Роль в воспитании
Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.
Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.
Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:
- извините, прошу прощения;
- пожалуйста, большое спасибо;
- приятного аппетита, будь здоров;
- доброе утро, спокойной ночи.
После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.
После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».
Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.
Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.
Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.
Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.
Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».
С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.
Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.
Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.
Как дарить подарки
Существует интересная закономерность, которую легко рассказать детям: люди, которые умеют принимать подарки – чаще их получают. Если человек что-то дарит, то желательно сразу распаковать его подарок и не откладывать в сторону. А с подаренных цветов стоит сразу же снять обёрточную бумагу и поставить их в вазу с водой.
Человеку, который дарит подарок, очень важна реакция человека, которому он дарит этот подарок. Получателю подарка стоит проявить радость, благодарность и, возможно, восторг. В случае, если получателю не понравился подарок, он не должен этого показывать и тем более говорить об этом подарившему. Человек хотел удивить и порадовать, поэтому не нужно его огорчать тем, что он прогадал со вкусом получателя.
Получателю не принято сравнивать подарки и выделять из них какой-либо. Такое отношение может обидеть дарителей
Очень важное правило – нельзя спрашивать стоимость подарка
Открытку с интересным поздравлением стоит прочитать вслух для всех гостей.
Случается такое, что несколько людей дарят одинаковые подарки. Но не стоит разочаровывать дарителей и принять все подарки с благодарностью. Главное – не смущать подаривших.
В случае, когда дарят торт или конфеты, то их делят между всеми гостями за столом.
История из жизни
Сын моих друзей Даня, единственный для своих мамы и папы, рос крайне избалованным малышом. Ему позволялось буквально все! Потому что мама и папа, бабушки и дедушки малыша обожали, и даже не пытались прививать ему какие-либо правила поведения.
Во время еды чадо творило, что хотело. Причем и в гостях тоже! Но однажды пришла пора идти в сад. Дане тогда уже исполнилось 4 года. И ребенок вдруг начал нормально кушать, и даже говорить «спасибо».
Как оказалось, когда Даня в садике попытался провернуть за столом свои «выкрунтасы», сидящая рядом девочка стала над ним смеяться. При этом заметила, что хорошие мальчики так себя не ведут. И вот случилось чудо! То ли девочка Дане нравилась, то ли он вдруг повзрослел, но с тех пор за столом он – настоящий пример для подражания. Причем не только для детей…
В завершение, полезное видео для детей и взрослых по столовому этикету:
Желаете и дальше читать полезные и интересные материалы на актуальные темы? Тогда подписывайтесь на мой блог, и не забудьте лайкнуть эту статью. Удачи вам, до свидания!
Детский столовый этикет — основы
Итак, начнем изучение детского столового этикета с базовых основ. Помни, что правила приличия должны соблюдаться детьми всегда и везде. Если дома ребенку разрешают, к примеру, повышать голос на старших, разбрасывать по столу непонравившуюся еду и капризничать в полный рост, то наивно будет ожидать, что в гостях он станет вежливым ангелочком, аккуратного орудующим ножом и вилкой. Кроме того, дети всегда следуют примеру своих родителей, поэтому и взрослым тоже стоит следить за своими манерами.
Правило №1: Будь примером для ребенка
Какие манеры видит твой ребенок, глядя на тебя? Ты привык есть всегда в кругу семьи, сидя за красиво сервированным столом, аккуратно пользоваться полным набором столовых приборов, всегда держать осанку и быть максимально вежливым с окружающими? Или же все совсем не так?
Если взрослые каждый вечер буксируют тарелки со своим ужином к компьютеру или телевизору, увлеченно хрустят печеньем над клавиатурой и сидят, согнувшись буквой «зю», то не стоит ждать от ребенка манер принца крови. Он будет точно так же таскать еду по всему дому, сутулиться, обплевывать собеседника, разговаривая с набитым ртом, и делать еще много того, чего в его поведении ты бы видеть совсем не хотел.
Искоренить любые некрасивые привычки, конечно, можно. Но это не так уж и просто. Поэтому намного легче не допустить их появления, чем потом долго и упорно работать над ошибками.
Правило №2: С чего начать прививать ребенку хорошие манеры
Для начала согласуй с остальными членами семьи новые правила. Например, договоритесь по возможности всегда завтракать, обедать и ужинать вместе — сидя за одним столом. Если упорядочить все приемы пищи по какой-либо причине невозможно, то можно завести привычку устраивать «правильный» обед в кругу семьи один или несколько раз в неделю, например, в выходной день.
Не лишним будет позаботиться и о правильной сервировке стола: скатерти, сервировочные салфетки под тарелками, наличие всех необходимых столовых приборов и правильное их расположение. Также желательно, чтобы вся столовая посуда и приборы были одинаковыми, а не разномастными, но, если ребенок совсем маленький, то вполне допустимо использовать для сервировки его обедов отдельный детский комплект.
Обрати внимание: Детские комплекты посуды, кстати, бывают очень симпатичными и могут включать в себя полный набор столовых приборов, в том числе и безопасный нож. Например, в набор Tramontina Le Petit входит комплект из маленьких ложки, вилки и ножа, изготовленных из высококачественной нержавеющей стали точно под детскую ручку
Показать малышу, как правильно пользоваться столовыми приборами и аккуратно есть, легко можно на своем примере — подкрепляй такой демонстрацией каждое правило, которое ты ему объясняешь. И, главное, обязательно хвали ребенка каждый раз, когда он хорошо ведет себя за столом.
Правило №2: Разумные поощрения за хорошее поведение
Если ребенку тяжело усвоить правила хорошего поведения за столом, то в такой ситуации может помочь система вознаграждений, адаптированная под его возраст, вкусы и интересы. Например, маленькие дети с большим удовольствием будут стараться за небольшую, но приятную награду, которую они получат сразу же после выполнения «задания». Это может быть любимый ребенком десерт или дополнительное время игры в приставку после ужина — в таком случае правильное действие практически мгновенно подкрепляется желанной наградой.
С детьми постарше хорошо срабатывает более отсроченное, но весомое вознаграждение, к примеру, долгожданная поездка в парк развлечений, какая-то конкретная игрушка или гаджет. Чтобы получить такой бонус, естественно, ребенку нужно будет придерживаться определенных правил не один, и даже далеко не два вечера, но цель для него будет оправдывать средства.
Обрати внимание: Очень важно сохранять позитивную эмоциональную окраску такого обучения, поэтому ни в коем случае не стоит вводить никакие системы штрафов и наказаний — обучение ребенка хорошим манерам должно быть для него игрой с приятным призом, а не рутинной отбываловкой со страхом наказания за ошибку. В этом случае неполучение награды за невыполненные задания просто будет не очень приятной, но абсолютно честной закономерностью «мое поведение и его последствия»
Основные «нельзя» за столом, для детей с 2-3 лет
Итак, ваша задача, как хороших родителей, научить свое чадо не делать такие вещи:
- говорить, когда ротик набит едой;
- ставить свои маленькие локотки на стол;
- класть на стол ножки;
- играть с приборами, посудой, едой, в любой форме;
- облизывать нож, играть с ножом и вилкой;
- убегать вдруг из-за стола без разрешения взрослых;
- не «сербать» громко из стакана или чашки;
- громко чавкать, и жевать с открытым ротиком;
- откусывать слишком большие куски еды, которые сложно прожевать;
- баловаться на стуле – балансировать на ножках, крутиться.
- облизывать пальцы
- заявлять во всеуслышание «брр, не вкусно»
Стоит ли торопиться?
Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.
Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.
Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.
Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.
Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время
А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать
Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).
Застольные правила дошколятам!
Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:
- За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади (“Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи”).
- Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
- Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
- Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
- Хлеб бери только рукой (“Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок”).
- Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое – вилкой (“Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу”).
- Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож – в правой.
- Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
- Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку (“За едою не тянись, а к соседу обратись”).
- Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
- Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
- Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Галя. Она собирается на День Рождения к своему другу Мишутке. Вот только она совсем не помнит, как нужно вести себя за столом. Давайте поможем ей!Я предлагаю вам послушать стихотворение:
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Кто может сказать Гале, что же такое этикет? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.
Физминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Воспитатель: Молодцы! Мы уже так много сделали, но Галя так и вспомнила, как нужно вести себя за столом… Давайте напомним ей.
* * *
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Не бей фужера нежного.
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.
Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ,детки:
Для рук положены салфетки.
Воспитатель: Давайте попробуем объяснить Гале основные правила этикета за столом:
• Садиться за стол и вставать из-за него вместе с семьей.
• Вымыть руки перед едой.
• Пожелать в начале трапезы приятного аппетита, а по завершении поблагодарить.
• Есть с закрытым ртом, не набивать едой полный рот, не болтать и не баловаться.
• Не чавкать, не ковыряться во рту.
• По необходимости пользоваться салфеткой.
• Не тянуться за блюдом через весь стол, а вежливо попросить сидящего рядом передать необходимое.
• Не раскладывать локти на столе и не опираться о них — держать при себе.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите”да”, если вы согласны, и “нет”, если не согласны.
– За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)
– Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно. (Да)
– Можно громко чавкать и сопеть. (Нет)
– Молодцы, вы умеете вести себя за столом. А наша гостья всё вспомнила вместе с нами.
Воспитатель: Ребята, мы с вами большие молодцы! И кукла Галя наконец-то вспомнила, как нужно вести себя в гостях и теперь может смело отправляться на праздник к Мишутке.
Книги по этикету
Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».
Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.
Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.
В список полезных изданий входят:
- Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
- В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
- Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».