Правила этикета за столом для детей

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Как дарить подарки

Существует интересная закономерность, которую легко рассказать детям: люди, которые умеют принимать подарки – чаще их получают. Если человек что-то дарит, то желательно сразу распаковать его подарок и не откладывать в сторону. А с подаренных цветов стоит сразу же снять обёрточную бумагу и поставить их в вазу с водой.

Человеку, который дарит подарок, очень важна реакция человека, которому он дарит этот подарок. Получателю подарка стоит проявить радость, благодарность и, возможно, восторг. В случае, если получателю не понравился подарок, он не должен этого показывать и тем более говорить об этом подарившему. Человек хотел удивить и порадовать, поэтому не нужно его огорчать тем, что он прогадал со вкусом получателя.

Получателю не принято сравнивать подарки и выделять из них какой-либо. Такое отношение может обидеть дарителей

Очень важное правило – нельзя спрашивать стоимость подарка

Открытку с интересным поздравлением стоит прочитать вслух для всех гостей.

Случается такое, что несколько людей дарят одинаковые подарки. Но не стоит разочаровывать дарителей и принять все подарки с благодарностью. Главное – не смущать подаривших.

В случае, когда дарят торт или конфеты, то их делят между всеми гостями за столом.

История из жизни

Сын моих друзей Даня, единственный для своих мамы и папы, рос крайне избалованным малышом. Ему позволялось буквально все! Потому что мама и папа, бабушки и дедушки малыша обожали, и даже не пытались прививать ему какие-либо правила поведения.

Во время еды чадо творило, что хотело. Причем и в гостях тоже! Но однажды пришла пора идти в сад. Дане тогда уже исполнилось 4 года. И ребенок вдруг начал нормально кушать, и даже говорить «спасибо».

Как оказалось, когда Даня в садике попытался провернуть за столом свои «выкрунтасы», сидящая рядом девочка стала над ним смеяться. При этом заметила, что хорошие мальчики так себя не ведут. И вот  случилось чудо! То ли девочка Дане нравилась, то ли он вдруг повзрослел, но с тех пор за столом он – настоящий пример для подражания. Причем не только для детей…

В завершение, полезное видео для детей и взрослых по столовому этикету:

Желаете и дальше читать полезные и интересные материалы на актуальные темы? Тогда подписывайтесь на мой блог, и не забудьте лайкнуть эту статью. Удачи вам, до свидания!

Детский столовый этикет — основы

Итак, начнем изучение детского столового этикета с базовых основ. Помни, что правила приличия должны соблюдаться детьми всегда и везде. Если дома ребенку разрешают, к примеру, повышать голос на старших, разбрасывать по столу непонравившуюся еду и капризничать в полный рост, то наивно будет ожидать, что в гостях он станет вежливым ангелочком, аккуратного орудующим ножом и вилкой. Кроме того, дети всегда следуют примеру своих родителей, поэтому и взрослым тоже стоит следить за своими манерами.

Правило №1: Будь примером для ребенка

Какие манеры видит твой ребенок, глядя на тебя? Ты привык есть всегда в кругу семьи, сидя за красиво сервированным столом, аккуратно пользоваться полным набором столовых приборов, всегда держать осанку и быть максимально вежливым с окружающими? Или же все совсем не так?

Если взрослые каждый вечер буксируют тарелки со своим ужином к компьютеру или телевизору, увлеченно хрустят печеньем над клавиатурой и сидят, согнувшись буквой «зю», то не стоит ждать от ребенка манер принца крови. Он будет точно так же таскать еду по всему дому, сутулиться, обплевывать собеседника, разговаривая с набитым ртом, и делать еще много того, чего в его поведении ты бы видеть совсем не хотел.

Искоренить любые некрасивые привычки, конечно, можно. Но это не так уж и просто. Поэтому намного легче не допустить их появления, чем потом долго и упорно работать над ошибками.

Правило №2: С чего начать прививать ребенку хорошие манеры

Для начала согласуй с остальными членами семьи новые правила. Например, договоритесь по возможности всегда завтракать, обедать и ужинать вместе — сидя за одним столом. Если упорядочить все приемы пищи по какой-либо причине невозможно, то можно завести привычку устраивать «правильный» обед в кругу семьи один или несколько раз в неделю, например, в выходной день.

Не лишним будет позаботиться и о правильной сервировке стола: скатерти, сервировочные салфетки под тарелками, наличие всех необходимых столовых приборов и правильное их расположение. Также желательно, чтобы вся столовая посуда и приборы были одинаковыми, а не разномастными, но, если ребенок совсем маленький, то вполне допустимо использовать для сервировки его обедов отдельный детский комплект.

Обрати внимание: Детские комплекты посуды, кстати, бывают очень симпатичными и могут включать в себя полный набор столовых приборов, в том числе и безопасный нож. Например, в набор Tramontina Le Petit входит комплект из маленьких ложки, вилки и ножа, изготовленных из высококачественной нержавеющей стали точно под детскую ручку

Показать малышу, как правильно пользоваться столовыми приборами и аккуратно есть, легко можно на своем примере — подкрепляй такой демонстрацией каждое правило, которое ты ему объясняешь. И, главное, обязательно хвали ребенка каждый раз, когда он хорошо ведет себя за столом.

Правило №2: Разумные поощрения за хорошее поведение

Если ребенку тяжело усвоить правила хорошего поведения за столом, то в такой ситуации может помочь система вознаграждений, адаптированная под его возраст, вкусы и интересы. Например, маленькие дети с большим удовольствием будут стараться за небольшую, но приятную награду, которую они получат сразу же после выполнения «задания». Это может быть любимый ребенком десерт или дополнительное время игры в приставку после ужина — в таком случае правильное действие практически мгновенно подкрепляется желанной наградой.

С детьми постарше хорошо срабатывает более отсроченное, но весомое вознаграждение, к примеру, долгожданная поездка в парк развлечений, какая-то конкретная игрушка или гаджет. Чтобы получить такой бонус, естественно, ребенку нужно будет придерживаться определенных правил не один, и даже далеко не два вечера, но цель для него будет оправдывать средства.

Обрати внимание: Очень важно сохранять позитивную эмоциональную окраску такого обучения, поэтому ни в коем случае не стоит вводить никакие системы штрафов и наказаний — обучение ребенка хорошим манерам должно быть для него игрой с приятным призом, а не рутинной отбываловкой со страхом наказания за ошибку. В этом случае неполучение награды за невыполненные задания просто будет не очень приятной, но абсолютно честной закономерностью «мое поведение и его последствия»

Основные «нельзя» за столом, для детей с 2-3 лет

Итак, ваша задача, как хороших родителей, научить свое чадо не делать такие вещи:

  • говорить, когда ротик набит едой;
  • ставить свои маленькие локотки на стол;
  • класть на стол ножки;
  • играть с приборами, посудой, едой, в любой форме;
  • облизывать нож, играть с ножом и вилкой;
  • убегать вдруг из-за стола без разрешения взрослых;
  • не «сербать» громко из стакана или чашки;
  • громко чавкать, и жевать с открытым ротиком;
  • откусывать слишком большие куски еды, которые сложно прожевать;
  • баловаться на стуле – балансировать на ножках, крутиться.
  • облизывать пальцы
  • заявлять во всеуслышание «брр, не вкусно»

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время

А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Застольные правила дошколятам!

Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

  1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади (“Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи”).
  2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
  3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
  4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
  5. Хлеб бери только рукой (“Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок”).
  6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое – вилкой (“Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу”).
  7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож – в правой.
  8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
  9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку (“За едою не тянись, а к соседу обратись”).
  10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
  11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
  12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Галя. Она собирается на День Рождения к своему другу Мишутке. Вот только она совсем не помнит, как нужно вести себя за столом. Давайте поможем ей!Я предлагаю вам послушать стихотворение:

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Кто может сказать Гале, что же такое этикет? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.

Физминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Воспитатель: Молодцы! Мы уже так много сделали, но Галя так и вспомнила, как нужно вести себя за столом… Давайте напомним ей.

* * *

Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

Не бей фужера нежного.

За столом соседи есть –

Попроси их вежливо.

И припомни снова

Волшебное слово.

Хлеб тебе подаст сосед –

Поблагодари в ответ.

Не вытирай свой рот рукой –

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за всё хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ,детки:

Для рук положены салфетки.

Воспитатель: Давайте попробуем объяснить Гале основные правила этикета за столом:

• Садиться за стол и вставать из-за него вместе с семьей.

• Вымыть руки перед едой.

• Пожелать в начале трапезы приятного аппетита, а по завершении поблагодарить.

• Есть с закрытым ртом, не набивать едой полный рот, не болтать и не баловаться.

• Не чавкать, не ковыряться во рту.

• По необходимости пользоваться салфеткой.

• Не тянуться за блюдом через весь стол, а вежливо попросить сидящего рядом передать необходимое.

• Не раскладывать локти на столе и не опираться о них — держать при себе.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите”да”, если вы согласны, и “нет”, если не согласны.

– За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)

– Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно. (Да)

– Можно громко чавкать и сопеть. (Нет)

– Молодцы, вы умеете вести себя за столом. А наша гостья всё вспомнила вместе с нами.

Воспитатель: Ребята, мы с вами большие молодцы! И кукла Галя наконец-то вспомнила, как нужно вести себя в гостях и теперь может смело отправляться на праздник к Мишутке.

Книги по этикету

Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».

Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.

Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.

В список полезных изданий входят:

  1. Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
  2. В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
  3. Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий