Когда новорожденный начинает видеть и слышать: слух и зрение детей по месяцам

Слух у малышей

Один из наиболее распространенных вопросов, возникающий у родителей, – когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Реакция на звук у малышей проявляется практически с самого рождения, но сначала они слышат очень плохо. Почему так происходит? С первых секунд своей жизни младенец испытывает настоящий стресс, ведь в утробе матери все звуки были приглушенными и негромкими, а с появлением на свет все меняется. Если бы ребенок сразу рождался с полноценным слухом, он бы просто сошел с ума, поэтому природой было задумано, чтобы слух развивался постепенно.

А как же понять, когда новорожденный начинает слышать и видеть? Вы все поймете по поведению своего чада. Что касается слуха, то реагируют крохи на резкие громкие звуки, на высокий тембр голоса и интонацию. Проявляется это в том, что ребенок вздрагивает от неожиданности, жмурится, начинает плакать. Также реакцией на звуки могут послужить судорожные движения, подергивание ручками и ножками.

Если уронить на пол какой-то тяжелый предмет (например, книгу), хлопок напугает ребенка. В общем-то, его может напугать любой непонятный звук: гудение пылесоса, звонок в дверь, вибрация на мобильнике, собачий лай, звон тарелок и т. д. Поэтому во избежание стрессов у малютки старайтесь не производить резких звуков и не разговаривать на повышенных тонах. Плачущего ребенка всегда нужно успокоить. Постепенно он привыкнет к различным звукам и не будет уже так бурно реагировать.

  • Когда у новорожденного меняется цвет глаз?
  • Жидкий стул у грудничка

Как помочь развитию слуха?

Можно заметить, что детки часто пытаются искать источник звуков глазами. Ближе к 3 месяцам малыш начинает различать голоса и посторонние звуки и даже реагировать на музыку. А к началу четвертого месяца жизни он сознательно поворачивает голову на любой услышанный звук.

Попробуйте поиграть со своим ребенком в такую игру: медленно передвигайте погремушку из стороны в сторону, издавая с ее помощью звуки. Тогда вы заметите, что младенец внимательно следит глазками за игрушкой или даже совершает какие-то движения в сторону погремушки. Однако, если грудничок к 3 месяцам не реагирует на более тихие звуки, не стоит расстраиваться и паниковать. Ведь развитие может слегка задержаться в силу индивидуальных особенностей ребенка.

  • Также многие психологи и детские врачи рекомендуют включать малышам нежную мелодичную музыку, которую, кстати, очень любят слушать крохи, или детские песенки.
  • Старайтесь больше разговаривать с младенцем, читать ему вслух стихи, сказки или петь колыбельные. Дети постепенно привыкают к голосам, им приятно слушать размеренную, плавную и четкую речь. Разумеется, малютка не будет понимать то, что вы ему говорите, но сам тембр и звук вашего голоса будет успокаивать его.

Возраст, в котором дети начинают слышать

Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.

Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.

Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Сенсоневральные нарушения обычно имеют необратимый характер, поскольку они развиваются вследствие наследственных заболеваний, инфекций во время беременности, токсикозов, использования некоторых видов антибиотиков, травм, недоношенности и др. Современная медицина восстановить функции уха в этом случае не может.

Диагностика слуха

  • Безусловно-рефлекторная аудиометрия – применяется для новорожденных и деток до 1, когда они не могут рассказать что и как слышат. Основано на фиксации ответа слухового аппарата на звук.
  • Условно-рефлекторная аудиометрия – малыш слышит звук и видит свет. Затем свет не включается, а только звук и оценивается реакция ребенка. Применяется для детей, старше года.
  • Игровая аудиометрия – специальная компьютерная программа, которая фиксирует уровень слуха у ребенка, пока он играет. Используется для деток до 4 лет.
  • Живая речь – контрольная методика, которая применяется после аппаратной диагностики.
  • Тональная аудиометрия пороговая и надпороговая – проводится диагностика на реакцию слухового аппарата на звуки разно частоты. Используется для более глубокого анализа слуха.
  • Речевая аудиометрия – используется, в основном, при настройках слухового аппарата для глухих деток.
  • Аудиометрия объективная импедансная – с помощью специального аппарата можно посмотреть состояние барабанной перепонки и того, что расположено за ней.
  • Аудиометрия объективная по отоакустической эмиссии – фиксация колебаний волосковых клеток.
  • Аудиометрия компьютерная объективная – сканируется состояние всей слуховой системы, в том числе внутренней ее части.
  • Методы анализа слуховой нейропатии – аппаратная диагностика нарушений работы слуховых нервов. Методика новая, начала использоваться относительно недавно.

Как реагирует на звук новорожденный

Когда ребенок начинает ползать

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.


Аудиоскрининг младенца

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стадии развития ребенка до 1 года

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

ВозрастСлуховое развитие
До 5 недельПри громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяцаИщет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцевПрислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцевНаучается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцевУмеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного

Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды

Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

Когда стоит беспокоиться?

Тревожиться за свое дитя – это нормально. Однако не стоит паниковать по малейшему поводу. Если возникли сомнения, лучше проконсультироваться у врача. Детский врач всегда подскажет, какие изменения происходят у детей в первые месяцы жизни. Поэтому не следует по малейшему поводу сразу бежать в больницу. Кроме того, волнение мамы передается и младенцу.

Тем не менее не исключены случаи, когда помощь педиатра все-таки понадобится. Это можно определить по следующим признакам:

  • Ребенок в шестимесячном возрасте продолжает часто (или постоянно) косить.

  • Достигнув трехмесячного возраста, малыш все еще не смотрит на лица и никак не реагирует на окружающие предметы.

  • По прошествии трех месяцев не проявляется реакция на голос матери.

Практически все молодые родители сталкиваются с необходимостью адекватной оценки способностей своего младенца. Знание того, как происходит первичное развитие у новорожденных, позволит понять, когда ребенок начинает слышать, когда видеть и насколько успешным является этот процесс. Огромную роль здесь играет установление тесного контакта с матерью, которая должна как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться и смотреть в глаза. Ответная улыбка ребенка покажет, что он узнает ее, что все идет так, как нужно.

Если малыш не прошел аудиоскрининг

Родителям нужно понимать, что отрицательный результат скрининга – не повод обрекать себя и своего малыша. И даже повторный отрицательный результат обследования не может говорить о наличии отклонений или патологии, а лишь служит поводом к дальнейшим исследованиям слуха маленького ребенка.

Методики проверки слуха имеют некоторую погрешность. Так, например, исследование на определение реакции мозга на звук способно дать до 4 % ложных результатов, а результат проверки внутреннего уха может быть неверным в 21 % случаев. Именно поэтому о наличии патологии можно говорить только после аудиологической проверки, которая осуществляется с участием врача-сурдолога. Также проводится ряд дополнительных исследований.

Как слышит новорожденный ребенок ?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Особенности формирования зрения

Не сомневайтесь, дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое: происходит адаптация к непривычным условиям. Не волнуйтесь, если малыш редко открывает глаза или в основном щурится. А бывают и такие младенцы, которые уже в первые часы жизни «удивленно» взирают на окружающий мир.

Вот как формируется зрение новорожденного и какие этапы развития проходит зрительная функция с течением времени.

  • После рождения — различает, светло вокруг или темно, все в серых тонах.
  • 1 месяц — видит крупные предметы на общем «размытом» фоне (например, лица родителей).
  • 2 месяца — следит за движущимися крупными предметами (в том числе за людьми). Формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не замирает на предмете, а «скользит» по нему.
  • 3 месяца — не спускает глаз с игрушек, если они двигаются. Выделяет красный и желтый цвет.
  • 4 месяца — хватает и разглядывает погремушки, изучает свои ручки, приближая их к лицу и отдаляя. Пока неверно оценивает расстояние до предметов или их объем («ловит» тени или блики). Различает чистые цвета (не оттенки). Взгляд уже неплохо фокусируется. Ребенок начинает хорошо видеть.
  • 5 месяцев — различает все цвета. Быстро находит предметы и с удовольствием отправляет их в рот (благодаря улучшению координации «глаз — рука»).
  • Полгода — ребенок хорошо узнает родственников и наблюдает за объектами небольших размеров. Световая чувствительность глаз достигает 2/3 «взрослого» уровня.
  • 7-8 месяцев — распознает геометрические формы (шар, куб, конус, пирамида).
  • 8-12 месяцев — распознает предметы и целиком, и по частям, пытается найти предметы, пропадающие из поля зрения, фиксирует между ними связи. Различает оттенки. Видит уже нормально, «по-взрослому».

«Налаживая» зрительный контакт, держите малыша вертикально: в этом положении его взгляд лучше фокусируется. Даже когда новорожденный начинает видеть хорошо, не спешите — подождите, пока он сосредоточится. Ваше лицо (или предмет, который вы показываете) должно находиться от глаз ребенка на расстоянии около 20 см. Общаясь, постарайтесь не менять слишком резко выражение лица, внешний вид в целом, в том числе прическу, даже не снимайте очки, если вы их носите — чтобы выглядеть привычно для крохи и не волновать его.

https://youtube.com/watch?v=RIFV3DS0u7Y

В какой период новорожденный ребенок начинает слышать

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Во время беременности

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.


Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит

Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Сразу после рождения

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.

Реагировать на звуки и слышать погремушку

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.


К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром

Особенности слуха у новорожденных

Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

На самом деле малыш начинает слышать, находясь в животе у мамы, поэтому рекомендуется с ним разговаривать ещё до рождения. Появившись на свет, кроха уже знает голос мамы. В первый месяц жизни многие родители переживают, что у их ребёнка плохой слух, поскольку он может спокойно спать при включенном телевизоре, его не будят разговоры или громкая музыка. Из-за этого мамы и папы нередко интересуются у врачей, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

В природе настолько всё рассчитано, что порой происходят необъяснимые вещи. Маленький человечек, находясь в утробе, за 9 месяцев так привыкает к окружающей его среде, что если бы он после рождения слышал и видел всё наравне со взрослыми, у него случился бы стресс. Из-за этого всё происходит медленно: на протяжении первых недель жизни у малыша постепенно улучшаются слух и зрение.

Видимую реакцию в первые дни после рождения малыш проявляет на громкие звуки. Если пошуметь рядом с ним погремушкой, он обязательно покажет свою заинтересованность.

  • может притихнуть и глазками смотреть в сторону, откуда исходит шум;
  • иногда малыш вздрагивает или, наоборот, замирает, как будто прислушивается к звукам;
  • часто детки весело двигают ножками при появлении громкого звука, им он может даже нравиться.

Всё это указывает на то, что с ребёнком всё в порядке, слышит он хорошо. Слух, как правило, проверяется в первые дни после рождения в родильном доме, поэтому молодые мамочки могут спать спокойно и не волноваться. Если новорожденный отреагировал на посторонний звук плачем, тоже не стоит впадать в панику. Скорее всего, он испугался, поскольку очень чувствителен к громким или резким звукам.

Очень важно разговаривать с крохой и петь ему песенки. Не стоит оставлять его в комнате с включенным телевизором, так как постоянный шум вызывает переутомление у ребёнка

Разговаривать необходимо спокойным голосом и избегать криков вблизи малыша. Это очень важно, ведь когда грудничок начинает слышать и видеть, вокруг него должна быть спокойная и умиротворённая обстановка.

Формирование слуха и зрения до рождения

Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.

Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности. Слуховой лабиринт полностью формируется с 16 до 18 недели. Стремечко, наковальня и молоточек – специальные косточки для превращения вибрации в нервные импульсы остаются мягкими до 8-8,5 месяца.

На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.

Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Эти несложные упражнения необходимо выполнять ежедневно по несколько раз. Дети очень любят разглядывать лица. Когда новорожденный начинает видеть маму, выражение его лица становится более заинтересованным, он часто улыбается в ответ. Лицо отца для малыша представляет не меньшую заинтересованность. Скорее всего, это происходит из-за бороды или усов, возможно, потому что у мужчин черты лица крупнее и малышу их легче рассмотреть. Эта способность проявляется у деток уже к двум месяцам.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Как проверяют слух у новорожденных?

Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.

Еще в роддоме часто используют методику задержанной отоакустической эмиссии при помощи аудиометра, который размещается в ушке новорожденного.

Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.

Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:

  1. Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
  2. Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий