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
  • отличать гласные от согласных;
  • иметь развитый фонематический слух.

Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баранбелье
ворсвяз
горбгиря
домдядя
золотоземля
коткит
лыжилимон
мусормяч
нораНюра
полыпение
роботрека
солнцесемя
тонтемя
фурорфинал
хомякхижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Признаки твердости и мягкости согласных звуков

Твердость или мягкость согласных зависит от звучания, положения языка.

При проговаривании мягких звуков(, , , и др.) мы слышим более нежное звучание, за счет небольшого движения языка вперед. По артикуляции это особенно заметно. Скажите мягко: «Ть». Что происходит? Ответ: рот двигается в полуулыбке.

При звучании твердых согласных (, , , и др.) язык остается на месте.

Таким образом, можно выделить пятнадцать пар согласных, которые называются парными или непарными звуками по твердости и мягкости.

А вот согласные , , – всегда твердые и пары не имеют. Как и всегда мягкие звуки: , , .

Особенным является звук , он не только не имеет пары, но и по произношению похож на гласный. Но мы должны запомнить, что он является мягким согласным звуком.

Твердым или мягким является звук? И от чего зависит, будет согласный твердым или мягким? Дорогие ребята, наши мышата по заданию кота Леопольда сочинили правила в стихах, чтобы легче было запомнить, когда звук остается твердым, а когда становится мягким.

Твердый или мягкий?

  1. Мы откроем вам секрет,

Чтобы мягкость рассмотреть,

Нужно вам произносить,

И послушать, как звучит!

  1. Мягкий звук шепнем на ушко,

Он приятный, как подушка.

Твердым произносим звук,

Слышим молоточков стук.

  1. Чтобы мягкость усмотреть,

Надо гласный разглядеть.

Перед е, ё, ю, и, я —

Мягкий слышится всегда!

  1. Всегда твердыми бывают:

Ж, ш, ц – запомни правило.

  1. Если видишь мягкий знак,

Согласный в транскрипции

Мы пишем так: .

  1. Буквы ч, щ, й: надо знать,

Всегда мягкими писать.

  1. Ы, о, у, а, э – такие гласные,

Что твердыми оставят согласные.

Задание

Найдите мягкие согласные звуки в словах: моль, долина, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.

Ответ:моль, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.

Развитие речи

Дорогие ребята! Наш кот решил написать сказку про алфавит. Помогите ему вставить слова в текст, который он сочинил.

Как котята в школу ходить не хотели

Жили-были кот Борис и кошечка Маруся. Они были дружные. Как-то родились у них котята. Подросли, а в школе учиться не хотят. Спрашивает мама-кошка, как называются

все буквы русского языка, а они не знают. Кот говорит: «Все буквы по порядку стоят – это …!» А мама-кошка говорит, что всего букв … штуки. Котенок как заорет: «Аааа!»

Но папа обрадовался, это же … буква в алфавите, и это … буква. Заворчал второй котенок: «Ррррр». Только мама ему объяснила, что такие звуки называются … .Котята наперебой стали галдеть, да слушать, что им папа с мамой говорят. И тут свершилось чудо. Котятам стало очень любопытно, какие еще буквы бывают. Обрадовались родители и послали их опять в школу. Только с тех пор котятки учатся на одни пятерки. В школу ходят с удовольствием и все учат.И даже стали помогать другим котятам. Всем объясняли, как это интересно учиться и узнавать новое. Борис и Маруся уж и никак не нарадуются таким переменам. И с детками больше играть и развлекаться стали. Заслужили!

Стали все жить радосто, долго и счастливо.

Ответ:

Алфавит, 33, первая, гласная, согласными.

Итог урока

Мы с вами узнали много нового и интересного. Во-первых, научились отличать гласный от согласного. Узнали, что такое озвончение и оглушение звука. Познакомились с глухими, звонкими и сонорными согласными. А также понаблюдали за мягкими и твердыми согласными звуками. Но наши мышки никак не успокоятся, интересно что же они так упорно хотят найти?

Мыши весь урок искали сокровище и не заметили, что клад – это знания! Посмотрите, какое удивительное послание они написали коту Леопольду. Ничего ли не напутали наши удивительные мышата?

Помоги им исправить ошибки.

Кот спрятал клад в одном из городов. Выполним задание и узнаем, где нужно искать.

Ответ: Москва, Минск, Кемерово, Амур, Миша, Маша, Артем, Роман, Амазонка и т.д.

Вы большие молодцы! Всегда помните, что главное в мире – дружба. Когда мыши и кот подружатся, то они точно смогут помочь друг другу изучить алфавит!

Ребята, давайте жить дружно! И тогда у нас точно все получится!

Согласные звуки — что это и сколько их в русском языке

С какой бы интонацией не произносилось слово – тихо или громко, выпевая или коротко, звуки, составляющие слова, легко опознаются.

Однако букв в алфавите меньше – 33. Из них 2 символа обозначают мягкость или твёрдость произношения – мягкий и твёрдый знак. Из 31 литеры гласных букв 10, а согласных – 21.

Согласный — это звук, которые производятся голосом и шумом или только шумом.

Чтобы произнести гласную, задействуют только голос. Её можно не только проговорить, но и пропеть, так как при произношении рот не закрывают и воздух свободно выходит из лёгких, не встречая барьеров. Разницу в звучании гласных обеспечивает разное положение губ при произношении.

Чтобы произнести согласную, рот частично закрывают. Воздух сталкивается с препятствием и появляется характерный шум. Этот шум и есть согласная.

Звуки различают по разным признакам. Выделяют:

  • сонорные – участвует голос, губы образуют лишь небольшое препятствие: , , , , ;
  • шумные – образованные в большей степени шумом: , , , , .


Сонорные и шумные согласные

Шумные тона разделяются на 2 класса:

  • звонкие – согласные, при выговаривании которых участвует и голос, и шум: , , , ;
  • глухие – состоят в основном из шумов: , , , .

Другая классификация учитывает степень мягкости:

  • твёрдые – произносятся отрывисто, язык быстро прикасается к какому-то участку нёба;
  • мягкие – спинка языка изогнута и почти достигает нёба, поэтому звук формируется несколько неопределённый.

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

Ударение: клю’ква.

Слоги: клю-ква.

Характеристика:

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.

Ю – – гласный, ударный.

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).

  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ;
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Рис. 1. Кот (Источник)

Рис. 2. Кит (Источник)

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук ), репу(звук ), помидор(звук ),огурец(звук ). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук – рад – звук

люк – звук – лук – звук

Рис. 3. Лук (Источник)

Рис. 4. Люк (Источник)

мял – звук – мал – звук

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: , , . Только мягкие согласные: , , .  

Выполним задание: укажем парный звук.

— ?     — ?    — ?   — ?    — ?   — ? Проверим правильность выполнения задания: — ; — ; — ; — . , – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний (Источник)
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука (, ,).
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Звуки в русском языке

Всего в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Любой из них имеет свою специфику образования, из-за чего они произносятся и слышатся по-разному. Отметим, что для каждого языка характерны свои звуковые единицы, поэтому проговаривание иностранных слов может быть очень сложным и непривычным.

  • Гласные образовываются достаточно легко – напрягаются голосовые связки, и получается нужный звук. Они очень певучие и мелодичные – именно их тянут в песнях, показывая красоту и глубину тембра. Гласные не наделены особыми фонетическими чертами – при их разборе отмечается только ударность или безударность.
  • Согласные более сложные как по произношению, так и по имеющимся характеристикам. Ранее мы рассматривали твёрдые и мягкие согласные звуки. Но у них есть ещё одна характеристика — глухие согласные и звонкие. Далее их и рассмотрим подробнее.

Звонкие согласные звуки

Они довольно громкие и зычные, поэтому и называются соответствующе: гром – , двор – . Источником звонкости являются следующие буквы: «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н» и «р».

Ещё одно отличие при произношении будет заметно, если долго проговаривать какую-либо букву (например, рычать с помощью ), закрыв руками уши. Вы услышите небольшой звон, который также подтверждает звонкость этих согласных.

Глухие согласные звуки

Глухие, напротив, не требуют задействования голосовых связок – они молчат, и звук получается более тихим, шелестящим. Услышьте, насколько невесомы слова с такими согласными: шёпот – , сок – . Глухое звучание образуется от оставшихся букв – «к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ч», «ц», «ш», «щ».

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил; ток – тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

– , – , – .

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом;
  • согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ;
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Новый урок русского языка начался с повторения. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные. — Как это парные? — удивился Зубок. Они что в бане парятся? — Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Сейчас Шуня и Веснушка расскажут, какие они знают согласные: звонкие глухие парные непарные. И приведут примеры. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар — шар. — Я понял, — сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. — Но бывает так, что мы не сразу можем понять: какую букву писать в слове. В конце слов многие звонкие согласные слышатся глухо. Например: в слове «зуб» слышится звук «п», а пишем звонкую согласную «б». — Так как же нам разобраться во всех этих звонких глухих парных непарных согласных? — расстроился Зубок. Неужели всё учить наизусть? — Нет, не надо учить все слова наизусть, — успокоила Василиса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать. Например, в слове «год» на конце слышится глухая «т». Меняем слово — в начале января мы поздравляем с Новым годом. В слове «годом» ясно слышится звонкая «д». Вот её и пишем в слове «год».

Однако не все согласные парные. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. На доске нарисованы два домика. В одном будут жить парные согласные, а в другом — непарные. Помогайте, друзья! Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, Ц К — Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Ученики придумали такие слова: муха, царь, луна, рыцарь. Муха села царю на макушку. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! А вы придумали свой рассказ? Урок, на котором мы изучали звонкие глухие парные непарные согласные подошёл к концу.

Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов?

То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем.

Краткие итоги

Итак, мы изучили вопрос, какие бывают звуки в русском языке, и выяснили, на какие группы они распределяются. Далее мы узнали, что гласные бывают ударными и безударными, а согласные — звонкими и глухими, мягкими и твердыми, парными и непарными.

Более подробно мы остановились на теме глухих и звонких согласных, разобрались с тем, как они образуются, научились их различать. Мы узнали, что определенные согласные могут образовывать пары, а другие вообще не имеют своих «половинок».

Помимо прочего, мы опытным путем выяснили, как работает речевой аппарат человека, благодаря которому образуются такие похожие и такие разные звуки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий