Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ
В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:
- Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Причём все необходимые процедуры выполняются быстро.
- Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
- Следить за чистотой ногтей.
- Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
- Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик).
- Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
- Правильно пользоваться столовыми приборами, включая вилку и нож.
- Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.
В процессе принятия пищи у дошкольников формируется умение аккуратно есть и поддерживать ровную осанку
Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).
При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:
- Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
- Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
- Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также труду взрослых.
- Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.
Формирование культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
(Из опыта работы)
Формирование культурно – гигиенических навыков в средней группе, задача состояла в том, чтобы закрепить с детьми полученные ранее знания и приобрести новые культурно – гигиенические навыки.
В этом возрасте дети уже довольно самостоятельные, но закрепление культурно – гигиенических навыков необходимо.
Каждый день в детском саду начинается с приема детей воспитателем. Что необходимо для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.
Перед воспитателем стоит большая задача помочь родителям правильно привить детям культурно – гигиенические навыки. Для этого я проводила систематически санитарно – просветительские работы среди родителей
Разъясняла важность выполнения режима дня, установленного в детском учреждении. Работу строила в форме бесед и во время приема детей
Проводила анкетирование, с выяснением: «Есть ли у ребенка своя комната, наличие игрушек, где они хранятся в доме, как помогает ребенок в доме, что ребенку говорят родители за оказанную помощь».
Постоянно интересовалась у родителей, не забыли ли они положить своему ребенку носовой платок, в летнее время – полотенце для ног, запасные трусы, майки, носки, колготки, личную расчёску.
С детьми проводила индивидуальные беседы, наблюдения, развлечения, игры. Индивидуальные беседы – основной целью этих бесед является закрепить знание детей, как правильно мыть руки, ухаживать за волосами, за вещами, закреплять умения пользоваться мылом, расчёской не только девочкам, но и мальчикам, носовым платком.
Вместе с детьми наблюдали за работой помощника воспитателя, как она поправляет и убирает постель, в какой последовательности, учила этому и детей. Вместе с детьми смотрели на результаты своей работы, оценивали, чтобы спальня детей выглядела уютно.
Наблюдали за тем, как одеты окружающие люди. Основная цель наблюдений – помочь детям увидеть, как правильно выполнять действия, учить видеть неполадки, неряшливость, направлять действия детей в правильную сторону.
Для закрепления этих навыков использовались пособия. Эти пособия помогали детям научиться правильно шнуровать обувь, а в последствии делать это самостоятельно и аккуратно.
Обучение проходило в игровой форме, через игру лучше и быстрее познаются культурно – гигиенические навыки. Детям предлагались сюжетно – ролевые игры.
В сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» дети закрепляли навыки общения между собой, расчесывания, завязывания бантиков.
В игре «Семья» и «Детский сад» — дети закрепляли навыки поведения, режимные моменты: сон, умывание, обед, занятие, как сервировать стол, как правильно вести себя за столом, аккуратно складывать вещи и т.д.
Были организованы дидактические игры, в играх закреплялись знания детей о предметах пользования в ванной комнате: найти предметы для чистки зубов, мытья рук, лица мылом, расчесывания головы.
Рассказывалось детям, что очень важно быть чистым, опрятным, аккуратным, причесанным, вежливым человеком. Устраивали вместе с детьми уборку в кукольных уголках, стирали одежду кукол
Ведь для детей очень важно находиться в красиво оформленных комнатах
Устраивали вместе с детьми уборку в кукольных уголках, стирали одежду кукол
Ведь для детей очень важно находиться в красиво оформленных комнатах
В умывальной комнате были расставлены красивые мыльницы, пользовались красивыми полотенцами с детским рисунком, в умывальной комнате соответствующие наглядные изображения.
Детям очень нравилось мыть руки и брать мыло из красивых мыльниц, вытирать руки красивыми полотенцами.
Чтобы детям прививались культурно – гигиенические навыки, необходимо создавать для этого все возможные условия, повышать интерес детей за счёт художественных произведений, сюжетно – ролевых игр, дидактических, наглядных пособий, и конечно, прикладывать умение правильно и осознанно в различных формах, доступных для детей прививать культурно – гигиенические навыки.
Заключение
В ходе такой большой работы по обучению культурно – гигиеническим навыкам в старшей группе – дети освоили навыки личной гигиены, культуры поведения.
Эффективность работы достигнута за счёт рационального подбора методов и приемов
В основном достигали с помощью наглядных методов, так как, это больше привлекало внимание детей
В своей работе достигла определенной цели, которая была поставлена перед работой с детьми. Были и неудачи в осуществлении личной гигиены, культуры в общении, приходилось помогать. В проведенной с детьми работе использовался необходимый материал, пособия.
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет
В старшем дошкольном возрасте усиливается значимость речевых приемов в воспитательном процессе. Другие способы взаимодействия применяются не меньше, но упор идет на словесные формы.
К речевым методам развития Культурно-гигиенических навыков относятся:
Беседа
При помощи этого приема можно объяснить дошкольникам культуру общения и обращения, уход за своими вещами, важность культурного поведения за столом.
Загадки. Обладают хорошей способностью к мотивации
Заинтересовывают ребят на дальнейшее развитие темы, привлекают внимание и настраивают на рабочий лад
Чаще всего используются в начале занятия.
Чтение, стихотворения
Могут использоваться по отдельности или в сочетании друг с другом.
Наглядность. К этому методу относят демонстрацию (как правильно застелить постель сначала показывает воспитатель), иллюстрации (сюжетные картинки, которые можно обсудить) и показ мультфильмов, презентаций и видеороликов.
Игра. Подвижная, дидактическая или сюжетно-ролевая. Игра также может использоваться в начале занятия как элемент мотивации.
Возрастные группы в детском саду по годам по ФГОС
Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»
В пример дидактической игры можно привести «Крокодил-чистюля». Целью игры является закрепление навыков самообслуживания, развитие бережного отношения к своему здоровью. Задачей учащихся является узнавание процесса, связанного с каким-либо гигиеническим навыком. Воспитатель жестами показывает, как одевается или чистит зубы, дошкольники угадывают.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Дидактическая игра «Хорошо или плохо». Целью этого упражнение является закрепление умения оценивания своих и чужих поступков, развитие умения сотрудничать и
накопление опыта взаимоотношений. У игры есть множество вариантов проведения. Одним из них является рассматривание карточек с сюжетами, на которых изображены плохие и хорошие поступки.
Обратите внимание! Детям предлагается коллективно распределить эти карточки на «Хорошо» и «Плохо». Также можно собрать пары карточкам, где изображены хорошие и плохие поступки в одной и той же ситуации
Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»
Примером сюжетно-ролевой игры является упражнение «Кукла купается». Целью является развитие интереса к труду, развитие доброжелательной коммуникации и воспитание КГН
Дети совместно с воспитателем должны искупать куклу, при этом вместе подбирая средства для купания (мочалку, шампунь, полотенце), настраивая комфортную температуру воды, обозначая важность надевания чистой одежды после мытья. Также эту игру можно продолжить упражнением «Постирай вещи» или «Разложи вещи по полкам»
Кукла купается
Настольно-печатная игра «Как я провожу день»
Для закрепления знаний о режиме дня можно использовать в работе печатную игру «Как я провожу день».
Детям предлагаются иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Их задача распределить по цепочке правильную последовательность всех этапов дня.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от среднего и младшего, дети уже умеют самостоятельно умываться, чистить зубы, способны заправить постель и убрать за собой посуду. Но в данном возрасте важным этапом развития является закрепление культурно-гигиенических навыков, полученных ранее. Только качественно развитые и зафиксированные в повседневной жизни навыки станут основой культурной личности, бережно относящейся к себе и окружающим.
Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями
Для того, чтобы разгрузить воспитателя от заполнения и оформления письменной документации, в садиках методисты и сами воспитатели пользуются специальными карточками, которые создаются единожды и используются постоянно.
Приемы самообслуживания
Картотека, в отличие от планирования, не является обязательной документацией воспитателя, но значительно облегчает и структурирует работу. Создавая картотеку, воспитатель опирается на материально-техническое оснащение дошкольного учреждения, возрастные психофизиологические потребности воспитанников и требования образовательной программы. На данный момент все образовательные программы должны соответствовать Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Навыки самообслуживания как основа культурно-гигиенического воспитания
Навыки самообслуживания являются частью общего и трудового воспитания ребенка. Культура поведения в быту способствует здоровьесбережению и развитию таких личностных качеств, как сила воли, организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
В большей степени культурно-гигиенические навыки закладываются в раннем детстве, так как именно в этот период центральная нервная система наиболее податлива, а навыки самообслуживания повторяются изо дня в день.
Обратите внимание! Тем не менее, в старшей подготовительной группе ДОУ эти качества должны укрепляться и совершенствоваться, создавая условия для дальнейшего формирования полезных привычек
Создание условий воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС
Для развития умений самообслуживания и дальнейшего использования их в повседневной жизни дома и в садике в группе дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы условия, которые диктуют ФГОС. К таким условиям в старшей группе детского сада относят:
- наличие помещения, которое отвечает всем режимным моментам: столовая, туалетная комната, спальня, игровая зона;
- присутствие необходимого количество индивидуальных средств гигиены: фартуков, посуды, расчесок, полотенец и прочего;
- постоянство и систематичность условий (например, принимает пищу и спит каждый ребенок всегда на своем месте);
- соблюдение режима дня (постоянная смена деятельности и знание времени не дает нервной системе перегружаться в течение дня);
- единство требований (условия должны быть соблюдены как в группе, так и дома).
Обратите внимание! Первым и основным условием формирования КГН в любом возрасте является компетентный педагогический состав, который будет учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенности каждого ребенка. Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах
Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах
Компетентный педагогический состав
Привитие КГН в старшей группе: составление картотеки с целями по ФГОС
Для наиболее эффективной работы воспитателя по привитию культурно-гигиенических навыков в старшей группе составляется подробная картотека. Она представляет собой схему или перспективный план в таблице, который содержит следующие разделы:
- Тематику занятий и формы их реализации (беседы, чтение, упражнения, сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность).
- Распределение занятий по месяцам (январь, февраль,март, апрель и т.д.), сезонам (зима, лето) или четвертям года (первая, вторая четверть).
- Образовательные цели занятий.
Обратите внимание! Тематикой занятий в старшей группе могут стать поведение за столом, обучение вежливости, отношение со сверстниками и другие
Примеры стихотворений для развития и привития КГН
Для привития КГН и быстрого обучения воспитатели используют стихотворную форму. Это могут быть маленькие четверостишья или целые крупные стихотворения, вокруг которых будет построено занятие.
Например, стих «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской, в которых рассказывается о неправильном поведении и приводят детей к важным выводам. Большим воспитательным потенциалом обладают «Вредные советы» Г. Остера, стихотворения Э. Мошковской и А. Барто, «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуйковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского и другие потешки и загадки в стихотворной форме.
Мойдодыр
Также воспитатели могут самостоятельно придумывать сказки, которые способствуют развитию не только нравственных качеств, но и гигиенических навыков. Приключения расчески, истории про зубную щетку, сказки о вежливости и сотрудничестве с другими людьми.
Методы воспитания культуры общения у старших дошкольников
Культура общения старшего дошкольника, прежде всего, развивается на основании примера культурного поведения и общения. Педагог и родители должны демонстрировать основы культурного общения в разных ситуациях. Наряду с этим, культура общения воспитывается посредством применения следующих методов:
- Игровая деятельность. Сюжетные игры помогают создавать различные коммуникативные ситуации, обучающие детей совместной деятельности, выражению своих эмоций и чувств, культурному взаимодействию.
- Организация диалогов дошкольников. Они ориентированы на отработку правил речевого общения. Могут создаваться ситуации телефонных разговоров, проведения интервью, просьбы, предложения и т.д.
- Организация этических бесед. На таких занятиях, дошкольников знакомят с теоретическими основами культурного поведения и общения.
- Соблюдение правил культурного общения в каждом режимном моменте.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что
они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,
чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об
этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает,
отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети
реагируют на слова “волосы” (расческа, ножницы, шампунь,
мыло, “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и
пр.).
Вариант.Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром
идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые
используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет
В старшем дошкольном возрасте усиливается значимость речевых приемов в воспитательном процессе. Другие способы взаимодействия применяются не меньше, но упор идет на словесные формы.
К речевым методам развития Культурно-гигиенических навыков относятся:
Беседа
При помощи этого приема можно объяснить дошкольникам культуру общения и обращения, уход за своими вещами, важность культурного поведения за столом.
Загадки. Обладают хорошей способностью к мотивации
Заинтересовывают ребят на дальнейшее развитие темы, привлекают внимание и настраивают на рабочий лад
Чаще всего используются в начале занятия.
Чтение, стихотворения
Могут использоваться по отдельности или в сочетании друг с другом.
Наглядность. К этому методу относят демонстрацию (как правильно застелить постель сначала показывает воспитатель), иллюстрации (сюжетные картинки, которые можно обсудить) и показ мультфильмов, презентаций и видеороликов.
Игра. Подвижная, дидактическая или сюжетно-ролевая. Игра также может использоваться в начале занятия как элемент мотивации.
Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет
Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»
В пример дидактической игры можно привести «Крокодил-чистюля». Целью игры является закрепление навыков самообслуживания, развитие бережного отношения к своему здоровью. Задачей учащихся является узнавание процесса, связанного с каким-либо гигиеническим навыком. Воспитатель жестами показывает, как одевается или чистит зубы, дошкольники угадывают.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Дидактическая игра «Хорошо или плохо». Целью этого упражнение является закрепление умения оценивания своих и чужих поступков, развитие умения сотрудничать и
накопление опыта взаимоотношений. У игры есть множество вариантов проведения. Одним из них является рассматривание карточек с сюжетами, на которых изображены плохие и хорошие поступки.
Обратите внимание! Детям предлагается коллективно распределить эти карточки на «Хорошо» и «Плохо». Также можно собрать пары карточкам, где изображены хорошие и плохие поступки в одной и той же ситуации
Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»
Примером сюжетно-ролевой игры является упражнение «Кукла купается». Целью является развитие интереса к труду, развитие доброжелательной коммуникации и воспитание КГН
Дети совместно с воспитателем должны искупать куклу, при этом вместе подбирая средства для купания (мочалку, шампунь, полотенце), настраивая комфортную температуру воды, обозначая важность надевания чистой одежды после мытья. Также эту игру можно продолжить упражнением «Постирай вещи» или «Разложи вещи по полкам»
Кукла купается
Настольно-печатная игра «Как я провожу день»
Для закрепления знаний о режиме дня можно использовать в работе печатную игру «Как я провожу день».
Детям предлагаются иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Их задача распределить по цепочке правильную последовательность всех этапов дня.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от среднего и младшего, дети уже умеют самостоятельно умываться, чистить зубы, способны заправить постель и убрать за собой посуду. Но в данном возрасте важным этапом развития является закрепление культурно-гигиенических навыков, полученных ранее. Только качественно развитые и зафиксированные в повседневной жизни навыки станут основой культурной личности, бережно относящейся к себе и окружающим.
Ход занятия: воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его
спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с
мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить
движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех
пор, пока не образуется белая пена
Обращается внимание ребенка на. белые ручки,воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»
белые ручки,воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»
Далее воспитатель помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек.Например:
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
В конце игры воспитатель хвалит ребенка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия. взрослого и ребенка
взрослого и ребенка.
Занятие «Умывалочка»
Цель: учить умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,
просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание
на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умыться имеете с
ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия
взрослый произносит потешку:
Выходи, водица,
мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку —
посмелей,
будем умываться
веселей!
В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо
полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало,произносит: «Ай,
какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»
Игра «Делаем прическу»
Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями
сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры:воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри,у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз
В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
Игра «Кукла заболела»
Цель: учить пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, одноразовые носовые платки.
Ход игры:воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла
Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит
носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Воспитатель
проговаривает потешку:
Маша заболела,
трудно ей дышать,
Мы платочком будем
носик вытирать!
Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой
платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить
действие по подражанию.
Занятие «Носики-курносики»
Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет
В старшем дошкольном возрасте усиливается значимость речевых приемов в воспитательном процессе. Другие способы взаимодействия применяются не меньше, но упор идет на словесные формы.
К речевым методам развития Культурно-гигиенических навыков относятся:
Беседа
При помощи этого приема можно объяснить дошкольникам культуру общения и обращения, уход за своими вещами, важность культурного поведения за столом.
Загадки. Обладают хорошей способностью к мотивации
Заинтересовывают ребят на дальнейшее развитие темы, привлекают внимание и настраивают на рабочий лад
Чаще всего используются в начале занятия.
Чтение, стихотворения
Могут использоваться по отдельности или в сочетании друг с другом.
Наглядность. К этому методу относят демонстрацию (как правильно застелить постель сначала показывает воспитатель), иллюстрации (сюжетные картинки, которые можно обсудить) и показ мультфильмов, презентаций и видеороликов.
Игра. Подвижная, дидактическая или сюжетно-ролевая. Игра также может использоваться в начале занятия как элемент мотивации.
Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»
В пример дидактической игры можно привести «Крокодил-чистюля». Целью игры является закрепление навыков самообслуживания, развитие бережного отношения к своему здоровью. Задачей учащихся является узнавание процесса, связанного с каким-либо гигиеническим навыком. Воспитатель жестами показывает, как одевается или чистит зубы, дошкольники угадывают.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Дидактическая игра «Хорошо или плохо». Целью этого упражнение является закрепление умения оценивания своих и чужих поступков, развитие умения сотрудничать и
накопление опыта взаимоотношений. У игры есть множество вариантов проведения. Одним из них является рассматривание карточек с сюжетами, на которых изображены плохие и хорошие поступки.
Обратите внимание! Детям предлагается коллективно распределить эти карточки на «Хорошо» и «Плохо». Также можно собрать пары карточкам, где изображены хорошие и плохие поступки в одной и той же ситуации
Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»
Примером сюжетно-ролевой игры является упражнение «Кукла купается». Целью является развитие интереса к труду, развитие доброжелательной коммуникации и воспитание КГН
Дети совместно с воспитателем должны искупать куклу, при этом вместе подбирая средства для купания (мочалку, шампунь, полотенце), настраивая комфортную температуру воды, обозначая важность надевания чистой одежды после мытья. Также эту игру можно продолжить упражнением «Постирай вещи» или «Разложи вещи по полкам»
Кукла купается
Настольно-печатная игра «Как я провожу день»
Для закрепления знаний о режиме дня можно использовать в работе печатную игру «Как я провожу день».
Детям предлагаются иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Их задача распределить по цепочке правильную последовательность всех этапов дня.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от среднего и младшего, дети уже умеют самостоятельно умываться, чистить зубы, способны заправить постель и убрать за собой посуду. Но в данном возрасте важным этапом развития является закрепление культурно-гигиенических навыков, полученных ранее. Только качественно развитые и зафиксированные в повседневной жизни навыки станут основой культурной личности, бережно относящейся к себе и окружающим.
Виды занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными. Их примерные темы могут быть следующими:
- Что такое гигиена.
- Как ухаживать за зубами.
- Микробы — наши враги.
- Сервировка стола.
- Как заботиться о своей одежде.
Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!». Педагог каждому ребёнку даёт кусочек мыла и вместе с дошкольниками характеризует его по различным параметрам: форме, цвету, запаху, текстуре. Затем ребята совершают импровизированную экскурсию в магазин бытовой химии. На полочках там лежат самые разные виды мыла: туалетное и банное, хозяйственное и жидкое. Воспитатель при этом предстаёт в роли продавца и рассказывает ребятам о каждом наименовании (где и каким образом оно применяется). Самая увлекательная часть занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены
В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены
Опытным путём ребята приходят к выводу, что мыло хорошо растворяется в воде, образуя пышную пену
Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, например, в виде этической или познавательной беседы. Обозначим возможные варианты тем:
- Вспомним, как надо правильно принимать пищу.
- Каждой вещи своё место.
- Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья.
- Чем мыло отличается от шампуня.
- Правила ухода за волосами.
Большое воспитательное значение имеет художественная литература. Например, подходящий вариант для старшей группы — рассказ М. Зощенко «Глупая история». Его главный персонаж — мальчик Петя. Ему 4 года, однако мама считает сына совсем беспомощным малышом: сама одевает, обувает, кормит с ложечки. И вот однажды она торопилась, и обе ножки мальчика оказались в одной штанине. Причём никто долго не мог определить, что же случилось, и почему Петя падает: ни мама, ни папа, ни даже доктор, которого срочно вызвали. Помог разрешить загадку только мальчик Коля, который зашёл в гости. В результате на другой день Петя уже самостоятельно надевал штанишки.
Построить интересное занятие можно вокруг рассказа М. Зощенко «Глупая история»
После прочтения рассказа ребята обсуждают его. Педагог обязательно затрагивает проблемы воспитания: выясняет с детьми, хорошо ли, когда взрослые слишком опекают ребёнка, совсем не давая ему самостоятельности.
В старшей группе можно построить занятие вокруг стихотворения. Это может быть, например, «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской. Оба произведения наглядно показывают ребятам то, как нельзя себя вести. В первом случае автор красочно, даже с преувеличением, описывает, как персонаж ест варенье руками. В стихотворении Д. Крупской в доме потерялась Чистота, и это неудивительно.
Суть КГН в подготовительной группе
Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:
- навыки, связанные с поведением за столом;
- одевание-раздевание;
- водные процедуры;
- содержание в порядке личных вещей и спального места.
В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом
Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет
Манеры за столом | Одевание-раздевание | Уход за вещами и постелью | Водные процедуры | |
Первый квартал (первая четверть) |
|
|
Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки». | |
Второй квартал |
В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах. | Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами. Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу — кукле Чистюле. |
| Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках. |
Третья четверть | Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков). |
|
|
|
Четвёртый квартал | Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после. |
|
| Формировать привычку содержать тело в чистоте. |