Как правильно поощрять ребенка?

Как найти баланс критики и похвалы

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия. 
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики. 
  • Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам. 
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же. 

Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше

Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях. 

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

https://youtube.com/watch?v=12oPrH6kaxQ

Предложения современной педагогики о правилах поощрения и наказания детей в семье

В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.

Начинать надо с похвалы ребёнка, с положительной оценки его действий, поступков. Он сам должен утвердиться в правильности своего поступка, поверить в свои силы и возможности. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше. У ребёнка должна сформироваться глубокая убежденность, что родители всегда на его стороне, безоговорочно и безгранично его любят и принимают именно таким, как он есть. Они могут отрицательно отнестись к его поступкам, но к нему самому это никакого отношения не имеет.

В общении с ребёнком нельзя допускать и намёка на агрессию. Только ласка и спокойствие. Чем экспрессивнее будет выскажено неудовольствие, тем более груб и агрессивен будет ответ.

Любое отрицательная оценка или наказание должно случаться сразу после того, как негативный поступок был совершён или «открылся». При этом взрослый не должен скрывать своих эмоций. Необходимо показать, рассказать, подчеркнуть свои чувства и переживания из-за неизбежности наказания. Проговорив эмоцию и снизив внутреннее напряжение, иными словами «выпустив пар», взрослый избежит физического воздействия на ребёнка. Именно так нужно, должно и можно реагировать на любой из проступков, даже самый ужасный, своего ребёнка.

Если есть эмоция, то значит равнодушию места нет. А для любящего дитяти самое серьёзное наказание — родительская печаль с неучастием в жизни.

Важно! Если у взрослого нет уверенности в том, что негативный проступок ребёнка имеет место, тоесть у него присутствует сомнение, наказывать малыша не следует. Необходимо рассказать ребёнку о возникших сомнениях

И, переговорив с ним спокойно, им нужно заняться вместе чем-то приятным и полезным. Ребёнок не должен бояться доверять взрослому все свои печали и чаяния. В этом случае он расскажет, чем было вызвано имеющее место быть действие. Возможно, его спровоцировали или подставили, а он не захотел подчиниться и среагировал так, как случилось.

Возможно, при попытке сделать что-то дурное, ребёнок задумается и его остановит нежелание огорчать родного взрослого. И это однозначно станет самая значительная родительская победа.

Почему детей нужно хвалить

Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике. 

Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему:

  • Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь. 
  • Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки. 
  • Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. 

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок»

Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы

В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы

Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

ИНТЕРЕСНО: как использовать авторитарный стиль воспитания в семье?

Что есть «поощрение» и «наказание» ребёнка

Данный вопрос является сегодня одним из самых дискуссионных в психолого-педагогическом научном сообщесиве. Необходимо отметить, что при воспитании ребёнка метод «поощрение-наказание» является основным.

Однако уже доказано многими поколениями, что эти метод являются далеко не самыми эффективными. Несмотря на это он остаётся традиционным и наиболее популярным, применяемым большинством воспитателей/родителей.

Поощрение есть один из методов по воспитанию детей, предназначенный для стимулирования их личностного роста и развития. У поощрения есть приёмы, среди которых основными являются:

  • похвала,
  • поддержка,
  • подарок,
  • денежные премии.

Поощрять у ребёнка можно любое усилие и проявление его поступков, в соответствии с чертами характера, которые подчёркивают инициативу, внимательность и творческие способности.

Наказание есть применение к ребёнку со стороны воспитателя/учителя/родителя очень нежелательных и неприятных мер воздействия как правовых, так и неправовых, в ответ на плохое поведение, неповиновение или неугодное действие.

Вот, чем нужно руководствоваться:

Похвала 

Она обязательно должна быть заслуженной, продуктивной и иметь четкую направленность на конкретные поступки ребенка, но никак ни на его личность. Как это работает? Во-первых, ребенок в очередной раз убеждается в том, что его ценят, любят и уважают. Во-вторых, у малыша повышается самооценка. В-третьих, пробуя свои силы в новом для себя деле, ребенок, который раньше часто слышал похвалу, будет гораздо увереннее развиваться в данном направлении.

С другой стороны, непродуктивная похвала может сформировать у него чувство нарциссизма и нездоровую зависимость от мнения окружающих. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка как личность, а его определенные поступки. Не ограничивайтесь заштампованными фразами «хорошо», «ты молодец» и пр. Скажите ему, что на данный момент он стал лучше учиться (рисовать, танцевать), чем раньше.

Хвалите ребенка за его упорство, стремление к конкретной цели, настойчивость и трудолюбие. Это важные качества характера, которые необходимо развивать, а заслуженная похвала ускорит этот процесс.

Совместный досуг

Постоянная занятость и бытовые проблемы практически не оставляют времени для совместного времяпровождения представителей старшего поколения с детьми

Родительское же внимание необходимо ребенку в любом возрасте. Общие дела и увлечения, игры развивают чувство родства и доверия

Такой метод наказания, как лишение совместной деятельности, должен иметь реальные причины и применяться только при конкретных поступкам. Ребенок должен понимать, что он сделал неправильно и стараться не допускать таких ошибок впредь.

Делегирование «взрослых» прав

Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решение в некоторых вопросах. Он должен знать, что ваше доверие он заслужил. Например, разрешите поиграть на детской площадке на час больше. Как и предыдущие, этот метод должен иметь привязку к конкретным поступкам. Чем больше ребенок прилагает усилий для собственного самосовершенствования, тем больше вы должны доверять ему.

Как нельзя поощрять ребенка?

В некоторых ситуациях поощрение может сыграть злую шутку. Профилактикой таких случаев может послужить соблюдение следующих рекомендаций:

  • не «покупайте» хорошее поведение ребенка игрушками, сладостями и деньгами. Иначе он быстро приучится вами манипулировать;
  • не принижайте в присутствии малыша достоинств его друзей. «Ты сегодня выглядишь лучше, чем Степан», «ты справился с задачей намного быстрее других». Вы должны настраивать ребенка не равняться на успехи других, а постоянно заниматься самосовершенствованием. Соревнования с собой являются хорошим стимулом для улучшения своих предыдущих результатов.

Помните, что поощрение должно быть грамотным. Не превращайте похвалу в свою прямую обязанность. Учитывайте особенности характера ребенка. Следите за тем, чтобы ваши лучшие намерения не стали причиной развития у него нарциссизма и эгоизма.

Можно ли часто хвалить ребенка?

Безусловно, абсолютно любой человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в похвале и добрых словах.  Это стимулирует человека к новым свершениям, дарит положительные эмоции.

Но не стоит забывать о том, что все хорошо в меру. Не нужно бросаться в крайности, бесконечно расхваливая ребенка, либо, наоборот, совсем не делая этого. И первый, и второй вариант могут навредить малышу. 

Если ребёнка не хвалить, то он начнёт понимать, что бы он не сделал — это все бесполезно и старания ни к чему не приведут, никто не оценит и не порадуется. Такие дети вырастают неуверенными, с низкой самооценкой, не верят в собственные успехи и достижения. 

Если хвалить ребенка без меры, то скоро он начнет нуждаться в постоянном одобрении и не сможет что-то делать без добрых слов, а стремление развивать свои достоинства и таланты может исчезнуть. 

Если поощрять и хвалить ребёнка слишком часто, то в конце концов это станет обычной формальностью, без какого-либо смысла. Также захваленные в детстве люди не воспринимают критику в свой адрес, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове—и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения — похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей — выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» — или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всего в садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям. Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти и развиваться.

Правила поощрения

Чтобы одобрение гарантировало воспитательное воздействие, обучало правильным поступкам, требуется им пользоваться, соблюдая определенные нормы:

  1. Каждая похвала обязана быть адекватной поступку. Нецелесообразно ее использовать за каждое мелкое действие, хотя нельзя игнорировать существенные показатели.

  2. Не вздумайте хвалить, жалея малыша, запрещено успокаивать, поднося сладости. Ему необходима помощь, поэтому лучше посоветуйте, как следует действовать при аналогичных случаях.

  3. Не зная, как поощрять своего ребенка, чтобы расположить его к себе, помните, что подкуп в этом деле неуместен. Требуется иметь от сына либо дочки максимальное доверие — тогда все получится. Стремитесь отучать кроху от частых подарков за определенные поступки. Их дети обязаны совершать бескорыстно.

  4. Когда восторгаетесь малышом, объясняйте, за что именно — он обязан понимать, что необходимо делать.

Почему нужно хвалить ребенка

Надо ли хвалить детей? Конечно, ведь похвала родителей для малышей является сильнейшим показателем любви.

В воспитании детей обычно применяется метод «кнута и пряника», что помогает малышу адаптироваться в правилах жизни в социуме: как нужно себя вести, а какое поведение неприемлемо. Разобраться в этом ребёнку помогают родители, используя похвалу и порицание.

Похвала помогает крохе понять, насколько правильны его поведение и действия. Ведь если, к примеру, ребёнок раскидывает игрушки, и мама ему говорит, что так делать нехорошо, он осознает, что такое поведение неправильное. Затем у него возникает вопрос: «А как же правильно?» И здесь на помощь приходят взрослые, показывая, что игрушки нужно убрать на место. Когда ребенок начинает выполнять тоже самое, необходимо хвалить его, говорить, какой он молодец, как хорошо помогает маме. Возможно, малыш не сразу это поймет и родителям потребуется повторять это снова и снова. Похвала дает ребенку положительные эмоции, он начинает верить в себя и свои силы.

Ещё похвала полезна тем, что с ее помощью у детей появляется желание создавать, творить, действовать, добиваться целей, не бояться ошибок. Похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент под названием «я молодец». Таким образом, когда на жизненном пути будут встречаться злые люди, осуждать его, грубо отзываться или унижать, то он не станет сильно беспокоиться по этому поводу, зная, что это совсем не так.

Если малыш неуверенный, очень застенчивый, то он может стать объектом для насмешек и в детском коллективе. Похвала же взрослых поднимает самооценку, малыш становится более уверенным

Но в этом моменте важно не переусердствовать с похвалой, иначе, действительно, у малыша может появиться слишком высокое мнение о себе

Подарки = покупки?

Сложнее всего дело обстоит с материальным поощрением. Давать деньги дошкольнику нет смысла. Он не воспринимает их в полной мере и не ценит. Легче использовать покупку игрушек или других вещей. Но тут можно использовать одну хитрость.

На стену вешается ватман. Родитель чертить ряд клеточек и сверху подписывает дату

При хорошем поведении малыш получает наклейку, когда он соберет определенное количество, то получает подарок.
Важно чтобы цель была сложно достигаемой. Какой смысл ребенку стараться получить конфету, если они свободно лежат в вазе? Никакого

Поэтому нужно выбирать то, что малыш не имеет возможности взять.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада

И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Мнение детского психолога Натальи Ломилиной:

Наталья специализируется на работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителями. А также сама мама 2х подростков.

Вообще, я против наказаний. Я за договорённости. В нашем обществе всё больше формируется тенденция, что ребенок личность с самого рождения. И это правильно.

Если говорить про наказание подростков — это делать уже поздно. Это уже сформированная личность

Если к этому времени вы не научились находить общий язык с ребёнком, то стоит не искать способы наказаний, а больше уделить внимание вопросу как договориться с ним

Конечно, любой родитель хочет послушания от малыша: Я сказал — ты сделал. Что не понятно? Но давайте задумаемся, чего мы хотим? Воспитать солдата, который выполняет команды? Да, до определённого возраста это удобно. Но в будущем вас ждут последствия.

Воспитанный так, привычный к наказанию, человек будет всегда искать того, кто будет им командовать. Для него привычна такая система взаимодействия. А командиром могут оказаться деспотичный супруг, начальник, плохая компания. Такие люди ждут указаний, не склонны думать и принимать взвешенные решения и говорить нет.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить

Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство

За одни способности поощрять не следует — это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей

И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения

Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой — потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий— из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям

Давайте малышу много сладкого — оно быстро ему надоест; хвалите его чаще— он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение — не обязанность его, а заслуга

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок»

Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию

«Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
На доске не пишите больше 5 пунктов.
В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше

К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Ошибки родителей в поощрении

  • Никогда не сравнивайте детей, особенно в одной семье (братья, сестра). Если старший ребенок отлично рисовал, не нужно младшему об этом говорить. Возможно, у него есть другие таланты.
  • Не нужно использовать критику и похвалу одновременно. Иногда взрослый может похвалить ребёнка, а затем сказать, что там можно было бы сделать и получше. Критику малыш запомнит надолго, а про похвалу забудет совсем
  • Не ждите, что ваш ребёнок будет идеальным. Иначе потом можно сильно разочароваться.
  • Не следует обманывать малыша в похвале или преувеличивать его успех. Ваши слова должны быть настоящими, от всего сердца. 
  • Не переусердствуйте с похвалой, во всем должна быть мера. В противном случае, ребёнок перестанет стараться сделать что-то хорошо, зная, что его все равно похвалят
  • Не нужно напоминать ребёнку о прошлых неудачах

Чем поощрять ребенка?

Придумано несколько форм родительского одобрения, действующих эффективно при определенных ситуациях:

  1. Обычная похвала предполагает высказывание словесного восторга за приличное поведение.

  2. Ласка нередко важнее текста. Этот способ чаще используют для малышей.

  3. Дополнительно проведенное в совместных играх время. Им пользуются, желая добиться желаемого поступка.

  4. Снятие некоторых запретов. При успешной учебе школьнику позволяют ложиться в постель немного позже.

  5. Подарки. Они мотивируют малыша на правильные действия, но к такому варианту нужно относиться бережно, чтобы не усугубить ситуацию.

Максимально выгодно применять различные варианты воздействия, учитывая возраст и психологию крохи.

Небольшой промежуточный вывод

Если взрослые сами по себе не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют своему ребёнку, то ожидать от ребёнка повиновения и полнейшего их выполнения не приходится. Для того чтобы результат воспитания таким образом был положительным, следует сначала самим родителям/воспитателям предложить выполнение этих требований к себе, доведя их исполнение до автоматизма. И лишь за тем предъявлять эти требования к ребёнку и учить его что и как нужно исполнять.

Если же поговорить о поощрении, в качестве главного метода по воспитанию, то тут много сил и времени прилагать не потребуется. Пообещать ребёнку ту вещь (деньги), что ему интересно и хочется поручить – можно давать какое-то задание и ждать его исполнения.

Заключение

Некоторые родители, которые не хвалят детей, оправдывая себя, могут рассуждать так, что к тяжёлой взрослой жизни ребенка нужно готовить с детства, что его не будут постоянно хвалить, пусть  сразу привыкает к сложностям.

На протяжении всего жизненного пути нашим детям будут встречаться завистливые люди, неудачники, недовольные своей жизнью, которые будут говорить всякие гадости. Так пусть это будут не родители. Родной дом с мамой и папой — это для ребёнка самое теплое и безопасное место. Конечно, сверстники могут подшучивать, насмехаться. Но это не так страшно, если семья его любит, искренне радуется достижениям и хвалит. Семья-это место, где ребёнок должен чувствовать себя защищенным и расслабленным. Не бойтесь хвалить своего малыша за любой успех, достижение или стремление.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий