Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Какой должна быть книжка для ребенка

Если малышу меньше двух лет, то определенные правила выбора есть: Не стоит покупать дорогие книги. Даже если они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Вашему карапузу они могут быть неинтересны. Маленькие книжки из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками — все это очень привлекательно для детей. Книги из ткани. Могут состоять из различных видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые тактильные ощущения. Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны быть простыми, с понятными словами. Картинки в книгах должны быть четкими, яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить малыша.

Сказки могут быть длинными и ребенок готов слушать новые истории. Можно предлагать не только сказки, но и рассказы о природе, людях. Обязательно нужна книжка с детскими стихами. Заучивание стихов хорошо развивает память, что в итоге пригодится ребенку в школе. Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.

Как привить любовь к чтению у подростков?


Любовь к чтению у подростка

Маленьких детей заинтересовать книгами гораздо проще, но как быть с подростками? Они часто отказываются читать, предпочитая более интересные, по их мнению занятия. Как привить ребенку любовь к чтению, если он подросток? Выбор подходящих книг, конечно, достаточно сложная задача и лучше позволить сделать выбор ребенку самостоятельно.

1. Не критикуйте выбор ребенка

Часто родители думают, что лучше знают, что надо детям и в каком количестве. Что касается книг, то это правило здесь не сработает. Если книги будут ему не интересны, то и читать их они не станут. То, что было интересно вам, не значит, что и ему понравится. Это нормальная ситуация, потому что со временем все меняется. Сейчас детям интереснее читать новости в пабликах — они короткие и интересные. Это не всегда художественные произведения, но подростки их любят.

2. Подавайте пример сами

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, то берите книги в руки и сами. Показывайте, что вам нравится это занятие. Культура чтения прививается во многом от взрослых и если вы сами не читаете, не обсуждаете книги, то с чего вы решили, что ребенку это тоже будет интересно?

3. Не бойтесь, что ребенок будет читать не те книги

Сегодня много СМИ, которые читают подростки. Так что нет смысла ограждать от насилия, преступлений и так далее, потому что это легкодоступно и он легко найдет это через интернет.

4. Следите за новыми трендами

Всегда следите за вкусами подростка. Обязательно следите за новинками на рынке. Постарайтесь понять, что «зацепил» вашего ребенка и заставит задуматься.

Сегодня с детьми становится заниматься сложнее и прививать любовь к чтению особенно. Главное, не старайтесь навязывать ребенку свои вкусы, а выбирайте то, что вам будет по душе.

Почему дети не любят читать

Сначала давайте разберёмся в том, почему современный ребёнок не хочет читать и какие действия родителей могут отбить у него охоту к книгам. Об этом сказано и написано много, но всё же стоит повторить информацию, чтобы разобраться в причинах и по возможности избежать подобной ситуации.

  1. Слишком раннее начало. Желание родителей как можно скорее научить читать не всегда оправданно. Многие дети в трёхлетнем возрасте хотя ещё лепить куличики в песочнице, а не читать книги, пусть даже интересные.
  2. «Репрессии». Прочитывание книг должно ассоциироваться исключительно с приятными эмоциями и впечатлениями. Нельзя упрашивать и тем более заставлять ребёнка корпеть над книжками. Если же родители принуждают к чтению, в дальнейшем подросток будет отказываться от подобного варианта времяпрепровождения.
  3. Наличие альтернативы. Сегодня дети окружены гаджетами и элементами виртуальной реальности. Дома несколько телевизоров, компьютеров, у каждого члена семьи (и у ребёнка с дошкольного возраста) – смартфон. Ребёнок получает возможность выбора: книги или телефон. И последний часто побеждает.
  4. Доступность информации. Ещё пару десятков лет назад чтобы подготовить доклад или сообщение, ребёнок вынужден был посетить библиотеку, изучить несколько энциклопедий. Сегодня же достаточно зайти в интернет, открыть пару-тройку источников, подготовить выступление за полчаса.
  5. Негативный пример взрослого. Если родители не любят читать, предпочитают в свободное время полежать на диване не с книжкой, а со смартфоном, то, с большой вероятностью, и ребёнок тоже не будет испытывать интереса к чтению.


Ещё один момент: мотивация к чтению у детей подросткового возраста очень часто снижается. В психологии это принято объяснять сменой авторитетов. Ребёнок теперь смотрит в большей степени не на родителя или педагога, а на ровесника. Так что подросток если и будет что-то читать, так это книгу, которую ему посоветует приятель.

От года до 2-х лет

Следующими номером в списке стоят книжки, предназначенные для деток возрастом от года до 2-х лет. Здесь существует несколько вариантов. Первый — книги, с которыми ребёнок будет играть, и второй — книги для чтения взрослыми.

Первый вариант мы уже обсудили ранее, поэтому сейчас уделим внимание второму. Итак, в таком возрасте малыши ещё пока не могут слушать длинные сказки и стихи, поэтому если произведение очень объемное и утомительное для вашего чада, будьте уверены, что за один пресест вы его точно не прочтёте полностью

Но здесь существует одна особенность, с каждым разом вам придётся читать рассказ сначала, снова и снова. И все потому, что дети в таком возрасте ещё не умеют сопоставлять события, разделённого временем произведения.

Отличными вариантами для детей в возрасте 1−2 лет станут небольшие стихи (4−8-10 строк), о детишках, о природе, о животных и тому подобные. К примеру, коротенькие стишки А. Барто: «Бычок», «Грузовик», «Мишка» а также стихи С. Михалкова: «Мой щенок» и «Трезор». Из сказок малышом хорошо будут восприниматься: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и «Колобок». Выбирая детские книжки, смотрите на то, насколько качественными и красочными выполнены иллюстрации книги, а все персонажи натуральны. Т. е. курочка должна выглядеть настоящей курочкой, собачка должна быть похожа на собачку и т. п.

Когда ребенок подрастёт, вы ещё успеете ознакомить его с абстракционизмом, а в данном возрасте это ему не принесёт никакой пользы, а даже наоборот, научит воспринимать мир не таким, какой он есть на самом деле.

Выбирайте книги для чтения

Часто школьная программа требует читать непростые рассказы и повести, которые у современных детей вызывают много вопросов: например, “Му-му” Тургенева или цикл нравоучительных рассказов для детей Льва Толстого. Порой дети рыдают от прочитанного или не стесняются в своих рецензиях: “Герасим тупой!”, “Тарас Бульба – просто зашквар!” Стоит ли беречь их от “травмирующей” литературы?

С одной стороны, надо учитывать ту самую “конкуренцию удовольствий”, о которой мы говорили в начале статьи. У современных детей есть вполне здоровая привычка – претендовать на интересные и милые сердцу развлечения. Всего 1-2 поколения назад ребята читали “что под руку попало” и привыкали к разным жанрам, стилям и переживаниям от прочитанного.

С другой стороны, сегодня мы живем в “позитивном” мире, который старательно маскирует страдание и избегает травм. В нем не принято говорить о смерти, болезни, нужде и несправедливости – только немногочисленные волонтеры и активисты заявляют об этом, чтобы помочь людям, животным или природе. Психологи отмечают: все реже родители читают детям классические сказки, которые часто бывают страшными, да и сами народные сказки издаются в более адаптированных, милых и мирных вариантах. Детская психика не проходит тренировку разными тревожными образами и ситуациями, поэтому на описание печальных событий реагирует остро.

При этом психологи говорят: такая тренировка важна для детей. В сказках всегда есть напряжение и угроза безопасности, которые надо пережить. Слушая страшную сказку, ребенок может пугаться, прятаться под одеяло, но сказка продолжается – и вот малыш уже выглядывает из своего укрытия. Так он привыкает, что страшное и трудное – случается, но жизнь все равно идет вперед, и потом обязательно будет что-то хорошее, особенно если не опускать руки. Он учится сопереживанию, неизбежности потерь и смерти, учится преодолевать страх.

Конечно, “страшное” чтение нужно дозировать и выбирать, зная своего ребенка. Для одного страшной будет сказка про Серую шейку, которую оставили одну в холодной полынье, для другого – сказка про Жихарку, Котика-братика и Бабу-Ягу, которая питается пухленькими детками. Выбирайте книги, а еще – обсуждайте их после чтения, чтобы помочь ребенку сделать верные выводы.

Читайте детям, помогайте им открывать для себя хорошие книги. И пусть это улучшит не только интеллект и эрудицию, но и ваши отношения 🙂

На собственном примере

Представим ситуацию, вы постоянно утверждаете ребенку, что необходимо заниматься спортом, делать по утрам зарядку и тому подобное, но сами лишний раз без нужды не поднимитесь с дивана, а вместо отжимания или занятий с гантелями поутру, вы предпочтете поваляться в кровати. Такая же ситуация и с книгами: если вы постоянно твердите ребенку, что он должен читать книги, а сами последний раз брали их в руки еще в студенческую пору, то вряд ли ребенок послушается вас.

В идеале, если хотите привить ребенку желание самостоятельно читать литературу, то вы должны быть сами готовы ежедневно посвящать себя этому занятию.

Как правильно читать с ребенком

Чтобы вызвать у ребенка интерес к книге необходимо не только правильно подобрать подходящую для его возраста, пола и характера литературу, но и соблюсти несколько важных правил, среди которых есть следующие.

  • Выбирайте правильное время для чтения. Есть старая добрая традиция: чтение сказок перед сном. Это не случайно: чтение помогает успокоить ребенка после активного дня, дать ему пофантазировать, настроить на спокойный сон. Если у чтения обучающая цель, то читать лучше или с утра до полудня, или после дневного сна ближе к вечеру.
  • Сделайте чтение частью режима дня ребенка. К примеру, вы будете читать каждый день час перед сном либо после обеда. Таким образом, вы сможете постепенно выработать у ребенка привычку чтения каждый день.
  • Не стоит настаивать, если ребенок не хочет читать.В противном случае у малыша может развиться ассоциация с неприятными впечатлениями, «давящими» на него родителями. Отбить желание читать можно любым давлением. Найдите время, когда у вашего малыша будет восприимчивость к чтению.
  • Будьте актрисой/актером, играйте сказку. Читайте не торопясь, выразительно, голосом выделяйте слова автора, героев, замирайте, громко кричите, пищите, рычите, жестикулируйте.
  • Задавайте малышу наводящие вопросы.«Как называется это животное? Как оно говорит? Давай придумаем интересную историю про него?» и так далее.

Книга верный помощник ребенка

Перед тем как начать давать советы, о том, как прививать с детства желание впитывать в себя информацию посредством чтения книг, стоит разобраться в проблемах, почему же пошел такой спад, на интеллектуальное развитие детей вне школьной программы. А также того, что ему потребуется знать для успешной сдачи экзаменов на поступления в университет.

В сложившейся ситуации есть только один виновник: родители детей. Их нежелание заниматься собственным чадом, уделять ему больше времени один на один весьма непросто. Конечно, гораздо проще дать ему в руки планшет, включить смешное видео и уйти по делам на кухню либо засесть Вконтакте. И если кто-то сочтет подобную формулировку оскорбительной, то увы, все что сейчас было написано – это нелицеприятная, суровая реальность, которая происходит здесь и сейчас, вне зависимости хотите вы того или нет. Самое опасное в сложившейся ситуации то, многие из взрослых не понимают всей опасности ситуации, пуская ее на самотек, что приводит к двум вариантам развития событий:

  • вырастит – сам захочет
    Нет, не захочет. Никогда не захочет, если будет воспитан только на телевизоре и видео-хостингах. Для того, чтобы ребенок осознал, что книга –это друг человека, нужно долго, терпеливо показывать ее интересные грани. Заинтересовать сюжетом, колоритными персонажами. Давайте будем откровенны, если вы не смогли его приучить читать в 6 или 7 лет, то вряд ли, сможете это сделать в 14 лет. Не тешьте себя иллюзиями;
  • заставлять «поглощать» слишком умные книги
    Проблема вторая – на ряду с теми, кто не хочет заморачиваться с любовью к литературе, есть вторая категория людей – те, кто уж слишком пытаются сделать из своих детей юных академиков, которые смогут закончить школу лет так на 10 раньше. Не забывайте о главном факторе – перед вами ребенок, которой при всем вашем старании, не сможет читать взрослую, серьезную литературу, которую не каждый то взрослый способен осмыслить. Начинайте с детской приключенческой литературы, постепенно определяя, что больше всего заинтересовало ребенка. Таким образом, у вас появиться своеобразный ориентир его интересов.

Как видите, тут присутствуют две крайности – полное равнодушие и чрезмерное желание заставить полюбить книги. Как первый, так и второй метод приведет в итоге к одному результату. Это полное отвращение к чему либо, что будет посложнее газет либо журналов. У первых такая реакция будет из-за того, что ими не занимались, а у вторых произойдет своеобразная перенасыщенность, которая убьет просто всякий интерес.

Как заинтересовать ребёнка читать

К решению этой проблемы нет точного, а главного однозначного рецепта. Но все сходиться к одному – тут главная роль предоставлена родителям. Первая проблема, которая может возникнуть – это то, что вы сами не слишком жалуете чтение, как способ приятно провести время. Разбираться в причинах этой нелюбви нет никакого смысла, да и вряд ли пользы подобное копание принесет. Так что просто постарайтесь потерпеть, возможно даже у вас получиться и для себя открыть что-то новое.

Итак, если Вы хотите привить любовь к чтению:

  • начинайте как можно раньше, однако с учетом возрастных особенностей.. Ребенок должен видеть книги с раннего детства. Читайте ему. После того, как ребенок освоит буквы, слоги и слова, давайте ему читать небольшие абзацы, потом — страницы и так далее;
  • читайте каждый день, сколько можете по времени;
  • читайте везде — в поезде, на остановке, в пробке, если едете на такси, когда варится каша, читайте, когда есть возможность;
  • читайте с выражением;
  • позволяйте ребенку самому выбрать книгу;
  • перечитывайте его любимые книги, даже если они набили Вам оскомину. Пусть ее читают бабушки и дедушки, старшие браться и сестры;
  • позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были свои книги и как можно больше. Книги музыкальные, с картинками, раскраски. На любой вкус. В раннем возрасте подходят все способы, которые пробуждают к книгам интерес;
  • читайте сами;
  • не отмахивайтесь от ребенка, который хочет поделиться прочитанным. Наоборот, задавайте как можно больше вопросов о том, что он прочитал;
  • откажитесь на время от электронных книг. В первую очередь, они ассоциируются с гаджетами, а гаджеты — это развлечения, игры, общение;
  • устраивайте конкурсы, связанные с книгами и известными писателями, среди детей, которые дружат с Вашими. Никто не мешает стать инициатором проведения конкурсов и в школе.

Оптимальное время для того, чтобы полюбить книги — от 4 лет. В 3 года дети тоже любят, когда им читают

Но в 4 их мышление, память и внимание уже более развиты. Все родители знают, как отличаются дети в 3 и 4 года

Относительно способностей к обучению это большая разница. Если Вашему ребенку 5-6 лет, и, по Вашему мнению, он не разделяют желаемой Вами любви к чтению, можно испробовать следующие способы.

Авторские методы

Метод детского психолога Искры Даунис. В одно прекрасное утро ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона. В двух-трех предложениях Карлсон сообщает, что у него есть для малыша подарок. Он находится там-то. (Подарок должен ждать ребенка в указанном месте.) В следующий раз письмо будет подлиннее. В нем говорится о том, что Карлсон хотел подарить малышу билеты в парк аттракционов, но не сделал этого, потому что ребенок нагрубил маме или задергал свою собаку. Вот в следующий раз…. И так далее. Вам придется потренировать свою фантазию;

Метод Кассиля. Вы читаете книгу, которая явно заинтересовала ребенка

На самом интересном месте Вы вспоминаете о важном деле, из-за которого читать больше не можете. Ребенок уговаривает почитать еще чуть-чуть

Вы соглашаетесь при условии, что ребенок сам попробует прочитать несколько предложений. Постепенно технический навык переходит в увлеченность содержанием.

И последнее. Крутитесь как хотите, но не заставляйте ребенка читать. Чтение не должно быть наказанием. В противном случае оно вызовет отторжение, а не любовь. Лучше делать наоборот: будешь хорошо себя вести, сможешь еще почитать. Да, это непросто, но возможно при условии вдумчивого подхода со стороны родителей. Помните, что чтение — основа для дальнейшего успешного обучения.

Какой должна быть книга

Книги для ребенка необходимо подбирать, отталкиваясь от возраста:

До двух лет. Малышам подходят книжки-картинки. Они помогают находить связи между реальным предметом, словом и иллюстрацией

Желательно, чтобы картинки были реалистичными, но без большого количества подробностей, отвлекающих внимание от образа. Текст не должен быть сложным – читайте короткие сказки, стихи, потешки.
Три-пять лет

Возраст, когда можно перейти к полноценным книгам. Но тексты не должны быть слишком длинными – ребенку еще сложно удерживать внимание на сюжете. Иллюстраций должно быть много – они помогут перевести текст в образ.
Шесть-восемь лет. В это время ребенок становится самостоятельным, у него появляются обязанности: учить уроки, делать домашнее задание. Ему становится интересной литература про таких же детей, как он сам. Приключения, путешествия, взаимодействие героев, отношения в коллективе.
Подростковый возраст. Подростки любят приключения, фантастику с захватывающим и динамичным сюжетом. В этом возрасте может появиться чувство одиночества, несправедливости, конфликты в семье и школе. Предложите подростку книги современных зарубежных и российских авторов, которые затрагивают важные темы и выводят читателя на откровенный разговор.

Выбирая книги, стоит обращать внимание на их качество. Желательно, чтобы бумага была плотной и не бликовала, иначе глаза ребенка быстро устанут

Изображения и шрифт должны быть достаточно крупными, но не нужно выбирать подарочные издания – обычно они имеют слишком большой формат, неудобный для повседневного чтения. 

Важный параметр – качество иллюстраций. Если книга представляет собой настоящий арт-объект, который приятно держать в руках и рассматривать, ребенок захочет узнать содержание и попросит ее прочитать.

Причины возникновения неприязни у детей к чтению книг

Ответственность за неприязнь, испытываемую ребенком к процессу чтения, полностью лежит на родителях, которые на собственном опыте демонстрируют ему увлеченность современными гаджетами, компьютерами и планшетами.

Акцентируя внимание на том, что любят читать современные дети, можно выделить исключительно описания к видео, выложенным в сети, ярко оформленные комиксы и другие привлекающие их внимание материалы.

Нагнетая обстановку и заставляя любыми способами сесть за книгу, родители не просто занижают его самооценку, но и воспитывают в детях формальное отношение к любому занятию, ведь механическое чтение не принесет им пользы.

Когда начинать обучать ребёнка чтению?

По большому счёту, книги должны быть неотъемлемым атрибутом детей с первых дней, когда они начинают что-то осознавать. Поначалу они могут играть роль игрушек, а затем уже использоваться по назначению.

Книги всегда должны быть в свободном доступе, чтобы ребёнок мог их брать, а к тем, из них, которые уже можно считать прочитанными и освоенными, следует время от времени добавлять новые. Начинать же читать ребёнку перед сном нужно как можно раньше. Ребёнок не только должен слышать, что ему читают, но и регулярно видеть родителя с книгой в руках. Как известно, лучший пример для подражания для ребёнка – его мама и папа. Так, видя, что у родителей есть привычка читать, малыш с большой долей вероятности начнёт перенимать её.

Но важно помнить о том, что наибольший интерес к чтению всё же формируется не через пример, а через обучение. И чтобы обучение не было пыткой для растущего ребёнка, учить читать его следует только проверенными и самыми эффективными способами

People photo created by prostooleh – www.freepik.com

Поощрять самостоятельное чтение, когда ребёнок готов

Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет; но проявлять интерес к настоящим книгам он начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет я писала фразы и короткие рассказы и предлагала ребёнку их прочитать. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

Если вы читаете малышу, для него будет естественным начать делать это самостоятельно, когда придёт время. Когда сыну был год, мы завели ритуал: после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Позже мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после снова продолжал папа.

Подруга рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а делала это сама.

100 полезных книг для детей до трёх лет

Лучшие книги по рекомендациям педагогов

Советы психологов

Психологи дают самые различные наставления родителям: как привить ребенку любовь к чтению, как объяснить ему пользу от ежедневного чтения, как это занятие поможет ему в будущем и так далее. Далее мы приведем наиболее полезные, на наш взгляд, советы психологов.

  • Подбирайте книги сообразно увлечениям вашего ребенка — про пауков, фей, принцесс, динозавров, волшебников. Если закрепится ощущение удовольствия и позитивных эмоций, то переход к художественной литературе произойдет естественно и легко.
  • Кроме того, есть маленькие хитрости. Когда вы читаете «про себя», пусть ребенок видит, что это вам нравится. У него возникнет желание тоже испытать это удовольствие. Время от времени берите и читайте детские книги с увлечением, улыбаясь. При этом попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.
  • Читая текст в первый раз, не стремитесь его сразу обсудить. Это можно сделать при повторном чтении. Тем более что дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.
  • Обязательно объясняйте незнакомые слова.
  • Поделите книгу на части, и не останавливайтесь на самом интересном месте. Поначалу это затруднит для ребенка запоминание прочитанного и связь между частями.
  • Ищите веселые книги! Смех — это всегда положительные эмоции. Юмор в рассказах и сказках доступен детям, начиная с 5-6 лет.
  • «Заякорить» интерес к художественной литературе поможет создание в доме уютного уголка книги, где ребенок сможет сам разглядывать и перебирать красочные издания в любое время.
  • Покупайте занимательные энциклопедии. Часто именно через них дети входят в мир книг, ведь в энциклопедии много картинок, загадок, вопросов с ответами и прочее.
  • Разрешайте читать в постели. Можно предложить выбор — немедленно спать или почитать 15 минут. Дети готовы на все, лишь бы не спать, и пятнадцатью минутами не ограничатся.
  • Никогда не дочитывайте книгу через силу, если она скучна для ребенка. Скука не должна ассоциироваться с чтением.
  • Сходите вместе в книжный магазин, и пусть ребенок выберет то, что ему нравится. Если же ваше чадо выбрало, например, комиксы, ценность которых вам кажется сомнительной, договоритесь, что свою книгу он читает сам, а вместе вы почитаете то, что нравится вам.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий