Звук [л]
Артикуляционная гимнастика для постановки звука
«Накажем непослушный язычок»
улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
«Лопатка»
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий расслабленный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2—3 раз.
«Лопатка—иголочка»
Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу (см. упр. «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем напрягите его и, выдвинув вперед, придайте заостренную форму жала (см. упр. «Иголочка»).
Удерживайте язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабьте и положите на нижнюю губу. Попеременно выполняйте упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3—4 раза.
«Качели»
1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка положите снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживайте язык 2 — 3 секунды. Выполните 7—10 движений.
2) Рот откройте, улыбнитесь. Вставьте кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживайте язык в таком положении 2 — 3 секунды. Затем, опустив кончик языка вниз, поместите его между нижними зубами и нижней губой. Удерживайте позу в течение 2 — 3 секунд. Выполните 5—10 движений.
«Лошадка»
Цель — научиться громко пощелкивать кончиком языка. Рот откройте, улыбнитесь. Кончик языка прижмите, а затем присосите к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвите. Сначала выполняйте движения медленно, постепенно темп увеличивайте. Выполняйте в течение 10 секунд.
«Индюк»
Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните — как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.
Дыхательная гимнастика
Вдох длится 1 сек. Выдох длительный плавный 3-5 сек.
Задувать свечу
Дуть через соломинку для коктейля в стакан с водой.
Дуть на игрушку-вертушку.
Способы постановки звука Л
1. По подражанию.
Взрослый показываете свою артикуляцию при произнесении того или иного звука. Как правило, ребенок внимательно смотрит и пытается повторить.
2. От межзубного Л.
Этот способ наиболее удобен. Он подходит даже для детей у которых отсутствует верхний подъем языка.
Закусить кончик широкого языка, губы в улыбке. Длительно произносить звук Ы, язык закушен. При этом должен получиться довольно приличный звук Л. Затем приступаем к автоматизации в обратных слогах(ал, ол,ул, ыл). После в простых словах (бал, вол..). можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.
Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.
Кончиком языка упереться за верхние зубы (резцы), края языка раздвинуть, то есть выполнить упражнение «Парус»
Попросите малыша погудеть, как пароход «ы-ы-ы-ы», не акцентируя внимание на том, что вы стараетесь вызвать звук Л
Как правильно научить ребенка говорить букву «Р»
Многие родители не хотят ждать 5,5-6 лет. К сожалению, принцип: «чем раньше, тем лучше» здесь не совсем оправдан. Мы же не учим ребенка ходить, когда ему исполнилось 3 месяца. Он просто физически к этому не готов.
Точно также обстоят дела и со звуками. При произнесении «Р» задействованы органы артикуляции, которые у детей 3-4 лет еще недостаточно развиты.
Конечно, бывают случаи, когда малыш в 4 года начал правильно произносить все звуки языка, но это, скорее, исключение из правил.
Как же быть родителям? Как научить ребенка говорить букву «Р»? Логопеды рекомендуют заняться артикуляционной гимнастикой, которая подготовит речевой аппарат к произнесению звуков. Но слишком торопить события все же не стоит.
Не торопите события. Не пытайтесь научить 4-х летнего малыша говорить «Р». Если речевой аппарат ребенка не готов, это может спровоцировать горловое «Р». На исправление дефектов речи в этом случае у вас уйдет много времени и сил.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р»
① «Блинчик».
Регулярные занятия без перерывов – уже половина успеха
Попросите малыша улыбнуться, широкий язычок положить на нижнюю губу и удержать на протяжении 3-5 секунд.
Постепенно время нужно увеличивать, но не более 10 секунд. Нижняя губа не должна «подсаживать» язык.
Если упражнение не получается, предложите ребенку наказать непослушный язык: высунуть его пошлепать губами со звуками: пя-пя-пя-пя.
② «Вкусное варенье».
«Блинов» мы налепили – теперь можно и варенья поесть. Попросите малыша приоткрыть рот и широким кончиком языка облизать губу.
Можно капнуть на это место немного варенья или сгущенного молока – дети будут выполнять задание тщательнее и активнее. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. На первых порах можно придерживать ее руками.
Упражнение выполняется 3-5 раз. Количество раз постепенно увеличивается до 10. Только в том случае, если у ребенка появляются первые результаты.
③ «Маляр».
Цель упражнения – выработать движения язычка вверх, разработать его подвижность. Для выполнения задания необходимо открыть рот и хорошо улыбнуться. Плавными движениями языка вперед-назад необходимо «погладить» небо.
Язык все время должен оставаться широким. Следите за тем, чтобы он не вываливался изо рта. Задание выполняется 3-5 раз и постепенно увеличивается до 10.
④ «Грибок».
Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку, выработать умение поднимать язычок вверх. Ребенок должен улыбнуться, слегка приоткрыть рот и всей площадью прижать язычок к небу.
Язык – это шляпка гриба, а подъязычная уздечка – это ножка. В таком положении нужно постараться открыть рот как можно шире. Упражнение выполняется 3-5 раз и постепенно увеличивается до 10.
К сожалению, рекомендаций, как быстро научить ребенка говорить букву Р – не существует. Это сложная и кропотливая работа.
3 упражнения для постановки звука Р у детей
Для постановки буквы Р необходимо развить у ребенка сильную воздушную струю
Для правильного произношения «Р» необходима сильная воздушная струя. С этой целью полезно выполнять такие упражнения:
- «Задуй свечу». Можно дуть на свечу сильно, чтобы она потухла, а можно легко, чтобы она «танцевала». Постепенно увеличивайте расстояние от рта малыша до свечи, чтобы усложнить задание.
- «Буря в стакане». Наберите в стакан воды и дайте ребенку трубочку. Ему нужно хорошо вдохнуть воздух через нос и выдохнуть через рот в трубочку.
- «Сдуй снежинку». Попросите малыша улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Положите на кончик языка небольшой кусочек бумажки и предложите ребенку сдуть его. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы – не закрывали зубы.
При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а выдыхал через рот. Упражнения нельзя выполнять больше 3-4 раз, чтобы не закружилась голова.
Также важно выполнять занятия, когда ребенок здоров. У него не красное горло, нет подозрительного налета на языке и других возможных симптомов заболеваний
Если выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений не привело к желаемому результату, обратитесь к специалисту.
Почему ребенок не выговаривает букву Р
Для правильного произношения у ребенка должен быть развит речевой аппарат. Это происходит до 5 лет, т. е. до этого возраста малыш может самостоятельно научиться выговаривать букву Р. Если у 5-6-летнего ребенка нет четкой или правильной артикуляции, необходимы консультация логопеда и выполнение специальных упражнений.
Невыговаривание буквы Р происходит по нескольким причинам. Их описание и способы решения:
- Слабое развитие артикуляционного аппарата – тренировка мышц языка, щек, губ, голосовых связок. Ребенку предлагается больше широко улыбаться, корчить рожи, гримасничать.
- Нарушение звукопроизношения – ребенок не может выговорить буквы Р из-за проблем с порядком чередования шипящих и свистящих звуков. Надо выполнять упражнения на эти звуки.
- Аномалии подъязычной уздечки – малыш не может дотянуться до неба и произнести Р из-за малоподвижной, короткой или утолщенной перепонки под языком. Решается проблема хирургическим путем (подрезанием) или упражнениями для растягивания уздечки.
- Нарушение фонематического слуха – ребенок воспроизводит только те звуки, которые четко слышит. Это выражается в пропуске букв или их замене на похожие. Исправить проблему помогут коррекционные занятия с логопедом.
- Неправильный прикус – признак патологии – выдвинутая вперед нижняя или верхняя челюсть. Дефект исправляется врачом-ортодонтом.
- Нарушение дыхания – дыхание сопровождается неправильным направлением воздуха, что приводит к искажению звука Р. Причины состояния кроются в проблемах с сердцем и легкими, увеличенных аденоидах. Показано использовать чередование речевой и физической нагрузок.
Неправильное артикуляция
По мере развития речевого аппарата ребенок может произносить звук Р неправильно. Такая ситуация требует корректировки в виде дополнительных логопедических упражнений. Примеры неправильного произношения:
- Грассирующая Р (картавость) – горловое произношение происходит за счет гортанного язычка. В этом случае придется учить малыша говорить букву языком.
- Выпадение буквы – ребенок просто не произносит Р при озвучивании слова (таракан – таакан).
- Замещение звука и буквы – малыш воспроизводит слова с буквой Р, меняя или удаляя окончание или меняет букву на более удобную (коробка – колобка).
Когда обращаться за помощью к логопеду?
После пяти лет, если ребенок испытывает трудности не только с произношением буквы “р”, но и с большинством других звуков, и домашние занятия не приносят желаемых результатов, рекомендуется обратиться за помощью к опытному логопеду. Специалист проведет осмотр ребенка и постарается выяснить причины его речевого дефекта. Возможно, потребуется консультация других специалистов. Кроме того, логопед покажет, как правильно выполнять упражнения и контролировать прогресс ребенка. Не стоит игнорировать неправильное произношение, так как в будущем это может привести к трудностям в школе и отставанию от сверстников.
Важность упражнений для автоматизации буквы р
Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.
После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…». Таким способом правильное произношение доводится до автоматизма. Упражнения с ребенком лучше проводить в игровой форме, без принуждения и настойчивости.
Видео для родителей о постановке звука Р у ребенка или взрослого.
Как сделать так, чтобы повторения упражнения не надоели ребенку и были ему в радость? Для этого нужны игры со звуком Р. О них – в следующей статье.
А сейчас хочу предупредить частую ошибку.
Бывает, что родители, желая помочь ребенку, находят в книгах комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки и начинают их смешивать в одном занятии с малышом («для разностороннего развития речевого аппарата и более быстрого эффекта»). Этого делать нельзя!
Каждая группа звуков требует определенных конкретных движений и определенного положения органов артикуляционного аппарата! Артикуляционная гимнастика для звука Р включает упражнения, направленные на выработку движений, необходимых именно для звуков Р и РЬ.
О последующих этапах работы над звуком Р Вы можете прочитать в статьях.
Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.
Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.
Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу
Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти
При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.
Почему ребенок не выговаривает букву “р”
Звук “р” дольше всех звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается постепенно.
Произношение считается неправильным, когда:
- звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
- замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
- выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.
Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:
- Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечки, специальные упражнения, иногда же показано оперативное вмешательство.
- Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные лицевые мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
- Неправильное дыхание. Имеющиеся заболевания дыхательной системы не дают создать мощную струю воздуха для “грозного рррычания”. Сочетание физических и речевых упражнений помогают преодолеть и это препятствие на пути к заветному четкому “р”.
Визит к логопеду позволит выявить причину нарушения и принять меры для ее устранения. И тогда безотлагательно принимайтесь за работу и наверстывайте упущенное время. К слову сказать, речевой гимнастикой можно начинать понемногу заниматься уже с 3 лет, чтобы к 5-6 годам, когда ребенок должен говорить букву “р”, трудности с ее выговариванием обошли вас стороной.
Закрепление звука «Р» в речи ребенка
Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом — по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».
Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра | ра-ро-ры-ру |
ро-ро-ро-ро | ру-ры-ра-ро |
ры-ры-ры-ры | ры-ра-ро-ру |
ру-ру-ру-ру | ро-ру-ра-ры |
Чистоговорки
РА-РА-РА (2 раза) — был я у ребят вчера.
РО-РО-РО (2 раза) — потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ (2 раза) — заяц спрятался в нору.
РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) — мы играем во дворе.
УР-УР-УР (2 раза) — с Катей мы ловили кур.
Повтори предложения
— У коровы рога.
— Вера и Рома играют в жмурки.
— Туристы развели костёр.
— Фёдор топором рубит дрова.
— У Иры красные рукавички.
— Шофёр проверят мотор.
Повтори скороговорки
— На горе Арарат растёт крупный виноград.
— У мыши в норке сыра корка.
— Трое трубачей трубили в трубы.
— После росы росли розы.
— Во мраке раки шумят в драке.
Повтори потешки
У реки росла рябина,
А река текла — рябила.
Посередине глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба — рыбий царь,
Называется «пескарь».
На дворе горка,
Под горкой — норка.
В этой норке крот
Норку стережёт.
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.
Игры с ребенком, направленные на постановку звука Р
Чтобы быстрее освоить произношение Р, малыш должен произносить этот звук как можно чаще. Постоянная тренировка артикуляционного аппарата непременно даст свои плоды и поможет ребенку быстрее освоить трудный звук. Для этого:
- Больше разговаривайте с малышом, добавив в ваш лексикон как можно больше слов, содержащих букву Р. Произносите эти слова сами, стараясь выговаривать их четко и правильно, и вынуждайте так же правильно проговаривать их ребенка.
- Играйте с ребенком в звукоподражания. Порычите вместе как лев – р-р-ррр, помурлыкайте как кот – мурр-мурр, постреляйте из автомата – тра-та-та, заведите мотор автомобиля – дррр-дррр. Повторяйте любые окружающие вас звуки, в которых встречается звук Р, сделав это занятие веселой и увлекательной игрой.
- Сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории, сделав главным героем крота, поросенка, кролика, черепашку или других персонажей, наделив их именами, в которых содержится буква Р.
- Выучите детские стишки или скороговорки, где буква Р встречается часто. Вот несколько подобных примеров:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Причины неправильного произношения
Комплекс арт-упражнений.
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Автоматизация буквы «Р».
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Если ребенок не выговаривает букву К, Г, Х
Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает букву (звук) — К. О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:
Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х». Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.
Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х».
При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»— его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).
В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.
Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:
ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.
По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.
Подобным образом «г» получается от звука «д»: ребенок произносит «да-да-да», при нажиме на кончик языка получается: «да-дя-гя-га». Звук «х» получается от «С»: «са-ся-хя-ха».
При первой же удаче надо обратить внимание ребенка на то, какой получился звук, и сразу же попросить повторить его. Четкий, правильный звук закрепляется, автоматизируется в разнообразных сочетаниях — в слогах, словах, фразах
Предложите малышу придумывать самому слова с данным звуком, называть картинки, отвечать на вопросы и т. д. Полезны, например, скороговорки: «У киски мягкие лапки. Клава клала лук на полку» и т. д.
Неплохо использовать при работе зеркало, чтобы ребенок мог видеть разницу в артикулировании звуков. Нельзя, чтобы занятие утомляло малыша, нельзя принуждать его заниматься, если он не хочет.
Если результаты самостоятельных занятий невелики, целесообразно обратиться к педагогу по исправлению речи — логопеду.
Почему ребенок не выговаривает букву Р
Для правильного произношения у ребенка должен быть развит речевой аппарат. Это происходит до 5 лет, т. е. до этого возраста малыш может самостоятельно научиться выговаривать букву Р. Если у 5-6-летнего ребенка нет четкой или правильной артикуляции, необходимы консультация логопеда и выполнение специальных упражнений.
Невыговаривание буквы Р происходит по нескольким причинам. Их описание и способы решения:
- Слабое развитие артикуляционного аппарата – тренировка мышц языка, щек, губ, голосовых связок. Ребенку предлагается больше широко улыбаться, корчить рожи, гримасничать.
- Нарушение звукопроизношения – ребенок не может выговорить буквы Р из-за проблем с порядком чередования шипящих и свистящих звуков. Надо выполнять упражнения на эти звуки.
- Аномалии подъязычной уздечки – малыш не может дотянуться до неба и произнести Р из-за малоподвижной, короткой или утолщенной перепонки под языком. Решается проблема хирургическим путем (подрезанием) или упражнениями для растягивания уздечки.
- Нарушение фонематического слуха – ребенок воспроизводит только те звуки, которые четко слышит. Это выражается в пропуске букв или их замене на похожие. Исправить проблему помогут коррекционные занятия с логопедом.
- Неправильный прикус – признак патологии – выдвинутая вперед нижняя или верхняя челюсть. Дефект исправляется врачом-ортодонтом.
- Нарушение дыхания – дыхание сопровождается неправильным направлением воздуха, что приводит к искажению звука Р. Причины состояния кроются в проблемах с сердцем и легкими, увеличенных аденоидах. Показано использовать чередование речевой и физической нагрузок.
Неправильное артикуляция
По мере развития речевого аппарата ребенок может произносить звук Р неправильно. Такая ситуация требует корректировки в виде дополнительных логопедических упражнений. Примеры неправильного произношения:
- Грассирующая Р (картавость) – горловое произношение происходит за счет гортанного язычка. В этом случае придется учить малыша говорить букву языком.
- Выпадение буквы – ребенок просто не произносит Р при озвучивании слова (таракан – таакан).
- Замещение звука и буквы – малыш воспроизводит слова с буквой Р, меняя или удаляя окончание или меняет букву на более удобную (коробка – колобка).