Русские народные потешки для самых маленьких
***
Комары и мошки
Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!
***
Зайчик серенький сидит
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!
***
Гуси, гуси! (вариант 1)
— Гуси вы, гуси!
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видали волка:
Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасите гусёнка!
***
Гуси, гуси! (вариант 2)
— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну, летите все сюда!
— Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
— Ну, летите куда ходите!
Фр-р, гуси полетели,
На головку сели!
***
Гуси, гуси! (вариант 3)
— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
***
Мыши водят хоровод
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
***
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!
***
Мчится поезд (Э. Мошковская)
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!
***
Аист (И. Токмакова)
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
***
Сказка: “Петушок-золотой гребешок”
Жили-были кот, дрозд, да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить,а петушка одного оставляют.
Уходят-строго наказывают:
-Ты, петушок, дома один остаешься, мы далеко в лес за дровами пойдем. Хозяйничай, а дверь никому не открывай и сам наружу не выглядывай. Лиса рядом ходит, будь осторожен.
Сказали, и в лес ушли. А петушок – золотой гребешок дома остался хозяйничать. Проведала лиса, что кот и дрозд в лес ушли, а петушок дома один – прибежала скорее, под окошком села и запела:
-Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошка.
Петушок в окошко выглянул, а лиса его в когти схватила – и понесла в свою нору. Петушок закричал:
-Несет меня лиса
За темные леса.
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!
Услыхали это кот и дрозд, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
На следующий день снова кот и дрозд в лес собираются дрова рубить. И снова наказывают петушку.
-Ну, петушок-золотой гребешок, сегодня мы дальше в лес пойдем. Если случится что – тебя не услышим. Ты дома хозяйничай, а дверь никому не открывай и сам наружу не выглядывай. Лиса рядом ходит, будь осторожен. Они ушли.
А лиса тут как тут. Прибежала к домику, уселась под окном – и запела:
-Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошка.
Петушок помнит, что он коту и дрозду обещал – сидит тихонечко. А лиса опять:
-Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу.
Куры клюют – а петухам не дают!
Тут уж петушок не сдержался, в окошко выглянул:
-Ко-ко-ко. Как не дают?
А лиса схватила его в когти и понесла в свою нору. Закричал петушок:
-Несет меня лиса
За темные леса.
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и дрозд, спасите меня!
Далеко ушли кот и дрозд, не слышат петушка. Он опять кричит, громче прежнего:
-Несет меня лиса
За темные леса.
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и дрозд, спасите меня!
Кот и дрозд хоть и далеко были, а петушка услыхали – в погоню бросились. Кот бежит, дрозд летит… Лису догнали – кот дерет, дрозд клюет. Отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго- настрого наказывают петушку:
– Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
Пообещал петушок, что не будет лису слушать, и кот с дроздом в лес ушли.
А лиса только этого и ждала: села под окошечко и поет:
-Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошка.
Петушок сидит тихо, носа наружу не высовывает. А лиса опять:
-Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу.
Куры клюют – петухам не дают!
Петушок все помнит – сидит тихонько, ничего не отвечает, наружу не высовывается. А лиса снова:
-Люди бежали,
Орехов насыпали.
Куры-то клюют,
Петухам не дают!
Тут петушок опять забылся, в окошко выглянул:
-Ко-ко-ко. Как не дают?
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору,за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал- кот и дрозд не услышали его.
А когда вернулись домой-петушка- то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Прибежали к лисьей норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать, а дрозд напевает:
-Трень, брень, гусельки
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья- кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лиса слушала, слушала, да и решила посмотреть, кто это так красиво поет.
Выглянула наружу, а кот и дрозд ее схватили- и давай бить- колотить.
Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
Какие стихи подходят для самых маленьких?
- Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
- Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Сказка: “Репка”
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку. Вот и сказке Репка конец, а кто слушал – молодец!
Сказка: “Осенняя сказка”
С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек — не найдешь ни одного листика.
— Скоро и наша береза облетит,- сказал Медвежонок. И показал лапой на одинокую березу, стоящую посреди поляны.
— Облетит…- согласился Ёжик.
— Подуют ветры,- продолжал Медвежонок,- и она вся так и затрясется, а я буду во сне слышать, как падают с нее последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она — голая!
— Голая…- согласился Ёжик.
Они сидели на крылечке медвежачьего домика и смотрели на одинокую березу посреди поляны.
— Вот если бы на мне весной вырастали листья? — сказал Ёжик. — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
— А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок.- Березовые или ясеневые?
— Как у клена? Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка. Ты бы мне сказал: «Маленький Лисенок, как поживает твоя мама?» А я бы сказал: «Мою маму убили охотники, а я теперь живу у Ёжика. Приходи к нам в гости?» И ты бы пришел. «А где же Ёжик?» — спросил бы ты. А потом, наконец, догадался, и мы бы долго-долго смеялись, до самой весны…
— Нет,- сказал Медвежонок.- Лучше, если бы я не догадался, а спросил: «А что. Ёжик пошел за водой?» — «Нет?» — сказал бы ты. «За дровами?» — «Нет?» — сказал бы ты. «Может, он пошел к Медвежонку в гости?» И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть на крыльце.
— Но я же ведь остался бы у себя дома! — сказал Ёжик.
— Ну, так что ж! — сказал Медвежонок.- Ты бы сидел у себя дома и думал: «Интересно, это Медвежонок притворяется или по-настоящему не узнал меня?» А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку меда, вернулся к тебе и спросил: «А что. Ёжик еще не возвращался?» А ты бы сказал…
— А я бы сказал, что я и есть Ёжик! — сказал Ёжик.
— Нет,- сказал Медвежонок.- Лучше бы ты ничего такого не говорил. А сказал так…
Тут Медвежонок запнулся, потому что с березы посреди поляны вдруг сорвалось сразу три листика. Они немного покружились в воздухе, а потом мягко опустились в порыжевшую траву.
— Нет, лучше бы ты ничего такого не говорил, — повторял Медвежонок.- А мы бы просто попили с тобой чай и легли спать. И тогда бы я во сне обо всем догадался.
— А почему во сне?
— Самые лучшие мысли ко мне приходят во сне,- сказал Медвежонок.- Вон видишь: на березе осталось двенадцать листиков. Они уже никогда не упадут. Потому что вчера ночью я во сне догадался, что сегодня утром их надо пришить к веточке.
И пришил? — спросил Ёжик.
— Конечно,- сказал Медвежонок.- Той самой иголкой, которую ты мне подарил в прошлом году.
Упражнение 3 (для малыша 2,5 — 3 месяцев). «Гляделки»
Задача.
Развитие умения прослеживать взглядом за сложной траекторией перемещения игрушки.
Как проводить упражнение.
Положите малыша на спину и покажите ему привлекательную игрушку. Можете сделать бантик из яркой гофрированной бумаги или сотворить бабочку, сложив двустороннюю цветную бумагу гармошкой и привязав посередине ниточку. Такие самодельные игрушки хороши тем, что можно постоянно менять их цвет и размер.
Перемещайте плавно игрушку:
а) вертикально. Начинаем от 40-50 см от глаз ребенка и двигаем плавно до 20-30 см от лица, затем возвращаем на исходную позицию. После этого удаляем игрушку до 1 метра от лица малыша. И снова возвращаем в исходную позицию
б) по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол и наоборот. Нижняя точка должна находиться в 20-30 см от лица ребенка, а верхняя доходить до 1 метра от его лица.
в) по кругу.«Рисуем» в воздухе игрушкой круг диаметром примерно 30 см. Сначала рисуем круг в горизонтальной плоскости. Затем в вертикальной плоскости. Минимальное и максимальное расстояние от глаз ребенка то же.
Это полезное упражнение в начале проводится по 2 минуты. Затем мы очень постепенно увеличиваем это время до 4 минут. Делать упражнение нужно два раза в день и более
Для проведения этого упражнения можно использовать мобиль. Но на мобиле нужно оставить только одну игрушку. Мобиль нужно расположить так, чтобы ребенок видел всю игрушку целиком при ее движении по кругу.
Как правильно рассказывать сказки младенцу
Очень важно не только правильно подобрать истории, но и правильно рассказать их грудным детям. Советуем почитать:Поведение и навыки ребенка в 5 месяцев
Советуем почитать:Поведение и навыки ребенка в 5 месяцев
- Голос должен быть мягким и плавным.
- Не нужно говорить очень громко. Это может испугать малыша.
- Нельзя рассказывать монотонно, нужно стараться делать это с выражением.
- Хорошо немного менять голос, когда говорят разные персонажи. Так, детям легче воспринимать сказанное и различать сказочных героев.
- Хорошо задействовать не только речевые интонации, но и мимику лица. Например, можно хмурить брови, улыбаться.
- Нельзя сюсюкать или коверкать слова. Речь должна быть максимально четкой и грамотной.
- Для детей старше 4-5 месяцев можно совмещать рассказывание сказок с наглядной демонстрацией в виде игрушек (например, таких, которые надеваются на руку). Это отлично разнообразит семейный досуг. Можно привлечь к таким «постановкам» старших братьев и сестер малыша или его папу.
- Дети старше 6 месяцев уже, как правило, сидят, поэтому им можно не просто рассказывать сказку, а приобрести яркую красочную книгу и читать истории, показывая малышу действующих лиц на картинках.
- Можно во время рассказа задавать вопросы малышу, например: «Где колобок? Покажи». При этом надо показывать игрушку или картинку. Вскоре малыш будет сам указывать на колобка. Так, ребенок будет изучать сказочных персонажей и развивать память.
Необходимо помнить, что если сказка носит роль занятия, то не нужно перегружать малыша вопросами и сложными заданиями. Так, ребенок быстро устанет и потеряет интерес. Прежде всего, общение с мамой и сказочные истории должны приносить радость.
Развивающие книги для детей от 0 до 2 лет
Большую популярность среди родителей в последнее время приобрел развивающий набор «Мои первые слова». Серия включает 15 книжек-кубиков с яркими иллюстрациями по темам:
- «Еда» – поможет выучить названия фруктов, овощей, и других не менее вкусных продуктов. Можно заниматься с малышом перед обедом, после занятий ребенок наверняка захочет подкрепиться.
- «Природа» – поможет малышу запомнить, как называются растения, цветы и деревья, покажет, как выглядят погодные явления. Играя с книгой, ребенок сможет быстрее адаптироваться к окружающему миру, и развить образное мышление.
- «Цвета» – поможет выучить все цвета радуги, и даже больше, научит сравнивать цвета на картинке и в жизни.
- «Домашние животные» – малыш узнает, как выглядят кошки собаки, куры, лошади и другие представители домашней фауны. Ребенку будет интересно узнать как кричат животные, через пару занятий он и сам сможет повторить многие звуки.
- «Одежда» – ребенок выяснит для чего нужна одежда, когда ее нужно одевать, чем отличается летняя одежда от зимней. Регулярные занятия помогут выучить новые слова, цвета и предметы одежды.
- «Мой дом» – научит 1 – 2 летнего ребенка узнавать предметы домашнего обихода. Расскажет, как выглядит мебель, игрушки, посуда.
Книжки-кубики можно не только “читать”, но и играть с ними – строить башенки и дома, раскладывать по местам. Правильно подбирайте развивающую детскую литературу, не заставляйте ребенка заниматься через силу, и тогда чтение станет одним из самых любимых занятий малыша.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: советы родителям от психологов о том, как приучить ребенка к чтению
Слушаем стишки-потешки
Ни для кого не секрет, что с ребенком нужно много разговаривать. Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас интересно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И если ваше общение будет в форме стишков и потешек, это понравится малышу гораздо больше. Ведь для ребенка до года, который еще несовершенно понимает вашу речь, важна прежде всего ее ритмичность и эмоциональность. Все это есть в потешках и приговорках, которые складывались целыми поколениями мам и бабушек.
Для малыша первых месяцев жизни потешки станут замечательным сопровождением обычных бытовых процедур – купание, одевание, прием пищи. Услышав знакомые слова, ребенок будет радоваться и чувствовать себя спокойнее, да и неприятные процедуры будут протекать легче. Нашу подборку потешек на все случаи жизни можно найти ЗДЕСЬ.
На первое время стишки можно написать на листочках и развесить по дому, чтобы быстрее запомнить.
Упражнение 4. «Говорилки»
Задача.
Эмоциональное воспитание малыша 2 месяцев. Формирование двустороннего контакта со взрослым на основе «комплекса оживления».
Как проводить упражнение.
Малыш лежит на спине. Мама наклоняется над ним на расстояние примерно 30-40 см, улыбается и ласково говорит с ребенком. Если малыш не проявляет активности, прерывать разговор не нужно, лучше поглядить ребенка. Если малыш издает звуки, то мама делает перекличку с ним – подражает звукам, которые произносит малыш, тянет гласные звуки
Это очень важно для развития речи малыша
Затем мама тянет гласные звуки: а-а-а, о-о-о, ууу. Этим мы даем малышу образец их произнесения, учим выделять эти звуки из речи. А малыш слушает или повторяет за взрослым.
Много веков мамы делали такое упражнение в пестушках, колыбельных, потешках. Слыша медленную речь мамы с выделением гласных, малыш начинает шевелить губами, пытается повторить артикуляцию звуков. Сначала это не очень похоже на звуки, произнесенные мамой, но в дальнейшем у малыша получается всё лучше и лучше.
Требования к развивающим книгам для детей в возрасте до 2 лет
Выбирайте книги с красочными иллюстрациями, преимущественно на белом фоне. На каждом листе не более одного рисунка, хорошо знакомого ребенку: улыбающиеся лица, животные, деревья.
Лучше, если животные будут изображены максимально естественно – такими, какими они встречаются в живой природе – без шляп, очков и бус. В настоящее время в магазинах продается огромное количество детской литературы
Подбирая книжку, следует обратить внимание, соблюдены ли гигиенические требования к изданию: важен материал, из которого книга изготовлена. Само изделие должно быть крепким, плотным, и лучше всего моющимся
ИНТЕРЕСНО: книги по воспитанию детей для родителей
Сказка: “Теремок”
Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
Видит — никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.
Прилетел комар-пискун и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха. А ты кто?
— Я комар-пискун.
— Ступай ко мне жить.
Вот они стали жить вдвоем.
Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун. А ты кто?
— Я мышка-погрызуха.
— Ступай к нам жить.
Стали жить они втроем.
Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха. А ты кто?
— Я, лягушка-квакушка.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить вчетвером.
Бежит зайчик и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— Я заюнок-кривоног, по горке скок.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить впятером.
Бежала мимо лиса и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?
— Я лиса — при беседе краса.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить вшестером.
Прибежал волк:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса. А ты кто?
— Я волк-волчище — из-за куста хватыш.
— Ступай к нам жить.
Вот живут они семеро все вместе — и горя мало.
Пришел медведь и стучится:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса.
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?
— Я вам всем пригнетыш.
Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал. Вот и сказке Теремок конец, а кто слушал – молодец!
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Как запомнить слова детских стихов и потешек?
Часто спрашивают, что делать, если не можешь запомнить слова стихов или песенок?• Во-первых, можно и самой приговаривать от себя, как раньше это и было. Ведь эти потешки и стихи нашими предками не заучивались наизусть, а рождались как «живое слово» здесь и сейчас в общении с малышом. В них обязательно упоминалось имя малыша. • Во-вторых, все стихи и не надо заучивать наизусть! Можно выбрать из предложенных те стихи, которые Вам понравятся и понравятся Вашему малышу. Для маленьких детей очень важна повторяемость, узнаваемость стихотворных строчек изо дня в день. • В-третьих, можно написать слова потешек и стихов на листочек бумаги с клеевой полоской (такие стопки листочков – стикеров продаются в любом канцелярском магазине) и прикрепить на стену. Но: категорически нельзя прикреплять что-либо на стену булавками или кнопками! До сих пор происходят серьезные травмы детей, когда эта булавка или кнопка случайно падает и попадает им в ручки! Безопасность превыше всего, и если она соблюдена, то тогда общение с малюткой будет радостным и принесет и Вам, и малышу море положительных эмоций! Очень удобно использовать клейкие подушечки многоразового использования для прикрепления карточек со стихами на стену, на дверь, на стенку мебели в удобном для Вас месте. Когда будет нужно, Вы всегда сможете открепить листочек.
А здесь мое вступление заканчивается и начинается Ваше творчество и Ваша радость от общения с крохой!
Раздел 1. Зачем знакомить ребенка с книгой в раннем детстве?
Ответ на этот вопрос достаточно ясен: чтобы малыш подружился с миром книг и стал грамотным читателем или, как говорил С.Я. Маршак, талантливым читателем!
А вот теперь давайте попробуем разобраться в ответе на вопрос: кто же такой «грамотный и талантливый читатель» в раннем детстве? А в нашей взрослой жизни?
З. А. Гриценко – известный специалист в области детского чтения, отвечает на этот вопрос так: «это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию».
Иногда считается, что чтобы воспитать грамотного читателя надо упражнять ребенка в технике чтения или заданиях по анализу текста. Но как раз наоборот! Талантливый читатель — это не читатель – потребитель, желающий выполнить задание, на которое ему указал взрослый, и скорее заняться более интересным делом! Талантливый читатель – это читатель, для которого книга стала воротами в прекрасный мир искусства и самосовершенствования души!
Талантливый читатель:
имеет широкий кругозор,
у него яркая выразительная образная речь, индивидуальный стиль речи,
он интересен сам себе как человек и умеет себя занять, найти дело по душе,
он обладает творческими способностями и умеет увидеть в литературном тексте то, мимо чего пройдут все остальные читатели – «потребители», проникнуть в авторский замысел,
у него хорошо развито мышление, воображение, память, внимание,
чтение развивает его душу, его самого как человека, учит использовать опыт предшествующих поколений для решения современных задач,
он умеет принять быстро верное решение, т.к. привык анализировать информацию, отличать главное и второстепенное, делать выводы, рассуждать и понимает свои цели в жизни.. И эти характеристики талантливого читателя закладываются как раз в раннем и дошкольном детстве
И эти характеристики талантливого читателя закладываются как раз в раннем и дошкольном детстве.
Талантливым и грамотным читателем детской книги ребенок не рождается, а становится благодаря нам – взрослым
И очень важно правильно отобрать круг детского чтения, начиная с самого рождения малыша и во время его роста и взросления. Ведь по словам известного художника Л
Токмакова «Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед – всё постепенно уходит, чтобы никогда не вернуться. И лишь детская книга даётся человеку на всю жизнь».
Общение малыша с книгой должно быть ежедневным. А вот количество времени очень зависит и от возраста ребенка, и от интересов его близких. Причем совсем не обязательно читать малышу книгу. Слово может быть «живым», то есть устным, прочитанным ребенку наизусть.
Сказки Малышам – Сказки Всем
Жил на свете слонёнок Сплюшки
Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей
Волк и семеро козлят Зоопарк
Гадкий утенок Гуси-лебеди
Городская мышь и полевая Сказка о деревьях и ветре
Добрые сказки про зверей Сказки Ушинского малышам
Ежик и заяц Сказки Сутеева малышам – Кораблик
Красная Шапочка Стихи про маму
Мальчик с пальчик Стихи про папу
Маша и медведь Крапинка. Фриц Баумгартен
Остров Фальшивых Нот В стране гномов
Петушок Золотой Гребешок Приключения Хомы и Суслика
Полевая мышь и городская Сказки про гномов и бабу ягу
Приключения старой куклы
Рукавичка
Сказка про зайца и слона
Три медведя
Три поросенка
Шарик и Васька против Мышиного Короля
Гном Гномыч и Изюминка Сказка про зайца – Как Расти искал себе дом
Кот и лиса Часы с кукушкой
Кот, лиса и петух
Сказка про кота рукодельника
Шрю-Дрю и звездочка и Детская сказка как Кирюша учился плавать
Зимняя сказка о ёжике Арни Как Хрюша зиму зимовал
Лис и мышонок Как Хрюша в лес ходил
В.Бианки. Паучок-пилот Как Хрюша согрелся
Репортаж со стадиона Жукамо
Сказы Бажова. Серебряное копытце
Г.Цыферов “Кто кого добрее”
Чуковский – Цыпленок
Сергей Козлов – Сказки про зайцев
Остер. Котенок Гав. Одни неприятности.
Пари хитрого Лиса
Сказки малышам
Потешки для новорожденных
Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять…» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)
Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница –
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
– Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
– Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
– Маме с папой улыбнулись.