Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

Сын-помощник и дочка-помощница

Девочки стремятся быть похожими на маму, а мальчики – на папу, поэтому если в вашей семье четкое разделение обязанностей по половому признаку, не ждите, что сын будет охотно помогать вам с «женскими» делами.

Мальчик видит, что приготовление еды, стирка, уборка – это мамины задачи, а папа отвечает за исключительно мужскую работу, требующую применения физической силы или специальных навыков (прибить полку, починить кран, переставить мебель).

Оптимальным вариантом в таком случае будет разделение домашних обязанностей на троих без акцента на половой принадлежности.

Например, папа занимается ремонтом, мама – уборкой и готовкой, а сын поливает цветы (выносит мусор, ухаживает за питомцем и так далее в зависимости от возраста).

Поддержите инициативу дочери – пусть у малышки будет собственный передник, маленький веник и совочек, а отварной картофель легко можно нарезать пластиковым ножом из игрушечного набора посуды.

Если папа тоже принимает участие в регулярной уборке и приготовлении еды, это большой плюс.

Пусть папа предложит дочери вместе помочь маме, например, приготовить суп, пока мама моет полы, или взять на себя уборку, если мама плохо себя чувствует. Повторяя за мамой, девочка учится быть хозяйкой, а, повторяя за папой, учится помогать и уважать право других членов семьи на отдых.

Если речь идет о малышах, бытовые дела нужно преподносить в игровой форме. Здесь игры для мальчика и девочки могут отличаться.

Подумайте, как воспитывать сына-помощника родителям, например, предложите мальчику стать отважным полицейским, который следит за порядком и расставляет игрушки по местам.

Игрушечный самосвал вывозит мусор со стройплощадки (из детской), а отважный супер-герой борется с микробами (вытирает пыль).

Разрешите крошке самой составить меню и узнать, что хотели бы на обед другие члены семьи.

Если нужно рассортировать белье после стирки, пусть девочка поиграет в магазин: одна кукла пришла за футболками, другая – за полотенцами, надо обслужить покупательниц.

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки

Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь»

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка

При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как привлечь к помощи по дому подростков?

Переходный возраст ребенка – это всегда стресс для родителей, чадо хочет казаться взрослым и самостоятельным (вы не можете мной командовать!), просьбы помочь по дому воспринимаются как нечто крайне обременяющее.

Занимайтесь домашними делами вместе, параллельно общаясь. С маленькими детьми родители проводят много времени, играют, гуляют.

В подростковом возрасте у детей уже другие интересы, они больше времени проводят с друзьями. Пусть домашние дела станут тем, что будет регулярно объединять семью.

Не бойтесь попросить у подростка совета (как ты думаешь – чем можно отстирать это пятно?). Так вы покажете детям, что признаете их «взрослость», а не пытаетесь ее ограничить и подчеркнуть собственный авторитет.

Не забывайте, что у подростка могут быть планы, о которых вы не знаете. Вы рассчитывали, что сын или дочь помогут вам с уборкой к приезду гостей, а оказалось, что ребенок договорился идти в парк с друзьями. Старайтесь заранее сообщать детям, когда вам будет нужна их помощь.

Можно установить график уборки, чтобы ребенок отталкивался от него при планировании своих личных дел.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок

Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.

Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге

А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.

Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.

Виктор Викторов «Музей беспорядка»

Эта книга – путеводитель по музею. Но музею необычному – в нём представлены предметы, знакомые каждому, и находятся эти предметы в ужасном состоянии из-за неаккуратного использования. Здесь рубашка неряхи-школьника, рваные книги, портфель, полный огрызков и т.д.

Остроумные  стихотворения в сопровождении озорных рисунков Виктора Чижикова помогут детям иначе взглянуть на повседневные предметы, на культуру использования вещей.

И хотя многие из упоминаемых шалостей – кататься с горки на портфеле, играть шапкой в футбол – незнакомы современным детям, читать книгу всё равно увлекательно. И лишний повод обсудить с детьми своё детство.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет.

Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому?

Заставлять – нет, приучать – да. Детям свойственно поступать от противного, если ребенка принуждают к чему-либо, у него тут же появляется стойкая антипатия к этому виду деятельности.

Ребенку кажется, что его эксплуатируют или наказывают, заставляя отложить в сторону игры и заняться уборкой.

Но привлекать детей с малых лет к работе по дому нужно обязательно:

  • Во-первых, это отличная возможность сделать что-то вместе, ведь у мамы зачастую не хватает времени просто посидеть и поиграть с малышом.
  • Во-вторых, ребенок должен учиться выполнять работу по дому, ведь эти навыки развиваются только на практике.

Когда чадо подрастет, будет учиться и жить в общежитии без родителей или женится/выйдет замуж, окажется, что человек совершенно не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе и своем жилище.

Еще один момент – родительская похвала за успешно выполненное дело и оказанную помощь повышает самооценку ребенка.

Малыш чувствует свою значимость, сам видит результат своего труда и получает одобрение со стороны авторитетных взрослых.

Александр Нечаев «Хороший порядок»

В книге две народные сказки в пересказе Александра Нечаева.

Первая – «Хороший порядок» – рассказывает об изнеженной красивой девушке, которую родители очень любили и не позволяли ничего делать по дому. Красавица выросла такой неумёхой и бездельницей, что все женихи от неё разбегались. Однажды её отец встретил старинного друга. Разговорились они и решили породниться. Но с уговором: силой любимую дочку работать не заставлять. Справили свадьбу. И оказался у красавицы необыкновенно мудрый свекор, что и уговор исполнил, и девушку к домашней работе приучил. 

Вторая сказка – «Про ленивую и радивую» – повествует о двух сёстрах, ленивой и работящей. Сюжет очень похож на сказку «Морозко», только в этой истории попали девушки по очереди к «зелёному деду», живущему в подводном царстве. Радивая похорошела и с подарками домой вернулась, а ленивую девушку старик дурнушкой сделал – «нос крючком, кожа пожелтела, брови клочьями повисли».     

Рекомендуемый возраст: от 5 лет.

Личность важнее порядка

Важно помнить, что в детстве формируется представление ребенка о целом мире, и может быть печально, если у прагматичного малыша получится успокоить себя только уборкой. Или творческий фантазер не сможет никак проявить себя в жизни, потому что будет чувствовать себя плохим и неправильным из-за создаваемого им хаоса

Родителям стоит обращать внимание на характер и темперамент своего ребенка, позволять ему оставаться собой, помогать развивать врожденные таланты, так как это в жизни принесет гораздо больше пользы и радости, чем приучение к порядку. Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован

Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован.

Передавайте ответственность ребенку постепенно, не вручайте обязанности «вдруг», потому что он «уже большой».

Чем больше вы делаете вместе, с хорошими эмоциями и без упреков и поучений, тем больше дел ребенок будет готов выполнять сам с удовольствием.

Беренстейн С., Беренстейн Дж. «Беспорядок в комнате»

В доме медведей везде царит идеальный порядок. Везде, кроме комнаты медвежат. Потому что малыши терпеть не могли прибираться и к тому же постоянно спорили, кому пора собирать игрушки или подметать. Можно сказать, беспорядок у них был не только в комнате, но и в отношениях.

Однажды у Медведицы лопнуло терпение, и она принялась сгребать всё, что было на полу, приговаривая «сейчас мы избавимся от мусора». Медвежата были ужасно недовольны, но всё кончилось хорошо – семейным советом, где обсуждали, как неудобен бардак, а затем проговорили правила уборки и хранения вещей.

Рекомендуемый возраст: от 3 лет.

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

Отношение к порядку может меняться

Бывают ситуации, когда взрослому очень важно, чтобы малыш не был равнодушен к порядку, а он, в свою очередь, начинает сопротивляться и не желает выполнять родительские просьбы или требования. В таком случае важно не ругать, не кричать, не заставлять, а предлагать делать что-то вместе, с песнями и прибаутками, игнорируя неудачи, помогая там, где что-то не получается

Вова Кожемякин помогает маме с уборкой. Фото: личный архив семьи Кожемякиных

Родителям стоит учитывать, что в процессе взросления отношение ребенка к порядку порой меняется самым радикальным образом. Еще вчера малыш расставлял все по полочкам и вдруг сегодня категорически не хочет ничего убирать. Это нормальный и естественный процесс. Интересы ребенка меняются, взгляды расширяются, и зацикливать его на уборке – не самое полезное занятие.

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога заботливым родителям

Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике

Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.

Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения

Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.

Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки вы сможете легко и быстро:

Корректор: Наталья Коновалова

Лидия Барюссо «Как полюбить уборку?»

Из названия может показаться, что это скучная методичка из серии «как приучить ребёнка к порядку». Но за обложкой кроется целая история с сюжетом.

Артур озадачен. В его комнате царит беспорядок, из-за которого мальчик не может найти нужные вещи и даже не знает, с чего начать. Родные дают ему ценные советы по уборке комнаты, сортировке вещей, предлагают простые идеи хранения.

Неожиданно для самого мальчика уборка превращается в решение последовательных задач, а порядок в комнате позитивно влияет на отношения с сестрой.

Издание одобрено институтом Монтессори-педагогики. Ведь по мнению монтессори-педагогов отсутствие внешнего порядка нарушает внутренний. В конце книги даны практические советы, которые помогут создать дома развивающую среду для детей.Рекомендуемый возраст: от 4 лет.

Висландер Ю., Висландер Т. «Кракс наводит порядок»

Пока все обычные коровы спокойно пасутся на лугу или дремлют в стойле, мама Му ищет, чем бы интересным заняться. Ворон Кракс, её друг, обычно недоволен этой странной тягой к приключениям, но не бросает в беде весёлую и непосредственную маму Му.

На этот раз ворон Кракс и мама Му затеяли уборку. Потому что наступила весна, и душа требует обновления. Навести порядок у наших героев не то, чтобы не получается, просто делают они это эммм… весьма своеобразно.

Всего про маму Му и ворона вышло 26 книг.Проиллюстрировал их Свен Нурдквист, известный по сказкам про «Петсона с Финдусом» (мы их упоминали в этой подборке)

Рекомендуемый возраст: от 3 лет.

Как приучить детей помогать?

Первое, что стоит осознать родителям – не запрещайте крохе копировать действия взрослых, пусть даже неосознанно.

Когда делаете что-то по дому, а малыш за вами наблюдает, комментируйте свои действия, предлагайте ребенку попробовать повторить за вами или хотя бы дайте подержать швабру. Тут же хвалите за старания и желание помочь.

Следующий этап – уборка в игровой форме. Пусть девочка в роли мамы научит свою куклу-дочку подметать или поливать цветы.

На кухне можно играть в ресторан, а запуск стиральной машины сравнить со стартом космического корабля. Малышам очень нравятся игры по ролям, пусть девочка будет феей, а мальчик – супер-героем или чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает беспорядок в идеальную чистоту.

Некоторым деткам нравится соревновательный момент. Кто быстрее почистит отварные яйца – мама или малыш? Кто за минуту развесит больше предметов одежды на веревке для белья? А, может, попробовать с завязанными глазами?

Если ребенок достаточно спокойный и может внимательно слушать истории, сопровождайте уборку рассказами о вредных микробах, а приготовление еды – информацией об ингредиентах (молоко дает корова, овощи растут на грядке и т.д.).

Если у родителей богатая фантазия, можно на ходу придумывать сказки с отважным утюгом или веселой кастрюлькой в главной роли. Следите, чтобы ребенок не просто слушал с открытым ртом, а параллельно выполнял порученное ему задание.

Обязательно хвалите детей, даже если они справились с заданием «на троечку»

Важно поддержать стремление помочь родителям, а также сделать что-то самостоятельно. Всегда подводите итоги, «оценивайте» результат, дети должны видеть, ради чего они старались

Дать ребенку задание протереть и без того чистую мебель – плохая идея.

Если малыш отказывается что-то делать, возможно, он просто боится не справиться. Ваша задача – убедить его в обратном.

Если речь идет о школьнике, то его опасения могут быть вполне оправданными. Заверьте ребенка, что в случае неудачи вы не будете его ругать и ничего страшного не случиться.

Распространенные ошибки

Приучая ребенка помогать по дому, важно не допускать того, что может свести на нет все ваши старания. Позаботьтесь о том, чтобы подобных ошибок избегали все члены семьи, которые имеют отношение к воспитанию ребенка (бабушки, старшие дети и т.п.)

Не пресекайте инициативу. Конечно, намного быстрее сделать насущную работу самому, чем объяснять, показывать, помогать, а потом еще и переделывать.

Но все же постарайтесь не отказывать категорически, проявите гибкость, помните – взрослый здесь вы.

Не ругайте за неудачи. Малыш очень хотел помочь маме вымыть посуду, но разбил тарелку.

Поверьте – ребенок и так расстроен, сейчас нужно не ругать, а поддержать его, успокоить, похвалить за старательность и стремление к самостоятельности.

Не критикуйте результат. Если ребенок плохо справился с порученной ему работой, обязательно начните с похвалы, и только потом деликатно укажите на недочеты.

Когда кроха берется за непосильную для него работу (просто помахал веником в разные стороны, подражая маме), обязательно похвалите и скажите, что теперь в комнате стало намного чище. Так у ребенка формируются причинно-следственные связи.

Следите за собой. Если вы иногда забываете убрать одежду в шкаф, это не делает вас неряхой или плохой хозяйкой. Но дети все замечают (если маме можно, почему мне нельзя?).

В подростковом возрасте дети в ответ на «Снова не убрал свои вещи!» открыто укажут вам на ваши собственные ошибки и будут абсолютно правы – не требуйте от детей того, чего сами не делаете.

Не используйте уборку в качестве наказания (получил двойку – моешь полы). Пусть ребенок понимает, что домашние дела – это не наказание, а естественная составляющая повседневной жизни.

Не обещайте деньги или какое-либо поощрение за уборку. Если действовать по такой схеме, ребенок будет ждать, а в дальнейшем и требовать деньги (новые игрушки, сладости) каждый раз, когда выполнит даже незначительное задание.

Не игнорируйте потребности ребенка. Если малыш голоден, пусть перекусит, а после доделает свою работу по дому.

Не поручайте детям бессмысленные занятия. Например, малыш хочет помочь и просит дать ему задание, а вы сажаете его разбирать ягоды для компота, которые потом все равно пойдут в одну кастрюлю. Поручайте настоящие дела, чтобы малыш видел результат своих действий.

Помните, что воспитание ребенка в целом строится на любви и заботе родителей. Если в семье царит доброжелательная и позитивная атмосфера, дети будут с удовольствием выполнять просьбы и поручения взрослых.

Не приучить, а позволить научиться

– Приучить ребенка к выполнению каких-то домашних обязанностей (протереть пыль, пропылесосить, помыть пол или еще что-то) нетравмирующим способом не получится. Ребенок учится сам, глядя на своих родителей. То есть если для взрослых важен порядок в доме и они его регулярно поддерживают, то и ребенок, как правило, старается делать так же. Если же убирается, к примеру, только мама, а папе все равно, то ребенок может следовать папиной модели.

В возрасте около двух лет малыши активно повторяют все, что делают родители. В это время они с удовольствием вместе с мамой моют посуду, стоя на табуретке, протирают пол маленькой тряпочкой, отбирают веник или пылесос. А спустя время, когда период повторения перерастает в период «Я сам!», родители учатся устанавливать границы и правила. Их задача в это время – рассказать ребенку, что и как нужно делать, и доверять малышу в его попытках сделать что-то самостоятельно.

В таком ключе приучать ребенка к выполнению работы по дому не приходится – он учится сам, повторяя за родителями и чувствуя их поддержку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий