Контроль как звено учебного процесса. Объект (содержание) и функции контроля

Контроль в педагогике и его результаты

Результат контроля в педагогике позволяет определить успешность образовательного процесса, сопоставляет результат с поставленными целями. Контроль необходим не только для педагогов, но и для учащихся, которые по его результатам лучше понимают уровень собственных знаний, становятся более дисциплинированными, стремятся к успеху.

Результатом контроля является, как известно, «оценка». Она определяет уровень усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений. Выставлять оценки необязательно.

Применяются и другие методы оценивания, например, похвала в устной форме или неодобрение, выдача отличительных знаков по уровню успеваемости: значки, карандаши, ручки, обложки на тетради и прочее.

Высокая оценка одного ученика стимулирует к дальнейшему изучению материала, а другого наоборот приведет к расслабленному состоянию, и он перестанет учиться.

Плохая оценка действует по аналогичному принципу: может заставить ученика корпеть над заданиями и исправлять результат, а может наоборот оттолкнуть от учебы и породить неадекватную реакцию.

Опыт педагога позволит правильно скорректировать процесс обучения и контроля, направив все потенциальные возможности ученика в нужное русло.

В этом видео вы узнаете о самоконтроле и мотивации в образовательном процессе:

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Похожие термины:

  • Проверка образовательных достижений обучающихся по конкретной дисциплине на основе контрольных заданий различного вида (письменных работ, тестов, практических работ, портфолио, устных опросов и

  • государственная система медицинского обслуживания лиц, занимающихся физической культурой и спортом; научно-практическая дисциплина, изучающая влияние физической культуры и спорта на организм ч

  • один из видов независимого от организаций образования контроля за качеством обучения;

  • контроль, осуществляемый специальным уполномоченным органом или лицом для проверки действенности рацее выполненного контроля.

  • предназначен для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений, углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала.

  • проводится на основе изучения, анализа документов.

  • действия организаций и групп, которые существуют для поддержания норм (например, милиция, суды, администрация и пр.).

  • непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и/или надзора за поведением, действиями и поступками своего ребенка в целях приведения их

  • знаний, умений и навыков) (Quality Check) — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для оценки выполнения требований к качеству.

  • деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательн

  • обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа контроля: входной, промежуточный и вы

  • определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы.

  • разновидность педагогического контроля, использующего такие методы и средства, которые не нарушают протекания и сложившейся технологии обучения и воспитания, не вносят в педагогический процесс

  • определение способностей обучающегося, особенностей восприятия и его готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля устанавливается с учетом индивидуальных психофизических

  • контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов и выполняется с использованием «псевдоприборных измерений» — тестов, сочетающих в себе контрольное задание и э

  • процедура проверки результатов познавательной деятельности учащихся.

  • служит предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.

  • Периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая согласно утвержденному академическому календарю преподавателем, ведущим учебные занятия.

  • метод контроля качества усвоения и оценки успехов учащихся, целиком зависящий от множества различных обстоятельств, влияющих на мнение экзаменатора. Субъективный контроль не требует предварите

  • То же, что повседневный контроль. Контроль, осуществляемый в процессе занятий. См. контроль.

Виды контроля

В процессе обучения контроль является неотъемлемой частью учебного процесса. Кроме этого, в зависимости от выполняемых задач контроль делится еще на 4 вида:

Предварительный контроль. Он имеет диагностическую задачу – выявление имеющихся знаний, умении и навыков у учащихся к началу учебного процесса. Традиционно используется в начале учебного года, а также перед началом изучения новой темы.Однако в первую очередь он важен тем, чтобы именно с ним связано изучение нового материала и то обстоятельство, что его содержание напрямую влияет на степень усвоения тех знаний и понятий, знание которых было получено ранее. В том случае, когда такая информация отсутствует у педагога, он лишается возможности проектирования и управлять учебным процессом. При этом предварительный контроль фиксирует начальное положение обученности, сопоставление которого с достигнутым позволяет оценить так называемый «прирост» (степень сформированности умений, навыков, наличие или отсутствие сформированных навыков), а также проанализировать динамику и эффективную деятельность педагогического труда, сделать выводы о вкладе преподавателя во всеобщее развитие).

Текущий контроль. Во время урока учительница ведет урок и проводит его с учащимся. Здесь можно оценить степень сформированности знаний, умения и навыков, а также их прочность. Таким образом, такой метод контроля помогает своевременно выявить пробелы во знаниях учащихся, а также оказать ему помощь в усвоении учебного материала.Основная функция текущего контроля – это функция обратной взаимосвязи. С помощью этой системы учитель может получить информацию о ходе процесса усвоения новой учебной информации учащимися. При этом обратная связь дает информацию о усвоенном или не усвоенном материале (в том числе и контроль за действиями учащихся) и позволяет контролировать весь учебный процесс, следить за поведением учащихся.Сейчас в школах проводятся традиционные контрольные с помощью устного опроса, который регулярно совершенствуется: учителя все чаще практикуют его в таких формах, как опросный, фронтальный или компьютерный. Сегодня в рамках тестирования, готовятся тесты по всем основным аспектам знаний и умений учащихся за последние 2-3 урока. По окончании работы необходимо провести анализ всех выявленных недостатков и недочетов.

Периодический контроль. Обычно он бывает тематическим и имеет целью упорядочить знания учащихся. После изучения логически завершенной части, программа или же в конце учебной четверти проводится. Показатели, которые получены в результате работы на протяжении определенного периода времени.

Итоговый контроль. В рамках этого проекта будут определены окончательные результаты обучения, а также будет упорядочена вся информация. Он проводится в конце каждого учебного года и по окончании курса обучения в школе в виде выпускного экзамена.Сейчас все чаще используются технологии итоговых испытаний с использованием компьютеров или специальных программ. Чаще всего это тестовые задания, в которых ученики должны из нескольких вариантов ответа сделать правильный. Но главное – это то преимущество, которое заключается в том, что компьютеры не зависимы от субъективных факторов и могут выводить итоговый результат

Но они не позволяют выявить конкретные затруднения учащих или иные аспекты, на которые обращает внимание преподаватель при традиционной системе контроля.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оцени­вания в школе и вузе относятся:

великодушие, снисходительность. Проявляется в завы­шении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

• оценка по настроению;

• отсутствие твердых критериев (за слабые ответы пре­подаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

центральная тенденция (проявляется в стремлении избе­жать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

• неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);

• близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);

• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподава­теля оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

• завышение или занижение отметок и др.

Однако за каждым намеренным завышением и занижени­ем оценки может стоять разный смысл. Например, выстав­ление положительной оценки слабому ученику может вос­приниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оце­ночные суждения следует рассматривать как ошибки.

Письменные работыпозволяют на одном уроке за небольшой промежуток времени проверить сразу всех учеников класса по сравнительно широкому кругу вопросов. При письменной проверке обращается внимание на:

1) возможность учащегося проявить самостоятельность в суждениях;

2) умение учащихся анализировать, обобщать факты и явления;

3) содержание работ определять самое существенное в изученном материале;

4) умение учащихся правильно пользоваться знаниями на практике. Практическая проверкаявляется главной в трудовом обучении.

Основное внимание при этой проверке обращается на:

1) качество изделий, лабораторно-практических работ;

2) достоверность и обоснованность выводов, к которым пришли учащиеся;

3) умение учащихся пользоваться усвоенными теоретическими знаниями;

4) умение учащихся пользоваться наиболее эффективными приемами выполнения порученной работы.

Педагогические требования к контролю.

При организации контроля необходимо ориентироваться на основные требования к нему:

• Регулярность, систематичность проверки и контроля;

• Объективность;

• Всесторонность проверки;

• Дифференцированный подход к проведению контроля;

• Разнообразие форм проведения;

• Оптимальность контроля — за короткое время с помощью достаточного количества проверочных заданий выявить знания большого количества учеников;

• При организации контроля необходимо учитывать его обучающую функцию;

• Знания, умения и навыки школьников должны проверяться и оцениваться с точки зрения выполнения государственных прграмм. Качество усвоения содержания программы — основной критерий оценки знаний;

• Проверяя и оценивая усвоение учащимися материала, необходимо видеть влияние полученных знаний на общее и умственное развитие школьников, на формирование качеств личности, на его отношение к учебе.

При использовании методов учебного процесса (контроля) особое внимание нужно обращать на формулировку вопросов. Необходимо избегать постановки следующих вопросов при устном опросе:. 1) длинных, громоздких;

1) длинных, громоздких;

2) непонятных большинству класса;

3) в той последовательности, что и в учебнике;

4) альтернативных (или-или);

5) наводящих, за исключением тех случаев, когда ученик нервничает или затрудняется в использовании знаний для ответа;

6) подсказывающих;

7) каверзных или провокационных. Слушая отвечающего ученика, учитель должен:

1. не отвлекаться на постороннее;

2. внимательно и доброжелательно следить за ответом;

3. быть особенно внимательным к неуспевающим и трудным ученикам;

4. не вмешиваться грубо в ответ учащегося, не обрывать его.

Устный опрос заканчивается обобщением учителя. Подводя итоги опроса, учитель говорит о своем впечатлении от опроса, исправляет неточности, пробелы.

Понятие контроля в процессе обучения

Процесс обучения, как и любой другой процесс, нуждается в регулярном контроле. Это необходимо осуществлять для того, чтобы понять насколько эффективно и продуктивно идет процесс.

Контроль необходим для понимания как педагогом, так и самим учеником того, насколько эффективна их совместная деятельность. Когда педагог проводит процедуру контроля, он получает данные, проанализировав которые он в дальнейшем может вносить изменения в текущий образовательный процесс.

Без контроля невозможно представить полноценный процесс обучения

Контроль осуществляется практически на каждом этапе процесса обучения, но особенно его важность выявляется на этапе завершения изучения нового материала

Замечание 1

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что педагогический контроль – это определенный способ получения информации относительно качества процесса обучения.

Виды контроля

Нужно не только отслеживать результат, но и исправлять ошибки

Традиционно контроль делится на несколько видов:

  1. Предварительный. Используется в качестве диагностики имеющихся знаний, например, оставшихся после летних каникул. Как правило, проводится в самом начале учебного года для выявления уровня готовности учащихся к дальнейшему освоению учебной программы. В случае низких результатов предварительного контроля проводится курс повторения.
  2. Текущий. Обязательное сопровождение процесса обучения, которое позволяет определить усвоение пройденного материала и восполнить пробелы в знаниях, если таковые имеются по итогам текущего контроля. К такому виду контроля относятся опросы учащихся (фронтальные/выборочные) на уроках, тестирование после нескольких уроков.
  3. Периодический. Проводится после пройденной темы с целью определения уровня понимания и усвоения пройденного материала. Также может проводиться в конце четверти, полугодия. Логично завершает тематический период и определяет результат за конкретный период времени обучения.
  4. Тематический. Проводится после завершения определенной темы или раздела.
  5. Итоговый. Обобщает и систематизирует весь учебный материал, пройденный за весь курс/год обучения. Проводится в конце обучения в форме итоговых контрольных работ/срезов, тестирования или экзаменов.

Контроль в педагогике — это не только отслеживание уровня знаний учащихся, но и обязательная работа над ошибками

Без этого важного аспекта контроля не будет эффективности и восстановления пробелов в приобретенных знаниях учащихся

Формы и методы педагогического контроля

Контроль в педагогике — это ежедневное наблюдение учителя за усвоением знаний учеником, который имеет свои способы оценки результата обучения.

Как правило, контроль имеет несколько форм и методов:

  1. Устный. Данный вид контроля предполагает устные опросы, ответы учащегося с места и у доски. Наиболее популярна фронтальная форма опроса: краткие ответы с места всех учащихся на вопросы изученной главы, параграфа. Применяется также групповая форма опроса, например опрос «слабых» учеников с целью стимулирования повышения уровня успеваемости. Индивидуальная форма опроса предполагает выступление или развернутый ответ одного учащегося у доски/перед аудиторией. Наиболее популярны доклады, рефераты, презентации. В процессе такого контроля учитель отслеживает степень изученности и понимания темы, умения раскрыть и подать материал перед аудиторией. Разнообразие в проведение занятия вносят комбинированные формы контроля, при которых учитель использует на уроке сочетание индивидуального, группового и фронтального опросов.
  2. Письменный. К письменному контролю относится проверка тетрадей: классной и домашней работы, работа с рабочими тетрадями (на печатной основе). Предполагает проведение контрольных и самостоятельных письменных работ, тестирование.
  3. Практический. Проведение практических и лабораторных работ выявляет умение учащихся применять знания на практике.
  4. Машинный. Контроль с применением персональных компьютеров (тестирование). Удобная форма контроля, позволяющая экономить время как учителя, так и ученика, устанавливает единые требования к оценке знаний обучающихся. Кроме того, тестирование посредством интернет-ресурсов в режиме онлайн позволяет развивать самоконтроль учащихся в домашних условиях.

Контроль в педагогике — это обратная связь между преподавателем и учеником. Зачастую опытные преподаватели применяют комбинированные формы и методы контроля на занятиях, добиваясь плотности и эффективности использования учебного времени.

Виды контроля в процессе обучения

Существует несколько основных видов контроля, все они используются на разных этапах. Основными видами педагогического контроля являются:

  • предварительный контроль
  • текущий контроль
  • периодический контроль
  • тематический контроль
  • итоговый контроль
  • отсроченный контроль

Предварительный контроль имеет диагностическое значение. Педагог проводит предварительный контроль для тог что бы узнать каким багажом знаний учащиеся обладают в начале освоения материала. Этот вид педагогического контроля помогает преподавателю выбрать какая методика будет наиболее действенной.

Педагог проводит текущий контроль во время освоения программы. Он помогает педагогу понять насколько прочно формируются знания, навыки и умения у учеников в процессе обучения. Благодаря текущему контролю педагог видит слабые места в усвоении программы учениками, педагог может вовремя заполнить эти пробелы в знаниях.

Периодический контроль проводится учителем в конце определённого периода, например, четверти или полугодия.

Тематический контроль как следует из называния осуществляется после изучения определенной темы, раздела.

Итоговый контроль проводится после освоения всех знаний и умений по предмету. Он определяет насколько хорошо материал усвоен учениками.

Для того чтобы понять какие знания остались спустя некоторое время после освоения темы, педагоги проводят так называемый отсроченный контроль. Отсроченный контроль демонстрирует насколько прочно знания зафиксированы в памяти учеников.

Методы контроля — это способы диагностической деятельности, позволяющее своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы лабораторно-практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные учёные выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного контроля (Бабанский Ю.К.).

6 стр., 2639 слов

Контроль исходного уровня знаний. Методические рекомендации для студентов

Методы устного контроля беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение карты, схемы; сообщение и т.д. Методы устного контроля наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведёт собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы.

На уроках применяются следующие формы устного контроля: индивидуальный (опрос одного ученика), фронтальный (опрос нескольких учеников), комбинированный (один отвечает устно, другой выполняет задание письменно на карточке и т.д.).

В школьной практике широко используется комплексная проверка (общая оценка, выводимая по результатам выполнения различных видов работы: ответы на вопросы, дополнения к ответам товарищей, домашнее задание и т.п.).

История системы оценивания

Так как контроль в педагогике — это оценивание, существует целая система выставления оценок, о которой следует знать больше. Система оценивания в баллах появилась еще в царской России.

В то время использовалась шестибалльная шкала оценивания (0-5). Впоследствии оценка «ноль» утратила свое значение, и для оценивания использовали пять баллов (1-5).

Выставление баллов за проявленные знания вызывало много споров. У этой системы были как сторонники, так и противники. В новом Советском государстве с 1917 года стала развиваться идея системы образования без выставления отметок.

Советская трудовая школа ставила во главу угла желание обучаться. Процесс образования основывался на развитии самостоятельности, инициативы. В мае 1918 года было выпущено Постановление Наркомпроса РСФСР, которое так и называлось «Об отмене отметок».

Интересным фактом являлось то, что в следующий класс переводили на основании достигнутых успехов учеников по итогам совещания педагогического совета. Экзамены любых видов были запрещены (вступительные/переводные/ выпускные). Также была отменена проверка знаний учеников во время уроков.

Практиковались беседы учителей с учениками по пройденным темам, рассказы о книгах, газетных статьях, которые были прочитаны. Пользовались популярностью выступления учеников с самостоятельно выполненными заданиями. Традиционную систему контроля сменил самоконтроль.

Такая система образования «без отметок» имела ряд преимуществ, так как приучала учеников к самостоятельности. В то же время снижала уровень знаний и ухудшала дисциплину. С 1932 года в систему образования был возвращен контроль и учет знаний учащихся.

Оценки способствуют повышению знаний и дисциплины

А с сентября 1935 года повсеместно были введены оценки:

  • «отлично»;
  • «хорошо»;
  • «удовлетворительно»;
  • «плохо»;
  • «очень плохо».

В таком виде оценивали до конца 1943 года. С начала 1944 года словесные оценки отменили и ввели пятибалльную систему, в которой оценки проставлялись в виде цифр.

С появлением оценок качество знаний и уровень дисциплины учеников значительно повысились. У новой пятибалльной шкалы множество недостатков, однако, в России она применяется до наших дней.

Методы контроля в процессе обучения

Определение 1

Под понятием «метод контроля» понимают способы, благодаря которым удается установить, насколько успешен процесс обучения учащихся, насколько результативна деятельность педагога.

Существует несколько основных методов педагогического контроля:

  • методы устного опроса
  • методы письменного контроля
  • методы лабораторного контроля
  • методы машинного контроля
  • методы самоконтроля

Методы устного опроса включают в себя:

  • индивидуальный опрос
  • фронтальный опрос

Во время индивидуального опроса учитель работает один на один с учеником Педагог задает ученику несколько вопросов по теме, отвечая на них ученик демонстрирует степень своей осведомленности по теме.

Во время фронтального опроса, педагог задает цепочку связанных между собой вопросов по определённой теме и задает всему классу.

Методы письменного контроля включают в себя такие виды работ как:

  • письменные контрольные работы
  • сочинения
  • изложения
  • диктанты и др.

Эти виды работ могут отличаться по времени проведения, могут занимать 15-20 минут, а могут проводится целый урок.

Во время лабораторного контроля педагог проверяет насколько успешно ученики могут пользователь лабораторным оборудованием, приборами, выполнять опыты. Этот вид контроля характерен для естественнонаучных дисциплин.

Для дисциплин естественно-математической направленности характерно использование машинного контроля. Программы контроля составляются, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. У машинного контроля имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Машинный контроль является весьма объективным, но не может учитывать психологическую сторону вопроса.

Одна из целей процессов обучения состоят в том, чтобы обучить ученика методике самоконтроля. Ученик должен научиться самостоятельно анализировать свои знания, находить в них пробелы, искать варианты для их устранения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий