Как хвалить ребенка: меры поощрения за хорошее поведение (примеры, рекомендации)

А что, если родители сами не понимают?

Если родители сами не понимают математику, что делать? 

— У меня есть книжка «Математика вприпрыжку» для учителей и родителей, и там много заданий, которые можно делать и с группой детей, и с одним ребенком. Это точно не вредно. 

Открываете в произвольном месте, выбираете игру, которая радует вас, и пробуете. Если она понравилась ребенку — играете, не понравилась — отложите, попробуйте какую-нибудь другую игру. Это точно не надо делать обязаловкой. 

Если вдруг вы в Москве и хотите прийти к нам на занятие мышематикой, у нас в 25 местах по всей Москве есть группы для дошкольников, в 10 местах — математика для первого, второго класса. Кроме того, мы во время карантина сделали для родителей, которые живут далеко, онлайн курс, который называется «Мышематика дома». Это пакет видеоуроков, и родители могут просмотреть их вместе с ребенком, распечатать все, что им понадобится для занятий. 

В общем, там ничего хитрого, все распечатываете и играете. Можно играть во все игры, про которые мы там пишем. А можно выбрать одну любую игру, которая вам понравилась, и в нее играть хоть каждый день, это точно будет лучше, чем ничего. 

— Бывают ситуации, когда родитель сам не может решить задачу и найти все ответы. Я знаю, что у вас в одной из тетрадок по мышематике нужно бабочек дорисовать. Меня не хватило. 

— Бабочки ужасно сложные. У бабочки с вертикальной осью симметрии нормально, с горизонтальной нормально. Когда ось симметрии наискосок, то это очень сложная задача, я знаю. 

«Вычисляю квадратный корень, покрываясь холодным потом». Почему мы боимся математики

Опять же есть взрослые, которые готовы в этом признаться, что им это сложно, но не все взрослые такие. Зачастую родители заглядывают ребенку через плечо и говорят: «Тут же симметрия, это легко. Что ты там застрял? Что за глупости? Ну-ка, давай». Хотя если ты видишь, что ребенку объективно сложно, значит, отложите эту задачу и решайте какие-то более простые или играйте в симметрию с ножницами. 

Опять же у нас есть свежая тетрадка «Математика с ножницами», она от простого к сложному — как сделать маску, как сделать хоровод — всякие прикладные штуки, а потом уже научиться вырезать хитрые снежинки. Но начинаем с чего-то простого и посильного. 

Если делать маленькие шаги, то можно научиться делать что-то более сложное. Если сразу дать сложную задачу, то и взрослый, и ребенок, скорее всего, бросят и скажут: «Нет, это слишком трудно. Вообще не люблю математику». 

Можно ли часто хвалить ребенка?

Безусловно, абсолютно любой человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в похвале и добрых словах. Это стимулирует человека к новым свершениям, дарит положительные эмоции.

Но не стоит забывать о том, что все хорошо в меру. Не нужно бросаться в крайности, бесконечно расхваливая ребенка, либо, наоборот, совсем не делая этого. И первый, и второй вариант могут навредить малышу.

Если ребёнка не хвалить, то он начнёт понимать, что бы он не сделал — это все бесполезно и старания ни к чему не приведут, никто не оценит и не порадуется. Такие дети вырастают неуверенными, с низкой самооценкой, не верят в собственные успехи и достижения.

Если хвалить ребенка без меры, то скоро он начнет нуждаться в постоянном одобрении и не сможет что-то делать без добрых слов, а стремление развивать свои достоинства и таланты может исчезнуть.

Если поощрять и хвалить ребёнка слишком часто, то в конце концов это станет обычной формальностью, без какого-либо смысла. Также захваленные в детстве люди не воспринимают критику в свой адрес, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.

Как не стоит хвалить ребенка?

Не следует произносить хвалебные речи многократно, более 2-х раз, по поводу одного и того же.

Иногда взрослые стремятся одобрить что-то, связанное с ребенком, из неосознанного даже стремления понравиться или подружиться. Принесет ли такая похвала пользу ребенку? Пожалуй, нет. Если речь о подростке, с которым необходимо наладить утерянный контакт, нужно начать с доверия. А для того, чтобы доверие воцарилось, вполне достаточно ненавязчивой доброты и уважения, без перехода личностных границ и приставаний.

Иногда родителя тянет похвалить ребенка, чтобы его утешить, из жалости. Проблема в том, что в таком случае предмет похвалы может быть выбран неверно, и сила поощрительного слова несколько обесценится.

Как хвалить ребенка, наказывать ли ребенка?

Существует масса вопросов относительно того, как правильно хвалить и наказывать ребенка. Как указывалось выше, родители склонны перехватывать, или наоборот, чрезмерно сильно наказывать ребенка.

Как хвалить ребенка, наказывать ли ребенка:

  • Именно поэтому необходимо знать меру. Наказывать ребенка нужно, но ни в коем случае не стоит для этого использовать физическую силу, или одиночество. Не нужно ставить ребенка в угол, наказывать его, необходимо попытаться связать основное действие с последствиями.
  • Например, если ты сломал сегодня игрушку, то на этой неделе не получишь вкусностей, или каких-то поощрений. Ребенок должен согласиться с этим.
  • Основная задача родителей — привить ребенку, что плохой поступок будет связан с конкретным последствием, за которое ответственен сам малыш. Это своего рода способ привить ответственность за свои действия. 
  • Необходимо рассказать ребенку о последствии его неправильных действий. То есть, если ты сейчас сломаешь игрушки, то в течение недели не получишь карманных денег или поощрения в виде прогулки в детском центре, развлечение на каруселях. 


Похвала

Преимущества похвалы

Похвала может поощрять различные виды хорошего поведения. Поймайте своего ребенка за хорошим поведением и укажите на него. Положительное подкрепление побудит его продолжать в том же духе.

Вот несколько конкретных моделей поведения, которые могут быть особенно восприимчивы к похвале:

Просоциальное поведение: Хвалите ребенка за то, что он делится с другими, ходит по очереди, говорит добрые слова и хорошо ладит с другими.2
Соблюдение правил: Хвалите ребенка за то, что он следует правилам и слушает ваши указания

Не забывайте обращать внимание, когда ребенок спокойно играет или развлекается.
Усилия: Когда ваш ребенок учится новому навыку, похвала может побудить его продолжать стараться. Например, если вы похвалите ребенка за его желание стараться или за его способность быть терпеливым в процессе обучения, вы повысите его мотивацию продолжать стараться.

Хвалите усилия, а не результат

Хваля ребенка, зрите прямо в корень – попытка совершить достойный поступок заслуживает самой высокой похвалы

Даже если качество этого поступка оставляет желать лучшего, ни в коем случае не нужно обращать внимание на его негативные стороны, иначе рискуете лишить ребенка вдохновения

К сожалению, нередки случаи, когда мама раздраженно отмахивается от ребенка, высмеивая его помощь. В эти моменты нет ничего более обидного для маленького человечка, чем насмешка над его усилиями помочь. Даже одного такого случая грубого обращения с чувствами ребенка достаточно, чтобы он отказался как-либо помогать вообще.

Могут ли поощрения навредить?

Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок

Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:

Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.

Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.

Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.

Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.

Ошибки

Родители не являются профессиональными педагогами и поэтому они не всегда правильно поступают. Нельзя дарить подарки или ласкать ребенка только в обмен на что-то — это формирует товарно-денежный подход. Иными словами, говорить: «Я буду обнимать тебя только за хорошее поведение» неправильно.

При похвале нельзя сравнивать достижение ребенка с другими малышами. Не стоит высказывать: «ты убрал комнату, а у Маши всегда чисто»

Так родители только обесценивают поступок дошкольника.
Важно помнить: оценивают поступок, а не личность ребенка. Помимо поощрений нужно применять и наказания

Только тогда получится вырастить полноценную личность.

Предложения современной педагогики о правилах поощрения и наказания детей в семье

В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.

Начинать надо с похвалы ребёнка, с положительной оценки его действий, поступков. Он сам должен утвердиться в правильности своего поступка, поверить в свои силы и возможности. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше. У ребёнка должна сформироваться глубокая убежденность, что родители всегда на его стороне, безоговорочно и безгранично его любят и принимают именно таким, как он есть. Они могут отрицательно отнестись к его поступкам, но к нему самому это никакого отношения не имеет.

В общении с ребёнком нельзя допускать и намёка на агрессию. Только ласка и спокойствие. Чем экспрессивнее будет выскажено неудовольствие, тем более груб и агрессивен будет ответ.

Любое отрицательная оценка или наказание должно случаться сразу после того, как негативный поступок был совершён или «открылся». При этом взрослый не должен скрывать своих эмоций. Необходимо показать, рассказать, подчеркнуть свои чувства и переживания из-за неизбежности наказания. Проговорив эмоцию и снизив внутреннее напряжение, иными словами «выпустив пар», взрослый избежит физического воздействия на ребёнка. Именно так нужно, должно и можно реагировать на любой из проступков, даже самый ужасный, своего ребёнка.

Если есть эмоция, то значит равнодушию места нет. А для любящего дитяти самое серьёзное наказание — родительская печаль с неучастием в жизни.

Важно! Если у взрослого нет уверенности в том, что негативный проступок ребёнка имеет место, тоесть у него присутствует сомнение, наказывать малыша не следует. Необходимо рассказать ребёнку о возникших сомнениях

И, переговорив с ним спокойно, им нужно заняться вместе чем-то приятным и полезным. Ребёнок не должен бояться доверять взрослому все свои печали и чаяния. В этом случае он расскажет, чем было вызвано имеющее место быть действие. Возможно, его спровоцировали или подставили, а он не захотел подчиниться и среагировал так, как случилось.

Возможно, при попытке сделать что-то дурное, ребёнок задумается и его остановит нежелание огорчать родного взрослого. И это однозначно станет самая значительная родительская победа.

Наказание в отношении ребёнка

Наказание ребёнка, чаще всего, применяется для коррекции нежелательного поведения и скоренения возможных проступков. Целью наказания является побуждение ребёнка к исправлению.

Наказания, применяемые родителями к детям, можно оделить на два условных вида.

  1. Позитивное. Примером позитивного наказания, предлагаемого психологами, может стать постановка в угол ребёнка. Также к такому виду наказания можно отнести лишение или ограничение какого-то рода деятельности, которое может выражаться в запрете к просмотру любимых телесериалов/телепередач.
  2. Негативное. Основным примером негативного наказания можно считать применение физического воздействия любой силы к ребёнку, даже несколько шлепков по его попе. Примерами таких наказаний могут служить запрет на общение с друзьями во внеурочное время. То есть, при негативном наказании устраняется позитивно подкрепляющий стимул из жизни ребёнка, не считаемый взрослым человеком важным и жизненно-необходимым. Взгляды на этот стимул у взрослых и детей не совпадают, что и вызывает негативность наказания за проступок, совершённый ребёнком.

Поощрение с наказанием – это неотъемлемые части в воспитании ребёнка. Есть основные правила по применению как наказания, так и поощрения. Если им не следовать, то ребёнок может вырасти либо озлобленным, либо избалованным человеком.

Распространенные ошибки родителей

Главной ошибкой является поклонение ребенку и постоянные похвалы без повода. Такие родители позволяют делать воспитаннику практически что-угодно, и хвалят его за незначительные вещи. Из-за такого отношения дети чувствуют себя буквально центром вселенной. Они привыкают, что их капризы мгновенно выполняются. Впоследствии они требуют это от окружающих. Особенно сильно такие дети расстраиваются из-за неудач, гораздо сильнее, чем те, кого не хвалили так часто.

Ещё одна распространённая ошибка родителей — хвалить детей как можно чаще, критикуя при этом их друзей. Впоследствии они избегают трудных задач из-за страха ошибиться и подвергнуться критике.

Не надо совмещать критику и похвалу. Родители могут похвалить ребенка, а потом сказать, что всё же некоторые моменты можно сделать лучше. Хорошие слова быстро забудутся, а вот критика засядет в памяти надолго. Как родителям не потерять авторитет, мы уже рассказывали.

Воспитание детей — это очень сложная задача, которая не всегда под силу молодым родителям без опыта. Нет ничего зазорного, чтобы пойти на консультацию к психологу в случае проблем или возрастного кризиса. Не нужно постоянно хвалить детей, но и игнорировать их успехи тоже не стоит.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок»

Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы

В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы

Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

ИНТЕРЕСНО: как использовать авторитарный стиль воспитания в семье?

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Можно ли перехвалить и почему этого нельзя делать

Как перехвалить ребенка? Если он часто слышит слова одобрения в свой адрес, независимо от действий, то со временем перестанет их ценить. А всвкоре и вовсе засомневается в своих способностях. Неужели он и правда настолько хорош? Если он не будет слышать привычную похвалу, то усомнится в правильности своих поступков.

Излишняя похвала давит на ребенка. Он старается делать все идеально, иначе, на него не обратят внимания, и перестанут хвалить. Также воспитанник может врать или преувеличивать свои достижения.

Это выставляет неправильные приоритеты в жизни

Он будет что-либо делать не ради саморазвития и успеха, а только чтобы услышать приятные слова, и завоевать внимание родителей

Узнайте 10 типичных ошибок в воспитании, которые дорого обходятся.

Почему критика – это хорошо

Некоторые родители боятся критиковать детей. Поэтому все, что делает их сын или дочь, получает самую лестную (хоть и неискреннюю) оценку. Но это медвежья услуга. Малыши, которых с детства хвалят за все, что бы они ни сделали, впоследствии стараются избегать сложных задач и вызовов. К тому же они очень тяжело переносят замечания – неудивительно, ведь их никогда не критиковали. Вырастая, такие дети стараются действовать так, чтобы их точно похвалили: то есть берутся исключительно за самую легкую работу и боятся пробовать что-то новое. В современном мире это провальная стратегия.

Критика необходима для формирования уверенной в себе, творческой и уравновешенной личности. В первую очередь, она помогает нам расти. Ведь если мальчик или девочка слышит только похвалу, он или она никогда не задумается о том, что нужно поменять, чтобы стать лучше, и не научится видеть ошибки. А это значит, будет совершать их снова и снова.

Кроме того, здоровая критика позволяет нам лучше узнать самих себя, увидеть свои сильные и слабые стороны и выбрать свой собственный путь.

Похвала как средство поощрения

С самого раннего возраста ребенок познает мир через взрослых. Они учат его различать, что хорошо, а что плохо, в основном с помощью похвалы и наказания. Но дисбаланс в этих процессах приводит к существенному усложнению воспитательного процесса.

Похвала – это неотъемлемая часть воспитания и источник позитивного поощрения для вашего ребенка. Этот аспект является одним из главных в формировании положительной самооценки малыша

Если постоянно обращать внимание на недостатки, то рано или поздно ребенок разочаруется в себе. А при достаточном количестве похвалы в него сформируется четкое осознание того, что он важен и будет доволен собой. В американском штате Миннесота учительница математики провела эксперимент: она дала детям листочки со списком всего класса, задачей детей было написать лучшие качества одноклассника напротив его имени

После обработки результата, каждый ребенок получил полный список своих положительных качеств. Весь класс был поражен каждый из детей даже не осознавал, что его так любят. Как оказалось, в дальнейшем большинство детей сохранили этот список и во взрослом возрасте, а некоторые признались, что часто перечитывали его в минуты отчаяния и уныния

В американском штате Миннесота учительница математики провела эксперимент: она дала детям листочки со списком всего класса, задачей детей было написать лучшие качества одноклассника напротив его имени. После обработки результата, каждый ребенок получил полный список своих положительных качеств. Весь класс был поражен каждый из детей даже не осознавал, что его так любят. Как оказалось, в дальнейшем большинство детей сохранили этот список и во взрослом возрасте, а некоторые признались, что часто перечитывали его в минуты отчаяния и уныния.

Эта ситуация является ярким примером того, насколько важна похвала. Но вместе с тем, выражать ее нужно правильно.

Как правильно критиковать ребенка

Как правильно критиковать ребенка2014-11-16 13:29 admin

Часто перед родителями встает вопрос, как правильно критиковать ребенка? Ведь если критиковать ребенка неправильно, то у него может понизиться самооценка, а это отрицательно скажется на формировании его личности. Из-за низкой самооценки ребенок может замкнуться в себе или ополчиться на родителей. Также у него могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. В результате в подсознании ребенка закладывается мнение, что он неудачник, что он ни на что не способен, а это может привести к депрессии.
Если у вас возникла необходимость высказать ребёнку своё недовольство, если вы хотите, чтобы критика была воспринята и не испортила ваши отношения с сыном или дочерью, воспользуйтесь несколькими советами опытных психологов.
1.    Никогда не ставьте свою любовь к ребёнку под условие: «Я тебя буду любить, если ты прекратишь лениться, драться, дразнить сестру, пачкать одежду и т. д.». Детям для нормального психического развития жизненно необходима уверенность в вашей безусловной любви. Не за то, что они хорошие, умные, послушные, не за их успехи в школе, а просто потому, что они есть.
2.    Осуждайте отдельные поступки, а не чувства ребёнка или его личность в целом.
3.    Нельзя постоянно только делать замечания и критиковать. Это либо вызовет протест и неприятие, либо снизит самооценку ребёнка, что тоже плохо

Обязательно отмечайте и одобряйте правильные поступки ваших детей.

4.  Прежде чем указать ребенку на какой-то недостаток, попробуйте обратить свое и его внимание на достоинство, например: «Как быстро ты оделся сегодня на прогулку, молодец! Жаль только, что не успел собрать игрушки, они, наверное, расстроятся, им гораздо приятнее было бы находиться на своих местах».
5.   Стройте предложения от первого лица. Говорите ребёнку о себе, своём отношении, а не о нём, его поступках: «Мне неприятно, когда со мной не считаются» вместо «Почему ты меня не слушаешь?»,  или «Я очень расстроилась из-за этой двойки» вместо, «Почему ты опять получил двойку?»
6

  Обязательно замечайте старания и успехи сына или дочки, например, «Сегодня ты так красиво написал буквы, у тебя получилось намного лучше, чем в прошлый раз!»
7.    Общайтесь с ребёнком доброжелательно. Следите за своей интонацией, жестами и выражением лица. Помните, что 90% информации мы передаём не вербально.
Критикуя ребенка, выполняйте эти простые правила, и даже самый трудный и неприятный разговор пройдёт без ненужных конфликтов и обид

Говорите ребёнку о себе, своём отношении, а не о нём, его поступках: «Мне неприятно, когда со мной не считаются» вместо «Почему ты меня не слушаешь?»,  или «Я очень расстроилась из-за этой двойки» вместо, «Почему ты опять получил двойку?»
6.   Обязательно замечайте старания и успехи сына или дочки, например, «Сегодня ты так красиво написал буквы, у тебя получилось намного лучше, чем в прошлый раз!»
7.    Общайтесь с ребёнком доброжелательно. Следите за своей интонацией, жестами и выражением лица. Помните, что 90% информации мы передаём не вербально.
Критикуя ребенка, выполняйте эти простые правила, и даже самый трудный и неприятный разговор пройдёт без ненужных конфликтов и обид.

Несколько важных правил

Женский сайт sympaty.net составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.

Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми.
Никогда не критикуйте при детях их сверстников, ставя своих детей выше. «Как хорошо, что ты это сделал намного лучше, чем Петя». Ваши дети будут в дальнейшем стремиться избегать сложных задач, чтобы не ошибиться, как Петя, с которым вы его ранее сравнили. Ведь он боится потерять звание ребенка «лучше, чем Петя».
Сравнивайте его с «собой вчерашним», то есть, с самим собой.
Никогда не сравнивайте братьев и сестер между собой. Если вашему старшему легко давалась математика, это не значит, что об этом все время следует напоминать младшему, которому математика не дается. Вы плохо повлияете на обоих: и на старшего, у которого начинает зашкаливать самооценка, и на младшего, у которого она падает.
Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
Будьте конкретными. Не говорите общими фразами, а описывайте, что именно вы одобряете.
Не ждите совершенства и не скупитесь на одобрение. Ели вы будете ждать от детей идеально выполненного задания или решения задачи, то разочаруетесь, если этого не увидите. Оценивайте даже маленькие шажки и попытки сына или дочери сделать что-то лучше, чем было.
Не ворчите на детей. Если ребенка не хвалят, а постоянно критикуют, он к этому привыкает и никак не старается сделать что-то лучше. Зачем ему стараться?
Эмоции более выразительны, чем слова: не льстите и не преувеличивайте заслуг. То, как вы это говорите, намного важнее, чем то, что вы говорите. Обычное «спасибо» можно сказать по-разному. Поощряйте детей искренне.
Хвалите, но не перехвалите. Все имеет свои границы. Если вы проявите чрезмерный энтузиазм и будете захваливать сына или дочь, они почувствуют давление с вашей стороны. Дети зададут себе вопрос: «А если в следующий раз у меня не получится сделать это также хорошо? Что обо мне подумают родители?».
Не льстите детям. Дошкольников не бойтесь хвалить часто, но при этом не забывайте, что лесть и похвала – не одно и то же. Лесть развивает гордыню.
Не вспоминайте прошлых промахов. «Я так боялась, что ты и в этот раз не справишься, но ты сделал намного лучше». Такая формулировка похвалы неправильная.
Хороший вариант одобрения действий ребенка – рассказать о его достижениях в разговоре с третьими лицами так, чтобы он это ненавязчиво слышал

Но при этом важно не переиграть. Сделать это можно, например, в телефонном разговоре с бабушкой: «Как Анютка эту задачу решила? Я даже не сразу о таком способе догадалась. Как она это сделала?».

Как она это сделала?».

Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить.  Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.

Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности

При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу

Автор —  Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статью проверила Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта
Копирование этой статьи запрещено!

Сделайте похвалу эффективной

Похвала и позитивное внимание полезны для здоровья, если они даются уместно. Вот несколько способов сделать похвалу особенно эффективной для поощрения хорошего поведения:

Предлагайте немедленную и частую обратную связь

Часто хвалите ребенка, если он спокойно играет в течение длительного периода времени или усердно работает над проектом в течение всего дня.

Делайте похвалу конкретной

Вместо того чтобы сказать «Молодец», скажите: «Молодец, что поставил свою тарелку в раковину, когда я тебя попросила». Это даст понять, что вы хвалите за немедленное выполнение просьбы.

Положительно оценивайте похвалу

Вместо того чтобы сказать: «Молодец, что не хнычешь», скажите: «Я горжусь тобой за то, что ты сохранил спокойствие, когда я сказала, что тебе нельзя выходить на улицу». Указывайте на те модели поведения, которые вы хотите видеть чаще, а не на те, которые вы надеетесь уменьшить. Никогда не смешивайте похвалу с критикой, иначе она потеряет свою эффективность.

Хвалите за усилия, а не за результат

Похвала может способствовать формированию здоровой самооценки, если вы используете ее для того, чтобы отметить усилия вашего ребенка.3 Вместо того чтобы хвалить ребенка за то, что он получил 100 баллов, похвалите его за желание готовиться к тесту.

Предлагайте искреннюю похвалу

Вместо того чтобы говорить: «Ты самый умный ребенок на свете» или «Ты лучший футболист во всей школе», предложите реалистичную похвалу. Скажите что-то вроде: «Ты хорошо бегаешь» или «Ты отлично справляешься с домашними заданиями».

Избегайте ярлыков

Ярлыки, даже если они позитивные, — не лучшая идея. Если вы называете своего ребенка «маленьким гением» или «звездой футбола», это может заставить его думать, что он известен только этим. Сосредоточьте свою похвалу на его поведении, а не на его чертах.

Составьте дисциплинарный план

Вы можете предотвратить многие случаи плохого поведения, если поймаете своего ребенка за хорошим поведением

Но когда ваш ребенок нарушает правила, важно предусмотреть негативные последствия, которые удержат его от плохого поведения в будущем.4. Когда ваш ребенок борется с конкретной поведенческой проблемой, составьте четкий план, как вы можете использовать похвалу для поощрения хорошего поведения

Например, если ваш ребенок бьет своего брата или сестру, когда злится, направьте свою энергию на то, чтобы похвалить его за добрые слова, нежные прикосновения и навыки решения проблем

Когда ваш ребенок борется с конкретной поведенческой проблемой, составьте четкий план, как вы можете использовать похвалу для поощрения хорошего поведения. Например, если ваш ребенок бьет своего брата или сестру, когда злится, направьте свою энергию на то, чтобы похвалить его за добрые слова, нежные прикосновения и навыки решения проблем.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка

Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий